Долгосрочный проект на логопункте "Помощники для язычка"
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Пивина Ирина Сергеевна

В проекте представлены комплексные разминки, нетрадиционные артикуляционные упражнения и дыхательно-голосовая гимнастика, которые могут выполняться логопедом, воспитателем на коррекционной часе, а также дома родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pomoshchniki_dlya_yazychka.docx234.8 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 43» -

«детский сад №33»

Помощники для язычка

Логопедический проект

 нетрадиционные приемы в коррекционной работе с детьми с ОНР

учитель-логопед

высшей квалификационной категории:

Пивина И.С.

2018

Логопедический проект.

«Помощники для язычка»

Нетрадиционные приемы в коррекционной логопедической работе.

Вид проекта: развивающий, обучающий, коррекционный

Сроки реализации:  долгосрочный

Руководитель проекта:  учитель-логопед Пивина Ирина Сергеевна

Участники проекта: дети с диагнозом ОНР.

Актуальность проекта:  Успешная коррекционная работа с детьми с ОНР может быть осуществлена только при наличии достаточно высокой познавательной активности, при высоком уровне развития тонкой, общей и артикуляционной моторики, достаточном уровне сформированностипространственных ориентировок. Для этого необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. С этой целью должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи.Работа с ребенком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов в коррекционной логопедической работе с детьми.Комплексные разминки, нетрадиционные артикуляционные упражнения и дыхательно-голосовая гимнастика могут выполняться логопедом и воспитателем на коррекционной часе, а также дома родителями. Упражнения выполняются с постепенным наращиванием темпа и усложнением. Предлагаемые комплексы содержат дыхательно-координационные упражнения, сочетанные артикуляционные и пальчиковые упражнения, Необходимо отметить, что регулярное                 выполнение дыхательных упражнений является также профилактикой острых респираторных заболеваний.

Цель проекта: Создать условия для успешной коррекционной работы с детьми с ОНР.

Задачи:

- подготовить программное обеспечение проекта,

-развитие тонкой, общей и артикуляционной моторики,

- формирование пространственной ориентированности,

- обучение родителей комплексным разминкам для занятий с детьми дома.

- оценить эффективность предлагаемого опыта работы.

Ожидаемый результат: Эффективное воздействие и подготовка артикуляционного аппарата для коррекции звукопроизношения.

Содержание проекта

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап: 11-15 января

Подготовка программы проекта на основе методической разработки В.В.Коноваленко, С.В.КоноваленкоХлоп-топ: нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми.

Встреча с родителями участников проекта, знакомство с проектом, рассказ о его значимости и необходимости выполнении упражнений дома. Подготовка родителями необходимого оборудования для проекта.

Основной этап: 18января-1 апреля  

Проект осуществляется в течении 10 минут на каждом занятии.(3 занятия в неделю)

Дыхательная гимнастика – на каждом занятии.

Нетрадиционные  артикуляционные упражнения – с 4 недели проекта.

Упражнения для развития тонкой моторики – со 2 недели проекта

Комплексные разминки    - с первой недели проекта, каждая неделя новый комплекс разминки. 11 недель проекта – 11 разминок. Принцип: от простого к более сложному.

Заключительный этап: 4-8 апреля

Анализ подвижности органов артикуляционного аппарата, уровень усвоения комплексных разминок, качество выполнения упражнений. Успешность постановки звуков.

1. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Выполняется стоя, руки свободно опущены.

1.        Плечи поднять— вдох, опустить— выдох.

2.        Свести лопатки — вдох, развести — выдох.

3.        Плечи вперед — вдох, назад выдох.

4.        Правое плечо поднять — вдох, опустить — выдох. То же с левым плечом.

5.        Наклон вправо — вдох, выпрямиться — выдох. То же влево.

6.        Скручивание вправо — вдох, исходное положение выдох. То же влево (ноги не отрываются от пола, таз неподвижен)

7.        Круговые движения плечами вперед, затем назад — дыхание свободное.

8.        Закрыть указательным пальцем правой руки правую ноздрю — вдох, выдох. Затем закрыть ноздрю средним пальцем, безымянным...(остальные пальцы согнуты и прижаты к ладони).

То же с левой ноздрей и левой рукой.

9.        Вдох — руки вверх, подняться на носки.

Выдох — теплый воздух выдыхается с длительным звуком ХХХХ или Ш ШШШ, руки при этом свободно опускаются вниз («задуть свечу»).

10.        Вдох — руки вверх, выдох с силой.

Теплый воздух выдыхается тремя порциями X — X — X или Ш — Ш— Ш («задуть три свечи»).

11.        Вдох— руки вверх.

Выдох длительный, холодная воздушная струя по подбородку вниз со звуком СССС — руки при этом медленно опускаются вниз.

12.        Аналогично холодный воздух выдыхается тремя порциями со звуком С — С — С.(И-И-И)

2. НЕТРАДИЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СОВЕРШЕНСТВУЮЩИЕ АРТИКУЛЯЦИОННУЮ МОТОРИКУ

Упражнения с шариком,

(диаметр шарика 2 — 3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел, рис. 1)

1.        Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо — влево.

2.        Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

3.        Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально

4.        Язык — «Чашечка», цель — поймать шарик в «Чашечку».

5.        Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.

6.        Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Упражнения с двумя шариками

(диаметр шариков не более 1,5 см, рис. 2)

1.        Двигать поочередно шарики вправо и влево по горизонтально натянутой руками веревке.

2.        Веревка натянута горизонтально, шарики толкать поочередно вверх и вниз.

3.        Веревка натянута вертикально, быстро подталкивать нижний шарик вверх.

4.        Ловить оба шарика в «Чашечку».

5.        Поймать шарики губами и расположить их во рту так, чтобы один оказался за правой щекой, а другой за левой. Напрягая щеки, толкать шарики.

Примечание.

1.        Используются пластмассовые шарики из детских погремушек российского производства при наличии сертификата качества.

2.        Шарики, веревочки, ложки строго индивидуальны.

3.        Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывается теплой водой с детским мылом и просушивается салфеткой.

3. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТОНКОЙ МОТОРИКИ

1.        Сшить кусок мягкой текстильной резинки длиной 4 - 5 см и полученное колечко поочередно надевать на кольцо из большого и указательного пальцев (затем большого и среднего, безымянного, мизинца). Раздвигать пальцы, растягивая резиновое колечко. Перемещать резиновое колечко с кольца из большого и указательного пальца на следующее кольцо из большого и среднего пальца, не помогая себе свободной рукой.

2.        Сжимать мягкий поролоновый мячик между ладонями (диаметр мячика 3-4 см).

3.        Мягкий поролоновый или резиновый мячик сжимать большим и поочередно остальными пальцами сначала ведущей (правой), затем левой руки.

4.        В коробку с фасолью или крупой поместить несколько мелких игрушек, предварительно показанных ребенку. Затем завязать глаза и предложить ребенку на ощупь найти эти игрушки и, не подсматривая, определить, что это.

5.        Мешать воду (крупу, песок и т. п.) каждым пальцем поочередно по часовой стрелке и против, стараясь держать кисть руки неподвижной. (В качестве емкости использовать пластмассовый стаканчик).

6.        Предложить ребенку закрасить разными способами (точками, вертикальной или горизонтальной штриховкой) изображенные на альбомном листе контурные геометрические фигуры.

7.        На альбомном листе нарисовать крупный квадрат (8Х8 см) и предложить ребенку закрасить его, например, красными точками.

Не настаивать на продолжении работы.

Через день предложить ребенку продолжить работу на этом же листе и этом же квадрате, только изменив цвет карандаша.

Еще через день опять продолжить работу, взяв другой карандаш. И так до тех пор, пока весь квадрат не окажется закрашенным точками.

8.        Отстукивание простых ритмических рисунков подушечками пальцев обеих рук по подражанию (взрослый показывает одной рукой, ребенок воспроизводит обеими одновременно). В данном ритме можно проговаривать слоги на отрабатываемые звуки.

9.        Приподнимание пальцев поочередно от мизинца ведущей руки к мизинцу другой с проговариванием слоговых рядов на отрабатываемые звуки. Ладони при этом плотно прижаты к столу.

10.        Рисование различных геометрических фигур в одну сторону обеими руками одновременно. Закрашивание их точками, штрихование горизонтально, вертикально и наклонно.

11.        Рисование мелкой петлей (штрихом, точками и т. д.) обеими руками одновременно различных знакомых предметов.

12.        Рисование различных животных из геометрических фигур обеими руками одновременно.

13.        Повторное рисование различных геометрических фигур с закрытыми глазами обеими руками одновременно.

14.        Дорисовывание различных рисунков с закрытыми глазами (рисунок выполняется по предварительно тщательно рассмотренному и прорисованному с открытыми глазами образцу).

15.        Рисование геометрических фигур, элементарныхпредметов и знакомых букв в воздухе ладонями и пальцами рук поочередно, затем обеими руками одновременно.

4. КОМПЛЕКСНЫЕ РАЗМИНКИ

Комплексные разминки желательно проводить несколько раз в день как на занятиях, так и в повседневной жизни. Сначала упражнения выполняются детьми по подражанию и по инструкции, а затем уже самостоятельно (в роли ведущих выступают все дети поочередно).

Разминка содержит комплекс упражнения для одновременной тренировки вестибулярного аппарата, общей координации движений, совершенствования артикуляционной и тонкой моторики, а также дыхательные и голосовые упражнения и задания для развития фонематического восприятия.

Время выполнения разминки примерно 5 минут. Вначале комплекс может выполняться частично с постепенным увеличением нагрузки.

Комплекс 1

1.        Дыхательное упражнение «Ракета»

Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание.

Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.

2.        « Улыбка » — согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты.

Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук И.

3.        «Трубочка» — одновременно с длительным и протяжным произнесением звука У (вытянуть губы вперед трубочкой) соединить ладони перед грудью, а локти развести в стороны.

4.        «Болтушка» — рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх.

Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать).

5. «Щелканье» («Цоканье») языком — прямые руки подняты верх над головой.

По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки.

6. «Коготки»Покусывание языка. Руки на уровне плеч, пальцы сгибаем как коготки.

7. «Ножницы» — выполняются в традиционной манере с дополнительным изменением по команде положения рук:

«Вверх; в стороны; к груди; вниз;

правая вверх — левая вниз;

левая в сторону — правая вверх и т. п.».

8. Игра «Хлоп — топ». Услышав звук И — хлопнуть в ладоши, звук Ы — топнуть ногой.

Комплекс 2

1.        Дыхательное упражнение «Ракета» (см. компл. 1), только выдох выполняется со звуком О.

2.        Чередование «Улыбки» и «Трубочки» в сопровождении соответствующих гласных звуков и движений рук (см. компл. 1).

3.        «Накажем непослушный язык» — пошлепывание губами кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Прямые руки подняты над головой, пальцы сжимаются в кулаки и с силой разжимаются.

4.        «Качели» — движение языка вверх-вниз. Кисти рук при этом также движутся вверх-вниз.

5.        «Болтушка» (см. компл. 1), только руки разведены в стороны.

6.        «Щелканье» («Цоканье») языком (см. компл 1)

7.        «Коготки» (см. компл. 1).

8.        Игра «Хлоп — топ». Услышав звук О, хлопнуть в ладоши, на звук У — топнуть ногой.

Комплекс 3

1.        Дыхательное упражнение «Ракета», выдох со звуком У.

2.        Чередование «Улыбки» и «Трубочки» в сопровождении соответствующих гласных звуков и движений рук (см. компл.2).

3.        Широко открыть рот — руки согнуты в локтях, пальцы разведены с силой.

Закрыть рот — пальцы сжать в кулаки.

4.        «Качели» — (см. компл.2).

5.        «Болтушка» — (см. компл.1,2).

6.        «Часики» — руки перед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу.

Движение языка с одновременным движением кистей рук вправо-влево.

7.        «Накажем непослушный язык» — покусывание кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке.

Руки разведены в стороны, кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей.

8.        Игра «Хлоп — топ». Услышав звук А, хлопнуть в ладоши, на звук И — топнуть правой ногой.

Комплекс 4

1.        Дыхательное упражнение «Ракета».

Только выдох сильный, резкий, руки так же резко в такт выдоху опускаются вниз (выполняется это упражнение после «Ракеты» с медленным плавным выдохом).

2.        Упражнение «Крокодил». Широко раскрывать и закрывать рот в сопровождении движений рук, имитирующихдвижения пасти крокодила: рот широко открыт — руки вытянуты вперед с плотно соединенными запястьями и разведенными кистями, одна вверх, другая вниз, пальцы при этомнапряжены и разведены с силой.

При закрывании рта кисти соединить, плотно сжав ладони и сведя вместе пальцы.

3.        Упражнение «Болтушка» (см. компл. 1, 2).

4.        Чередование «Улыбки» и «Трубочки».

«Улыбка» — руки разводятся в стороны, при этом указательные пальцы с большими образуют «колечки».

«Трубочка» — руки сгибаются в локтях, пальцы обеих рук собираются в щепоти и соприкасаются на уровне груди.

5.        «Накажем непослушный язык» (см. компл. 3).

6.        «Качели» (см. компл. 2).

7.        «Часики» — см. компл. 3.

8. Игра «Хлоп — топ» на различение звонких-глухих согласных. Услышав слог ПА, хлопнуть себя по коленкам, на слог БА легко подпрыгнуть на двух ногах и мягко приземлиться на носки. (То же с другими парами БО — ПО, ПЫ—БЫ...).

Комплекс 5

1.        Дыхательное упражнение «Геометрические фигуры».

Медленный глубокий вдох через нос. Руки вытянуты вперед (ладонями вперед).Задержать дыхание.Медленно выдохнуть со звуком О, руки при этом в такт выдоху рисуют круги.

Задержать дыхание.

Снова глубокий медленный вдох.

Задержать дыхание.

Медленно выдохнуть со звуком А, руки при этом рисуют в воздухе треугольники.

2.        Упражнение «Крокодил» (см. компл. 4).

3.    «Накажем непослушный язык» (см. компл. 2 и 3).

4.        «Ножницы» (см. компл. 1).

5.        «Коготки» (см. компл. 1).

6.        Поочередное сжимание и разжимание кулаков по команде.

7.        «Качели» (см. компл. 2).

8.        «Часики» (см. компл. 3).

9.        Игра «Топ — топ». Правой ногой топнуть, когда взрослый произносит слог со звуком П, левой — со звуком Б (ПА-БА, БО — ПО...).

Комплекс 6

1.        Дыхательное упражнение «Ракета».

Во время паузы на вдохе поджать одну ногу, опустить, затем поджать и постараться удержать равновесие на другой ноге, а затем сделать глубокий выдох.

2.        Чередование «Улыбки» и «Трубочки» (см. компл. 4).

3.        «Болтушка» (см. компл. 1,2).

4.        «Ножницы» — «Дощечка» — «Кулачок».

«Ножницы» — пальцы с силой разведены, «Дощечка» — плотно прижаты друг к другу, «Кулачок» — пальцы с силой сжимаются в кулаки по командам взрослого, которые подаются в быстром темпе.

5.        «Качели» (см. компл. 2).

6.        «Накажем непослушный язык» (см. компл. 2 и 3).

7.        «Часики» (см. компл. 3).

8.        Игра «Топ — топ». Услышав слог со звуком Т, топнуть правой ногой, со звуком Д — левой (ТО — ДО, ДУ — ТУ...).

Комплекс 7

1.        Дыхательное упражнение « Воздушный шарик ».

Медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх (« надуваем шар»).

Задержать дыхание.

« Сдуть шарик», выдыхая воздух порциями (ХА — ХА — ХА), руки опускаются в такт выдоху рывками.

Задержать дыхание.

Снова сделать глубокий вдох, подняв руки через стороны вверх («надуть шар»).

Задержать дыхание.

Выдохнуть резко, опустив руки через стороны вниз (ХА!).

2.        «Крокодил» (см. компл. 4).

3.        «Качели» (см. компл. 2).

4.        «Болтушка» (см. компл. 1,2).

5.        «Часики» (см. компл. 3).

6.        Чередование «Улыбки» и «Трубочки» (см. компл. 4).

7.        «Ножницы» — «Дощечка» — «Кулачок» (см. компл. 6).

9.        Упражнение «Маляры».

а)        Круговые движения языком по губам, сопровождающиеся синхронными круговыми движениями кистей рук, руки вперед.

б)        То же самое с движениями языка в преддверии рта, руки к груди (ротзакрыт).

в)        По зубам (рот раскрыт).

10.        Игра «Топ — топ» (см. компл. 5, 6).

Комплекс 8

1.        Дыхательное упражнение «Воздушный шарик» ( см. компл. 7).

2.        «Качели» (см. компл 2).

3.        «Болтушка» (см. компл. 1,2).

4.        «Часики» (см. компл. 3).

5.        «Накажем непослушный язык» (см. компл 2 и 3).

6.        «Маляры» (см. компл. 7).

7.        Упражнение «Змея».

Руки согнуты в локтях, кисти охватывают параллельные плечевые суставы (правая кисть — правое плечо, левая кисть — левое плечо).

Рот закрыт, язык лежит свободно.

Руки резко выбрасываются вперед, пальцы сжаты в щепоти, а язык, как змеиное жало, также выбрасывается вперед.

Затем руки медленно сгибаются и возвращаются на плечи, язык — «жало» также медленно расслабляется и возвращается на место.

8.        Проговаривание звуковых рядов, произнесение каждого звука сопровождается определенным жестом:

звук О — пальцы обеих рук образуют «колечки» из большого и указательного пальца;

звук А — ладони перед грудью сложить домиком, большие пальцы соприкасаются;

звук У — руки перед грудью, ладони плотно прижаты другк другу;

звук И — руки медленно разводятся в стороны.

(Сначала упражнение выполняется с одним, затем с 2-мя, 3-мя, 4-мя звуками).

Комплекс 9

1.   Дыхательное упражнение «Насос».

Руки опущены вниз вдоль туловища.

Медленный вдох через нос — руки при этом скользят вдоль туловища вверх к плечам, сгибаясь в локтях.

Задержка дыхания. Руки согнуты в локтях, кисти рук под мышками.

Медленный выдох через рот со звуком УУУУ. Руки скользят вдоль туловища вниз.

2.        «Крокодил» (см. компл. 4).

3.        «Болтушка» (см. компл. 2).

4.        «Качели» (см. компл. 2).

5.        «Часики» (см. компл. 3).

6.        «Маляры» (см. компл. 7).

7.        «Ножницы» — «Дощечка» — «Кулачок» (см. компл. 6).

8.        Угадывание гласного звука по беззвучной артикуляции, произнесение его в сопровождении соответствующих жестов (по памяти) (см. компл. 8).

Комплекс 10

1.        Дыхательное упражнение «Веточка».

Медленно поднимите руки вверх, сделайте при этом вдох через нос.

Потянитесь вверх к солнцу — задержите дыхание.

Медленно выдохните через рот, наклоняясь вправо, руки прямые над головой.

Задержите дыхание.

Медленный вдох через нос. Выпрямитесь.

Задержите дыхание.

Медленно выдохните через рот, наклоняясь влево.

Снова задержите дыхание.

2.        «Крокодил» (см. компл. 4).

3.        Чередование «Улыбки» и «Трубочки» (см. компл. 4).

4.        «Болтушка» — см. компл.2

5.        Повторяется упражнение 5, комплекс 1.

6.        «Качели» — см. компл. 2.

7.        «Часики» — см. компл. 3.

8.        «Змея» — см. компл. 8.

9.        Игра «Топ — топ». Проговаривание слоговых рядов в сопровождении соответствующих движений. Слог со звуком Ф — хлопнуть в ладоши, слог со звуком В — стукнуть пятками по полу, предварительно поднявшись на носки.

Комплекс 11

1.        Дыхательное упражнение «Веточка» (см. компл. 10).

2.        «Крокодил» (см. компл. 4).

3.        Чередование «Улыбки», «Трубочки», «Рупора».

«Рупор» — зубы слегка разомкнуты, губы слегка вытянуты и округлены. Ладони в это время перед грудью сложены корабликом.

«Улыбка» — руки в это время разводятся в стороны, пальцы поочередно образуют с большим пальцем колечки.

«Трубочка» — пальцы обеих рук собираются в щепоти и соприкасаются на уровне груди.

4.        «Качели» (см. компл 2).    .

5.        «Часики» (см. компл. 3).

6.        «Болтушка» (см. компл. 1, 2).

7.        «Маляры» (см. компл. 7).

48. «Накажем непослушный язык» (см. компл. 2, 3). 9. Проговаривание слоговых рядов в сопровождении соответствующих движений. Слог со звуком К- стукнуть кулаком об кулак, слог со звуком Г- хлопнуть себя по коленкам.

Результаты проекта:

1.Сформированность правильного речевого дыхания, понятия сильного и слабого выдоха, длинной и короткой воздушной струи.

2.Развитие мышц речевого аппарата, формирование артикуляционных укладов, необходимых для постановки звуков.

3. Развитие пространственной ориентированности, умение выполнять сопряженные артикуляционные и пальчиковые упражнения.

4. Создание положительного эмоционального настроя у детей и желания заниматься.

5. Вовлечение родителей в образовательное пространство логопункта. Повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию речи во второй младшей группе Тема проекта: «Сказка о веселом язычке».

Проект по развитию речи во второй младшей группеТема проекта:  «Сказка о веселом язычке»....

Проект « Моя семья». Долгосрочный проект.

Цель проекта:        1.  Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.2.Установление партнерск...

Методическая разработка. Проект. Долгосрочный проект в первой младшей группе детского сада «Это мой, это твой, это наш край родной»..

Методическая разработка. Проект. Долгосрочный проект в первой младшей группе детского сада   «Это мой, это твой, это наш  край родной»....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект по патриотическому воспитанию «Мы помним! Мы гордимся!» подготовительная к школе группа. Долгосрочный проект к юбилею Великой Победы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 101» общеразвивающего вида(МБДОУ  «Детский сад № 101»)    Проектпо патриоти...

Долгосрочный проект по развитию речи для детей второй младшей группы «Пальчик, ручка, язычок»

  Я выбрала проект по данной теме в связи с тем, что эту тему наиболее актуальной для детей младшего возраста. Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа...