Логопедическое занятие на автоматизацию звуков С,Сь
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Федорова Надежда Николаевна

Логопедическое занятие для автоматизации звуков С,Сь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в подготовительной логопедической группе

Тема: автоматизация звуков [С] – [С`] в словах, словосочетаниях.

        Цели:

  • закрепить правильное произношение звуков [C] – [C`] в словах, словосочетаниях;
  • совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
  • развитие функции словоизменения;
  • формирование фонематических процессов;
  • развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики;
  • обогащение словаря;
  • развитие мыслительной операции, зрительного восприятия;
  • воспитание у детей умения общаться друг с другом доброжелательно.

        Оборудование:

  • предметные картинки со звуками [С] – [С`];
  • зеркала;
  • карточки с заданиями;
  • цветные фишки (красный, синий, зеленый);
  • магнитофон;
  • схемы слов, звуков.

ХОД ЗАНЯТИЯ

        I. Организационный момент

        – Сегодня у нас  праздник. К нам на  пришли гости. Ребята, а вы знаете какой праздник?

        – Один сказочный персонаж тоже узнал о празднике и пришел к вам в гости, точнее, прилетел. Догадайтесь, кто этот гость?

         Любит очень он варенье,
Все съедает без сомнения.
На спине жужжит пропеллер,
И живет на крыше он.

        (Ответы детей. Открывается картина с изображением Карлсона и звучит магнитофонная запись.) 

        – Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас с праздником. Я желаю, чтобы вы были всегда добрые, дружные и старательно учились. Мне очень нравится играть с детьми, но сегодня я приготовил много заданий. Если вы будете помогать друг другу, то быстро с ними справитесь. А в конце занятия вас ждет сюрприз.

        – Давайте мы сначала подарим друг другу улыбку и посмотрим, какие задания он нам приготовил?

        II. Основная часть

        1. Сообщение темы занятия

        (Открывается картина леса. На ней нарисованы животные и птицы: сорока, сова, синица, снегирь, собака, лиса, лось, рысь.)

        – На какие две группы можно разделить эти картинки? Послушайте слова, какие звуки я буду выделять голосом? Как вы думаете, какие у нас сегодня звуки в гостях?

        (Ответы детей.)

        2. Характеристика звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

        – Дайте характеристику звукам [С] – [С`]. (Дети перед зеркалом дают характеристику звукам)

        Артикуляционные упражнения для губ и языка:

  • “улыбочка-трубочка”
  • улыбнулись и широким краем язычка почистим нижние зубки;
  • “лопаточка-иголочка”;
  • “футбол”.

        3. Развитие фонематических процессов.

        – Сначала назовите картинки, где мы слышим твердый звук [С], потом – мягкий звук [С`]. (Дети перечисляют картинки, четко выделяя голосом звуки и определяют место звука в словах.)

        4. Развитие функции языкового анализа и синтеза. Работа у доски

        – Выложите цветными фишками слова: лиса, сова, собака, лось. Чем похожи и чем отличаются эти слова? (Ответы детей.)

        5. – К каким словам подходят эти схемы?

img1

img2

img3

        (Ответы детей: рысь, лось, сова, собака)

        6. Физминутка

Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту режем-режем,
Мы капусту жмем-жмем,
Мы капусту солим-солим.

        (Дети выполняют движения, соответствующие словам.)

        7. Игра на внимательность: кустик – дерево

        Правила игры: на слово “кустик” дети приседают, “дерево” – размахивают над головой руками. Ведущий дает команду, сам выполняет противоположное действие. Например: на слово “кустик” размахивает над головой руками, “дерево” – приседает.

        8. Развитие зрительного восприятия. Работа у доски

        – Буквы поломались пополам. Дописать буквы.

img4

img5

img6

        9. Игра «Сочини чистоговорку».

Поможем Карлсону сочинить чистоговорки.

СА-СА-СА – в лесу бегает …(лиса)

СЫ-СЫ-СЫ – хвост пушистый у …(лисы)

СУ-СУ-СУ – было холодно в … (лесу)

ЫСЬ-ЫСЬ-ЫСЬ – в лесу живет … (рысь)

ОСЬ-ОСЬ-ОСЬ – в лесу живет … (лось)

10. Игра с перекидыванием мяча. “Чей детеныш?”

Правила игры: ведущий бросает мяч ребёнку, ребенок говорит детеныша и возвращает мяч.

У лисы – …

У лося – …

У сороки – …

У гусей – …

У собаки – …

У рыси – …

11. Образование и согласование относительных прилагательных.

        – От какого дерева листочки?

        (Ответы детей: листья березы – березовые, листья клена – кленовые, листья дуба – дубовые, листья осины – осиновые.)

        – Вы знаете, что Карлсон любит вкусно поесть. Сейчас мы ему приготовим сытный обед. (Предметные картинки: капуста, свекла, апельсин, слива, овес.)

Дети выходят к доске, показывают картинку и отвечают.

        – Что можно приготовить из этих продуктов?

Салат какой? (Капустный)

Суп из свеклы какой? (Свекольный)

Каша из овса какая? (Овсяная)

Сок из апельсина? (Апельсиновый)

Варенье из сливы? (Сливовое)

– Что еще можно приготовить из сливы?

(Ответы детей.)

III. Итог занятия

Карлсон угощает детей печеньем с изображением буквы С.

– На что похожа буква С? Что больше всего запомнилось на занятии?



Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
«АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА  ДЛЯ СВИСТЯЩИХ,ШИПЯЩИХ И СОНОРНЫХ ЗВУКОВ»

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ


1.«Покусаем язычок».
«Выдвигаю я язык, чтоб лениться не привык.
И от кончика до корня я кусаю все проворней».
(Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. Варианты: - Покусать кончик языка. –Покусать середину языка. – Покусать язык, продвигая его постепенно вперед- назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов помогает ребенку в выполнении упражнения.
2.«Кусаем боковые края языка».
«Горкой» выгну язычок, пожую ему бочок:

Левый, правый, оба сразу я жую как по заказу».
(Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя положения языка, покусывать его края боковыми зубами 10-15 раз)
3.«Почистим зубы снаружи».
«Зубки верхние снаружи нам почистить очень нужно.
Зубки нижние - не хуже, тоже чистки просят дружно».
(Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов)
4.«Загоним мяч в ворота».
«Щек своих не надуваю, мяч в ворота загоняю».
(Вытянуть губы вперед «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками. Можно предложить ребенку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку сдуть с ладошки. Можно предложить ребенку подуть в небольшую чистую бутылочку ( из под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочке раздается гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям)
5.«Лопаточка».
«Поперек улыбки лег - отдыхает язычок».
(Улыбаться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет 1 до 5-10.)
6.«Дуем на лопаточку».
«Дую, дую на «лопатку», чтоб была широкой, гладкой».
(Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка)

7. «Горка», (Мостик).
«Улыбаюсь, рот открыт – там язык лежит свернувшись.
В зубы нижние уткнувшись, горку нам изобразит».
(Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается «горкой». Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10)
8.«Ветерок дует с горки».
«С горки дует ветерок, и несет он холодок».
(Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой»,а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным)
 9.«Чистим нижние зубы» (с внутренней стороны)
«Ходит горка влево - вправо, чистит зубки очень браво».
(Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны)
10.«Катушка».
«Широко раскрою рот, «горку» выведу вперед.
И, назад отодвигая, я ее не разрушаю».
(Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта.

11. «Жуем блинчик».

«Вот опять язык свернулся, в зубы нижние уткнулся.
Двину чуть его вперед, разжую его вот-вот».
(Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперед и покусывать свернутый язык 10-15 раз)

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ (Ш, Щ, Ж, Ч)

1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении  3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

2. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи).

Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой  и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.

Щеки я не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

 3. «Чистим зубки » (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)

Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Рот окрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние - смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

 4. «Ириска» (для укрепления мышц языка и отработки верхнего подъема языка).

Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.

Внимание: Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Рот открывать на 1,5-2 см.. Выполнять медленно.

Ах, как это вкусно,

Ах, как это сладко.

Что это? Ириска?

Или шоколадка?

 5. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

Вырос гриб большой в лесу, 
В садик гриб я принесу. 

Раз, два, три, четыре, пять - 
Гриб мне надо удержать.

 6. «Вкусное варенье» (вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, для звука Ш).

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание: нижняя челюсть должна быть  неподвижна, можно придерживать ее пальцем. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок», и распластанный язык можно шпателем приподнять на верхнюю губу. 

Мы сегодня ели 
Вкусное варенье, 
А теперь по кругу 
Мы оближем губы.

7. «Чашечка»     (вырабатывать правильную форму языка для произношения звуков Ш, Ж).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.

Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.

Мы чаек горячий 
Будем пить на даче. 
Чашечку мы держим 
Крепче, крепче, крепче.

8. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).

Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

Скачем, скачем на лошадке. 
Очень цокать нам приятно. 
Ритм копыта отбивают, 
Язычок им помогает.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ (Р, Рь, Л, ЛЬ)

1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении  3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Тянем губы мы к ушам, улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед, как у слоненка хоботок.

2. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи).

Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой  и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

Щеки я не надуваю, мяч в ворота загоняю.

3. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

Вырос гриб большой в лесу, в садик гриб я принесу. 
Раз, два, три, четыре, пять - гриб мне надо удержать.

4. «Гармошка» (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения  надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

На гармошке мы играем рот пошире открываем, 
Челюсть вверх, челюсть вниз, 
Ты, смотри, не ошибись.

5. «Качели» (отработка умения быстро менять положение языка, необходимое при соединении согласных с гласными).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Эх, раз! Еще раз! 
Мы качаемся сейчас. 
Вверх, вниз мы летим, тормозить мы не хотим.

6. «Чистим зубки» (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)

Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Рот окрою я немножко, губы сделаю «окошком».

Зубы верхние - смотри:чищу «чашкой» изнутри.

7. «Индюк» (отработка подъёма языка вверх, развитие подвижности передней части языка).

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед  назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится  «бл-бл» (как индюк).

Широко открыт мой рот,

Язычок – назад-вперед.

Лижет «чашечкой» губу

И болтает на бегу.

8. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).

Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Скачем, скачем на лошадке. очень цокать нам приятно. 
Ритм копыта отбивают, язычок им помогает.

10. «Маляр» (отрабатывать движения языка вверх и его подвижность).

Описание: Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

Язык – как кисточка моя,и ею нёбо крашу я.

11. «Барабан» (отрабатывать подвижность языка в верхнем положении).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком  «Д-Д-Д». Стучать язычком  7 – 15 секунд (на весь выдох).

В барабан мы бьем нашим язычком. 
Громкий, громкий звук слышен звонкий стук.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука С на тему: «В поисках звука С».

В данном конспекте представлен материал по автоматизации звука С у дошкольников с использованием мультимедийтой презентации....

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.

Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Ш с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий

Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях "В гости к Мишк...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...