Программа кружка
рабочая программа по логопедии (средняя группа) на тему

"Говоруша"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_programma_kruzhka.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»

Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления для тубинфицированных детей №75»

         Рабочая программа кружка коррекции речи «Говоруша»

                                            (средняя группа)

                                                                               Составила:

                                                                      учитель – логопед  ДОУ №75

                                                                     Спиридонова Ольга Евгеньевна

                                                г. Нижнекамск

                                                   

Пояснительная записка

Среди детей, имеющих те или иные недостатки речевого развития, на первом месте стоят дети с общим недоразвитием речи различной степени выраженности.

Недоразвитие речи дошкольника проявляется в нарушении звукопроизношения, в низкой способности различать звуки, сходные по акустическим признакам, в затруднении звукового анализа слова, в  выраженном отставании в развитии в развитии лексико-граммматического строя речи. У некоторых детей отмечается недостаточная чёткость и выразительность речи. Для детей с недоразвитием речи характерны неустойчивость внимания, снижение памяти,  несформированность мыслительных операций.

Тем не менее, при своевременном выявлении нарушений речевого развития и организации специального коррекционного обучения большинство детей   могут успешно обучаться в школе, получать полноценное общение со сверстниками.

Задачи:

 - расширение словаря по всем лексическим темам, предусмотренным программой в данной возрастной группе и активизация употребления в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они сделаны;

- развитие умения использовать в речи наиболее употребительные  прилагательные, глаголы, наречия, предлоги;

- закрепление правильного произношения гласных  и согласных звуков, отработка произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков (р, л);

- развитие артикуляционного аппарата;

- работа над дикцией;

- формирование умения употреблять существительные с обобщающим значением;

- введение в словарь детей существительных, обозначающих профессии; глаголов, обозначающих трудовые действия

Помимо развивающих задач, данная программа включает в себя коррекционные задачи:

- развитие фонематического слуха: различение на слух и называние слов, начинающихся на определённый звук;

 - совершенствование интонационной выразительности речи;

- развитие умения рассказывать: описывать предмет, картину;

- упражнять в составлении рассказов по картине с использованием раздаточного дидактического материала;

- совершенствование умения определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток;

-  упражнять в правильном употреблении в речи слов-антонимов;

- формирование умения согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята – лисят, медвежата – медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, туфель).

Занятия по развитию речи в коррекционных группах общего недоразвития речи и фонетико-фонематического недоразвития проводятся в соответствии с лексическими темами. С учётом этого  принципа построена данная программа.  Каждой  теме уделяется одна неделя  (т.е. 2 занятия). Основная задача первого занятия – расширение словаря по данной теме. Цель же второго занятия – развитие коммуникативных навыков или навыков связной речи.

В соответствии с действующим СанПиН 2.4.1.2660-10  занятия  в кружке по дополнительному образованию проводятся 2 раза в неделю в подгруппах по 6 детей  продолжительностью  20-25 минут.

Включение в занятие комплекса артикуляционной гимнастики способствует развитию и укреплению мышц артикуляционного аппарата, что служит хорошей базой для дальнейшего развития правильного звукопроизношения у детей. Каждый такой комплекс обязательно включает одно упражнение на развитие речевого дыхания.

Упражнения на развитие правильного речевого дыхания способствуют выработке правильного речевого выдоха и укрепляют здоровье часто болеющих детей, развивают дыхательную систему.

Планируемые результаты коррекционной работы:

- правильно артикулировать все гласные звуки в разных позициях;

- чётко дифференцировать гласные звуки (дифференцированно и в односложных словах);

- правильно определять количество слогов в слове;

- правильно согласовывать существительные с другими частями речи в свободной речи;

- правильно употреблять в речи предлоги;

- использовать в речи слова, обозначающие обобщающие понятия;

- использовать в речи слова во множественном числе;

- использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- использовать в речи слова с противоположным значением;

- составлять небольшие описательные рассказы по опорным картинкам и без них;

- составлять небольшие рассказы по сюжетным картинам и по серии сюжетных картин;

- пересказывать небольшие рассказы и сказки.

Результаты коррекционно-развивающей деятельности фиксируются в диагностической речевой карте по итогам диагностики (первичной, итоговой).

 Содержание программы представлено в виде таблицы.

Литература

Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера. 2008.

Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить/Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.:Вентана-Графф, 2003.

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез.2012.

Фомичёва М.Ф. Воспитание  у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 03.08. «Дошкольное воспитание». – М.: Просвещение.1989.

Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду.Занятия с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез. 2007.


                                                                                                         Программа по коррекции речи в кружке «Говоруша»

п/п

Тема

Кол.

час.

  Образовательные и коррекционные задачи

         Содержание занятия

Литература

Примечание

               Октябрь

1

Я и мои друзья.

Части тела.

  2

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Образование глаголов множественного числа

Согласование местоимений (мой, моя, моё, мои) с существительными

Развивать артикуляционную моторику

Развивать связную речь

РИ «Назови имя ласково»

РФВ «Кто позвал?»

Пи «Делай как я»

РИ «Что мы делаем»

РИ Жадина»

АГ: Улыбка

        Рассердились

        Прятки

        Ветерок

*Составление рассказа по предметным картинкам «Что мы делаем в детском саду»

2

Осень. Деревья.

  2

Употребление предлогов (на, под, со, с)

Образование множественного числа существительных

Развивать артикуляционную и общую моторику

Развивать связную речь

РИ «Где я взял листочек?»

РИ «Повтори дружные слова»

РИ «Один – много»

РФВ «Топай-хлопай»

АГ: Улыбка – рассердились

        Прятки

        Чистим зубки

        Сдуй листочек с ладошки

П/и «Дождик»

*Составление рассказа «Осень» по опорным картинкам

3

Фрукты

  2

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Обогащение словаря прилагательных

Слоговой анализ слов

Развивать артикуляционную моторику

Развивать связную речь

РИ «Назови ласково»
РИ «Подбери признаки»

РФВ «Разложи по полочкам»

АГ: Чистим зубки

        Качели

        Вкусное варенье

        Чем пахнут фрукты

РИ «Разложи по полочкам»

*Составление описательного рассказа по опорным картинкам

4

Овощи

  2

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Слоговой анализ слов

Развивать артикуляционную моторику

Развивать связную речь

РИ «Назови ласково»

РИ «Разложи по полочкам»
РИ «Подбери признаки»

АГ: Хомяк

       Вкусное варенье

       Непослушный язычок

       Чем пахнут овощи

*Составление описательного рассказа по опорным картинкам

                 Ноябрь

5

Овощи-фрукты

  2

Дифференциация овощей и фруктов

 Подбор слов с противоположным значением

Употребление существительных в винительном падеже

Развивать артикуляционную и мелкую моторику

Развивать связную речь

ПИ «Овощи – фрукты»

РИ «Договори предложение»

 П/и «Солим капусту»

АГ: Хомяк

       Вкусное варенье

       Чашечка

        Непослушный язычок

РИ « У кого что?»

*Составление сравнительного описательного рассказа по предметным картинкам

6

Дикие птицы

  2

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Образование существительных множественного числа

Употребление предлогов (на)

Развивать артикуляционную и общую моторику

Называние детёнышей

Развивать связную речь

РИ «Назови ласково»

РИ «Один – много»

РИ «Друзья птиц»

РИ «Где сидит птица?»

РФВ «Птицы по домам»

АГ: Дятел

       Прятки

       Качели

       Улетают птицы

*Составление описательного рассказа о птице по опорным

картинкам «Расскажи о птичке»

7

Домашние птицы

  2

Называние детёнышей

Обогащение глагольного словаря

Образование существительных множественного числа

Развивать артикуляционную и общую моторику

Развивать связную речь

РИ « Один - много»

РИ «У кого какая птица?»

РИ «Что умеют птицы?»

АГ: Индюк

      Чашечка

       Лошадка

ПИ «Как у наших у ворот»

РФВ «Птицы по домам»

*Составление описательного рассказа о домашней птице по опорным картинкам

8

Я и моя семья

  2

Подбор прилагательных

Употребление сложных предложений

Развивать артикуляционную  и общую моторику

Развивать связную речь

РИ «Моя мамочка самая …»

РИ «За что я люблю свою мамочку»

АГ: Поцелуй для мамочки  

        Блинчик

        Чашечка

        Согрей ладошки

*Составление рассказа «Моя мама» по опорным картинкам

Праздник «День матери»

                  Декабрь

9

Домашние животные

  2

Называние детёнышей

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

 Развивать артикуляционную моторику

Развивать связную речь

РИ «Чьи детки?»

РИ «Назови ласково»

АГ: Лошадка

       Индюк

       Чашечка

*Пересказ сказки Л.Н. Толстого «Жучка и кошка»

10

Дикие животные

  2

Называние детёнышей

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Развивать навыки ориентировки в пространстве

Развивать артикуляционную моторику

Развивать связную речь

РИ «Чьи детки»

РИ «Назови ласково»

РИ «Назови кто справа(слева)»

АГ: Дятел

       Лошадка

       Зарядка

*Составление описательного рассказа о диком животном по опорным картинкам

11

Зима

  2

Употребление в речи предлогов

Употребление в речи сложных предложений

Дифференциация понятий «зима – лето»

Развивать артикуляционную и общую моторику

Развивать связную речь

РИ «Закончи предложение»

РИ «Где взял снежинку?»

РИ «Когда это бывает»

АГ: Горка

        Саночки

        Лошадка

        Снегопад

ПИ «Снег идёт»

*Пересказ отрывка из рассказа «Снежинка» по опорным предметным картинкам

12

Новый год

  2

Подбор определений (прилагательных) к слову ЁЛОЧКА

Развивать навыки слогового анализа

Употребление существительных в родительном  и творительном падежах

Развивать артикуляционную моторику

Развивать связную речь

РИ «Какая ёлочка?»
РИ «Разложи подарки по коробочкам»

РИ «Кто без чего остался?»

РИ «Чем украсим ёлочку?»

АГ: Горка

        Саночки

        Карусель

        Снегопад

ПИ «Ёлочка»

* Составление рассказа «Праздник ёлки»

Праздник «Новый год»

                   Январь

13

Сказки

  2

Употребление в речи сложных предложений

Обогащение глагольного словаря

Развивать артикуляционную моторику

Развивать связную речь

РИ «Узнай сказку»

АГ: Ветерок

       Карусель

        Пирожок

       Волшебное пёрышко

*Пересказ сказки по опорным  сюжетным картинкам

14

Зимние забавы (и зимние виды спорта)

  2

Составление предложений по сюжетным картинкам

Подбор однокоренных слов

Употребление предлогов (на, за, около, перед)

Развивать артикуляционную и общую моторику

Развивать связную речь

РИ «Зимние забавы – это…»

РИ «Кто где спрятался?»

«Найди картинку», название которой начинается с части СНЕ-

АГ: Горка

       Саночки

       Снежки

       Подуй на снежинку

ПИ «Снеговик»

*Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»

15

Игрушки

  2

Подбор  прилагательных

Образование и склонение в родительном падеже существительных множественного числа

Употребление сложных предложений с союзом А

Слоговой анализ слова

Развивать артикуляционную моторику

Развивать связную речь

РИ «Какая игрушка?»

РИ «Один – много»

РИ «Что делают игрушки?»

РИ «Где игрушка?»

РИ «Игрушки по полочкам»

АГ: Вкусное варенье

       Чашечка

        Лошадка

       Забей мяч в ворота

*Составление описательного  рассказа об игрушке (по схеме)

16

Зимующие птицы

  2

Упражнять в употреблении предлогов

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Употребление существительных  множественного числа в винительном падеже

Развивать глагольный словарь

Развивать слуховое внимание

Развивать артикуляционную и общую моторику

Развивать связную речь

РИ «Назови ласково»

РИ «Где птичка?»

РИ «Один – много»

ПИ «Птички в гнёздышки»

АГ: Дятел

       Лошадка

       Зарядка

       Подуй на пёрышко

* Составление описательного рассказа о птице

                    Февраль

17

Одежда

  2

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Употребление существительных множественного числа в винительном падеже

Развивать навыки слогового анализа

Развивать артикуляционную моторику

Развивать связную речь

РИ «Один – много»

РИ «Назови ласково»

РИ «Разложи по полочкам»

АГ: Зарядка

       Чашечка

       Блинчик – пирожок

        Ветерок

* Составление описательного рассказа об одежде (по схеме)

18

Обувь

  2

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Развивать навыки слогового анализа

Развивать артикуляционную моторику

Развивать связную речь

РИ «Один – много»

РИ «Назови ласково»

РИ «Разложи по полочкам»

РИ «Что лишнее?»

АГ: Зарядка

        Лошадка
       Грибок

        Ветерок

*Составление описательного сравнительного рассказа по предметным картинкам

19

Головные уборы

  2

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Слоговой анализ слов

Развивать слуховое внимание

Развивать навыки слогового анализа

Развивать артикуляционную моторику

Развивать связную речь

РИ «Один – много»

РИ «Разложи по полочкам»

РИ «Повтори парочки»

АГ: Прятки

        Непослушный язычок

        Трубочка

        Ветерок

*Составление описательного сравнительного рассказа «Платок – косынка»

20

Защитники Отечества

  2

Подбор прилагательных

Согласование числительных (1,2,5) с существительными

Развивать артикуляционную моторику

Развивать слуховое внимание

Развивать связную речь

РИ «Мой папа самый…»

РИ «Сосчитай»

ПИ «Выполняй команду!»

АГ: Зарядка

        Футбол

        Лошадка

        Сильный ветер

*Составление сравнительного описательного рассказа «Самолёт и вертолёт»

Праздник, посвящённый Дню защитника Отечества

                     Март

21

Наши мамы

  2

Подбор прилагательных

Употребление существительных в винительном падеже

Развивать артикуляционную и общую моторику

Развивать связную речь

РИ «Моя мама самая …»

РИ «Что подаришь маме?»

АГ: Вкусное варенье

       Блинчик – пирожок

       Чашечка

        Ветерок на язычок

ПИ «Подснежник»

*Составление рассказа «Моя мама лучше всех»

Праздник 8 Марта

22

Наш дом

  2

Усвоение категории предложного падежа с предлогом В; существительных с обобщающим значением

Развивать слуховое внимание

Развивать артикуляционную и общую моторику

Развивать связную речь

РИ «Что нужно дому?»

РИ «Что есть в доме?»

РИ «Повтори слова парами»

ПИ «Строим дом»

РИ «Для кого этот дом?»

АГ: Молоточек

        Заборчик
       Окошечко

        Ветерок на язычок

*Пересказ р.н.с. «Лиса и заяц»

23

Продукты питания. Посуда.

  2

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Развивать навыки ориентировки в пространстве

Употребление существительных в родительном падеже

Развивать артикуляционную моторику

Развивать связную речь

РИ «Назови ласково»

РИ «Где что лежит?»

РИ «Из чего это сделано?»

РИ «Чем будет?»

АГ: Блинчик – пирожок

        Вкусное молоко

        Большая конфета

        Ароматные булочки

*Составление рассказа «Откуда хлеб приходит» по опорным картинкам

24

Комнатные растения

  2

Употребление существительных во множественном числе

Обогащать словарный запас

Развивать слуховое внимание

Развивать артикуляционную и общую моторику

Развивать связную речь

РИ: «Какое слово не подходит?»

РИ: «Один – много»

РУ: «Как ухаживать за растением?»

АГ: Зарядка

        Улыбка

        Чашечка

        Понюхаем цветочки

*Составление описательного рассказа «Цветок на окошке» по опорным картинкам

                   

 

                       Апрель

25

Весна

  2

Употребление сложных предложений с союзом И

Развивать слуховое внимание

Развивать артикуляционную и общую моторику

Развивать связную речь

РИ «Что сначала, что потом?»

РИ «Ответь правильно»

РИ «Пришла весна и …»

ПИ «Зима прошла»

РИ «Назови ласково»

АГ: Заборчик

        Дятел

        Непослушный язычок

        Полетели птички  

*Составление рассказа «Пришла весна» по сюжетной картине

26

Перелётные птицы

  2

 Развивать глагольный словарь

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Употребление существительных множественного числа

Развивать слуховое внимание

Развивать артикуляционную и общую моторику

Развивать связную речь

РИ «Что умеют птицы?»

РИ «Назови ласково»

РИ «Один – много»

АГ: Дятел

       Прятки

       Непослушный язычок

       Полетели птицы

ПИ «Птички в гнёздышки»

*Составление описательного рассказа «Я сегодня видел птичку»

27

Спорт (летние виды спорта)

  2

Обогащать глагольный словарь

Слоговой анализ слова

Употребление существительных во множественном числе

Развивать артикуляционную и общую моторику

Развивать связную речь

РИ «Что я буду делать с этим?»

ПИ «Выполняй мои команды!»

РИ «Разложи по полочкам»

РИ «Один – много»

АГ: Зарядка

        Прятки

       Футбол

        Ветерок

*Составление сравнительного описательного рассказа по картинкам

       

28

Транспорт

  2

Усвоение категорий предложного падежа

Употребление сложных предложений с союзом А

Усвоение категорий творительного падежа

Развивать слуховое внимание

Слоговой анализ

Развивать артикуляционную и общую моторику

Развивать связную речь

РИ «Едем в гости»

РИ «Договори предложение»

РИ «Дружит – не дружит?»

ПИ «Транспорт по домам»

АГ: Пароход

       Быстрые колёса

        Заведи моторчик

*Составление сравнительного описательного рассказа «Автобус и трамвай»

                       Май

29

День победы

  2

Подбор прилагательных

Развивать слуховое внимание

Развивать артикуляционную и общую моторику

Развивать связную речь

РИ «Наши солдаты»

ПИ «Мы солдаты»

АГ: Зарядка

        Футбол

         Качели

        Непослушный язычок

*Пересказ рассказа «Мой дедушка»

30

Растения. Деревья.  

  2

Усвоение категорий предложного падежа с предлогами (в, на)

Подбор синонимов

Развивать артикуляционную и общую моторику

Развивать связную речь

РИ «Что где растёт?»

РИ «Наоборот»

ПИ «Не рви цветы»

АГ: Дятел

        Зарядка

        Грибок

*Составление рассказа-сравнения «Дуб и берёза»

31

Насекомые

  2

Согласование местоимений и прилагательных с существительными в предложении

Развивать слуховое внимание

Употребление существительных множественного числа в винительном падеже

Развивать артикуляционную и общую

Моторику

Развивать связную речь

РИ «Бабочка и цветок»

РИ «Назови ласково»

РИ «Кого ты видел?»

РФВ «Исправь ошибку»

ПИ «Бабочка»

АГ: Хоботок

       Вкусный нектар

       Грибочек

       Полетели пчёлки

*Составление рассказа «Зверюшки – малютки» по опорным картинкам

32

Здравствуй, лето!

  2

Усвоение категорий родительного падежа множественного числа

Употребление предложений с предлогами

Развивать слуховое внимание

Подбор синонимов

Развивать артикуляционную моторику

РИ «Чего (кого) много летом?»

РИ «Найди и расскажи»

РИ «Что делают летом?»

РИ «Наоборот»

АГ: Индюк

        Прятки  

        Футбол

        Понюхай цветочки

*Составление рассказа по сюжетной картине «Лето»

Условные обозначения:

АГ – комплекс артикуляционной гимнастики

РИ – речевая игра

ПИ – подвижная игра

ПаИ – пальчиковая игра на развитие мелкой моторики пальцев рук

* усложнение для второго занятия по данной теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"

Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие  - днем, в соответствии с Прог...

ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»

Пояснительная записка. Изменение содержания обуче­ния в школе значительно по­высило требования к уровню математических представлений вы­пускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...

Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"

Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет

Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...