«Использование компьютерной программы ПервоЛого в работе учителя-логопеда»
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

В статье представлен опыт работы учителя-логопеда детского сада по использованию компьютерной программы ПервоЛого в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Для внедрения программы ПервоЛого в работу с детьми был создан проект «Говорим и развиваемся». В результате проекта с помощью данной программы были разработаны игры и упражнения по развитию звукопроизношения и лексико-грамматических категорий для детей с общим недоразвитием речи. Активно использовалось применение программы ПервоЛого во всех видах коррекционной работы, что положительно сказалось на качестве работы и результатах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Никошина Лариса Геннадьевна – учитель-логопед муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 25 «Ягодка», городской округ город Бор

«Использование компьютерной программы ПервоЛого в работе учителя-логопеда».

На современном этапе к работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения предъявляются новые требования, которые определяются законодательством в умении перестроить свою деятельность с учётом знаний новых технологий, правил и подходов к организации собственной работы. В нормативно-правовых актах государства провозглашается право каждого человека на образование, так, одной из задач федеральных государственных образовательных стандартов является «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)». Поэтому для детей с особыми возможностями здоровья предусмотрено создание специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения образования. Исходя из этого, актуализируется проблема использования специализированных компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья для формирования у них положительной мотивации к учебной деятельности.

В поисках специальных компьютерных программ для работы с детьми дошкольного возраста, которые можно использовать, в том числе в работе с детьми с особыми возможностями здоровья, мы обратили внимание на программу ПервоЛого. Проблема использования данной программы в работе с детьми дошкольного возраста пока недостаточно разработана. Поэтому нам показалось интересным построить коррекционную работу со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи, используя программу ПервоЛого.

Компьютерная программа  ПервоЛого разработана российским Институтом новых технологий совместно с канадской фирмой Logo Computer Systems Inc. ПервоЛого — это универсальная учебная компьютерная среда на базе языка Лого для детей дошкольного и начального школьного возраста. Целью программы ПервоЛого является развитие у детей логического и алгоритмического мышления, навыков начального программирования, творческих способностей, художественных возможностей. ПервоЛого - это язык программирования, средства работы с текстами, с графиками, с мультипликацией, с мультимедиа (звуком и видео).

Основная ценность программы в том, что она позволяет детям развиваться всесторонне. Программа даёт возможность в интересной для детей форме закреплять знания адаптированной образовательной программы. Программа ПервоЛого  позволяет развивать у детей с особыми возможностями здоровья универсальные способности – рефлексию, коммуникативность, самооценку, умение решать проблемные ситуации, творческое воображение, зрительно - двигательную координацию. Включение в работу всех анализаторов - зрительного, слухового, двигательного.

  • Программа  имеет личностно-развивающую направленность.
  • Дает возможность обеспечения ситуации успеха в разных видах деятельности.
  • ПервоЛого – это открытая творческая среда, в которой ребенок получает возможность создавать достаточно сложные проекты, даже еще не умея читать и считать.

Педагогу ПервоЛого позволяет в полном объеме реализовать применение современных информационных и коммуникационных технологий в рамках образовательной деятельности. Так, учитель-логопед дошкольного образовательного учреждения может использовать возможности ПервоЛого на занятиях по развитию звукопроизношения, формированию лексико-грамматического строя речи, обучению грамоте и развитию связной речи. Практическое применение компьютерной среды ПервоЛого велико:

  • Разработка педагогом электронного дидактического материала к занятиям для фронтальной и индивидуальной работы с учётом коррекционных задач;
  • Работа в данной программе на индивидуальных занятиях с детьми;
  • Работа на интерактивной доске с применением ПервоЛого;
  • Проектная деятельность.
    Программа ПервоЛого развивает у детей с особыми возможностями здоровья:
  • творческие способности;
  • речь и логическое мышление;
  • умение ставить и решать задачу;
  • навыки общения и работы в группе;
  • способность работать самостоятельно;
  • навыки алгоритмического мышления.

Занятия с помощью данной творческой среды представляют собой увлекательную игру, которая, обучает работать с графикой, текстовым редактором, элементарной мультипликацией.

Программа  представляет собой компьютерный альбом, в котором, в отличие от бумажного, ребенок может не только рисовать, писать, но и создавать мультфильмы и другие проекты на любые  темы.

Программа содержит готовый набор инструментов, форм, фонов или позволяет импортировать свои. В меню программы имеются команды, с помощью которых можно придать движение любому объекту. С помощью неё, ребенок может создавать собственные медиа ресурсы (записывать свой голос, различные звуки) или импортировать готовые.

Для внедрения программы ПервоЛого, мы разработали проект «Говорим и развиваемся», в рамках которого реализовывались возможности программы по всем направлениям коррекционной работы:

  • при обследовании;
  • в работе над формированием звуковой стороны речи;
  • при формировании лексико-грамматических категорий;
  • в работе по развитию связной речи;
  • при обучении грамоте;
  • в работе по развитию психических процессов.

Цель проекта: Разработка системы использования компьютерной программы ПервоЛого в коррекционной работе с детьми.

Задачи проекта:

  • Повышать эффективность процесса коррекции нарушения речевого развития у детей, имеющих общее недоразвитие речи.
  • Разработать и внедрить в работу с детьми с общим недоразвитием речи систему игр и упражнений по формированию звукопроизношения и лексико-грамматических категорий на базе компьютерной программы ПервоЛого.
  • Распространять информацию в педагогическом сообществе о применении программы ПервоЛого в коррекционном процессе.
  • Привлекать внимание родителей к информации об эффективном использовании специальных развивающих компьютерных программ и игр.

Участники проекта: дети, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Целевая группа проекта: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Сроки реализации проекта: среднесрочный  – 1 учебный год.
Ожидаемые результаты проекта.
Для детей.

Развитие универсальных способностей – рефлексии, коммуникативности, самооценки, умения решать проблемные ситуации, творческого воображения, зрительно - двигательной координации.
Повышение самостоятельности детей при работе в программе ПервоЛого.
Применение усвоенных знаний и коммуникативных умений в самостоятельной речи.
Развитие психических процессов (различных видов памяти, внимания, мышления).
Для педагогов.

Внедрение в педагогический процесс опыта работы по данной проблеме.

Повышение профессионального мастерства.

Оснащение картотеки электронных образовательных ресурсов упражнениями, играми, разработанными на базе компьютерной программы ПервоЛого.

Для родителей.

Повышение заинтересованности родителей в совместном сотрудничестве по коррекции речи у детей.

Повышение знаний по применению компьютерных технологий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Во время проекта использовались разнообразные формы работы.

Фронтальные и подгрупповые занятия с использованием интерактивной доски.

Индивидуальные занятия с использованием компьютерных технологий (фрагментарно), в сочетании с традиционными методами.

Образовательная деятельность строилась на игровых методах и приемах.

Реализация проекта проходила поэтапно.

Первый этап – подготовительный включал в себя наблюдение, изучение, мониторинг, анализ методической литературы, электронных образовательных ресурсов по подбору материала для создания компьютерных игр. Побор материала по теме проекта. Анкетирование родителей.

Мероприятия

Цель

Участники

Сроки

1.

Анализ методической литературы, электронных образовательных ресурсов по подбору материала для создания компьютерных игр и упражнений на базе программы ПервоЛого, способствующих преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Побор материала по теме проекта.

Систематизация полученного материала

Учитель-логопед

1 неделя октября

2.

Наблюдение за детьми, мониторинг

3.

Создание медиатеки игр и упражнений  по лексическим темам, автоматизации звуков, обучению грамоте,  обследованию речи.

Планирование деятельности по реализации проекта

Учитель-логопед

 дети

1 неделя октября

4.

Планирование деятельности по теме проекта

Составление плана работы

Учитель-логопед

2-3 неделя октября

5.

Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта, анкетирование по использованию компьютерных игр

Ознакомление родителей с проектом

Учитель-логопед

родители

4 неделя ноября

6.

Взаимодействие с педагогами, направленное на распространение информации по теме проекта

Подготовка материала, презентации

Учитель-логопед

педагоги

2-3 неделя октября

Второй этап – основной заключался в образовательной работе с детьми, в работе с родителями, педагогами для решения поставленных задач.
Разработка  и применение игр и упражнений на базе программы ПервоЛого.

Создание альбомов по лексическим темам совместно с детьми и родителями.

Содержание деятельности

Задачи

Ресурсы

Исполнители и соисполни-

тели

Сроки реализации

1


2

3

4

5

Игры и упражнения по формированию звукопроизношения и лексико-грамматических категорий.

(на фронтальных  и подгрупповых занятиях по лексическим темам)

Создание альбомов,  мини-проектов (на индивидуальных занятиях)

Презентация готовых мини-проектов, игр. Круглый стол

Выступление на методическом объединении педагогов групп компенсирующей направленности по данной теме

Рекомендации, консультации для родителей

Применение усвоенных знаний и коммуника-тивных умений в самостоя-тельной речи.

Уменьшение числа ошибок в речевых высказыва-ниях.

Распростра-нение материалов педагоги-ческого опыта

Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия, с использованием интерактивной доски и ноутбука.
Компьютерная программа «ПервоЛого»

МО педагогов групп компенсирую-щей направленности

в информацион-ном уголке группы и на персональном сайте учителя-логопеда

Учитель-логопед

Дети

Родители

По плану воспита-тельно-образо-вательного процесса.

Ноябрь-декабрь

Январь –Февраль

Март

Ноябрь

В течение года

Во время проекта программа ПервоЛого использовалась учителем-логопедом во время обследования. Это ускоряло процесс обследования, повышало интерес у детей.

За время реализации проекта разработана система игр и упражнений по формированию звукопроизношения и лексико-грамматических категорий. Например, по лексической теме «Овощи, фрукты» созданы игры и упражнения: «Разложи овощи и фрукты по корзинам», «Что перепутал художник?» - на обогащение словарного запаса; игра «Угости бабушку и дедушку» - на закрепление употребления местоимений мой, моя.

Использование разработанной системы на фронтальных и подгрупповых занятиях по лексическим темам показало повышение уровня усвоения программного материала у детей за счёт повышения интереса.

Увлекательным для детей оказалось создание альбомов,  мини-проектов по лексическим темам на индивидуальных занятиях. Затем была презентация готовых мини-проектов и альбомов.

Во время проекта проводились открытые занятия, собрания, консультации для родителей. На информационном стенде, на персональном сайте, на сайте детского сада, на страничках в интернет сообществах размещались рекомендации, консультации для родителей по теме проекта.

Были подготовлены и проведены методические объединения, семинары для педагогов городского округа г. Бор по использованию программы ПервоЛого в работе с детьми. Размещены рекомендации, консультации для педагогов на персональном сайте, на сайте детского сада в педагогических интернет-сообществах.

На третьем – заключительном этапе было подведение итогов работы над проектом, сделаны выводы, намечены перспективы развития проекта.

Мероприятия

Цель

Участники

Сроки

1.

Наблюдение, мониторинг.
Анкетирование родителей.

Выявление и

определение эффективности реализации проекта

Учитель-логопед
Воспитатели

Родители

Дети

 Май

2.

Картотека игр и упражнений по формированию звукопроизношения и лексико-грамматических категорий на базе программы ПервоЛого

Повышение компетентности педагогов по теме

 

Учитель-логопед
Воспитатели

 

Апрель

 

3.

Создание презентации опыта работы по теме для педагогов

 Повышение компетентности педагогов по теме

 Учитель-логопед
Воспитатели

 Апрель

4.

Итоговое мероприятие «Веселое путешествие»

Закрепление и обобщение пройденного материала.

Учитель-логопед
Родители

Дети

Май

 

5.

Создание папки для родителей: «Применение компьютерных игр и технологий для развития речи ребенка с ОНР" (памятки, рекомендации, буклеты, консультации).

Размещение материала по данной проблеме на персональном сайте учителя-логопеда Никошиной Л.Г., в педагогических интернет-сообществах.

Повышение педагогической культуры родителей по данному вопросу

Учитель-логопед
Родители

В течение года

 

В результате работы над проектом:

  • Разработана система игр и упражнений по формированию звукопроизношения и лексико-грамматических категорий на базе компьютерной программы ПервоЛого.
  • Отмечено повышение положительной динамики в развитии всех компонентов речи у детей.
  • Повысилось качество коррекционной работы.
  • Повысилась степень удовлетворенности родителей качеством коррекционно-развивающего процесса.
  • Повысилась профессиональная компетентность педагогов.

Намечены перспективы развития проекта.

  1. Создание условий для повышения степени самостоятельности детей при использовании компьютерной программы ПервоЛого (создание собственных  альбомов, мини-проектов и др.).
  2. Пополнение медиатеки игр и упражнений на основе программы ПервоЛого.
  3. Создание наглядного материала (схемы, карточки, пособия) на основе созданной базы игр и упражнений.
  4. Развитие сотрудничества детского сада и семьи с применением информационно-коммуникационных технологий.
  5. Диссеминация опыта работы по проекту.

В заключение, хочется отметить, что применение компьютерных технологий в  обучении дошкольников с особыми возможностями здоровья, обладает рядом преимуществ:

  • Предъявление информации на экране компьютера или на интерактивной доске в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним, тем самым легче происходит процесс обучения;
  •  Компьютерные технологии представляют образный тип информации,

 понятный детям;

  •  Использование компьютерных технологий - это ещё один шаг к

 индивидуализации обучения, предоставляет возможность для детей

 видеть результаты самостоятельной или совместной деятельности на

 экране (интерактивной доске), что способствует рефлексии.

Использование компьютерной программы ПервоЛого в процессе коррекции нарушений речи дошкольников позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха ребёнка.

Литература

  1. Герфанов Г.М.  Практикум по среде ПервоЛого 3.0. http://gdmainalicey.ru/docs/komp_prakt_05.pdf
  2. Истомина Т.Л. Обучение информатике в среде Лого. Материалы дистанционного курса МИПКРО, 2007
  3. Макунина Е.В., Хохлова Е. Н.. Изучаем ПервоЛого: Методическое пособие для учителей начальной школы. М.: ИНТ., 2016 — 91 с.
  4. Макунина Е.В., Хохлова Е.Н. С ПервоЛого к новому стандарту // Директор школы. – 2013. – № 8. – С. 78.
  5. Сопрунов С.Ф., Ушакова А.С., Яковлева Е.И. ПервоЛого 3.0: Справ. пос. М.: Институт новых технологий, 2011.
  6. Яковлева Е.И. Мастер-классы по ПервоЛого. http://www.int-edu.ru/content/master-klassy-po-pervologo
  7. Яковлева Е.И.  Игры в Лого. Научно-практический электронный альманах «Вопросы информатизации образования», № 4, 2006 г.
  8. Яковлев И.Н., Яковлева Е.И. ЛогоМиры 3.0.: Сборник методических материалов. – М.: ИНТ. –112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в ДО (опыт работы)

Предлагаю вашему вниманию мой опыт работы по теме "Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в дошкольной организации". Данный материал будет полезен учителям-ло...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"

В выступлении говорится о  повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ,  об  использовании познавательно-исследовательской...

Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья» Доклад по теме: Компьютерные игры «Мерсибо» в работе учителя-логопеда с д

Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоров Доклад по Компьют...