Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи "Мой Мишка"
    план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

    Гринь Анна Борисовна

    Конспект занятия по активизации, обогащению словаря по теме "Одежда", развитию грамматической стороны речи, развитию артикуляционного аппарата, мелкой моторики, выразительности речи для младших дошкольников. Занятие очень зрелищное, насыщенное эмоционально. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи  по теме «Одежда» «Мой Мишка»                                                                                                            


    Цели:

    - активизировать предметный словарь по теме одежда;

    – закрепление умений осуществлять лексико-грамматические преобразования;

    - учить детей соотносить на слух и правильно использовать в речи притяжательные местоимения мой, моя, мои;

    Развивать артикуляционную ,  пальчиковую и общую моторику.

    – развивать внимание, память,  мышление.
    – развивать творческое воображение, интонационную выразительность речи.
    - воспитание у детей активности, чувства коллективизма.

    Оборудование:  Игрушка Мишка, пакет с одеждой,  воздушный шар, домик, ленты, сундучокс предметами одежды, предметные картинки.

     Предварительная работа: Чтение и разучивание стихов А.Барто из книги «Игрушки», рассматривание иллюстраций в книгах А.Барто,    рассматривание одежды и обуви.

    1.Организационный момент.

         Дети приветствуют гостей.

    Предлагаю детям надуть для гостей воздушный шар

    - Будем весело играть,

    - Будем шарик надувать. Надуваем со звуком Ш -ш-ш и идем от центра круга,  шар лопнул: произносим шшш-шшш и идем к центру круга. ( повторяем 2-3 раза).

    Появляется большой воздушный шар с яркими лентами.

    Отправляемся в путешествие .

    2. Динамическое упражнение:

    Мы летаем высоко,    идут на носках, ленты над головой

    Мы летаем низко,     идут пригнувшись, опустив ленты

    Мы летаем далеко,   разбегаются в стороны на длину лент

    Мы летаем близко.   Собираются вместе

    3. Отгадывание загадки:

    На полянке дом стоит.

    Замечательный на вид,

    Рядом речка протекает,

    Домик чей? Кто угадает?    

    Большой, лохматый, косолапый, любит мед - кто это?          (Медведь)

    А как вы понимаете слово «косолапый»?

    Ответы детей:( неуклюжий, неловкий, ступает пятками врозь…)

    4.  Развитие диалогической речи, активизация предметного словаря по теме «одежда».

    Из домика появляется Мишка в грязной одежде.  Дети рассматривают Мишку и отвечают на вопросы логопеда ( у Мишки грязная майка….).

    Упражнение для мышц шеи: Какой Мишка неаккуратный. Давайте пожурим Мишку:

    Прижать руки к ушам, наклонять голову из стороны в сторону, произносить одновременно: Ай-ай-ай!    (Выполняем 2-3 раза)

    Мишка  жалуется детям:

    - Я хотел устроить бал,

    Я гостей к себе позвал,

    Но запнулся и упал,

    Всю одежду замарал.

    Жалко Мишку. Что делать? Как помочь Мишке?

    Предложения детей: помочь  Мишке постирать одежду.

    5. Упражнение для пальчиков «Стирка»:

    Мы нальем воды чуток,

    В таз насыпим порошок,

    Пену белую взобьем,

    Постираем, отожмем.

    Мишка благодарит детей за помощь.

    6. Уточнение обобщающего понятия одежда.

    Мишка достает сундук. Дети открывают сундук с предметами одежды, обуви, рассматривают, называют и группируют предметы: одежду аккуратно вешают на стульчик; обувь – ставят на полочку;

    Логопед: Как можно назвать предметы на стульчике?

    Ответы детей.

    7.  Ответы на вопросы косвенных падежей.

    Дети, я приготовила Мишке обновку, показываю пакет с одеждой для Мишки.

    Читаю стихотворение.

    Я рубашку сшила Мишке,

    Я сошью ему штанишки.

    Надо к ним карман пришить

    И платочек положить.

    Вопросы логопеда: - Что я сшила Мишке? - Что я пришила к штанишкам? - Что я положила в карман? 

    8. Упражнение для артикуляционных мышц:

    Мишка не знает. Как шьют на швейной машинке. Давайте покажем Мишке как стучит швейная машинка – сначала медленно, затем убыстряя темп максимально быстро открывать рот и произносить слоги ба-ба-ба-ба-ба-ба-. Быбыбыбыбыб, , добавть движение ногами. пыбыпыбыпыбыпыбыпыбы….

    Выполнить 2-3раза.

    9. Употребление притяжательных местоимений.

    Мишка жадничает, отбирает одежду. Он кричит: Моя рубашка, мой платочек, мои штанишки!!!

    Л! Объясняет о каких вещах можно сказать чья? Рубашка? – МОЯ  

    Ребята, как вы думаете, о чем еще медвежонок мог кричать “Мой!”; “Моя!”; “Мои!”?

    Игра: Отбери картинки: Дети отбирают картинки и «раскладывают» по полочкам одежду: если о предмете можно сказать «моя», то  на полку над которой закреплена картинка – рубашка; если «мой» - платок; если «мои», то – штанишки.

    10. Массаж  со звукоподражанием.

    Разве можно быть таким жадным? Ребята, а ведь вы знаете что и друга хорошего из жадины не получится. Мишка, с тобой никто дружить не будет! 

    Дети встают друг за другом:

    Посмотрите, дождь полил  и щеночка намочил.

     (поглаживание по спине)

    Он бежит к себе домой весь до ниточки сырой.

    (поколачивание пальчиками)

    АВ АВ АВ

    Посмотрите, дождь полил  воробьишку намочил.

    (растирание по кругу ладошками)

    Он летит к себе домой весь до ниточки сырой.

     («бег пальчиками)

    ЧИВ ЧИВ ЧИВ

    Посмотрите, дождь полил, лягушонка намочил.

    (разминание-легкое пощипывание)

    Прыгает к себе домой  весь до ниточки сырой.

    (ладошки «прыгают» по спине)

    КВА  КВА  КВА

    Ой, ой, ой! Дождь полил  и  утёнка намочил.

    (вибрация - ладошки «боятся»)

    Он идёт к себе домой  весь до ниточки сырой.

    («качаются» из стороны в сторону)

    КРЯ, КРЯ, КРЯ

    Ой, ой, ой! Дождь полил, медвежонка намочил.

    ( мишка не боится, поглаживание по спине)

    Мишка топает домой весь до ниточки сырой.

     (поглаживание по спине)

    У, У, У

    В. - Медвежонок на полянке

    Водит дружный  хоровод

    И на танец на веселый

    Все зверят скорей  зовет.

    Мишка: Мне так стыдно! Я больше не буду  жадничать. Я приглашу  в гости своих друзей: собачку, лягушку, утенка, воробья.

    Играет музыка. Дети танцуют вместе с Мишкой.  

                               

    11. Игра «Живые картинки»:

     Мишке и его друзьям очень нравятся стихи А. Барто. Наши дети прочтут их для вас. Дети проходят через домик и выходят из него в образе и костюме героев  стихов А. Барто  Рассказывание  стихов из серии «Игрушки»  А.Барто  с элементами драматизации.

    11. Итог занятия:

    Дети вспоминают, что им запомнилось на занятии, прощаются с Мишкой.

    Все мы весело играли

    И немножечко устали

    Скажем Мишке мы «пока»

    Полетим за облака.

    Дети берут в руки ленты и на воздушном шаре возвращаются в группу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию лексико-грамматической и связной стороны речи с использованием игровых технологий. На тему: "Дикие животные" (КВН).

    Цели и задачи:закреплениеполученных знаний о диких животных;практическое употребление притяжательных прилагательных, существительных в творительном падеже;развитие связной речи;развитие внимания, памя...

    Конспект занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Дикие животные»

    Коррекционно – образовательные задачи: формирование представлений о внешнем виде диких животных, уточнение и расширение словаря по теме (медведь, лиса, заяц, ежик; маленький, большой, рыжий, хитрый, т...

    Конспект занятия по развитию лексико -грамматической стороны речи у детей с ОНР в подготовительной группе по лексической теме: «Транспорт»

    Конспект занятия по развитию лексико грамматической стороны речи у детей С ОНР в подготовительной группе .Лексическая тема "Транспорт"...

    План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".

    Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...

    Конспект занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи

    Конспект занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи для детей среднего дошкольного возраста....

    Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи на тему: "Ягоды"

    Тема: «Ягоды».Цели занятия:Коррекционно-образовательные:- учить различать ягоды;- учить образовывать и употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа.Коррекцио...

    Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи. Лексическая тема: Новогодний праздник.

    Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи. Лексическая тема: Новогодний праздник.Конспект  для старшего дошкольного возраста....