Индивидуальное логопедическое занятие "Шарик - мой друг"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Голубева Елена Геннадьевна

Индивидуальное занятия логопеда с ребёнком с ФФН по автоматизации звука Ш .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

«Шарик – мой друг»

Цель: дифференциация аппозиционных звуков с-ш в словах, предложениях,               связной речи.

 Задачи:

  1. Учить детей различать и выделять звуки с- ш  в слогах, словах, предложениях, тексте;
  2. Обучать пересказу по сюжетной картине с использованием плана в виде опорных картинок.
  3. Обогащать словарь прилагательными, обобщающими словами;
  4. Упражнять в использовании предлогов  возле, под, на, к  в речи;
  5. Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза (определять количество звуков в слове, место звука в слове, количество слогов);
  6. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  7. Формировать правильное речевое дыхание с помощью дыхательных упражнений;
  8. Развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление;
  9. Развивать зрительно – моторные координации, зрительное восприятие. 
  10. Воспитывать доброе отношение к животным, учить дорожить дружбой.

Оборудование: Бумажные заготовки фигурки собаки, клей, салфетка, рамка для поделки, сюжетная картина «Утро», картинки - символы звуков с и ш, схемы для определения места звука в слове, предметные картинки, игрушки (петух, собака, кошка), «чудесный мешочек»,  цветные карандаши, компьютер, зеркала, магнитофон.

                                                       

                                                               Ход занятия:

1. Психологическая настройка.

Здравствуй, Илья! Я очень рада видеть тебя на нашем занятии. Сегодня нас ждут увлекательные игры, волшебные превращения и ещё много чего интересного. Я уверена, что всё у нас получится и целый день будет хорошее настроение.

2. Изготовление игрушки- собаки (оригами)

Илюша, у тебя есть друзья? Я предлагаю тебе изготовить из бумаги себе ещё одного друга- собаку. Ведь недаром говорят, что собака-друг человека.

(Изготовление собаки с помощью техники оригами. Звучит  магнит. запись песни «Человек собаке друг».)

Давай скажем волшебные слова, и Шарик оживёт.

Са-со-су-сы - Шарик, оживи!

(слайд №1)

3. Артикуляционная гимнастика (слайд №2 - 11)

Сегодня Шарик будет заниматься вместе с нами. Давай научим Шарика выполнять гимнастику для язычка.

(Сказка «Прогулочная». Упражнения: «Оближем губки», «Качели», «Маляр», «Гармошка», «Лошадки», «Вкусное варенье».)

4. Уточнение произношения звуков «с» и «ш» (слайд №12)

Послушай слова и скажи, какой звук встречается в каждом слове? (собака, слон, лиса, дикообраз)

Как правильно произнести звук с? (кончик зыка за нижними зубами, губы  в улыбке, воздушная струя холодная.)

(слайд № 13)

Послушай слова и скажи. Какой звук встречается в каждом слове? (лошадь, кошка, машина, мышь)

Как правильно произнести звук ш?  (Язык за верхними зубами в виде чашечки, губы «бубликом»)

5. Дыхательная  гимнастика (слайд №14)

- Давай вспомним песенку насоса (сссс), песенку сдутого шарика (шшшш)

(символы звуков: насос, шарик)

 

Давай поиграем в игру «Насос и шарик»

- «Мяч сдутый» - Ребёнок сидит на корточках.

- «Насос надувает мяч» - Ребёнок медленно поднимается, поднимает руки вверх,  произнося звук с-с-с…

-  «Мяч сдувается» - Ребёнок медленно садится на корточки, произнося звук ш-ш-ш…

6. Дифференциация звуков с-ш в слогах. (слайд №15)

Когда Шарику весело, он очень любит лаять вот так: ша-ша-са (2 раза).

Когда ему грустно, он лает так: су-шу-шу (2 раза).

Когда он удивляется, он лает так: шо-со-шо (2 раза)?

7. Дифференциация звуков с-ш в словах, предложениях, тексте. (слайд № 16)

У Шарика есть знакомый мальчик Саша. Чья это комната? (Сашина).

- Как ты думаешь, Саша ходит в школу или в детский сад? (В школу)

- Почему? (На подоконнике лежат краски, книги…)

- Как назвать их одним словом? (Школьные принадлежности)

- Если Саша ходит в школу, значит он ….(школьник, ученик)

Шарик хочет рассказать тебе рассказ про Сашу. 

Наступило утро. Взошло ласковое  солнышко. Голосистый петушок разбудил Сашу. Саша встал и начал делать зарядку. Собака Шарик ещё спит на коврике возле кровати. Пушистая кошка Маша сидит на стуле и смотрит на прилетевшую к окошку ласточку. На стуле лежат Сашины вещи: рубашка и носки. Под стулом Сашины  любимые игрушки:  плюшевый мишка, машина, мышка. На подоконнике стоят часы, лежат краски, кисточки, книжки, карандаши. Саша собирается в школу.

- Как можно озаглавить рассказ? («Утро», «Сашина комната», «Скоро в школу»)

Давай поиграем в игру « Какой, какая, какое»

Солнышко – какое?, петушок, кошка, носки, мишка

- Посмотри на картину и назови слова, в которых есть звук с.

 В школе Саше дают разные задания. Давай ему поможем.

- Определи, на каком месте в этих словах стоит звук с – в начале, в середине или в конце слова.

(Карточки с картинками, схемы)

- Назови слова, в которых есть звук ш?

Шарик с Сашей любят играть в игру «Поезд». (слайд №17)

Давай тоже поиграем в эту игру.

Рассели слова по вагончикам: слова с одним слогом – в первый вагон, с 2 – во 2-ой, с 3 – в 3-ий.

Саша приготовил для своих любимых животных: собаки Шарика и кошки Маши сюрприз - нарисовал для них домики. (слайд № 18)

 Только Шарик не знает – где его домик, а где – для кошки Маши. Но здесь есть подсказки – он зашифровал их имена на домиках. Давай поможем Шарику найти свой домик. На домике столько снежинок, сколько звуков в кличках животных.

Вспомни, как начинается рассказ? Про кого мы расскажем сначала? Про кого потом?

Ещё раз послушай рассказ и перескажи.

Наступило утро. Взошло ласковое  солнышко. Голосистый петушок разбудил Сашу. Саша встал и начал делать зарядку. Собака Шарик ещё спит на коврике возле кровати. Пушистая кошка Маша сидит на стуле и смотрит на прилетевшую к окошку ласточку. На стуле лежат Сашины вещи: рубашка и носки в полоску. Под стулом Сашины  любимые игрушки:  плюшевый мишка, машина, мышка. На подоконнике стоят часы, лежат краски, кисточки, книжки, карандаши. Саша собирается в школу.

8. Пересказ по картине.

9.Итог занятия

Собаке Шарику очень понравился твой рассказ и он захотел с тобой дружить. Возьми Шарика с собой, и он будет помогать тебе заниматься дома.

 

11А

Наступило утро. Взошло ласковое  солнышко. Голосистый петушок разбудил Сашу. Саша встал и начал делать зарядку. Собака Шарик ещё спит на коврике возле кровати. Пушистая кошка Маша сидит на стуле и смотрит на прилетевшую к окошку ласточку. На стуле лежат Сашины вещи: рубашка и носки в полоску. Под стулом Сашины  любимые игрушки:  плюшевый мишка, машина, мышка. На подоконнике стоят часы, лежат краски, кисточки, книжки, карандаши. Саша собирается в школу.

1.Язычок гулять выходит,

   Домик он вокруг  обходит.

     2.Язычок стал маляром.

   Аккуратно красит дом.

     3.На качелях оказался.

   Вверх взлетал и вниз спускался.

     4.На гармошке поиграл,

   И ни капли не устал.

     5.Надоели превращенья –

   Лижет язычок варенье.

     6. Любит он покушать сладко,

    После скачет, как лошадка.       

Саша сегодня в школу спешит.

Снова он шутками всех насмешит.

Светит солнышко с утра,

Саше в школу уж пора.

1. Психологическая настройка.

2. Изготовление игрушки                                                                                    

Как мы назовём собаку? (Шарик)

Са-со-су-сы - Шарик, оживи!

(слайд №1)

3. (слайд №2 - 8)Артикуляционная гимнастика

4.(слайд №9)

Какой звук встречается в каждом слове?

Как правильно произнести звук с?

(слайд № 10)

Какой звук встречается в каждом слове?

Как правильно произнести звук ш?  

5. (слайд №11)Дыхательная  гимнастика

Игра «Насос и шарик»

6. (слайд №12)Дифференциация звуков с-ш в слогах.

Когда Шарику весело, он очень любит лаять

 вот так: ша-ша-са (2 раза).

Когда ему грустно, он лает так: су-шу-шу (2 раза).

Когда он удивляется, он лает так: шо-со-шо (2 раза)?

7. (слайд № 13)Дифференциация звуков с-ш  в словах. У Шарика есть знакомый мальчик Саша.

 Чья это комната? (Сашина).

- Как ты думаешь, Саша ходит в школу или в детский сад? (В школу)

- Почему? (На подоконнике лежат краски, книги…)

- Как назвать их одним словом? (Школьные принадлежности)

- Если Саша ходит в школу, значит он ….(школьник, ученик)

Шарик хочет рассказать тебе рассказ про Сашу. 

8.- Как можно озаглавить рассказ?  «Утро», «Сашина комната», «Скоро в школу»)

9.Игра « Какой, какая, какое»

10. -  назови слова, в которых есть звук с.

- «Место звука в слове»

 - Назови слова, в которых есть звук ш?

11. (слайд №14) Игра «Поезд». 

12. (слайд № 15) «Домики» поможем Ш. найти свой домик. На домике столько снежинок, сколько звуков в кличках животных.

14.(слайд №16  )

Вспомни, как начинается рассказ?

Ещё раз послушай рассказ и перескажи.

15. Пересказ по картине.

16.Итог занятия

Артикуляционная гимнастика

1.Язычок гулять выходит,

   Домик он вокруг  обходит.

   

    2.Язычок стал маляром.

   Аккуратно красит дом.

   

     3.На качелях оказался.

   Вверх взлетал и вниз спускался.

   

   4.На гармошке поиграл,

   И ни капли не устал.

     

   5.Надоели превращенья –

   Лижет язычок варенье.

   

  6. Любит он покушать сладко,

    После скачет, как лошадка.       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшей логопедической группы с ОНР Различение звуков [з] - [з’] на слух.

Действующими персонажами занятия являются Комар и Комарик, которые приглашают ребенка в увлекательное путешествие, и ребенок незаметно сам становится участником драматизации сказки «Комар и Кома...

Конспект индивидуального логопедического занятия с применением техники логопедического самомассажа

Данный материал содержит Конспект индивидуального логопедического занятия с применением элементов технологий логопедического массажа и самомассажа(для детей 6-7 лет; ОНР 3-4 уровень; дизартрия) и през...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Проект для детей логопедической группы "Подарите друг другу добро"

Проект краткосрочный для детей логопедическй группы "Подарите друг другу ДОБРО"...

Индивидуальное логопедическое занятие в условиях логопункта «Чебурашка ищет друга» (дифференциация звуков (Р - РЬ)

Тип занятия  индивидуальноеИспользуемые технологииЗдоровьесберегающие:  дыхательная гимнастика, упражнения для сопряженного психофизического развития, кинезиологические упражнения, упра...

Программа индивидуального сопровождения индивидуального логопедического сопровождения ребёнка дошкольного возраста, как часть Адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного обучения с ОВЗ ТНР

Организация логопедического процесса в условиях инклюзии заключается в том, что позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педаг...