Конспект НОД по теме" Деревья"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Кривощекова Елена Владимировна

Представлены лексико-грамматические игры по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД по теме "Деревья"21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Деревья

Цели: воспитывать любовь к природе, эстетические качества, бережливость, экономность, стремление созидать;

Расширять представления об окружающем мире, о природе;

Увеличить и уточнить запас словаря, развивать навыки словообразования и словоизменения, пересказа и описания

Оборудование: предметные и сюжетные картинки с изображением деревьев и их частей: листьев и семян, а также садовых инструментов, натуральные ветки и листья.

Ход НОД

Оргмомент и сообщение темы:

Загадки.        Растут – зеленеют, упадут – пожелтеют,

                Полежат – почернеют.        

                Падают с ветки золотые монетки.        (Листья)

Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила.                (Ива)

                Что за девица? Не швея, не мастерица.

                Ничего себе не шьёт, а в иголках круглый год.

Его весной и летом мы видели одетым.

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.        (Дерево)

                В этот гладкий коробок бронзового цвета

                Спрятан маленький дубок будущего лета.

Я из крошки-бочки вылез, корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч

Я кормлю свиней и белок, ничего, что плод мой мелок.

        Сегодня мы поговорим о… (деревьях). Где растёт много деревьев? (В лесу, в парке, в роще, в бору, в ельнике, в чаще, в джунглях, в тайге – уточнить понимание слов).

Деревья отличаются от других растений (цветов, травы и кустарников). Назови части: у всех деревьев есть: корень, ствол, кора, годовые кольца, ветви, сучья, листья (или почки или хвоя), крона. Назови хвойные и лиственные деревья.

Договори слово в нужном падеже: зимой на деревьях нет …        (листьев). Весной на деревьях появятся новые молодые … (листья). Летом насекомые прячутся от жары под …                        . А осенью мы ходим по опавшим …   Утром мы можем видеть капли росы на …                        . Осенью мы соберем красивый букет из …                        . В сосновом бору много …                . В дубраве много…        

В ельнике много …                . На берегах рек растут плакучие …                . Весной пух летит с высоких …                .

Зимой снегири клюют красные ягоды …(чего)                        .

Установление причинно-следственных связей: Почему происходит листопад? (Объяснить детям, что уменьшается продолжительность освещения, в листьях вырабатывается всё меньше хлорофилла, который даёт листьям зелёный цвет, холода тоже на это влияют.) Листья сначала ... желтеют, затем они вянут, потом сохнут и опадают, осыпаются, кружатся, ложатся на землю ковром. (Объяснить сравнение. Можно прочитать стихи об осени русских поэтов, например, Пушкина).

Какую пользу приносят деревья? (Дают вкусные плоды, тень в жаркий день, а в прохладный являются топливом для костра. Очищают воздух, выделяя кислород. Используются в строительстве домов, производстве мебели, транспорта, бумаги. Защищают почву от заболачивания и высыхания).

Поэтому нам очень важно беречь деревья, выращивать их и заботиться о них. (Обкапывать, удалять сухие ветви, укрывать на зиму, полоть сорняки, опрыскивать листву и белить ствол, защищая от вредителей, привлекать птиц.)

Физминутка. Дети изображают, поднимаясь с корточек, как растут деревья, как распускаются листья навстречу солнцу, как они качаются на ветру и шумят листья (воспроизводить звук ШШШ длительно и быстро шевелить ладонями), как дрожат от холода, как кружатся осенние листья:

        Листья осенние тихо кружатся,        

Дети кружатся расставив руки в стороны

Листья нам под ноги тихо ложатся.

Приседают

И под ногами шуршат, шелестят,

Движения руками вправо-влево

Будто опять закружиться хотят.

Снова кружатся на носочках.

Упражнение в образовании относительных прилагательных

Игра «С какой ветки детки?» Лист: клёна – кленовый, березы -                         /липы -                 /рябины -                  ивы -                         /осины -                         /дуба -               ясеня -                         /каштана -                         яблони –

Листья у каждого дерева разные: округлые, треугольные, резные, многоугольные. Но и сами деревья отличаются между собой. Угадаем предмет по описанию.

Могучий________/ Белоствольная___________/Плакучая__

Голубая______/Цветущий__________/Корабельная_______

Тонкая_________/ Высокий, стройный_________________

 Упражнение «Где дятел? (белка)»        употребление предлогов

На картинку с деревом (желательно с дуплом) накладывается вырезанный из бумаги дятел. Его «действия» (перемещения бумажного дятла по разным местам дерева) комментируются детьми: дятел сел на дерево, под деревом, в дупле, слетел с дерева, облетел вокруг дерева, перед деревом, за деревом, справа от дерева, около, между  и т. д.

Составь фразу по опорным словам.

Весной___________деревья. Топором___________дерево.

Пилой____________бревно. По реке_______________лес.

Деревья____________водой. Под окном___________липа.

Осина__________ от ветра. Весной_____________каштаны.

Осенью___________листья. Секатором____________сучья.

Самомассаж кистей рук. Ребенку дать колючий мяч или щетку для волос, которые он катает между ладоней, приговаривая:        У сосны, у пихты, ёлки

                        Очень колкие иголки.

                        Но ещё сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник.

Назови ласково: Дуб – дубок/ Лес - ________/Гриб - _______

Лист - ________/Год - _______/Берег - ___________/ Сук -__

Корень - ___________/Луг - __________/Пень - __________

Какой лишний предмет? (подчеркнуть) Почему? (объяснить) осень – зима – холод – весна / дуб – рябина – осень – осина

лист – корень – клён – кора / ясень – дуб – тюльпан – тополь

ель – сосна – липа – кедр/ дубрава – растение – роща – лес.

Подбери по образцу: береза – сережки / орешник - _______

ель - _________ / дуб - __________ / яблоня - ___________;

Дерево – ветка /гриб - _________ / птица - ______________;

Лес – деревья / море - __________ /луг - _______ /небо - ___.

Вопрос на засыпку: чего больше: листьев или деревьев?

Объясни пословицу: Дерево ценно в плодах, а человек в делах. Человек – не орех, сразу не раскусишь.

Сосчитай: ребенок собирает листья с пола, говоря: «1 дубовый лист, 2 дубовых листа, 3…, 4…, 5 дубовых листьев».

Итог: сейчас на Земле вырублено много лесов, что надо делать, чтобы деревья росли в лесах, парках и даже городах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....