Конспект занятия "Космическое путешествие"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Артёмова Наталья Игоревна

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы с диагнозом ФНР по лексической теме "Космос". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План - конспекта

Тема: «Космическое путешествие»

Цель:  Развитие лексико-грамматического строя речи и фонематических функций по теме «Космос».

Задачи:

  1. закрепить произношение звука [р] изолированно, в словах , предложениях и  мини-стихотворениях;
  2. развитие связной речи;  
  3. воспитание просодии речи, речевого слуха, фонематических функций;
  4. развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Космос»;        
  5. развитие общей и мелкой моторики пальцев кистей рук;
  6. развитие произвольного внимания;
  7. снятие эмоционального напряжения.

     

Организация детских видов деятельности:

Тип, форма и методы используемые в НОД: 

  • Тип –классический.

  • Метод – словесный,  практический, исследовательский, игровой, наглядный.

  • Форма – подгрупповая. 

Вид детской деятельности: коммуникативный, двигательный, игровой, здоровьесберегающий.

Активизация словаря: по теме « Космос»

Материалы и оборудование: 

компьютер, доска для презентаций, магнитофон, картинки (планет,), музыка для игр, звуки космоса, детский костюм инопланетянки, контейнер для сухого снега, пустые контейнеры -3шт., шапочки планет, звезды, спутника (Земли, Марса, Юпитера, Солнца, Луны), пластилин, мука, космический песок, камешки, заготовка с созвездием Орла на доске для записей -6 шт., маркеры-6шт., подносы – 6 шт., клей карандаш-6 шт., лист ватмана, блёстки.

Ход непрерывно - образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Образовательные области

Задачи

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Вводная часть (организационный момент)

Дети входят в физкультурный зал.

-социально-коммуникативное развитие;

 -речевое развитие

-снятие эмоционального напряжения;

-развитие связной речи

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята!

Раздаётся грохот! Трек 1

Что случилось?

Кто это?

Выход инопланетянки:

Здравствуйте!

И: Здравствуйте!

Я, Аура из созвездия Орла!

Хотела посмотреть Вашу планету Земля, но моя ракета потерпела крушение.

Как мне быть?

Как мне вернуться обратно домой?

Вводная часть (мотивационный момент)

Дети строят ракету из модулей, двигаются по физкультурному залу. Под музыку. Выполняют упражнение на дыхание «Ракета».

-социально-коммуникативное развитие;

 -речевое развитие;

-физическое развитие

-развитие координации движений;

-закрепить произношение звука[ Р] изолированно;

-развитие  общей моторики.

Ребята, как мы можем ей помочь?

Молодцы ребята, починили ракету.

Какой звук издаёт ракета, когда движется? Произносят и показывают звук [ Р] движением с помощью биоэнергопластики.

Дети дайте характеристику звуку [Р]

Мы поможем починить ракету!

Чинят ракету из модулей. Трек 2

Д: Р-Р-Р-Р! вращательные движения обеих рук перед грудью относительно друг друга.

Р: согласный

Р: твёрдый

Р: звонкий.

И: Спасибо ребята!

Теперь я могу отправиться домой!

Д: Куда ты полетишь?

И: Через солнечную систему, в свою галактику.

Основная часть

Проблемная ситуация:

Физкульминутка/
динамическая пауза:

I.

Логопед надевает на детей шапочки планет.

II.

Дети сидят за партами, лепят из пластилина играет музыка.

Дети  бросают свои метеориты в муку.

III.

Дети ходят по физк.залу

Дети стоя выполняют движения с элементами психогимнастики;

Дети и инопланетянка рисуют солнце, клеем-карандашом, посыпают блёстками на полу.

Под музыку.

IV.

Дети, сидя за партами, выкладывают из камешков планету Марс.

V.

Ходят по физ.залу.

Дети достают картинки из- под снега.

VI.

Дети, сидя за столом, дорисовывают маркером недостающие звёзды, на

доске для рисования.

- познавательное развитие;

 -речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие.

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие.

-физическое;

- познавательное развитие;

 -речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие.

-физическое;

-художественно-эстетическое;

-закрепить произношения звука в мини-стихотворениях;

воспитание просодии речи;

-развитие связной речи;

-развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Космос»

-развитие мелкой моторики пальцев кистей рук;

-развитие связной речи;

-развитие общей моторики;

-развитие связной речи;

-снятие эмоционального напряжения;

-развитие мелкой моторики пальцев кистей рук;

-речевое развитие.

-развитие координации движений;

-развитие связной речи;

-развитие фонематических функций;

Ребята, давайте  превратимся в планеты солнечной системы и отправимся с Аурой в космическое путешествие! Какой спутник находится ближе всего к Земле?

А, чего на Луне больше всего?

А из-за чего образуются кратеры?

Давайте покажем Ауре, как образуются кратеры. Для этого сначала слепим метеориты из пластилина.

Д.и: «Метеорит». Трек 3

Какого цвета у тебя получился  метеорит?

Бросайте свои метеориты в муку.

Что у вас образовалось от падающих метеоритов на Луне?

Аура, тебе нравится Солнечная система.

Тогда полюбуемся

на огненную звезду.

Угадали, что это за звезда?

Ребёнок читает стих,

с элементами психогимнастики, все остальные повторяют движения.

Ребята давайте нарисуем  солнце?

Д.и: «Нарисуем солнце» Трек 4

На листе ватмана.

Какое у вас получилось солнце?

Подбери к своему солнцу, слова со звуком [Р],отвечающие на вопрос какое?

Дети произносят слова и выполняют движения.

Летим к Марсу.

Как вы думаете, на Марсе, что под ногами?

Посмотрите, что лежит на песке?

Давайте выложим из камешков планету Марс. Какой формы планета Марс?

Д.и: «Выложи из камешков планету Марс».Трек 5

Дети, давайте по очереди шагать пальчиками по камешкам и произносить слова со звуком [Р]

Пальчиковая гимнастика:

Молодцы, ребята!

Летим дальше к Сатурну.

На планете Сатурн очень холодно,  что это за контейнер?

Давайте посмотрим, что в нём?

Дети, под снегом спрятаны картинки, каждый из вас выбирает картинку, вынимает её.  И называет, что на ней изображено.

Д.и: «Найди картинку».

Как вы думаете, какой звук объединяет все эти слова?

Правильно.

 Положите картинку в нужный контейнер:

1 контейнер- звук [Р] находится в начале слова,

робот, ракета.

2 контейнер-звук [Р] находится в середине слова,

Марс, Сатурн.

3 контейнер-звук [Р] находится в конце слова.

Юпитер, скафандр.

Молодцы ребята справились с заданием!

Дети  на доске с помощью магнитов выкладывают схему слова «Сатурн» СГСГСС.

Разбор слова «Сатурн»: какой первый звук, сколько гласных, согласных, сколько всего звуков в слове?

Проложим путь Ауре?

Д.и: «Угадайте, чего не хватает?».

На мониторе высвечивается созвездие Орла. Презентация

На столе лежат доски для рисования, на них нарисовано созвездие Орла с недостающими звёздами, детям нужно дорисовать их.

Молодцы ребята! Нам пора возвращаться в детский сад.

Снимаю шапочки планет.

Д: Ближе всего к Земле находится её спутник Луна.

Ребёнок читает мини-стихотворение ,про Луну.

У Земли есть спутник свой,
Называется Луной.
Ближе нам она всех прочих,
Освещает наши ночи.

Д: На Луне больше всего кратеров.

Д: Из-за метеоритов.

Д. и И: лепят из пластилина метеориты.

Дети по очереди, у меня метеорит

-красного цвета

-коричневого цвета

-черного цвета

-оранжевого цвета и т.д

Д: От падающих метеоритов, на Луне, образовались кратеры.

И: - да, мне нравится Солнечная система!

Д: Эта огненная звезда-Солнце!

Ребёнок читает стихотворение про Солнце.

Солнце-звезда приогромнейший шар (руками образуют круг)
Свет излучает, как будто пожар (кистями рук выполняют волнообразные движения сверху вниз)
Ну, а планеты тот свет отражают,(руки вытянуты, ладонями вперёд)
Солнце-светило они обожают!(обхватывают себя руками, поглаживая по рукам)

Дети и инопланетянка рисуют солнце, клеем-карандашом, посыпают блёстками.

Дети по очереди, у меня солнце

-красивое

-разноцветное

-яркое

-радужное и т.д.

Вот выходит на парад

Наш космический отряд.

Руки в стороны- к плечам,

Дружно мы покажем вам.

На пояс руки ставим.

И наклоны выполняем.

Руки за голову -и вот

Наклоняемся вперёд.

Приседаем и встаём

И ничуть не устаём.

И опять шагаем,

Руки к звёздам поднимаем.

Ребенок читает мини-стихотворение про Марс.

Климат на Марсе засушлив, суров

Трудно дышать, хоть зови докторов!

Слишком его атмосфера легка

Жизни на нём не нашли мы пока. 

Д: На Марсе под ногами песок.

Д: На песке лежат камешки.

Р: планета Марс, круглой формы.

Дети на подносах с песком, выкладывают из камешков планету Марс.

Ходят по камешкам пальчиками и говорят слова со звуком [Р], радио, ракета,  космодром, Венера, Юпитер, астронавт, Королёв, орбита и т.д

Ребёнок читает стих про Сатурн.

У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо —
Его окружает большое кольцо.

Д: В нём снег!

Дети выбирают картинку, достают.

По очереди называют, что  изображено на картинке. У меня на картинке изображен робот и т.д  ракета, Марс, Сатурн, Юпитер, скафандр.

Ребёнок: Все эти слова объединяет звук [Р].

 

Дети  произносят : звук [Р] в слове робот находится в начале, кладут картинки в нужный контейнер.

Ответы детей:

-в слове Сатурн первый звук [С];

-в слове Сатурн 2 гласных звука;

-в слове Сатурн 4 согласных звука;

-в слове Сатурн всего 6 звуков.

И: Ребята вот и закончилось наше космическое путешествие. Мне пора домой.

Д: Да, мы проложим путь Ауре!

Дети запоминают, как выглядит созвездие Орла  и у себя на доске, маркером дорисовывают недостающие звёзды.

Рефлексия: итог НОД.

Оценка деятельности детей

-речевое

-развитие произвольного внимания;

Молодцы ребята! Оценка детей.

Ребята, чем мы занимались сегодня? Подвожу детей к карте  расположения планет Солнечной системы.

Что больше всего Вам сегодня запомнилось?

На память о нашем путешествии хочу подарить вам подарки, для дальнейшего изучения Солнечной системы.

Пора прощаться с Аурой!

Ответы детей.

Превращались в планеты Солнечной системы

Починили ракету, дали характеристику звуку [Р], лепили метеориты, искали картинки, рисовали недостающие звёзды  в созвездии Орла и т.д.

Больше всего нам запомнилось: ответы детей.

Аура садится в ракету и улетает к себе домой.

Дети машут рукой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Конспект игры-путешествия Тема: "Путешествие в волшебный лес". Подготовительная к школе группа

Представлен конспект игры путешествия  Тема:"Путешествие в волшебный лес. Направление социально-личностное. В конспекте показана связь соцального и эмоционального развития детей. Включена сценка ...

Конспект игры-путешествия "Путешествие в Рим"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы "Путешествие в Рим", интеграция образовательных областей "Познание" и "Музыка"....

Конспект НОД - путешествия "Путешествие в осенний лес"

Систематизируем знания детей об осениСистематизируем знания детей про жизнь лесных зверей осеньюГоворим о том, что растет осенью в лесуРазвиваем сообразительность, воображениеРазвиваем зрительное вним...

План-конспект игры-путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»

Игра – путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»Цель: Учить бережному отношению к природе, познакомить детей со значимостью ядовитых растений, и познакомить с «Красной книгой»...

Конспект игры-путешествия «Путешествие в волшебную страну» в 1 младшей группе

Cпособствовать усвоению нравственных понятий через игровую совместную деятельность....