Звук и буква Ш
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Геваргис Виктория Олеговна

КОНСПЕКТ

Непосредственно-образовательной деятельности

по обучению грамоте на тему:

23 февраля. Звук «Ш» и буква «Ш»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zvuk_sh.docx114.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 15 «Страна детства» комбинированного вида города Кызыла Республики Тыва

КОНСПЕКТ

Непосредственно-образовательной деятельности

по обучению грамоте на тему:

23 февраля. Звук «Ш» и буква «Ш»

                                                                     Выполнила: учитель-логопед

                                                                                                    Геваргис В.О.

http://www.ruchnoi.ru/sites/default/files/styles/node_gallery_display/public/user3/sh.jpg?itok=kKeQFppK

Кызыл 2017

Кызыл 2017

Тема: 23 февраля. Звук «Ш» и буква «Ш»

Возраст детей: 6-7 лет.

Область: речевое развитие.

Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: познавательная,игровая, коммуникативная, двигательная.

Цель:закрепление правильного произношения звука «Ш» в слогах, словах, фразах связной речи, знакомство с буквой Ш.

Задачи:

Образовательные:

• Дать представление о понятии «буква», продолжать учить различать понятия «звук» и «буква»;

• Формировать представление о защитниках Отечества;

Формировать фонематическое восприятие;

• Дать представление графического изображения буквы Ш.

Развивающие:

• Развивать связную, грамматически правильную монологическую речь;

Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;

Развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью тренажеров речевой активности.

Развивать чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Воспитательные:

•Воспитывать интерес к русскому языку, к нормам литературного произношения;

• Воспитывать языковое чутье;

•Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, организованного поведения.

• Воспитывать патриотические чувства;

Оборудование и материалы:схема-сигнал, схема «Буква и Звук»,схема расположения места звука в слове, картинки со словами, в названии которых есть звук «Ш», тренажер,

Методические приемы:рассматривание схем, речевой образец, вопросы, объяснение, хоровые и индивидуальные ответы, художественное слово, оценка детской речи, работа с тренажером, игра.

Словарная работа: разведчики, Отечество, артиллерист.

Предварительная работа: знакомство с детьми.

Ход занятия

1.Организационный момент

Логопед. Добрый день, ребята!

Дети. Здравствуйте!

Логопед. Меня зовут Виктория Олеговна, и я рада встречи с Вами.В нашем городе открывается школа юных разведчиков. Я ее командир. И я ищу для обучения в этой школе умных, смелых, здоровых, внимательных ребят.

- А вы знаете кто такие разведчики?

Логопед.Разведчики- это солдаты, которые добывают нужные сведения.Как и все военные они служат Отечеству.

-Как вы понимаете слово Отечество?

Ответы детей.

Логопед. Родина – наша страна - Россия, и то место, где мы родились. И  наша республика. И защищать Отечество – долг и обязанность каждого.

Логопед.  Хотели бы вы, учиться в школе разведчиков, готовиться к тому, чтобы защищать свое Отечество?

2.Вводная часть

Логопед. Для начала вам необходимо пройти обследование у доктора. Садитесь поудобней, спинки ровные, ножки вместе.

Артикуляционная гимнастика.

Раз – скорее улыбнись, (упражнение «Улыбочка»)

Два – язык опустим вниз, (упражнение «Язык здоровается с травкой»)

Три – язык наверх потянем, (упражнение «Язык здоровается с солнышком»)

На четыре – позеваем. (упражнение «Бегемот»)

Логопед.Со здоровьем у вас все в порядке!Разведчики должны быть наблюдательными и смекалистыми. Нам предстоит расшифровать поступившие сведения об одном из звуков русского языка.

Игра «Шифровальщики»

На магнитной доске сигналы: красный круг, стрелка вверх, перечеркнутый звонок, нахмуренное лицо.

Логопед. Когда мы произносим этот звук у нас губы… (округлены), язык… (поднят вверх), звук получается… (глухим) и…(твердый).

Логопед. Этот звук издают сухие опавшие листья под ногами. Этот звук мы слышим, когда спускаем воздушный шар, этот звук живет в камышах. Что это за звук?

Логопед. Этот звук Ш.

Логопед. А еще разведчики должны быть очень внимательными!

Проверим так ли это.

Игра «Радисты»

Логопед. К нам поступают сигналы, вы должны их передать дальше. Для этого поработаем с нашими приборами. Слушайте внимательно. Логопед стучит по столу 3 раза. Сколько сигналов прозвучало?

Дети. Прозвучало 3 сигнала.

Логопед. Правильно!Передаем эти 3 сигнала правой рукой начиная с большого пальца. Ш –Ш – Ш. Сначала посмотрите и послушайте, а потом повторите. Слышу следующий сигнал 5 раз.

Логопед. Разведчики должны все подмечать и запоминать. Вам необходимо запомнить  строчку слогов:

ША – ШУ – ШИ

ОШ – ЫШ - УШ

Повторите, ребята.

Логопед. Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием!

Логопед. На склад поступило оборудование и одежда для военных. Наша задача, выбрать те, в названии которых есть звук Ш. На столе лежат картинки: шлем, тельняшка, парашют, пушка, фуражка, автомат, танк, самолет, рюкзак.

Дети выбирают нужные картинки и называют их.

Логопед. Рассортируем то, что выбрали.Справа – предметы, где звук Ш стоит в начале слова (выставляется схема). Слева, где звук Ш в середине слова.

Логопед. Молодцы!

Игра «Кому, что нужно для службы»

Распределим, кому что нужно для службы.

Шлем – танкисту, тельняшка – матросу, фуражка – командиру, парашют -десантнику, пушка – артиллеристу.

Давайте слово артиллерист произнесем по слогам.

Логопед. Сначала послушайте:Ар– ти – лле – рист.

Ребята, а вы знаете, кто такой артиллерист?

Ответы детей.

Логопед. Артиллерист - этосолдат, обслуживающий оружие. Раньше их называли пушкари.

Логопед.  А теперь прошу вас пройтив учебный класс.

5. Физкультминутка

Делаем на месте шаг,

Мы шагаем просто так.

Друг за другом мы идем

Не спешим, не отстаем.

А теперь пошли вприпрыжку

Поднимайте ноги выше.

Кверху руки поднимите,

Позвоночник растяните

Отдохнуть мы все успели,

И на место тихо сели.

Знакомство с буквой

Логопед.Ребята, какой звук чаще других повторялся во всех словах, с которыми мы работали?

Дети. Звук Ш.

Логопед.Правильно! Молодцы!А вы знаете, звук Ш имеет свой портрет. Это буква.На столе у каждого из вас лежит буква. Можем мы ее потрогать?

Дети. Да.

Логопед.Вы абсолютно правы. Букву можно потрогать, написать, выложить.Из каких элементов состоит эта буква?

Дети.Из прямых линий.

Логопед.Сколько нам нужно взять полосок, чтобы выложить букву Ш?

Дети.Нужно4 полоски.

Логопед.Абсолютно верно!Сейчас мы выложим эту букву на специальном планшете. У военных есть 2 вида планшетов: планшет – прибор, и планшет – полевая сумка для документов.

Логопед.Для этого у нас есть специальные резинки, которые обязательно нужно сложить пополам, ичтобы они натянулись. (Показ).

Дети выкладывают букву Ш.

Разведчики должны уметь сравнивать и подмечать детали.

Игра «Мишень»

Логопед.Определите, сколько букв Ш расположено на первой строке нашей таблицы.

Логопед.Посчитайте, сколько букв Ш расположено на 2 строке, на 3.Похожи буквы друг на друга?

Ответы детей.

Логопед.Чем они различаются?

Дети. Одним элементом.

Логопед.Ребята, надо быть очень внимательными, чтобы не ошибиться в написании букв.

Заключительная часть

Логопед. Мы сегодня учились различать звук и букву. Посмотрите на таблицу и сделайте вывод.

-Что такое буква?

-Что такое звук?

Логопед. Ребята вы прошли все испытания. Как вы думаете, какого солдата возьмут в школу разведчиков?

Ответы детей

А какого не возьмут?

Ответы детей.

Все эти качества, которые вы назвали, у вас есть. С этого дня вы приняты в школу юных разведчиков.Мне было сегодня очень приятно с вами общаться. На память о нашей встрече, я хочу вам подарить знак отличия. Спасибо Вам ребята, что вы были сегодня со мной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....