Работа логопеда с детьми раннего возраста на этапе диагностики
статья по логопедии (младшая группа) на тему

Емельянова Анна Витальевна

Работа логопеда с детьми раннего возраста и их родителями в первый этап направлена на сбор анамнестических данных, установление контакта. Данная статья представляет собюой опыт работы именно в этот этап, когда необходимо собрать наиболее достоверные сведения о ходе развития ребенка, имеющего речевые нарушения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Из опыта работы:

 Логопедическая работа с детьми раннего возраста приобретает всё большую актуальность. Речевая активность малышей снижается пропорционально развитию технического прогресса. Родители всё чаще жалуются на то, что их малыш «всё понимает, но не говорит». В возрасте 3-4 лет ребенок только начинает постигать азы и прелести собственной активной речи. И, к сожалению, не всегда самостоятельно, а под влиянием занятий и медикаментозного лечения у узких специалистов.

  «Неговорящие» дети резко выделяются среди своих сверстников пониманием речи, точностью выполнения инструкций, речевой активностью.  Воспитатели групп наблюдают за такими детьми, выясняют у родителей особенности развития и поведения ребенка.

   Логопед ведет наблюдение во время проведения занятий, приема пищи, прогулки, игровой деятельности, режимных моментах.

  Результаты наблюдения обсуждаются с родителями. У родителей уточняются данные о раннем развитии ребенка, особенностях поведения дома и на улице, в общественных местах. Родители не всегда предоставляют верную информацию о развитии ребенка, его понимании обращенной речи и игровой деятельности, навыках социальной коммуникации.

  Логопед уточняет такие сведения, перефразируя вопросы, задавая их в разной последовательности. Часто специалист просит родителей подтвердить слова родителя видео-записями, примерами конкретных случаев.

   По опыту своей работы, при таких беседах стараюсь делать пометки, которые лучше анализируются при заполнении документации.

  Анализ анамнестических данных и наблюдений за ребенком, характеристика воспитателей, результаты наблюдения других специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога, иногда физ.инструктора) помогают логопеду при составлении индивидуальной программы сопровождения ребенка, определения зоны ближайшего развития. Определение сильных и слабых сторон ребенка, уровня его интеллектуального и физического развития определяют методы и формы работы с данным ребенком.

  Дети раннего возраста не всегда однозначно воспринимают логопеда как «своего» человека. Чтобы завоевать доверие малыша, его расположение, вызвать интерес к занятиям первые занятия носят ознакомительный характер – занятия –«мини-экскурсии».

   Цель таких занятий привлечь внимание ребенка к кабинету, фигуре логопеда, к особой обстановке, царящей в логопедическом кабинете.

  Логопед каждый раз называет свое имя ребенку и здоровается с малышом, нарочито «забывая» его имя.

-Меня зовут Аня. Здравствуй, Миша. Ты не Миша? Прости, я забыла твое имя. Напомни его.

   Таким образом логопед стимулирует ребенка называть свое имя, быть на короткий период времени «старше, главнее, лучше» взрослого.

  При проведении мини-экскурсии определяю цель, зону кабинета, 2-3 игры, помогающие определить уровень знаний и развития психических процессов,  сюрприз.

  Занятие 1

Цель: знакомство с игровыми пособиями по развитию мелкой моторики

Зона кабинета: учебная перед зеркалом

Игра 1: «Шнуровальный планшет»

Цель: определить уровень:

-умения расшнуровывать;

-удерживать шнурки разной толщины;

-согласованных движений рук;

-умения просить помощь у педагога;

-находить длинные и короткие шнурки

Игра 2 «Камни»

Цель: определить уровень:

-умения находить предметы по инструкции;

-умения находить одинаковые предметы по цвету, форме, величине;

-умения классифицировать предметы с опорой на образец;

-умения перебирать, удерживать камни в руках;

-умения составления простых чередующихся узоров из камней 2-3 видов

План мини-экскурсии:

1.Приветсвие

2.Нахождение игр, обыгрывание их

3.Игры с мячами (шипованными, резиновыми мелкими и средними, большим)

4.Прощание

  Занятие 2

Цель: знакомство с игровыми пособиями по развитию фонематического восприятия

Зона кабинета: игровая

Игра 1: «Музыкальные инструменты»

Цель: определить уровень:

-развития фонематического слуха;

-умения удерживать музыкальные инструменты самостоятельно и пользоваться ими;

-умения подражательной музыкальной деятельности;

-умения просить помощь у педагога;

Игра «Кто так говорит?» (с применением презентаций, аудио-записей)

Цель: определить уровень:

-умения находить предметы по инструкции;

-умения соотносить звук и изображение;

-умения звукоподражать диким и домашним животным;

-умения определять силу голоса;

План мини-экскурсии:

1.Приветсвие

2.Нахождение игр, обыгрывание их

3.Игры-вставыши

4.Прощание

  Занятие 3

Цель: знакомство с игровыми пособиями по обогащению словарного запаса

Зона кабинета: игровая

Игра 1: «Дай мне»

Цель: определить уровень:

-умения находить картинки (игрушки) по инструкции;

-умения взаимодействовать со взрослым, давать ему инструкции;

-пассивного и активного словарей существительных, понимания смыслового значения;

-умения просить помощь у педагога;

-развития логического мышления

Игра 2 «Солдатики (куклы)» (чаще солдатики – для мальчиков, куклы – для девочек)

Цель: определить уровень:

-развития глагольного словаря;

-умения выполнять движения  по инструкции;

-умения соотносить иллюстрацию и движение;

-умения давать инструкцию педагогу;

-умения поддерживать простой сюжет игры;

Игра 3 «Ты какой?»

Цель: определить уровень:

-развития  словаря признаков;

-умения выполнять движения  по инструкции;

-умения соотносить иллюстрацию и прилагательное;

-умения давать инструкцию педагогу;

-умения находить предметы с заданным признаком;

План мини-экскурсии:

1.Приветсвие

2.Нахождение игр, обыгрывание

3.Прощание

Малыши охотно идут на занятия после таких экскурсий. Они ждут нового, интересного. Задача специалиста – найти подход к каждому ребенку и родителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир. Как сформируется его мировоззрение, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раск...

Презентация к родительскому собранию на тему: "Приоритеты работы логопеда с детьми разного возраста".

С помощью данной презентации логопеды на родительском собрании рассказали о важных направлениях работы с детьми разного возраста....

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МАССАЖА И САМОМАССАЖА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.»

Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выделение продуктов распада, на сократи...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассмотрены особенности работы логопеда с детьми с ЗПР в  условиях ПНДДС...

Особенности занятий логопеда с детьми раннего возраста

Часто перед родителями и педагогами встаёт вопрос: нужно ли немедленно  начинать специальные логопедические занятия или стоит подождать, когда у малыша 2,5-3 лет отсутствует активная речь? Обычно...

Аспекты работы учителя-логопеда с детьми раннего возраста в группах кратковременного пребывания в ДОО

За основу разработки программы ранней помощи берем системный подход к коррекционно-педагогической работе с детьми 2-3 лет жизни.  Мы не зря выделили именно эту возрастную группу. Ведь в именно к ...

Система коррекционной работы с безречевыми детьми раннего возраста. Взаимодействие логопеда и семьи.

Модель взаимодействия учителя - логопеда и родителей безречевых детей дошкольного возраста....