К вопросу о социальной компетентности детей с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (старшая группа) на тему

В статье рассмотрен понятийный аппарат социальной компетентности, приводится обоснование необходимости формирования социальной компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи.

 

Ключевые слова: дети с общим недоразвитием речи, компетентность, социальная компетентность, коммуникативная компетентность, формирование социальной компетентности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

К вопросу о социальной компетентности детей с общим недоразвитием речи

В специальном образовании, где на первый план выдвигается проблема социальной адаптации детей с общим недоразвитием речи, их успешной интеграции в общество особую значимость приобретает формирование и развитие социальной компетентности, как одной из составляющих процесса социализации, в котором человек участвует в течение всей своей жизни.

Кoмпетентность, пo мнению Э. Ф. Зеер, это – oбладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем-либо; это – совокупность знаний, умений, опыта, отраженная в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности [6, с. 14].

В структуре ключевых компетентностей значительное место уделено социальной компетентности как готовности и способности к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, как единству социальной адаптированности 
и мобильности [1, с. 52].

Раскрытию сущности социальной компетентности посвящены работы Г. Э. Белицкой, Н. И. Белоцерковец, А. В. Брушлинского, Е. В. Коблянской, Л. В. Коломийченко, С. Н. Краснокутской, В. Н. Куницыной, О. П. Николаевой, У. Пфингстен, В. В. Цветковой и др.

Социальная компетентность, считает В. Н. Белкина, как личностное качество человека, становится востребованным во всех социальных сферах, рассматривается в качестве междисциплинарного предмета и анализируется как сложное, многокомпонентное и многоаспектное явление [1, с. 52].

Социальная компетентность в современном обществе, согласно Е. В. Прямиковой, означает способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности. Она предполагает в равной степени и освоение вариантов взаимодействия с окружающими, способов достижения целей, и понимание сути происходящего, предвидение последствий собственных действий [8, с. 127].

В отечественной логопедии проблема овладения социальными представлениями детьми с общим недоразвитием речи дошкольного возраста рассматривалась в научных исследованиях разных авторов (Д. Р. Миняжева, О. С. Павлова, О. А. Слинько, Л. Г. Соловьева, О. О. Шацкая и др.).

Понятие «общее недоразвитие речи» применяется для обозначения группы детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, представляющее такое проявление речевых отклонений, при которых наблюдается нарушение или недоразвитие всех компонентов речевой системы: фонетики, грамматики, лексики.

Научное трактование такому отклонению, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р. Е. Левиной и коллективом научных работников НИИ дефектологии АПН СССР (Г. И. Жаренковой, Г. А. Каше, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой и др.) в 50–60-е гг. ХХ в. Общее недоразвитие речи у детей приводит к нарушениям в сфере общения. При этом процесс взаимодействия детей со сверстниками и со взрослыми нарушается, и создаются трудности на пути их развития и обучения.

Дошкольники с общим недоразвитием речи в основном замкнуты, неактивны, часто не проявляют инициативу во время общения. В работах А. Н. Корнева и В. В Коржевиной отмечается, что:

– имеющиеся нарушения общения у дошкольников с общим недоразвитием речи, проявляются в незрелости мотивационно-потребностной сферы;

– выявленные отклонения связаны, в основном с комплексом нарушений речевых и познавательных;

– форма общения – ситуативно-деловая, что не является возрастной нормой [7, с. 90].

Одним из важнейших факторов формирования социальной компетентности у детей с общим недоразвитием речи является развитие коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция – способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения в рамках определённой сферы деятельности. В основе коммуникативной компетенции лежит комплекс умений, которые позволяют коммуниканту участвовать в речевом общении. Проблема формирования коммуникативной компетенции в социально значимых ситуациях общения у детей с общим недоразвитием речи, способствовала выделению в отечественной логопедии коммуникативного подхода (Л. С. Волкова, С. А. Игнатьева, И. Ю. Кондратенко, О. С. Орлова, Л. Г. Соловьева, Е. Л. Черкасова, Г. В. Чиркина и др.).

Несмотря на то, что проблеме социального становления и развития дошкольников уделяют внимание в своих работах многие исследователи (М. М. Безруких, В. Н. Белкина, P. C. Буре, С. А. Козлова, И. Ф. Мулько, Е. В. Прима, Т. А. Репина, Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова и др.), аспект, связанный с определением сущности социальной компетентности, подходов, принципов, условий ее формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи в специальной педагогике разработан недостаточно [5, с. 5].

Рассматривая трудности социализации дошкольников с общим недоразвитием речи с позиции коммуникативного дизонтогенеза Т. Н. Волковская вводит понятие «коммуникативная дезадаптация» – симптомокомплекс личностных, коммуникативных и когнитивных проблем, которые затрудняют у дошкольников данной категории формирования психологических механизмов приспособления к социальной действительности [44, с. 13].

Ряд авторов (Р. А. Белова-Давид, И. Т. Власенко, В. В. Ковалев, Е. И. Кириченко Т. А. Фотекова и др.) указывают на то, что нарушенное формирование коммуникативной деятельности у детей с общим недоразвитием речи происходит из-за недоразвития когнитивного компонента. У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается сочетание недоразвития речи и когнитивной деятельности [2, с. 69].

Явления гиперкомпенсации, по мнению А. Н. Корнева, у детей с общим недоразвитием речи доказывают, что невербальное мышление сохранно. Нарушения вербального мышления носят вторичный характер [7, с. 72].

В исследованиях Е. М. Мастюковой проблема недоразвития речи изучается разносторонне. С одной стороны, общее недоразвитие речи отрицательно влияет на становление когнитивной деятельности, что может спровоцировать вторичное недоразвитие познавательной составляющей (психические процессы и функции), с другой, задержка темпа психического становления, а также избирательная недостаточность отдельных психических функций характерны для дошкольников с общим недоразвитием речи [9, с. 114]. Следовательно, у детей с общим недоразвитием речи недоразвитие познавательного компонента определяется речевыми нарушениями и сопутствует им.

Несформированность познавательного фундамента, со своей стороны, не дает возможности нормальному речевому развитию. Б. М. Гриншпун доказывает, что, у детей с общим недоразвитием речи в ходе их становления приумножаются только элементы речевых действий и отдельные языковые знаки (при нормальном развитии формируется речевое действие, опосредованное системой языковых знаков), что не дает сформироваться языковой системе. У этих детей речь как средство общения не формируется.

Возникают трудности в овладении коммуникативной деятельности своевременно и в полном объеме [4, с. 83].

С. Н. Шаховская считает, что бедность словаря не обеспечивает детям с общим недоразвитием речи вероятности полновесного общения. Особенности лексики у дошкольников этой категории выявляются в бедности словарного запаса, не знании и не умении воспользоваться словами в речи, особенно верно выражающие толк высказывания. Возникающие у детей специфические ошибки в виде разных замещений требуемым словом, у которого есть другое значение, говорит о недоразвитии системы значений и представлений о реальности [15, с. 10].

О. Е. Грибова полагает, что низкая мотивация общения может обусловливать недочет познавательного становления. Несформированность языковой системы является поводом происхождения у детей с общим недоразвитием речи сложностей при общении [3, с. 8].

Следственно, несовершенство коммуникативно-речевых средств, снижение речевой активности, сложности в накоплении языковых представлений не обеспечивают качество когнитивной деятельности.

Л. Г. Соловьева считает, что особенности речевого становления детей препятствуют осуществлению полновесного общения и выражаются в снижении надобности во взаимодействии, недоразвитии видов речи (монологическая, диалогическая), специфике поведения (нежелание контактировать, беспомощность в оценивании обстановки, негативизм), что подводит к итогу о взаимообусловленности речевых и коммуникативных знаний детей с общим недоразвитием речи. Диалогическое поведение проявляется в многословности, наклонности не слушать 
собеседника [8, с. 63].

По мнению О. А. Слинько, дети с общим недоразвитием речи зачастую оказываются среди отверженных, так как на взаимоотношения сверстников оказывает влияние несформированность речи [9, с. 64].

Л. Г. Соловьева считает запоздалое и неполное включение речи в становление личности основным недостатком. В период раннего дошкольного возраста, когда идёт процесс познания окружающего, представления обогащаются и расширяются безостановочно, как безостановочно обогащается словарь и семантическая сторона речи. Всякое новое восприятие имеет все более широкий смысл представлений. Такого восприятия у детей с общим недоразвитием речи нет [8, с. 247].

Проанализировав имеющую литературу, мы пришли к выводу, что под социальной компетентностью понимается интегральное образование личности. Его структурными компонентами выступают: знания, умения, навыки, личностные характеристики (качества личности), а также способности, которые формируются вышеназванными составляющими.

В качестве основных показателей сформированности социальной компетентности у детей с общим недоразвитием речи рассматривается сфера общения и взаимодействия с окружающими взрослыми и сверстниками, особенности социального поведения, сформированность социальных представлений. Однако, несформированность норм речевого поведения у детей с общим недоразвитием речи, негативно влияет на формирование социальной компетентности.

Список использованных источников

1. Белкина, В. Н. Психология и педагогика социальных контактов детей : учеб. пособие / В. Н. Белкина. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2004. – 201 с.

2. Волковская, Т. Н. Организация и содержание психологической помощи лицам с недостатками речи : учеб.-метод. пособие / Т. Н. Волковская. – М. : Национальный книжный центр, 2011. – 144 с.

3. Грибова, О. Е. К проблеме анализа речевой коммуникации у детей с речевой патологией / О. Е. Грибова // Дефектология. – 1995. – № 6. – С. 7–16.

4. Гриншпун, Б. М. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе коррекционно-логопедической работы над связной речью / Б. М. Гриншпун, В. И. Селиверстов // Дефектология. – 1988. – № 3. – С. 81–84.

5. Захарова, Т. Н. Расширение образовательного пространства детского сада как условие формирования социальной компетентности ребенка / Т. Н. Захарова. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2012. – С 13–17.

6. Зеер, Э. Ф. Практика формирования компетенций : учеб.-метод. пособие / Э. Ф. Зеер. – Екатеринбург : Филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Березовском, 2011. – С. 12–15.

7. Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А. Н. Корнев. – СПб. : Речь, 2006. – 380 с.

8. Прямикова, Е. В. Социальная компетентность школьников: смыслы и практики / Е. В. Прямикова // Социологические исследования. – 2009. – № 7. – С. 126–132.

9. Слинько, О. А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи / О. А. Слинько // Дефектология. – 1992. – № 1. – С. 62–67.

10. Соловьева, Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л. Г. Соловьева // Дефектология. – 1996. – № 1. – С. 62–66.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование логопедической компетентности у родителей детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного дошкольного учреждения

В статье раскрывается апробированная  система  работы с родителями  медико-психолого-педагогического и логопедического сопровождения детей  с Общим недоразвитием речи, осуществляем...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИГРОТЕКИ.

Значительно улучшить речевое развитие и более органично вписаться ребёнку с общим недоразвитием речи в социальное окружение позволяет использование специальных игр для социализации....

Формирование логопедической компетентности у родителей детей с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования.

Вопросу взаимодействия ДОО с семьей в условиях инклюзивного образования уделяется все больше внимания. Проблема поиска оптимальных и эффективных путей логопедического сопровождения родителей, воспитыв...

Прием «толстые» и «тонкие» вопросы на занятия с детьми с общим недоразвитием речи

Толстые и тонкие вопросы» — это отличный  способ организации взаимоопроса детей по тексту или по зпдпнию, по картинке и т.д., при котором «тонкий» вопр...