открытое логопедическое занятие по теме: "Звуки С-З"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Татьяна Николаевна Козлова

Закрепление правильного произношения и различения звуков С- З.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: закрепление правильного произношения и различения звуков С- З.

Задачи:

-развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание и память;

- развивать зрительную и мелкую моторику;

- закреплять умение дифференцировать звонкие и глухие согласные;

- закреплять умение употреблять предлоги за, из-за;

- закреплять навык звукового анализа и синтеза двусложных слов;

- закреплять умение анализа простого предложения;

- учить подбирать родственные слова;

- учить преобразовывать деформированные фразы;

- обучать координации речи с движением;

Оборудование: предметные картинки, звуковые схемы слов, позиционные карты, магнитная доска, схема предложений.

Ход занятия.

1. Оргмомент. Самомассаж  ладоней и пальцев рук.

2. Постановка цели занятия.

Конверт - в нем картинки, назвав их мы сможем определить тему нашего занятия.

3. Характеристика звуков:

( З)- согласный, твердый, звонкий, свистящий.

(С) – согласный, твердый, глухой, свистящий.

4. Развитие слухового внимания и памяти.

Различение звуков С-З на слух с закрытыми глазами:

а) со, зо, су, зу, зы, сы, сны, зны;

б) заколка, собака, фазан, колесо, полоска, розы, сахар, забор;

в) преобразование слогов, слов, игра на оборот.

са-за          ста-зда        Зоя -соя        

со-зо          сто-здо        зуб-суп

су-зу          сту-зду        коза-коса

сы-зы                                      Лиза-лиса

сэ-зэ                                 зайка-сайка

                        

                                

г) воспроизведение слогов громко, тихо:

са-са-за               сна-сна-зна                спа-спо-спу-спы

са-за-за               сна-зна-зна                  зма-змо-зму-змы

со-зу-сы               зна-зны-сна                зва-зву-свы-сва

5. Развитие фонематического восприятия:

-определение места звука в слове.

работа с позиционными картами: собака, лиса, автобус, заяц, грузовик.

Графический диктант: детям раздаются карточки с контурными кружками, последовательно диктуются слова со звуками З-С. На звонкий (З) ребенок обводит контур круга желтым карандашом, на глухой (С) -  коричневым.

З-С

Завод           зорька

самолет       соль

золото         закат

сахар           здоровье

солнце         сапоги

6. Физминутка + гимнастика для глаз:

Мы летели над полями. ( Руки в стороны, покачиваясь)

Мы летели над лесами.

Мы летели высоко. ( Руки вверх, глаза следят за руками)

Мы летели далеко. ( Руки вперед, глаза следят за руками)

Мы летели высоко.

Мы летели низко. ( Руки вниз, глаза следят за руками)

Мы летели далеко.

Мы летели близко. ( Руки к груди, глаза следят за руками)

7. Подбор признаков к предмету и подбор родственных слов к слову (лиса).

Стук в дверь. Пришла бабушка – Загадушка.

Приветствие. Детям загадываются загадки.

- У нее хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живет,

В деревне кур крадет ( Лиса).

Ребята а вы знаете какая  лиса? Расскажите нашей гостье.

Лиса (хитрая, рыжая, хищная, ловкая, проворная…)

А теперь, ребята, подумайте какие слова- родственники можно подобрать к слову лиса – лисонька, лисичка, лисенок, лисята, лис, лисья ( семья), лисий( хвост).

Ребята послушайте еще одну загадку:

-  Что за зверь лесной –

Встал, как столбик, под сосной.

И стоит среди травы

Уши больше головы ( Заяц ).

Какой заяц?(подбор признаков к предмету)

8. Звуковой анализ и синтез слова( коза): бабушка-Загадушка показывает буквы и просит составить слово отгадку.  

 Дети на магнитной доске собирают слово коза и выполняют звуковой анализ используют карточки схемы.

Какой первый звук в слове коза?

Какой второй звук, третий, четвертый?

Сколько всего звуков в слове коза?

Сколько всего букв в слове коза?

Сколько слогов в этом слове?

Как определили, что два слога?

А сколько согласных звуков?

На доске выставлены несколько звуковых схем, детям предлагается выбрать схему к слову коза.

9. «Хоровод» - логоритмическое упражнение.

Уважаемая Загадушка, а наши дети умеют петь и на музыкальных инструментах играть, пойдемте с нами хоровод водить.  

Дети водят хоровод вместе с бабушкой-Загадушкой, поют песню «во поле береза стояла» ( с инструментами деревянными ложками, бубен, колокольчики).

10. Игра на различение парных  звонких и глухих согласных.

Детям предлагаются две карты желтая и коричневая и карточки с цветными предметными картинками на парные звонкие и глухие согласные, картинками вниз. Дети берут по одной карточке называют изображенный на ней предмет, выделяют первый согласный звук, отчетливо произносят его повторно с рукой на горле, определяют звонкий он или глухой, затем кладут карточку с картинкой на цветную карту: на желтую, если согласный звук звонкий на коричневую - если глухой.  

Ребята, а сейчас мы по играем в игру: «Звонкий-глухой». У вас на столе картинки, каждый из вас по очереди переворачивает и называет картинку, четко произнося 1-ый согласный звук с рукой на горле, определяет звонкий он или глухой, затем кладут картинку на соответствующую карту.

 В конце игры дети еще раз называют все картинки: сначала на звонкие согласные звуки, затем на глухие согласные звуки.

11. Упражнение в употреблении предлогов за, из-за – преобразование деформированной фразы:

Ребята, бабушка-Загадушка хочет с вами поиграть по играть. (игрушка)

- скажите куда спрятался зайка?

 спрятался за спину, вышел - из-за спины

 спрятался - за стол , вышел - из-за стола

 спрятался - за дверь, выглядывает - из-за двери

-А теперь, ребята попробуйте составить предложение.

Зина, беседка, цветы, посадить, за – …

Коза, за, пастись, лес-…

Лиса, куст, выглядывать, из-за- …

12. анализ простого предложения с предлогом.

Коза паслась за лесом.

Дети составляют схему предложения и называют правило написания предложения: каждое предложение пишется с большой буквы, в конце каждого предложения ставится точка.

О ком предложение?

Что делала Коза?

Где она паслась?

Сколько слов получилось в предложении?

Какое слово первое?

Какое второе слово, 3, 4?

Какое самое короткое слово в предложении?

13.Итог: вспомните и назовите картинки, которые мы называли в начале занятия.

В название каких картинок звук З, а в каких С?

Какой из звуков звонкий, а какой глухой?  

Бабушка-Загадушка поощряет всех детей и угощает конфетами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия по теме «Звук и буква [Ж]

коррекционно-развивающие задачи.- развивать слуховое внимание .- научить правильно произносить звук [Ж].- продолжать учить ребенка определять последовательность звуков в заданном сло...

открытое логопедическое занятие на тему:"Звук Ш. Лексическая тема: "Посуда" (ООД для детей с ОНР),

Целью данного занятия является  уточнение правильного произношения звука Ш в слогах.словах.Решаются следующие задачи:Коррекционно-образовательная:упражнять детей  в определении звука в слога...

Самоанализ открытого логопедического занятия по теме "Звук [ш] (закрепление)" для детей подготовительной к школе группы, учителя-логопеда Пятаковой Галины Владимировны

Самоанализ открытого логопедического занятия по теме "Звук [ш] (закрепление)" , для детей подготовительной к школе группы,  учителя-логопеда  Пятаковой Галины Владимировны...

Конспект открытого логопедического занятия по теме" Звук [ш] (закрепление)" для детей подготовительной к школе группы учителя-логопеда МБДОУ д/с № 4 с. Ейское Укрепление Пятаковой Галины Владимировны

Конспект открытого логопедического занятия по теме" Звук [ш] (закрепление)" для детей подготовительной к школе группы учителя-логопеда МБДОУ д/с № 4 с. Ейское Укрепление  Пятаковой Гали...

Открытое логопедическое занятие на тему: «Звук и буква О»

Открытое логопедическое занятие на тему:«Звук и буква О»Подготовила  учитель-логопедКравченко Ю.В....

Методическая разработка интегрированного коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему: "Звук Г в открытых слогах в позиции на начале слова"

В течение своей практической деятельности каждый педагог  находится в постоянном поиске новых методов обучения и подачи информации. Это обусловлено не только необходимостью индивидуального подход...