Тема: «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект НОД  по образовательной области "Речевое развитие" старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_obrazovatelnoy_oblasti.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по образовательной области « Речевое развитие»

Тема: «Перелетные птицы»

 Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Программные задачи:                

Образовательная область «Речевое развитие»:

1. Пополнять и активизировать словарь детей по теме «Перелетные птицы».

2.Формировать умение образовывать и употреблять в речи приставочные глаголы – движения.

3. Развивать связную речь.

Образовательная область «Познавательное развитие»: 1. Закреплять и расширять представления детей о жизни перелетных птиц, об особенностях их жизни и внешнего вида.

2. Закреплять умение узнавать целое по его части;

3.  Развивать логическое мышление, память, творческое воображение.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:

1.Воспитывать любовь и заботу о птицах.

Образовательная область «Физическое развитие»: 1. Развивать общую моторику, умение согласовывать с движениями.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:         1 . Воспитывать умение любоваться природой.

                

Оборудование: предметные картинки с изображением перелетных птиц, картинки с изображением отдельных частей тела птиц, пано (презентация) для игры «Что делает птичка?», листы, цветные карандаши.

Ход ООД

1.Открытый вход в деятельность

Дети встают в круг. Здороваются.

-  Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы скажите, о каком времени года говорится в нем.

Золотые, тихие, рощи и сады,

Нивы урожайные, спелые плоды.

И не видно радуги,

И не слышен гром.

Спасть ложится солнышко

Раньше с каждым днем.

- Когда это бывает?

- Как вы догадались? О каких признаках осени говорилось в стихотворении?

- Какие еще признаки осени вы можете назвать?

        

2.Вводно  - организационный

Дети садятся на стульчики полукругом.

Логопед предлагает детям отгадать загадки. При правильном ответе появляется картинка – отгадка.

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

 Голосистей и нежней?

Кто же это?     (Соловей)

Всех перелетных птиц черней

Он чистит пашню от  червей…. (грач).

Кто в лесу у нас гадает,

Про судьбу и жизнь все знает?

Прокукует - подсчитаешь -

Сколько жить тебе, узнаешь! -

Птичка, серая подружка,

А зовут ее...            (кукушка)

Под крышей я леплю гнездо

 Из комочков глины.

 Для птенцов стелю на дно

 Мягкую перину.                   (Ласточка).

     

3.Мотивация на деятельность

- О ком были загадки?

- Сегодня мы с вами поговорим о птицах.

4.Расширение имеющихся знаний  

Беседа.

В природе существует большое разнообразие птиц. Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.

Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.

Осенью некоторые птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.

- Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края?

- Назовите, каких перелетных птиц вы знаете? (по мере ответов выставляются картинки)

 - Почему некоторые птицы улетают на зиму в теплые края?

(Потому, что становится холодно, корма становится все меньше…)

- Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.

Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться.

Игра «Незнайкины фотографии»

Логопед предлагает детям рассмотреть фотографии, которые сделал Незнайка. На них отдельные части тела птиц. Дети называют, какие части тела птицы они видят и пытаются узнать птицу. (Это голова грача. Это крыло соловья. Это хвост ласточки. И т.д.)  

 Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»

Правила игры: педагог  прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот, кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.

Например: на юг улетел журавль. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

5.Динамическая пауза

Аист-аист длинноногий,

Покажи домой дорогу. Аист отвечает:

- Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова правою ногой,

Снова левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

6. Знакомство с новым материалом

Игра «Исправь ошибку»

Предложить детям послушать предложения и исправить ошибки.

- Скворец вылетел в скворечник.

- Ласточка села из гнезда.

- Аист улетел на крыше.

- Грач сел с поля.

- Кукушка слетела из дерева.

Игра «Что делает птичка»

Логопед демонстрирует детям действия птицы, дети образуют приставочные глаголы, называя действия птицы.

- Птица из гнезда (что сделала?)   вылетела.

- Птица в даль (что сделала?)  полетела.

- Птица над полем (что делала?)   летела.

- Птица к дереву (что сделала?)  подлетела.

- Птица за дерево (что сделала?)    залетела.

- Птица из-за дерева (что сделала?)   вылетела.

- Птица через лес (что сделала?)    перелетела.

- Птица обратно (что сделала?)   полетела.

- Птица к гнезду (что сделала?)   прилетела.

- Птица в гнездо (что сделала?)   залетела.

7.Практическая деятельность

Логопед предлагает детям на картинках  найти   перелётных птиц и обвести их красным карандашом.

8 . Открытый выход из деятельности

Логопед предлагает детям рассмотреть новую книгу о птицах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему:  Тема «Мой дом, мой город»  Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...

Конспект занятия по Нищевой Тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы».

Игры и упражнения по теме"Перелётные птицы. Водоплавающие птицы"...

Конспект на тему «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы» 4-ая неделя октября 2 занятие.

Конспект подгрупповых логопедических занятий в подготовительной  к школе группе детского сада для детей с ОНР Н.В.Нищева...

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»...

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...