Речевая карта
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Татаринова Людмила Александровна

Логопедическое обследование детей с ТНР необходимо для определения индивидуального маршрута и коррекционного обучения детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                Речевая карта

  1. Фамилия, имя________________________________________________________________

  2. Возраст_____________________________________________________________________

  3. Домашний адрес_____________________________________________________________

  4. Дата поступления в группу____________________________________________________

  5. Речевой  анамнез: гуление _______ лепет _________первые слова ______ фраза________

      прерывалось ли речевое развитие_______________________________________________

  6. Речевая среда в семье _________________________________________________________

  7. Речевое заключение ПМПК_________________________________________________

Исследование эмоционально-волевой сферы, коммуникации

1.1.Эмоционально-волевая сфера

С 5 до 6 лет

С 6 до 7 лет

Первичное обследование

Динамика

Первичное обследование

Динамика

Активен/пассивен

Работает с удовольствием/из подчинения

Поведение

Работоспособность

снижена

достаточна

Уровень речевой коммуникации

С 5до 6лет

 

С 6 до 7 лет

Первичное обследование

Динамика

Первичное обследование

Динамика

Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут маму? Папу? Где ты живёшь? Кто тебя привёл в детский сад? Какие у тебя любимые игрушки? У тебя есть друзья?

Исследование неречевых психических процессов

Восприятие на слух звучание музыкальных интруменов, игрушек

Послушай и скажи ,что звучало?

д)Исследование восприятия и воспроизведения ритма

  Инструкция. Послушай внимательно и повтори, как я:..---..---..; -..-..-   .

Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-

действенного и наглядно-образного мышления:

а) складывание картинок из частей:

5 лет (вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы)

6 лет (вертикальный, горизонтальный, диагональный и фигурный

разрезы) 

б) складывание фигур из палочек по образцу:

5 лет («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)

в) складывание фигур из палочек по памяти:

6 лет («елочка»  из шести палочек, «лодочка» и «лесенка»из семи палочек)

II Исследование состояния сенсомоторного уровня речи

1. Исследование общей произвольной моторики:

1.1   а) покажи, как петушок стоит на одной ноге.

б) покажи, каким ты был маленьким (приседание 3 раза)

в) подбрасывай и лови мяч

г) попрыгай на двух ногах (до указанного ориентира)

1.2.Исследование зрительно-пространственной организации движений

5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева,

справа)

6 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади,

слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу)

1.3.ориентировка в схеме собственного тела:

5 лет (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)

6 лет (показать правой рукой левый глаз, левой рукой — правое ухо

                                                                                                         

 2.Исследование мелкой моторики

  А)Исследование кинестетической основы движений

 

Инструкции:

Покажи «козу рогатую» (указательный палец и мизинец вытянуты вперёд, остальные сжаты) поочерёдно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.

Покажи «ушки зайчика»(указательный и средний палец вытянуты вверх, остальные сжаты в кулак) поочерёдно каждой рукой,а затем двумя руками вместе.

Покажи « колечко» (поочерёдно каждым пальцем соприкасаемся с большим пальцем на одной руке, а затем на другой).

Покажи «очки»(одновременно двумя руками)

Б) Исследование кинетической основы движений

Инструкции:

Поочерёдно сгибай пальцы правой и левой руки

Пальчики «здороваются»

«Игра на пианино»

Кулак-ребро-ладонь(5 лет: ведущей рукой, 6 лет: сначала ведущей, затем другой рукой )

Делай, как я:Одновременное изменение положений обеих кистей рук: одна рука сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами. Распрямляем одну кисть и сжимаем другую

В)Исследование зрительно-моторной координации движений(графические пробы).

               Инструкция: «Дорожки». Проведи линии посередине дорожки, не отрывая карандаша и не съезжая с дорожки.

«Заборчик» Продолжи узор, не отрывая карандаша от бумаги.

ВЕДУЩАЯ РУКА

3. Исследование состояния артикуляционного аппарата

А) Строение:

  • губы – норма, толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, короткая уздечка верхней губы.
  • зубы – ровные, расположены вне челюстной дуги, мелкие, крупные, редкие, кривые, кариозные, наличие диастем, смена зубов.
  • прикус – физиологический, открытый передний, открытый боковой.
  • строение челюсти –норма, прогения, прогнатия.
  • язык – норма, толстый, вялый, напряжённый, микролассия, макроглассия, длинный, узкий, оттянут вглубь рта, укороченная подъязычная связка.
  • нёбо(твёрдое, мягкое) – норма, излишне низкое твёрдое нёбо, излишне высокое твёрдое нёбо, уплощённое, готическое, куполообразное, укороченное мягкое нёбо.
  • маленький язычок – норма, отсутствует, укорочен, расщеплён, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону.

б) Исследование орального праксиса:

Инструкция:

Выполни упражнения (перед зеркалом по подражанию):

 С 5 до 6 лет

 С 6до 7 лет

Первичное обследование

Динамика

Первичное обследование

Динамика

Исследование кинестетической основы движений

для нижней челюсти: «Окошко»_________

для губ: «Оскал»________ «Трубочка» _______поднять вверх верхнюю губу __опустить вниз нижнюю губу ________.

для языка: «Лопатка»________«Иголочка»__________, «Грибок»_________

 «Вкусное варенье»_________,

«Лошадка»__________

«Качели»_________«Маятник»_______

Исследование кинетической основы речи:

для нижней челюсти: осторожно подвигать нижней челюстью вправо-влево ___________

для мягкого нёба: открыть рот –положить широкий язык на нижнюю губу-покашлять с открытым ртом и с языком на нижней губе_________ Визуально: мышцы мягкого нёба  сокращаются и поднимают его.

для губ: чередование «Улыбка - Трубочка»__________

для языка: открыть рот- показать широкий язык- поднять его на верхнюю губу –опустить на нижнюю губу - убрать в рот – закрыть в рот ___________, открыть рот-показать узкий язык-коснуться узким языком правого, левого уголков рта-убрать язык в рот-закрыть рот________

                                                                     

                                     

Тонус(норма, вялый, чрезмерный), темп(норма, медленный, быстрый), переключаемость(норма, замедленная, замены, кинезы, тремор кончика языка, девиация кончика языка вправо, влево, саливация)

В)Исследование мимической моторики

Выполнение упражнений: (упражнения выполняются за логопедом перед зеркалом):

  • Поднять брови вверх –опустить
  • Нахмурить брови-покой
  • Закрыть глаза-открыть

(Норма, сглаженность носогубных складок, гипомимия)

4. Исследование просодической стороны речи

а) Определение типа физиологического дыхания

С 5 до6 лет

 С 6 до 7 лет

Первичное обследование

Динамика

Первичное обследование

Динамика

Инструкция: спокойно сиди на стуле и дыши. Руки логопеда проверят, как ты дышишь. (Руки логопеда располагаются одна на плече, другая на животе ребёнка)

Свободное

Затруднённое

Поверхностное

Неровное

Дифференциация носового и ротового выдоха

б)Исследование целенаправленности воздушной струи

Материал для исследования: пузырёк, ватный шарик.

Инструкция. Покажи, как ты умеешь дуть.

-Вот мяч, а вот ворота, Подуй на мячик и забей мяч в ворота. ___________________

-Вот пузырёк. Подуй в него так, чтобы пузырёк засвистел.___________________

                                                                           

 в)Исследование силы воздушной струи

                             

Материал: гранёный карандаш

Инструкция: Проверим, как сильно умеешь дуть. Вот карандаш(на расстоянии 20 см.), подуй на него так, чтобы он покатился по столу. Для этого вдохни носом и сильно выдохни на карандаш. Губы вытяни трубочкой

г) Исследование объёма, продолжительности речевого выдоха.

Инструкция:5 лет (норма: на 2-3 слова на выдохе), 6 лет (норма: 3-5 слов на выдохе): Послушай предложение и повтори его.

  • Девочка рисует.___________
  • Девочка рисует цветок.__________
  • Девочка рисует цветок карандашами._______
  • Девочка рисует красивый цветок карандашами._______
  • Девочка рисует красивый цветок цветными карандашами._______

е)Темп речи

Нормальный

Тахилалия

Брадилалия

Запинки

Заикание

ж)Голос:

Сильный, звонкий (норма)

Тихий, слабый, истощающийся (недостаточная  сила голоса)

Отклонение тембра голоса:

Глухой

Хриплый

Напряжённый

Монотонный

Дрожащий

5.Фонетико-фонематический строй языка:

Нарушение звукопроизношения

 С 5 до 6 лет

 С 6 до 7 лет

Первичное обследование

Динамика

Первичное обследование

Динамика

А Инструкция. Слушай внимательно и повтори за мной звуки; слова; фразы.(альбом для обследования)

Б) Назови картинки.(альбом для обследования)

Гласные(характер нарушений)

свистящие(характер нарушений)

шипящие(характер нарушений)

сонорные(характер нарушений)

заднеязычные(характер нарушений)

Недостаток произношения губно-губных

Недостаток произношения губно-зубных

Недостаток произношения  твёрдых согласных

Озвончение//оглушение согласных

Изолированно произносит  все звуки правильно, но при увеличении  речевой нагрузки  общая смазанность речи

б) Состояния фонематического слуха:

Инструкция: послушай правильные и неправильные названия картинок. Хлопни в ладоши столько раз, сколько она будет названа правильно (картинки: груша, шапка, сушка):

Гйуфа, груфа, глуса, груша, глюса, гйуша

Фапка, шапка сяпка, шапка, сапка, хапка

Суска, шушка, сушка, фуфка, сушка, шуфка

В)Состояние фонематического восприятия

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной:

На уровне звука (выделение из ряда звуков)

На уровне слогов (та-да-та, кя-гя-гя, да-та-та, ка-га-га, на-ма-на)

На уровне слов (бочка-почка, крыса-крыша, коза-коса, кот-год  )

На уровне предложений (На ветках распускаются почки. Для засолки огурцов нужны бочки.)

г)Исследование фонематического анализа и синтеза

Выделение звука на фоне слова:

Инструкция. Хлопни, если услышишь звук М в словах: дом, кот, мак.

Хлопни, если услышишь звук К в словах:  сук, мак, гусь.

Выделение звука в словах:

Инструкция: Послушай слова, какой звук слышишь: (Звук, необходимый для выделения логопед произносит интонированно).

1-го ударного гласного (аист, удочка, облако)

1-го безударного гласного (ананас, индеец, улитка)

последнего гласного (пила, грибы, кольцо,очки)

последнего согласного (кот, жук, дом, шар, стул)

1-го согласного (танк, коза, санки, мышка)

Назови в словах звуки по порядку: сом ___, каша ____стул _____

Посчитай, сколько звуков в слове дом? ____ Луна? _____Банан? ______

Составь слово (с,а,д;______ д,о,м______ р,у,к,а________)

Д) )исследование состояния фонематических представлений

Инструкция: подбери и назови картинки со звуком К.

   6 .       Исследование состояния слоговой структуры слов, предложений                                                                                                  

(парафазии(замена), элизии(пропуски), итерации(повторение), кантамитации (часть одного слова соединяется с частью другого),персеверации(отсроченное повторение), перестановка звуков, слогов):

Инструкция: Повторяй за мной слова, предложения.

 С 5 до 6 лет

С 6 до 7 лет

Первичное обследование

Динамика

Первичное обследование

Динамика

 Односложные слова   (дом, лифт)

Двусложные слова( рука, нога)

Трёхсложные слова(телефон, самолёт, самовар)

Слова со стечением согласных(клоун, клумба, кнопка)

Слова со сложной слоговой структурой (Строительство, архитектура, велосипедистка, регулировщик)

На уровне предложения:

Водопроводчик чинит водопровод.

Воспитательница читает детям книгу.

Регулировщик регулирует движение.

Экскурсовод проводит интересную экскурсию.                                                                                                    

                  III Исследование лексики и грамматического строя речи

                                    Исследование состояния словаря

1.Исследование состояния номинативного словаря (понимание/воспроизведение)

  Понимание и воспроизведение названий предметов, частей, обобщение.

Инструкция: Посмотри на картинки. Какие предметы на них изображены? Как назвать одним словом ? Из каких частей они состоят?(Определяются части некоторых предметов)

Игрушки(кукла: голова, шея, туловище, ноги, руки)

С 5 до 6 лет

 С 6 до 7 лет

Первичное обследование

Динамика

Первичное обследование

Динамика

одежда

обувь

овощи

фрукты

Посуда (чайник: крышка, носик, донышко, ручка)

Мебель (стул: сидение, ножки, спинка)

звери

домашние животные

продукты

С 6 лет: транспорт( кабина, колесо, руль, дверь, фара)

Различение цвета, формы

Инструкция. Назови цвет карандашей

5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, розовый,

черный)

6 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый,

коричневый, белый, черный) ______________________________________

Инструкция. Назови геометрические фигуры.

5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник,  

6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник)

 

2. Исследование состояния предикативного словаря (понимание/воспроизведение)

а) Инструкция: Ответь на вопрос. Кто (что?) делает?

самолёт

лошадь

дятел

мальчик

девочка

молния

солнце

рыба

дождь

часы

б) Кто как голос подаёт?

кошка

корова

мышь

медведь

петух

воробей

  3. Исследование  состояния атрибутивного словаря(понимание/воспроизведение)

 

Трава какая?

Лимон какой?

Солнце какое?

Цветы какие?

4. Воспроизведение в речи наречий

Инструкция: Ответь на мои вопросы:

Как ползёт черепаха?

Как светит месяц ночью?

Когда дети идут в детский сад?

5. Воспроизведение в речи числительных

Количественный счёт

Инструкция. Посчитай  грибочки

Порядковый счёт

Рассмотри картинку. (Сказка «Репка»). Посчитай героев сказки по порядку.

6. Подбор слов противоположных по значению (антонимы).

Инструкция: Скажи слова наоборот.

чёрный

сладкий

маленький

широкий

толстый

низкий

7.Подбор слов схожих по значению (синонимов)

Инструкция. Подбери слова, похожие по значению.

  Какой мальчик? (смелый, мужественный, отважный)

 Что делает река? (бежит, течёт, струится)                    

  IV. Исследование состояния грамматического строя речи

1. Исследование  состояния навыков словообразования

 С 5 до 6 лет

 С 6 до 7 лет

А.Образование уменьшительно-ласкательных форм

Инструкция. Я скажу про большой предмет, а ты про маленький.

Первичное обследование

Динамика

Первичное обследование

Динамика

дом

мяч

гнездо

звезда

голубой

сладкий

Б.образование относительных прилагательных

 Инструкция. Шкаф сделан из дерева. Какой шкаф?

шкаф из дерева

машина из железа

ваза из стекла      

горка из  снега

шапка из шерсти

ручка из пластмассы

в. образование названий детёнышей

Инструкция: кто у кого?

у кошки         у лисы

у собаки        у белки

у свиньи        у медведицы

у лошади       у волчицы

у коровы

Ед.ч

Мн.ч

Ед.ч

Мн.ч

Ед.ч

Мн.ч

Ед.ч

Мн.ч

Г. г) Образование притяжательных прилагательных

5 лет.Инструкция. Как сказать, чья вещь?

Книга дедушки

Сумка  мамы

Газета папы

С 6 лет: Инструкция. Посмотри на картинки и скажи. Чей хвост? Чья голова?

Хвост зайца                    

Хвост лисы                    

Хвост волка                  

Голова зайца

Голова лисы

Голова волка

д) Образование глаголов префиксальным способом

Инструкция. Рассмотри картинки и скажи.

Что делает мальчик?(подъезжает, отъезжает, объезжает

2. Исследование состояния навыков словоизменения.

Исследование состояния грамматических ФОРМ

А)Употребление существительных во мн. ч.

кошка

вагон

 гнездо

кровать

ухо    

 письмо

лампа

яйцо

Б) употребление сущ. в ед. ч и мн .ч. в Р.п.

Ед. ч. Р.п. (без чего?)

Чайник

Петух

Машина

стол

Мн.ч. в Р.п.

Кого в лесу много?

Чего в лесу много?

в) Употребление сущ. ед. ч. в Д.п. :

Маша даёт корм  кому?

 г)Употребление сущ. ед. ч. в Т.п.:

Суп едят (чем?)

 хлеб режут(чем?)

Бельё гладят(чем?)

 цветы поливают(чем?)

д) Употребление сущ. ед. ч. в .П.п

 Девочка  думает о чём?

Е) изменение прилагательных по родам, согласование имён прилагательных с                             существительными

Инструкция: Назови предмет и цвет этого предмета :

Майка (жёлтая)

Мяч

Яблоко

Роза (красная)

Флаг

Кресло

Сумка (синяя)

Автобус

полотенце

з) изменение глаголов по временам, согласование глаголов с именами существительными

Инструкция: ответь на вопросы.

Что делает девочка?

Что делала девочка?

Что будет делать девочка?

3. Исследование освоения навыков согласования существительных с                              числительными. (1,2,5)

Тетрадь

Карандаш

яблоко

4.Исследование воспроизведения предложно-падежных конструкций.

 Ответь на вопросы:  (педагог манипулирует предметами)                                          

Где сидит зайка? (на коробке)

                                 (в коробке)

                                 (под коробкой)

                                 (за коробкой)

Откуда спрыгнул зайка? (с коробки)

Откуда выпрыгнул зайка? (из коробки)

С 6 лет

Откуда выглядывает зайка? (из-за коробки)

Откуда выпрыгнул зайка (из-под стола)

  V Исследование понимания логико-грамматических отношений

С 5 до 6 лет

 С 6 до 7 лет

Первичное обследование

Динамика

Первичное обследование

Динамика

Инструкции:

       а)Покажи указку, ручку.

        б)покажи указкой ручку.

        в)покажи указку ручкой..

Инструкция.  Посмотри на картинки. Покажи, где девочка катает мальчика на санках. Где мальчик катает девочку на санках.

                          VI.  Исследование состояния связной речи

 С 5 до 6 лет

 С 6 до 7 лет

Первичное обследование

Динамика

Первичное обследование

Динамика

Пересказ текста

Инструкция. Сейчас я прочту тебе рассказ. Слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказать.

Описательный рассказ

Инструкция: расскажи об игрушке.

Составление рассказа по картинке

Инструкция. Расскажи, что нарисовано на картинке.

Составление рассказа по серии картинок

Инструкция: посмотри внимательно  на картинки, разложи их по порядку. Расскажи что случилось: что сначала, что потом, чем всё закончилось.

Логопедическое заключение __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Речевая карта составлена в соответствии рекомендациям Н.В. Нищевой..

 Наглядный материал использован: «О.Б. Иншакова  Альбом для логопеда  »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.

Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической  группы....

"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина

В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...

Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....

Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)

Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....

Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте

Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...

Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)

Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...