Конспект НОД по теме" Деревья"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Представлены лексико-грамматические игры по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по теме "Деревья" | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Деревья
Цели: воспитывать любовь к природе, эстетические качества, бережливость, экономность, стремление созидать;
Расширять представления об окружающем мире, о природе;
Увеличить и уточнить запас словаря, развивать навыки словообразования и словоизменения, пересказа и описания
Оборудование: предметные и сюжетные картинки с изображением деревьев и их частей: листьев и семян, а также садовых инструментов, натуральные ветки и листья.
Ход НОД
Оргмомент и сообщение темы:
Загадки. Растут – зеленеют, упадут – пожелтеют,
Полежат – почернеют.
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)
Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила. (Ива)
Что за девица? Не швея, не мастерица.
Ничего себе не шьёт, а в иголках круглый год.
Его весной и летом мы видели одетым.
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево)
В этот гладкий коробок бронзового цвета
Спрятан маленький дубок будущего лета.
Я из крошки-бочки вылез, корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч
Я кормлю свиней и белок, ничего, что плод мой мелок.
Сегодня мы поговорим о… (деревьях). Где растёт много деревьев? (В лесу, в парке, в роще, в бору, в ельнике, в чаще, в джунглях, в тайге – уточнить понимание слов).
Деревья отличаются от других растений (цветов, травы и кустарников). Назови части: у всех деревьев есть: корень, ствол, кора, годовые кольца, ветви, сучья, листья (или почки или хвоя), крона. Назови хвойные и лиственные деревья.
Договори слово в нужном падеже: зимой на деревьях нет … (листьев). Весной на деревьях появятся новые молодые … (листья). Летом насекомые прячутся от жары под … . А осенью мы ходим по опавшим … Утром мы можем видеть капли росы на … . Осенью мы соберем красивый букет из … . В сосновом бору много … . В дубраве много…
В ельнике много … . На берегах рек растут плакучие … . Весной пух летит с высоких … .
Зимой снегири клюют красные ягоды …(чего) .
Установление причинно-следственных связей: Почему происходит листопад? (Объяснить детям, что уменьшается продолжительность освещения, в листьях вырабатывается всё меньше хлорофилла, который даёт листьям зелёный цвет, холода тоже на это влияют.) Листья сначала ... желтеют, затем они вянут, потом сохнут и опадают, осыпаются, кружатся, ложатся на землю ковром. (Объяснить сравнение. Можно прочитать стихи об осени русских поэтов, например, Пушкина).
Какую пользу приносят деревья? (Дают вкусные плоды, тень в жаркий день, а в прохладный являются топливом для костра. Очищают воздух, выделяя кислород. Используются в строительстве домов, производстве мебели, транспорта, бумаги. Защищают почву от заболачивания и высыхания).
Поэтому нам очень важно беречь деревья, выращивать их и заботиться о них. (Обкапывать, удалять сухие ветви, укрывать на зиму, полоть сорняки, опрыскивать листву и белить ствол, защищая от вредителей, привлекать птиц.)
Физминутка. Дети изображают, поднимаясь с корточек, как растут деревья, как распускаются листья навстречу солнцу, как они качаются на ветру и шумят листья (воспроизводить звук ШШШ длительно и быстро шевелить ладонями), как дрожат от холода, как кружатся осенние листья:
Листья осенние тихо кружатся,
Дети кружатся расставив руки в стороны
Листья нам под ноги тихо ложатся.
Приседают
И под ногами шуршат, шелестят,
Движения руками вправо-влево
Будто опять закружиться хотят.
Снова кружатся на носочках.
Упражнение в образовании относительных прилагательных
Игра «С какой ветки детки?» Лист: клёна – кленовый, березы - /липы - /рябины - ивы - /осины - /дуба - ясеня - /каштана - яблони –
Листья у каждого дерева разные: округлые, треугольные, резные, многоугольные. Но и сами деревья отличаются между собой. Угадаем предмет по описанию.
Могучий________/ Белоствольная___________/Плакучая__
Голубая______/Цветущий__________/Корабельная_______
Тонкая_________/ Высокий, стройный_________________
Упражнение «Где дятел? (белка)» употребление предлогов
На картинку с деревом (желательно с дуплом) накладывается вырезанный из бумаги дятел. Его «действия» (перемещения бумажного дятла по разным местам дерева) комментируются детьми: дятел сел на дерево, под деревом, в дупле, слетел с дерева, облетел вокруг дерева, перед деревом, за деревом, справа от дерева, около, между и т. д.
Составь фразу по опорным словам.
Весной___________деревья. Топором___________дерево.
Пилой____________бревно. По реке_______________лес.
Деревья____________водой. Под окном___________липа.
Осина__________ от ветра. Весной_____________каштаны.
Осенью___________листья. Секатором____________сучья.
Самомассаж кистей рук. Ребенку дать колючий мяч или щетку для волос, которые он катает между ладоней, приговаривая: У сосны, у пихты, ёлки
Очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
Назови ласково: Дуб – дубок/ Лес - ________/Гриб - _______
Лист - ________/Год - _______/Берег - ___________/ Сук -__
Корень - ___________/Луг - __________/Пень - __________
Какой лишний предмет? (подчеркнуть) Почему? (объяснить) осень – зима – холод – весна / дуб – рябина – осень – осина
лист – корень – клён – кора / ясень – дуб – тюльпан – тополь
ель – сосна – липа – кедр/ дубрава – растение – роща – лес.
Подбери по образцу: береза – сережки / орешник - _______
ель - _________ / дуб - __________ / яблоня - ___________;
Дерево – ветка /гриб - _________ / птица - ______________;
Лес – деревья / море - __________ /луг - _______ /небо - ___.
Вопрос на засыпку: чего больше: листьев или деревьев?
Объясни пословицу: Дерево ценно в плодах, а человек в делах. Человек – не орех, сразу не раскусишь.
Сосчитай: ребенок собирает листья с пола, говоря: «1 дубовый лист, 2 дубовых листа, 3…, 4…, 5 дубовых листьев».
Итог: сейчас на Земле вырублено много лесов, что надо делать, чтобы деревья росли в лесах, парках и даже городах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....