Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Сказки»
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Дегтеренко Мария Викторовна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Сказки»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

По теме:

 «Сказки.»

Цель: Обучение творческому рассказыванию

Задачи:

Образовательные:

1)    Активизация, расширение словаря по теме: «Писатели детям. Сказки».

2)     Согласовывать существительные с прилагательным и числительным.

3)    Образование, употребление слов антонимов.

4)    Учить детей отгадывать загадки.

Развивающие:

1)    развитие чувства ритма, соотнесения движения руками, ногами с ритмом речи.

2)    Развитие внимания, памяти, логического мышления.

3)    Развитие пространственных представлений.

4)    Употреблять предлоги: «за», «под», «над».

Воспитательные:

1)    Воспитывать усидчивость и трудолюбие.

2)    Воспитывать дружелюбное и вежливое отношение детей друг к другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Сказки»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

По теме:

 «Сказки.»

Цель: Обучение творческому рассказыванию

Задачи:

Образовательные:

1)    Активизация, расширение словаря по теме: «Писатели детям. Сказки».

2)     Согласовывать существительные с прилагательным и числительным.

3)    Образование, употребление слов антонимов.

4)    Учить детей отгадывать загадки.

Развивающие:

1)    развитие чувства ритма, соотнесения движения руками, ногами с ритмом речи.

2)    Развитие внимания, памяти, логического мышления.

3)    Развитие пространственных представлений.

4)    Употреблять предлоги: «за», «под», «над».

Воспитательные:

1)    Воспитывать усидчивость и трудолюбие.

2)    Воспитывать дружелюбное и вежливое отношение детей друг к другу.

Оборудование: фланелиграф, доска, домик, 5 ключиков, картинки для д.и. «салат из сказок», картинки по сказке «теремок», разрезная картинка волк и семеро козлят, картинки по сказке «гуси лебеди».

Ход занятия:

      I.        Орг. момент.

В: Здравствуйте дети,  сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам. Сказки приготовили для вас много интересных игр и заданий.

    II.        Работа по теме:

В: А вот и первое задание послушайте меня внимательно и отгадайте, о чём я говорю.

1)    Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор ( Айболит)

2)    Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек — копытца.

Трое их — и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои, что за сказка?(три поросёнка)

3)    У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный…

Кто же это? ( Буратино)

В: Дети вы назвали: Буратино, Айболит, Три поросёнка одним это кто такие?

Дети: Герои сказок.

В: Правильно, а одним словом, по-другому, как мы скажем, это?

Дети: Персонажи.

В: А персонажи где живут?

Дети: В сказках.

В: Вы отлично справились с заданием первой сказки. Отправляемся дальше.

1) «Теремок» (Фланелеграф)

(Дети сидят на стульях)

В: Ребята посмотрите на доску, вы узнали, какая это сказка?

Дети: Да, «Теремок»

В: Правильно. Послушайте меня внимательно:

Теремок   =>  мышка  =>  лягушка  =>  зайка  =>  лиса  =>  волк  =>  медведь

-Кто находиться перед зайкой?(лягушка)

-кто находиться перед за лисой?(волк)

-кто находиться над лисой?(лягушка)

-кто находиться под мышкой?(волк)

-а где прячется медведь??(за теремком)

В: Молодцы вы хорошо справились с этим заданием, а теперь давайте с вами немного отдохнём.

2)Д. И. «РИТМИЧЕСКИЕ ПОТЕШКИ»

Мы топаем ногами — топ, топ, топ.

Мы хлопаем руками — хлоп, хлоп, хлоп.

Мы руки поднимаем.

Мы руки отпускаем.

Мы руки подаем.

Мы бегаем кругом.

Мы с вами отдохнули и теперь можем отправляться дальше.

3)Д.и. «Собери картинку, сосчитай»

(Дети стоят, разрезная картинка по сказке « Волк и семеро козлят»)

В: Посмотрите, что здесь спряталось?

Вы должны перевернуть отрезки картинки и если вы их правильно сложите, у вас получится, картинка из какой то сказки.

(Дети переворачивают кусочки  картинки и складывают в одну)

Узнали, какая сказка приготовила для вас эту игру?

Дети: да, «Волк и семеро козлят».

В: молодцы вы справились с заданием, а а эта сказка приготовила для вас ещё одно задание, вам нужно сосчитать правильно, сколько козлят в этой сказке. Но прежде чем считать, скажите, а козлята в сказке большие или маленькие?

Дети: маленькие.

В: значит, мы будем считать маленьких козлят. Давайте начну я.

Один маленький козлёнок

Дети:

-два маленьких козлёнка

-три маленьких козлёнка

-четыре маленьких козлёнка

-пять маленьких козлят

-шесть маленьких козлят

-семь маленьких козлят.

В: вы справились и с этим заданием. Идём дальше.

4)д.и. «Скажи наоборот»

(сказка «Гуси-лебеди»)( дети сидят на стульях)

Ребят посмотрите мы с вами нашли ещё одну сказку. И она тоже приготовила для вас игру. Посмотрите на картинки, вы узнали, какая это сказка?

Дети: да, «Гуси-лебеди».

Мама и папа  =  гуси-лебеди  = Гуси-лебеди и Иванушка  =  баба-яга  =  Алёнушка  =  печка  =  яблоня  =  Алёнушка и Иванушка у речки  =  Алёнушка и Иванушка.

В: Ребята здесь есть разные герои. Давайте поиграем в игру: «Скажи наоборот». Послушайте меня внимательно:

-Вот папа и мама молодые,  а наоборот как мы скажем?( старые)

-Посмотрите Иванушка  сидит, играет, улыбается значит он какой? ( весёлый), а наоборот как сказать?(Грустный)

-Гуси-лебеди украли Иванушку значит они какие? ( злые), а наоборот как сказать?(добрые)

-Иванушка ещё какой? (маленький), а наоборот как сказать?(большой)

-Посмотрите на Бабу-ягу: волосы у неё не расчёсаны, растрёпаны, платье рваное, значит она какая? ( неряшливая), наоборот как сказать?(аккуратная)

-Алёнушка не послушала маму с папой, значит она какая? ( не послушная), а наоборот как сказать?(послушная)

-печка печёт пироги значит она какая? (трудолюбивая), а наоборот как сказать?(ленивая)

-яблоня  говорила с Алёнушкой вежливо значит она?( вежливая), а наоборот?(грубая)

-Когда Алёнушка и Иванушка прятались у речки, как вы думаете Алёнушка какая здесь?

Дети: трусливая.

В: Трусливая, а наоборот как сказать?(храбрая)

-Алёнушка уже спасла Иванушку, значит она какой герой?(положительный)

А в  начале сказки когда она не послушала маму и папу она была каким героем?(отрицательным)

В: Молодцы ребята, вы правильно выполнили задание. Молодцы, а теперь сядьте за столы,посмотрите перед вами лежат картинки.

6)Дидактическая игра  «Салат из сказок»

Теремок  =  дед  =  курочка ряба  =  баба-яга  =  печка  =  медведь.

В: Дети у вас картинки из разных сказок. Мы с вами знаем уже много сказок, а сейчас я хочу предложить вам придумать собственную сказку с теми персонажами, которые нарисованы на ваших картинках.

Сначала начну я, а вы будете придумывать сказку дальше.

Текст:

В: Стоял в поле (теремок). Жил был в теремке (дед), и была у него (курочка ряба). Летела мимо теремка (баба яга), увидела курочку и схватила её. И захотела баба яга.. (курочку съесть), растопила она ( печку). Курочка ряба испугалась, закричала, закудахтала. Мимо проходил( медведь), услышал он курочку, ему стало её жалко и (спас он курочку) от Яги. Отнёс он курочку( деду), дед обрадовался и поблагодарил медведя.

Наводящие вопросы:

1)Как вы думаете, кто бы мог там жить?(Дети: дед)

2)У деда могла жить?(Курочка Ряба)

3)А кто бы мог пролетать мимо дома?(Баба-яга)

4) И захотела баба яга курочку съесть.

5)А что бы съесть Курочку  Рябу растопила она…( печку)

6)Курочка Ряба, испугалась, закудахтала.

7)Как вы думаете кто мог её услышать?(медведь).

8)Услышал медведь курочку, пожалел, и что он сделал?(спас Курочку Рябу)

9)И кому он отнёс Курочку Рябу? (деду).

В: Дети, а теперь давайте расскажем всю сказку, которую мы только что придумали. Кто хочет?

(Рассказы детей.)

   III.        Итог занятия:

Ребята, вашим героям очень понравилась сказка, которую вы про них придумали. А теперь давайте вспомним, в каких сказках мы сегодня побывали?



Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД № 53» КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

12401677931387382913Anonymous_Mail_1_icon.svg.hi пр. Победы, 19в, г.Копейск, Челябинская обл., Россия, 456625

Методические рекомендации по работе дома с детьми, имеющими нарушения речи.

                                                 Подготовила учитель- логопед : Дегтеренко М.В.

МДОУ «ДС № 53»

г. Копейск

Методические рекомендации по работе дома с детьми, имеющими нарушения речи.

         В дошкольном возрасте даже самые незначительные недостатки в развитии речи          малыша могут оказать свое «роковое» влияние на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому к логопедической проблеме, какова бы она ни была: неправильное произношение звуков, бедный словарный запас, отсутствие связной речи, заикание, стоит отнестись со всей серьёзностью. Для этого мы предлагаем Вам, уважаемые родители, некоторые рекомендации. 

        Стоит отметить, что полноценная коррекционная работа, направленная на устранение речевых нарушений у детей, не возможна без регулярной работы дома. Чем сильнее выражен речевой дефект у ребенка, тем больше внимания и времени стоит уделять работе вне логопедического кабинета. Стоит помнить, что коррекция речи – это сложный и длительный процесс, который отнимает у ребенка много сил и времени. Кроме того, дети, имеющие нарушения речи, часто более утомляемы, чем их сверстники. В связи с этим, занятия по коррекции речи, как в классе, так и дома, должны строиться особым образом. На что стоит обратить внимание при организации коррекционной работы дома? Прежде всего, стоит помнить о том, что любая задача легче, если ее решение осуществляется на эмоциональном подъеме. Ребенок должен быть отдохнувшим, выспавшимся и в хорошем настроении. Не стоит заставлять ребенка заниматься, это может вызвать негативный настрой к логопедическим занятиям в целом. Занятия должны осуществлять регулярно, ребенок должен осознавать, что эта работа необходима, но организация занятий не должна иметь принудительный характер и превращаться в дополнительные уроки. Стоит обратить внимание на выбор места занятия. Это необязательно стандартная форма, когда родитель и ребенок садятся за стол и выполняют задания. Лучше выбрать место удобнее и психологически комфортнее для ребенка, например, можно разместиться на ковре (разумеется, если речь не идет о выполнении письменных заданий при коррекции письменной речи). Многие задания требуют полной сосредоточенности ребенка на определенном виде деятельности, поэтому, стоит ликвидировать все отвлекающие факторы и создать спокойную атмосферу. Некоторые виды работы можно осуществлять во время совместной прогулки. В основном это различные игры, направленные на развитие речи детей. Занятия не должны быть продолжительными и утомлять ребенка. Если ребенок устал, лучше дробить задания и выполнять их в несколько подходов. Не стоит утомлять ребенка и заставлять доделывать задания, если он устал. В работе необходимо использовать разные методы и формы работы. Занятия должны включать игровые виду деятельности, кроме того, следует чередовать виды работ. Например, если выполнялись задания по коррекции звуко- произносительной стороны речи, стоит их разнообразить игрой, направленной на обогащение словаря ребенка. Кроме того, не лишними будут задания на развитие внимания, памяти, мышления. Ведь как показывает опыт, у детей с речевыми нарушениями, часто вторично страдают и вышеперечисленные психические функции. В работе обязательно должен присутствовать наглядный материал. Если используются иллюстрации, необходимо, чтобы они были цветными. Если же в тетради ребенка присутствуют черно-белые картинки, их следует раскрасить. Что в свою очередь будет способствовать развитию мелкой моторки и, как мы все понимаем, не будет лишним. При работе над звуко-произносительными навыками следует помнить, что мало научить ребенка правильно выговаривать тот или иной звук. Много сил требуется для того, чтобы автоматизировать его, ввести в речь ребенка. Поэтому, родители должны регулярно напоминать ребенку, чтобы он правильно произносил звуки, которые уже знает. При искаженном произнесении пройденных звуков стоит акцентировать внимание ребенка на ошибке и попросить повторить его. Одним из основных факторов успешной работы является похвала и поощрение. Родители должны указывать ребенку на его достижения. Кроме того, ребенка стоит хвалить не только за результат, но и за старание. Тем не менее, важно найти «золотую середину» и не перехваливать малыша. Ребенок должен понимать, что он должен постараться и хорошо позаниматься, чтобы получить одобрение со стороны родителей. И, самое главное, ребенок должен чувствовать любовь родителей, веру в его силы и успехи.

Можно проводить различные развивающие игры и игровые упражнения в домашних условиях для развития речи детей. Такие как:

 Игры по дороге в детский сад

«Кто самый внимательный».

Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета.

Например, «Я увидел горку, она высокая». Или «Я увидел машину, она большая» и т.д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает, тот кто назвет больше слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.

«Весёлый счет».

Можно проводить на улице, во время прогулок с ребенком. При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.

«Рыба, птица, зверь».

На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды рыб и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь, щука, сазан, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.

« Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым …)?»

На конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лента и т.д.

«Отгадай предмет по паре других».

Взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок отгадывает: Папа, мама – это семья. Мясо, лук-это котлеты, торт, свечи - это праздник и т.д. Мир детского

сознания состоит из одних вопросов. Им все интересно. Важно использовать такие ситуации для совершенствования речи детей.

«Я дарю тебе словечко».

Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово, а взрослый - незнакомое для ребенка слово и не просто объясняют значение этого слова. Но и составляют с ним предложение. В ходе таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь.

«Живое предложение».

Можно играть всей семьей. Совместно составляется предложение из трех, четырех слов, в зависимости от количества членов семьи. За каждым играющим закрепляется одно слово из предложения. По сигналу все должны стать в одну шеренгу и прочесть предложение, которое получилось. Игру можно проводить несколько раз, при этом важным условием является то, что каждый раз играющие должны становиться в другом порядке, тогда предложения будут звучать по-разному. Например, задумано предложение «Весной расцвели голубые подснежники». В ходе игры предложение может звучать так: «Расцвели голубые подснежники весной» или «Голубые подснежники весной расцвели». Каждый раз, когда получается новое предложение, нужно дать возможность ребенку прочитать его. Такая игра способствует развитию интонационной выразительности речи, а также помогает сформировать у ребенка память, внимание.

«Задом наперед».

Взрослые и ребенок вместе рассказывают сюжет хорошо известной сказки, рассказа, начиная с конца.

«Интеллектуальный теннис».

Ребенок называет слово и быстро передает (бросает) теннисный мяч взрослому, с тем чтобы он придумал к слову определение, например: море - синее; солнце - яркое; дождь - грибной.

Игры на кухне

«Вкусные словечки» (по аналогии с игрой «Города»).

Каждое последующее слово начинается со звука, на который заканчивается предыдущее слово.

«Угощение».

Ребенку предлагается вспомнить вкусные слова на определенный звук: А- арбуз, ананас и т.д.; Б- банан, бутерброд и т.д. Слова произносятся взрослым и ребенком по очереди. Важно, чтобы ребенок проговаривал: «Я угощаю тебя ананасом», «Я угощаю тебя апельсином» и т.д. Параллельно с выполнением этого задания ребенок упражняется в правильном употреблении падежных форм существительных. Для закрепления умения согласовывать существительные с прилагательным можно предложить ребенку добавить к своему слову какой-либо признак: «Я угощаю тебя оранжевым апельсином» или числительное «Я угощаю тебя двумя бананами».

«Путаница» игра на закрепление слоговой структуры слова.

Предложить составить слово из слогов, например, са-ко (коса), ло-мы (мыло). Если ребенок знает буквы и владеет слоговым чтением, можно эту игру провести следующим образом: на листе бумаги хаотично пишутся слоги, ребенок должен соединить линией слоги, чтобы получилось слово. Игра способствует развитию моторики рук.

«Один-два».

Предложить ребенку стать волшебником, превратить два слова в одно или наоборот, например, большие глаза - большеглазый, длинный хвост - длиннохвостый и т.д.

С целью введения в речь ребенка антонимов можно поиграть в игру «Наоборот».

Задается вопрос: «Лес какой?». Необходимо ответить парой слов-антонимов: лес большой - лес маленький, лес старый - лес молодой, лес зимний - лес весенний или взрослый называет слово, а ребенок подбирает к нему антоним.

Большое влияние на речь детей оказывает развитие мелкой моторики рук, так как доказано, что если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Проводя дома упражнения на развитие моторики рук, можно использовать разнообразный подручный материал: бельевые прищепки, пробки от пластиковых бутылок, «сухие бассейны» с горохом, фасолью, рисом.

«Игры с бельевыми прищепками».

Различные геометрические фигуры из разноцветного картона с помощью прищепок превращаются в предметы, силуэт животных, птиц и т.д. Все зависит от фантазии играющих. Например, овал можно превратить в рыбку, приделав ей плавники из прищепок, можно превратить в ежика, прищепки будут играть роль иголок. Можно устроить веселую игру-соревнование между членами семьи. Кто быстрее снимет со своей одежды прищепки.

«Сухой бассейн».

На дне миски с фасолью (рисом, пшеном и т.д.) спрятать игрушки от киндер-сюрприза. Кто быстрее их достанет.

«Лепка из теста».

При приготовлении выпечки дать ребенку кусочек теста и предложить ему слепить любую фигуру.

С помощью таких игр стимулируется действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на речи детей.

Развитие речи ребенка напрямую связано с развитием общей моторики у детей. Поэтому двигательной активности ребенка тоже нужно уделять большое внимание, играя с ним в игры на развитие координации движений, пространственной ориентации. Спектр игр и игровых упражнений, способствующих решению этих задач, очень велик.

«Ловкий зайчик».

Предложить ребенку попрыгать на двух ногах с продвижением вперед.

«Сбей кеглю» (любой предмет- коробку, бутылку).

Нужно сбить кеглю, прокатывая мяч вперед.

«Пройди, не задень».

Ходьба на носочках между предметами, поставленными на расстоянии сорок сантиметров друг от друга. Расстояние можно уменьшать или увеличивать, в зависимости от возможностей ребенка.

    Каждую минуту общения с ребенком можно превратить в увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию речи детей, но формированию личности ребенка, его морально-волевых качеств, а также станет своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых.

   Важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям и прежде всего родителям, поэтому, чем больше ребёнок будет с вами общаться , тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: " Творческое рассказывание сказки " Курочка ряба" на новый лад"."

Данный  конспект  открытого  занятия  был разработан  и  использован  мною. Творческое  рассказывание -  очень интересный и сложный процесс  совместно...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Весенняя сказка»

Данное занятие поможет педагогу уточнить и закрепить представления детей о характерных признаках весенней природы через речевые игры, работу в микрогруппах, экспериментирование....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Сказка в гости к нам приходит»

Развивать речевую деятельность необходимо постоянно. Есть разные методики обучения, развития, я выбрала одну из самых понятных и доступных для детей в старшей группе -  посредством художественной...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Сказки»

Цель: обобщить представления детей о сказках....