Конспект занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия в старшей группе для детей с ЗПР. Тема: Звуки [А], [У].
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Вишнякова Ольга Алексеевна

Представленный конспект занятия может быть использован учителями-логопедами в процессе обучения детей дошкольного возраста с ФФН, ОНР, ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки [А], [У].

Цель: Дифференциация звуков [А], [У].

Задачи: 

  1. Учить различать звуки [А], [У] по  акустико-артикуляционным признакам.
  2. Развитие навыков звукового анализа, умения определять и выделять первый звук в слове.
  3. Развивать фонематические процессы.
  4. Развивать умение изменять силу, высоту, интонацию голоса.
  5. Способствовать развитию графомоторных навыков.
  6. Воспитывать умение аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование:

демонстрационный материал: красные круги, обозначающие звуки [А], [У], картинка с заблудившейся девочкой, картинка с плачущим ребенком, аудиозапись «звуки леса», буквы А,У, мяч.

раздаточный материал: красные круги, обозначающие звуки [А], [У], буквы А, У, карточки с напечатанными точками словами АУ, УА, карандаши.

Ход занятия:

Орг. момент:

Прослушивание аудиозаписи «Звуки леса».

Как вы думаете, где мы оказались? В лесу. Какие звуки вы слышали? Пение птиц, журчание ручья.

- Ой, мне кажется, мы заблудились. Как же нам быть? (крикнуть АУ!)

- Давайте произнесем «АУ» тихо-тихо, чтобы не потревожить лесных жителей.

Никто не услышал, Давайте, позовем чуть громче: АУ! Снова никто не слышит.

Произнесем «АУ!» громко.

Работа по теме занятия:

  1. Беседа.

-Нас услышали и спешат на помощь. Кто это?  Аист и утка. У аиста и утки есть клюв, крылья, их тело покрыто перьями. Они кто? Птицы. Эти птицы осенью улетают в теплые края. Их называют «перелетные» (прохлопать слово).  

Аист и утка принесли нам задания. Когда мы их выполним, сможем выйти из леса. Будем стараться.

Назовите звук, на который начинается слово Аист. А.

Назовите звук, на который начинается слово Утка. У.

  1. Различение звуков А-У по аккустико-артикуляционным признакам.

Посмотрите в зеркало и произнесите звук [А]. Посмотрите на положение губ и языка. Отложите зеркала.

Губы сделали большое окошко для воздуха, их форма похожа на большой круг. Воздух легко проходит через рот. Нет преграды.  Звук [А] -  гласный. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом. Возьмите на столе большой красный круг. Им мы обозначим звук [А].

Посмотрите в зеркало и произнесите звук [У]. Посмотрите на губки, почувствуйте, двигается ли язычок. Отложите зеркала.

В каком положении были губы? Вытянулись трубочкой.  Остались маленькое круглое окошечко для воздуха. Воздух выходил свободно и легко, не встречая преграды.  Звук [У] тоже гласный. Выставляется маленький красный круг. Дети у себя на столе находят маленький красный круг.

 Чем похожи эти звуки? (Воздух не встречает преграду, их можно петь, тянуть, они гласные.) Чем отличаются эти звуки? (когда произносим А – рот широко открыт – похож на большое окошко, когда произносим У – окошко маленькое)

  1. Р/и: «Произноси по-разному».

 Слушайте внимательно. Вместе с уткой и  аистом произносите звуки  [А] и У по-разному.

Со нами вместе пойте, -У!
Пошире рот откройте, -А!
Споём мы высоко, -А!
Теперь протянем низко, -А!
Как будто далеко, -А…
А теперь близко, -А…
Шепнём слегка, -А…
И крикнем звонко, -А!
Тихонько, -А.
Так громко, -А!
Теперь мы будем знать,
Как звуки могут звучать.

  1. Д/И: «Посмотри и разложи».

А у нас впереди следующее задание.

Возьмите лоточки, аккуратно достаньте картинки. Разложите картинки, названия которых начинается на [А], к большому красному кружку и картинки, названия которых начинается на [У], к маленькому красному кружку.

Картинки: Арбуз, акула,  утюг, улитка.

Проверка выполнения задания. Картинки убираем в лотки.

  1. Физкультурная разминка

П/И: «Игра с мячом: «Произнеси как я»

Я буду произносить звуки по-разному. Тот, кому я брошу мяч, произносит звуки, как я.  

А? ААААаа, У!, УА?  и т.д.

  1. Д/У: «Составь слово»

Нас ждет еще одно задание от утки и аиста.

Посмотрите на картинку. Плачет малыш. Как он плачет УА.

Прислушаемся к плачу. Какой звук слышим вначале? У.

Звук  у – гласный обозначим его маленьким красным кружком.

Какой звук слышится после звука У?  уААА. Звук А. Он тоже гласный. Как мы его обозначим? Большим красным кругом.

Прочитаем, что получилось? УА

Обозначим звуки буквами.

Следующая картинка: Девочка заблудилась в лесу. Что она кричит? АУ.

Какой звук вначале? Как его обозначим? Какой следующий звук? Обозначим его. Прочитаем. Обозначим звуки буквами.

  1. Д/У: «Обведи по точкам»

Переверните карточки, напечатаем по точкам слова, которые сейчас сложили.

Прочитаем слова.

Итог.

Вы все сегодня старались. Кого мы с вами встретили в лесу? Какие звуки нам встречались в заданиях. Это гласные звуки.

 Ребята, мы выполнили все задания, а значит, сможем вернуться в детский сад. Давайте скажем спасибо утке и аисту за интересное путешествие. Им пора догонять свои стаи и улетать в теплые края.

Закрой те глазки, прислушайтесь… (Звук детского смеха)

Что вы услышали? Детский смех. Где можно услышать его? В детском саду. Вот мы и вернулись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »

Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе для детей с ФФНР Тема «Звуки м - м’»

Тема «Звуки м - м’»Тема открытого занятия «Звуки м - м’» Цель: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м\' в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; упражнять в...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».

Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «С - Ш».

Подрупповое логопедическое занятие, разработанное с использованием материалов Т.Б Филичевой и О.С. Гамзяк....

Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей группе для детей с ОНР “Гласные звуки А, О, У, И, Ы”.

Задачи:коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;коррекционно-развивающие: закреплять понятия “гласный звук”, “звук”;за...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей образовательной деятельности по формированию речевого (фонематического) слуха в старшей группе для детей с ЗПР, тема: «Звук и буква К»

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей образовательной деятельности по формированию речевого (фонематического) слуха в старшей группе для детей с ЗПР, с тяжелыми нарушениями речи и интелектуал...