Главные вкладки

    Тема: Звуки Р-Рь, Л-Ль. «Полет над Россией»
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Образовательная область "Речевое развитие" (произношение)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obrazovatelnaya_oblast.docx18.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Образовательная область «Речевое развитие» (произношение)

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

    Тема: Звуки Р-Рь, Л-Ль. «Полет над Россией»

    Задачи образовательных областей:

    «Речевое развитие»:  1. Закреплять навыки правильной артикуляции и произношения звуков :Р-Рь, Л-Ль

    2.Продолжать учить дифференцировать звуки Р-Л, Рь-Ль в слогах, словах и предложениях.

    3. Закреплять навыки звуко – слогового анализа и синтеза.

    4.Упражнять в составлении предложений;

     «Познавательное развитие»: 1. Закреплять понятие согласные звуки.

    2. Активизировать словарь детей по темам « Перелетные птицы» и «Космос».

     3.Развивать мышление.

     «Социально-коммуникативное развитие»: 1. Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе.

    «Физическое развитие»: 1.Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук.

    «Художественно-эстетическое развитие»: 1. Воспитывать аккуратность при работе на маркерных досках.

    Оборудование: зеркала, предметные картинки, папки для звукового анализа, презентация.

     

     

     

    Ход  НОД

    I.Открытый вход в деятельность

    Логопед приглашает детей на стульчики.

    II. Мотивация на деятельность

    Логопед: ребята, как называется наша страна? Предлагаю вам  отправиться в путешествие над Россией, нашей прекрасной Родиной.

    III. Расширение имеющихся знаний:

    СЛАЙД 1

    На чем можно полететь над Россией?....

    Как  гудит мотор самолета? Ллллл

    Как гудит маленький самолет? ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ

    Как воет мотор космического корабля?  РР-Р-Р

    Маленький мотор? РРЬ –РЬ-РЬ

    Звуки Р-РЬ, Л-ЛЬ  мы сегодня и будем сравнивать.

    3.Акустико-артикуляционная характеристика звуков по плану

    СЛАЙД  2

    Ребенок по схеме дает характеристику звуков Р-РЬ

    Звуки Р,РЬ – зубы и губы разомкнуты

    при звуке РЬ губы в улыбке,

    Язык поднят за верхние зубы, 

    воздушная струя- прерывистая;

    голосок работает – звук звонкий

    звуки похожи на гул мотора космического корабля

    СЛАЙД  3

    Ребенок по схеме дает характеристику звуков Л-ЛЬ

    Звуки Л,ЛЬ – зубы и губы разомкнуты,

    при звуке ЛЬ губы в улыбке,

    Язык поднят за верхние зубы, 

    воздушная струя- длинная, идет по бокам языка

    голосок работает – звук звонкий

    звуки похожи на гул мотора самолета

     

    4.Сравнительная характеристика  звуков Р-РЬ ,  Л-ЛЬ по схеме

    Слайд 4  (Рассказывает ребенок)

    Есть преграда на пути воздушной струи- звуки Р-РЬ,Л-ЛЬ – согласные

    Голос работает- звонкие

    Звуки Р,Л – твердые, РЬ-ЛЬ -мягкие

     

    5.дифференциация звуков на слух и в произношении

    Чтобы завести мотор космического корабля повторим код старта

    Слайд 5 

    - ЛА-РА  РА-ЛА , РО-ЛО  ЛЫ-РЫ,

    РАК-ЛАК, РОЖКИ-ЛОЖКИ,

    (хоровое и индивидуальное проговаривание)– наш корабль удачно стартовал

    СЛАЙД 6

    Пролетаем над территорией России, видим стаи перелетных птиц – назовите птиц, четко произносите звуки р-л;

    Прочитайте  названия  деревьев, рассадите птиц: если в слове звуки Р-РЬ 

    посадить на кедр, если в слове звуки Л-ЛЬ, посадить на липу.

    (дети называют перелетных птиц и определяют место приземления)

    Запомните картинку (5 секунд)

    СЛАЙД 7

    Что изменилось? …(птицы изменили местоположение, появилась слоговая схема)

    Сколько слогов  в заданной схеме?

    Подберите название птицы к этой слоговой схеме.

    (Дети подбирают названия перелетных птиц, в которых три слога)

    IV. Динамическая пауза

    Игра « реки, горы, облака»

    Если дети слышат команду «горы» - присесть, руки над головой

    Если команда «реки»- бег на месте

    Если команда «облака» - руки вверх и покачаться из стороны в сторону

    СЛАЙД 8

    Пролетаем над Серпуховом , видим многоэтажный дом,  поселились слоги в нем:   показать строчки и столбцы)

    - прочитать слоги, живущие на четвертом этаже верхняя строка…

    - прочитать слоги  в самой нижней строке….

    - прочитать слоги в левом крайнем столбце…

    -прочитать слоги в правом крайнем столбце…

     

     V. Практическая работа

    Дифференциация Р-Л при чтении

    СЛАЙД 9

    Пролетаем над уральскими горами,  видим загадочные слова.

     Какие буквы  в словах  закрыты ?

     начинаем отгадывать с самого верхнего слова…, чтение получившихся слов.

    СЛАЙД 10(то-же)

    «Моя Россия»  логоритмическая гимнастика на стихи В.Трутнова

    Россия –танец хоровод

    Березок на полях

    Россия- синий небосвод

    В плывущих облаках

    Руки в стороны-вверх

    «пружинка» руки вперед-назад

    Руки в стороны вверх

    Руки вверху-покачаться

    Россия - вьюги завитки

    Серебряные реки

    Россия- нежные цветки

    Ромашки, васильки

    Руки согнуть- «завести мотор»

    Покачаться из стороны в сторону

    Присесть –встать

    Раскрыть пальцы рук поочередно

    Россия-пенье ручейка

    От ласточек привет

    Россия- милый уголок

    Что сердцу даст ответ

    Бег на месте

    Бег на месте

    Руки скрестить на груди

    Руки вперед ладонями вверх

    Дети садятся.

    СЛАЙД 11

    Логопед:

    Загадочные слова превратились в картинки, видим детей в их именах спрятались звуки Р-РЬ, Л-ЛЬ,

    Как зовут детей? …….

    Придумайте интересные предложения, используя картинки и имена детей со звуками Р-РЬ.Л-ЛЬ……

    Чъе предложение вам показалось самым интересным? почему?

    Звуко-слоговой  анализ слов:

    Грач, иволга

    VI.. Итог  

    Логопед: Какие звуки мы сегодня сравнивали?

    Расскажите о звуках Р-РЬ-Л-ЛЬ….(дети дают сравнительную характеристику)

    Чем понравилось заниматься? Что было интересно? Вы –молодцы, научились различать звуки Р-РЬ,Л-ЛЬ   и придумали много интересных предложений, наш полет закончен.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    По обучение грамоте.Тема: «Звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Обобщающее понятие: гласные звуки. Буквы А, О, И, У, Э, Ы.».

    Повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [и], [у], [э], [ы] умение слышать звуки в слове в различной позиции: начало, середина, конец слова и голосом выделять звук в слове. Учить придум...

    Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной группе НПОЗ по теме «Дифференциация звуков Л, Ль - Р, Рь . ПОЛЕТ НА МАРС»

    Данный конспект занятий посвящен дифференциации звуков Л - Ль, Р-Рь в словах и предложениях....

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»

    Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци...

    презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

    Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

    Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

    Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

    Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

     Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...