Конспект открытого коррекционно-развивающего НОД «У бабушки и дедушки в деревне Доброделкино»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Андреева Маргарита Сергеевна

Открытое логопедическое занятие для детей старшей группы с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k-r_nod_andreeva_m.s.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого коррекционно-развивающего НОД

«У бабушки и дедушки в деревне Доброделкино»

Цель: создание условий для развития коммуникативных навыков, формирование грамматически правильной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Расширять и уточнять знания по лексическим темам «Фрукты», «Овощи»;

- Формировать умение передавать свои впечатления, своё отношение к общему делу;

- Учить употреблять предлоги «в», «на», «около»;

- Учить отгадывать загадки; работать в малой группе, в парах.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать артикуляционную моторику;

- Систематизировать и обобщить знания детей о хороших поступках;

- Продолжать развивать память, внимание, мышление, двигательную координацию, моторику рук;

Коррекционно-воспитывающие:

- Воспитывать чувство сопереживания, эмоциональную отзывчивость;

- Мотивировать на оказание помощи нуждающимся (попавшим в беду),  на совершение добрых поступков.

Оборудования: магнитная доска, магниты, 2 стола, 4 стула, ящик с кинетическим песком, напольные коврики по количеству детей, 4 настольных зеркала.

Материалы: влажные салфетки, 2 разноса, 4 тарелочки, 2 корзинки; муляжи фруктов и овощей; игрушка Лошадка; картинка бабушки и дедушки; картинка Солнышко с лучиками (7 шт.);  пазлы «Ваза», «Кресло»; картинка «Щенок и косточки» (2 шт.); картинка «Дрова»;  игра «Пирожки с начинкой»; газета.

Ход НОД

  1. Организационный момент (психогимнастика).

Логопед: Доброе утро, ребята! Посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте поздороваемся!

Дети: Здравствуйте! Доброе утро!

Логопед: Дружно за руки возьмитесь,  и друг другу улыбнитесь. А что вы почувствовали, когда держались за руки? (ответы детей)

Чем больше в мире доброты, тем счастливей я и ты!

  1. Вхождение в тему.

Логопед: присаживайтесь на коврики и внимательно  прослушайте небольшой рассказ.

«Жили-были бабушка и дедушка. Жили они в деревне Доброделкино дружно и счастливо. В деревне этой все были добрыми, и друг другу всегда помогали. И солнышко было в этой деревне добрым. От хороших поступков и дел,  оно светило с каждым разом всё ярче и ярче. Как-то раз,  вышли дедушка с бабушкой к своей калитке помощи попросить, по хозяйству им помочь, а никого не видать… Некому им помочь… (пауза). Сели они на лавочку и стали ждать своих внуков».

Ребята, а вы смогли бы помочь бабушке и дедушке по хозяйству? Ведь в деревне работы много. Одни они не справятся.

Дети: Да! Сможем.

Логопед: Ну тогда давайте скорее отправимся в деревню. А на чём можно поехать?

Дети: предлагают свои варианты (на машине, на поезде, на  лошадке, на лодке).

Логопед: Поскакали на лошадке (упражнение «Лошадка», фырканье лошади ), поехали на машине (упражнение «Заведи моторчик»), поплыли на лодке (упражнение «Пароход гудит»). В зависимости от ответа детей, выбрать вариант.

  1. Артикуляционная гимнастика (гимнастика сопровождается показом логопеда).

Логопед: Ну вот мы и приехали.

Бабушка с дедушкой вышли к калитке, а там…

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.
ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу),
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),
ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).
ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),
А НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
ТУТ  ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,
ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом). И ТИХО УШЛА.
4. Игра «Собери фрукты и овощи»

Логопед: посмотрите, ребята! В корзинке все фрукты и овощи вместе лежат. Давайте поможем бабушке с дедушкой всё перебрать.

Дети: раскладывают фрукты и овощи по разным корзинкам, проговаривая слова, обобщая в конце.

Логопед: Молодцы, ребята! Посмотрите, у Солнышка появился первый лучик. А почему?

Дети: Потому что мы сделали доброе дело. Мы помогли бабушке и дедушке перебрать все фрукты и овощи.

5.Отгадывание загадок

Логопед: а сейчас, ребятки, отгадайте-ка загадки.

Фрукт на свете всем известный,

Хоть и кислый, но полезный.

Ты его нарежь — и в чай.

Как зовется? Отвечай!

(Лимон)

Это овощ, а не куст.

В слове этом сочный хруст.

Если очень любишь щи,

Этот овощ в них ищи.

(Капуста)

Под листком лежит на грядке.

Он пупырчатый, не гладкий.

И зеленый, наконец.

А зовется...

(Огурец).

Кто в земле укрылся ловко?
Это рыжая … .
(Морковка)

Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а … .
(Лук)

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

А зовут его…

(Банан)

6. Упражнение «Собери картинки» (работа в парах)

Логопед: Посмотрите, ребята, у бабушки с дедушкой случалась беда. Бабушка разбила свою любимую вазу с цветами, а у дедушки сломалось кресло-качалка. Поможете починить?

Дети: Поможем! (собирают картинки-пазлы в парах).

Логопед: Посмотрите, ребята, на солнышке появились ещё 2 лучика. А почему?

Дети отвечают.

7. Физминутка «Наколи дрова»

Логопед: А сейчас нам нужно поспешить во двор,  там нас ждёт лошадка, она хочет нас покатать.

Дети скачут по кругу на лошадке за логопедом (цокая и подпрыгивая вверх).

Логопед: Посмотрите, что это у дедушки во дворе?

Дети: поленья, чурки. Их нужно наколоть.

Логопед: берите скорее топоры и давайте дедушке поможем.

Дети: дети колют дрова, замахиваясь топором, а на выдохе произносят «У-у-ух…»

Логопед: Молодцы, ребята! У солнышка появился ещё один лучик.
8. Упражнение «Пирожки с начинкой»

Логопед: Пока мы дрова кололи, бабушка напекла пирожков. Да вот беда, она все пирожки вместе сложила. Поможем бабушке разложить пирожки по тарелочкам?

Дети: раскладывают пирожки на 2 тарелочки, проговаривают словосочетания «Пирожок с капустой», «пирожок с яблоком».

Логопед: Сколько пирожков с капустой испекла бабушка?

Дети: Бабушка испекла пять пирожков с капустой.

Логопед: Сколько пирожков с яблоком испекла бабушка?

Дети: Бабушка испекла пять пирожков с яблоком.

9. Песочная терапия «Испеки пирожок»

Логопед: Ребята, а какие вы любите пирожки?

Дети: с яйцом, с луком, с творогом, с картошкой, с вареньем…

Логопед: Давайте испечём свои пирожки и угостим бабушку и дедушку.

А для начала разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»

Тесто мы месили,

Мы пирожки лепили.

Шлёп, шлёп, шлёп, шлёп,

Слепим мы большой пирог.

Дети: пекут пирожки из кинетического песка, кладут на тарелочки, говорят,  с чем пирожок  и угощают бабушку и дедушку.

Логопед: У солнышка появился ещё один лучик.

(Дети протирают руки).

10. Упражнение «Щенок и косточки»

Логопед: Ребята, пока мы пекли пирожки, Щенок бегал по двору и закопал все косточки. Теперь сидит и не может вспомнить, где их закопал. Посмотрите на картинку, помогите Щенку найти косточки.

Дети: находят косточки на картинках и проговаривают предложения с предлогами.

Косточка в траве; косточка на/в колодце; косточка на крыше; косточка около забора.

Логопед: Молодцы, ребята! И у солнышка появился ещё один лучик.

11. Упражнение «Газета дедушки» (пословицы)

Логопед: дедушка очень любит читать газеты в своём кресле, а котик рядом с дедушкой всегда играет. Вот как-то раз уснул дедушка в кресле, а котик порвал дедушкину газету. Теперь дедушка не сможет её дочитать до конца. Давайте мы ему придём на помощь и  подскажем, что там было написано. Я начну, вы продолжайте, хором дружно отвечайте.

Пословицы:

Логопед                       Дети

Добрые дела,…            дороже денег.

Добра желаешь, …      добро и делай.

Добро помни, …          а зло забывай.

Про доброе дело -…   говори смело.

Логопед: Молодцы, ребята! И у солнышка появился ещё один лучик.

12.Ребята, посмотрите на солнышко,  каким оно стало?

Дети: весёлым, радостным, ярким, красивым, добрым.

Логопед: А почему?

Дети: потому что мы делали добрые дела для бабушки и дедушки.

Логопед: а какие добрые дела вы сделали?

Дети: ответы детей.

Логопед: Вам понравилось в деревне Доброделкино?

Дети: Понравилось.

Логопед: принимайте угощение от бабушки и дедушки. А нам пора возвращаться обратно в детский сад. До свидания бабушка и дедушка, до свидания гости.

Дети: прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по ФГТ с использованием КТ (2гр. раннего возраста) Тема: «В гости к кошечке»

Ход занятия: Дети заходят в группу.Кто у нас хороший, кто у нас пригожий,Детки у нас хорошие, детки у нас пригожие. Раздается звук мяу-мяу.В-ль: Кто это мяукает? На экране ...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия «Игры с песком» (для детей старшего дошкольного возраста)

Игра с песком предоставляет ребенку избавиться от психологических травм с помощью экстериоризации фантазий и контроля над своим внутренними побуждениями. Метод песочной терапии я использовала дл...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Страна понимания"

Занятие для детей старшего длшкольного возраста. Итог работы по коррекции эмоциональной сферы психики....

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия в средней группе «Колобок».

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия для средней группы "Колобок"...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи. Тема: Словообразование и словоизменение с использованием лексического материала по теме «Посуда». в старшей группе для детей с ФФНР

Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка в рамках лексической темы «Посуда».Программное содержание:1) коррекционно-образовательные задачи:- продолжать совершенствовать навыки сл...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия в старшей группе на тему «Транспорт».

Образовательные задачи.1.Уточнять и расширять знания детей о видах транспорта, способах его передвижения, особенностях внешнего вида.Коррекционно-развивающие задачи.1.Развивать зрительное восприятие, ...