Конспект логопедического занятия "Путешествие"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Цыганок Екатерина Васильевна

Конспект занятия с детьми старшей группы

 «Путешествие»

Цель:

- активизация и расширение словаря;
-закрепить  знания  детей  о  транспорте;

- уточнить  понятия: транспорт, воздушный, водный,  наземный,  грузовой,  пассажирский,  специального  назначения;

- образование сложных слов;
- усвоение некоторых форм словоизменения: единственное и множественное число существительных;

- образование  существительных  с  уменьшительно-ласкательным  суффиксом;

- образование  прилагательных  от  существительных;

- развивать  внимание,  память,  мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie.doc257.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с детьми старшей группы

 «Путешествие»

Цель:

- активизация и расширение словаря;
-закрепить  знания  детей  о  транспорте;

- уточнить  понятия: транспорт, воздушный, водный,  наземный,  грузовой,  пассажирский,  специального  назначения;

- образование сложных слов;
- усвоение некоторых форм словоизменения: единственное и множественное число существительных;

- образование  существительных  с  уменьшительно-ласкательным  суффиксом;

- образование  прилагательных  от  существительных;

- развивать  внимание,  память,  мышление.

  1. Оргмомент.

Отгадываем загадки.

  • Мчусь, держась за провода. Не заблужусь я никогда. (Троллейбус)

  • Что за птица? Песен не поет, гнезда не вьет. А груз и людей везет. (Самолет)

  • Что за чудо синий дом, окна чистые кругом.
    Носит обувь из резины, а питается бензином. (Автобус)

  • Надеваем обувь резиновую, кормим водой и бензином. (Автомобиль)

  • Без разгона ввысь взлетаю, стрекозу напоминаю.
    Отправляется в полет наш красивый... (Самолет)

  • Железные избушки прицеплены друг к дружке. Одна из них с трубой, ведет всех за собой. (Поезд)

Все отгадки выставляются на доску. Логопед объясняет, что все это одним словом называется транспорт. Он нам нужен для того, чтобы ездить и перевозить грузы.

  1. Формирование обобщающего понятия.

«На земле, воздухе и воде служит транспорт одному важному делу — перевозит людей и грузы. По рекам, через моря и океаны грузовые корабли везут лес и игрушки, машины и лекарства, все, что требуется в разных уголках нашей планеты. На кораблях, пассажирских лайнерах плывут туристы, любители дальних путешествий. А если людей и грузы надо доставить быстрее, то в этом помогут самолеты: пассажирские и грузовые. Один самолет может вместить людей больше, чем 5 автобусов. А есть еще гидросамолеты. Они садятся прямо на воду. Эти самолеты выручают людей из беды за сотни километров до берега...»

Виды  транспорта:

Воздушный — самолеты, вертолеты, ракеты.
Водный — катера, лодки, пароходы, корабли, теплоходы.
Наземный — автобусы, троллейбусы, трамваи, легковые автомобили, грузовики, мотоциклы и другие.

3.Беседа о транспорте.

Автобус – это  наземный  вид  транспорта.  Он  ездит  по  шоссе,  по  земле,  по  дороге. Автобусы  бывают  разные:  большие  и  маленькие,  одно-  и  двухсоставные.  У  автобуса  есть  пассажирский  салон,  кабина  водителя.  В  автобусе  есть  двери:  передняя,  средняя  и  задняя.

- Как  называются  люди,  едущие  в  автобусе?  (Пассажиры).

- Значит,  автобус – какой  транспорт?  (Пассажирский).

- Любым  видом  транспорта  управляет  человек.  Автобусом,  троллейбусом,  трамваем – шофер;  поездом – машинист,  такси – таксист.

Транспорт  может  быть  не  только  пассажирским, но  и  грузовым.

- Как  вы  думаете,  почему  он  называется  грузовым  транспортом?

Логопед  выставляет  картинки (грузовик,  фургон,  цистерна).

4.Образование сложных слов.

«На улице нашей машины, машины. Машины-малютки, машины большие. У каждой машины дела и заботы. Машины выходят с утра на работу». Выставляется машина-молоковоз. «Для чего нужна эта машина? Как она называется? — Молоковоз. — Да, ее название состоит из двух слов: «молоко» и «возить».

 Аналогично работа со спецмашинами: бензовоз, хлебовоз, лесовоз, самосвал, муковоз, рыбовоз... «Все это спецмашины. Они хорошо помогают человеку».

- Какие  ещё  спецмашины вы  знаете?  (пожарная  машина,  скорая,  милиция).

5.Образование множественного числа существительных.

Логопед выставляет на доску картинку, например, самолет. «Что это? — Самолет. — Да, это самолет. Один самолет. А в аэропорту много... самолетов». (У меня один автомобиль, а в гараже много... автомобилей, автобусов, трамваев, троллейбусов, поездов, пароходов...)

6.Упражнение «Считай и называй».

А   теперь  сосчитайте  и назовите транспорт. Три самолета. и т.д. (запишите в кружки или отметьте точками количество)

7.Физкультминутка.

Самолет построим сами,                                     стучат кулак об кулак
Понесемся над лесами,                                      
заводят мотор
Понесемся над лесами,                                      
летают
А потом вернемся к маме.                                  
встают на одно колено 

8.Упражнение «Из чего какой»:

Закончи предложения.
Дверца из металла (какая?) —
металлическая.

Руль из пластмассы (какой?) — .... Сиденье, обшитое кожей (какое?) — .... Колесо из резины (какое?) — ....

9.Упражнение «Расскажи-ка»:

Ваня летом собрался отдохнуть на море. Давай поможем ему доехать. Рассмотри план  и дополни рассказ взрослого нужными словами. Какими видами транспорта Ваня добирался до моря?

Из дома Ваня (что сделал?) ... {вышел), речку по мостику он ... (перешел) и дальше ... (пошел). Ваня к дороге ... (подошел), на (мотоцикл) сел и ... (поехал). По дороге ехал, в горку... (въехал), с горки ... (съехал), озеро... (объехал), кочку... (переехал), и на железнодорожный вокзал ... (приехал). На (поезд) Ваня сел и ... (поехал). В город ... (приехал), из поезда вышел, остановку нашел и к ней ... (подошел). Ваня в... (машину) сел и в аэропорт поехал. В аэропорту сел на... (самолет) и ... (полетел). Лес он (пролетел), горы ... (перелетел), летел, летел и... (прилетел). Из... (самолета) Ваня вышел и пошел. Шел, шел, в порт... (пришел). Сел он на... (катер) и от берега... (отплыл). К пляжу он ... (приплыл) и стал отдыхать.

10.Обведи картинки по точкам.

Назови каждый предмет ласково.

11. Итог   занятия.

Конспект  занятия

 по  лексической  теме:

«Транспорт».

                                                                     Учитель-логопед:  

                                                                             Цыганок Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Конспект логопедической ритмики « Волшебный карандаш»

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Учитель-логопед Хакимова Муна...

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.

Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...