Развитие лексико-грамматической стороны речи
консультация по логопедии по теме

Куницына Татьяна Николаевна

Консультация для педагогов на тему "Развитие лексико-грамматической стороны речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_leksiko-grammaticheskoe_razvitie.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые педагоги, хочу поговорить с вами сегодня на тему развития лексико-грамматической стороны речи у детей.

Обратимся сначала к лексической стороне речи. Она падрузомевает развитие словарного запаса речи детей.  Словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь.

Детям за время пребывания в детском саду необходимо усвоить :

- бытовой словарь: названия частей тела, лица; игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;

- природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных;

- обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия);

- эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный), качественную оценку предметов (хороший, плохой); слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образования синонимов (засмеялись — захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий — очень старый)1;

- лексику, обозначающую время, пространство, количество.

В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, при­знаков (цвет, форма, вкус), свойств и качеств; слова, выражающие видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, посуда и др.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота).

Методика словарной работы имеет направления:

1) обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных слов;

2) уточнение словаря, т.е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т.п.);

3) активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;

4) устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные)1.

Все задачи словарной работы решаются в единстве с другими задачами развития речи. В то же время каждая имеет специфику, приемы и методы.

Усложнение содержания словарной работы идет по направлениям:

1) овладение словарем в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;

2) рост словаря за счет понимания слов, обозначающих качества, свойства, предметов и явлений, их отношения. Это требует способности к расчлененному восприятию, владения мыслительными операциями (анализ, сравнение);

3) введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия, что предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам.

А теперь обратимся ко второй части разговора – грамматической стороне речи - совокупности закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов).

Хотелось бы обратить ваше внимание на наиболее типичные морфологические ошибки в речи детей:

1. Неправильные окончания имён существительных.

А) родительный падеж, множественное число: с окончанием – ей: карандашов, ежов,

Б) родительный падеж, единственное число: у кукле, у сестре, у маме,

В) винительный падеж одушевлённых и неодушевлённых имёньсуществительных: папа подарил мне слонёночек; Серёжа поймал сом.

Г) предложный падеж неодушевлённых имён сущ. мужского рода: в лесе, в саде, в носе.

2. Склонение несклоняемых имён сущ.: на пальте, на пианине, кофий, в кине.

3. Образование множественного числа сущ. , обозначающих детёнышей животных: ягнёнки, жеребёнки, котёнки, свинёнки.

4. Изменение рода существительных: большой яблок, купи мороженую, папа ушла,

5. Образование глагольных форм.

А) повелительное наклонение: искай, спей, скакай, ехай, склади.

Б) изменение основы глагола: искать – искаю, плакать – плакаю, мочь – можу

В) спряжение глаголов: хотеть – хотишь (хочешь), есть – едишь (ешь),

6. Неправильная форма причастий: сломатая, сошитая, оборватая.

7. Образование сравнительной степени прилагательного: ярче, хуже, плохее, чистее,

8. Окончание местоимений в косвенных падежах: у мене болят уши, в этим кармане,

9. Склонение числительных: двое домов, идите по двоим, с двумями.

Синтаксические ошибки (нарушение порядка слов в предложении):

•На первое место ставится наиболее важное для ребёнка слово: «Куклу мама принесла»;

•Вопросительное предложение начинается с того, что для ребёнка важнее: «Заплакала Маша почему?»

•Дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос «почему?» отвечают: «Почему что…»

Неправильно иногда оформляется союзная связь:

•Опускается союз или часть союза: «Вот ещё лопнул шар у дяди, потому…нажал сильно».

•Один союз заменяется другим: «Как мы пришли домой, мы играли с мячом».

• Союз ставится не на том месте, где обычно употребляется: «Мы шли вот когда от тёти Тамары, смотрим – салют».

ЗАДАЧИ  РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ:

1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного

языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).

2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить

правильному согласованию слов в предложении, построению разных

типов предложений и сочетанию их в связном тексте.

3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов –

словообразования.

Для того что бы устранить недостатки речи хеобходимо применить такие методы работы как :

Лексическая сторона:

рассмотрение и обследование предметов, наблюдения, обзоры, целевые прогулки и экскурсии, рассматривание картин с малознакомым содержанием в сопровождении беседы, чтение художественных произведений, показ фильмов, показ различного рода театров, дидактические игры с игрушками, предметами, картинками, чтение,, рассказывание

грамматика: сравнение (сопоставляются окончания прилагательных разных родов, окончания существительных и т. д.). Использую хоровое проговаривание трудной формы: «Повторим все вместе», «Повторяйте за мной», «Скажите дружно как я»…Использую и такие приемы, как исправление, подсказ. упражнения на составление предложений с трудными словами. словесные упражнения, типа «Скажи…», «Повтори…», подсказывающие вопросы – загадки : «Что это фрукт или овощ? Какой формы круглой или овальной? Его можно есть? Он сладкий?» и т.д. Использую метод сюжетного дидактического рассказа, содержащего трудные словоформы (подбираю небольшие тексты, насыщенные разными грамматическими формами). Читаю текст первый раз, далее при повторном чтении рассказа, уже предлагаю детям самостоятельно окончить предложения, вставить по указанию пропущенные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи "Мой Мишка"

Конспект занятия по активизации, обогащению словаря по теме "Одежда", развитию грамматической стороны речи, развитию артикуляционного аппарата, мелкой моторики, выразительности речи для младших дошкол...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической и связной стороны речи с использованием игровых технологий. На тему: "Дикие животные" (КВН).

Цели и задачи:закреплениеполученных знаний о диких животных;практическое употребление притяжательных прилагательных, существительных в творительном падеже;развитие связной речи;развитие внимания, памя...

Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.

Практическое пособие представляет собой сборник заданий,  дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи,  распределённых по лек...

Тема: «День и ночь - сутки прочь!»Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической стороны речи для детей старшей группы.

Цели занятия: Развитие лексико-грамматических категории и связной речи. Коррекционно-образовательные : -закрепление одушевленных, неодушевленных предметов (кто? что?); -закрепление диалогической ре...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

Конспект занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Дикие животные»

Коррекционно – образовательные задачи: формирование представлений о внешнем виде диких животных, уточнение и расширение словаря по теме (медведь, лиса, заяц, ежик; маленький, большой, рыжий, хитрый, т...

Практикум «Создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста по средством игр» для родителей старшей группы компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи

Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уве...