Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровня речевого развития) посредством применения камешков «Марблс»
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Саламатова Анна Игоревна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР ( III уровня речевого развития) посредством применения камешков «Марблс» МБДОУ д/с № 7 «Солнышко» учитель-логопед: Саламатова А.И.

Слайд 2

Для детей – дошкольников, страдающими различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Формирование полноценной речи детей с общим недоразвитием речи при помощи игровых ситуаций является актуальной проблемой на данный момент.

Слайд 3

Вся жизнь ребенка – игра. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику – необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Применение камушков «Марблс» это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

Слайд 4

Стеклянные камушки марблс – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Шарики получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные). Шарики имеют разнообразную цветовую гамму. Шарики Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды. Игры с шариками Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка.

Слайд 5

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка. Упражнять в ориентировке на плоскости листа. Упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Обогащать словарный запас, упражнять в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов. Развивать связную, фразовую речь, эмоциональную лексику.

Слайд 6

Упражнять в звукобуквенном разборе слова, закреплять правильный образ буквы. Проводить профилактику дисграфии, работу по автоматизации поставленных звуков. Развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие. Развивать образное мышление, зрительное внимание, память. Развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца.

Слайд 7

Применение камушков «Марблс» Использование камешков Марблс при изучении лексических тем

Слайд 9

Развитие грамматического строя речи (словоизменение и словообразование, согласование) Дидактическая игра «Помоги Дюймовочке» Цель: Понимание разницы в значении слов с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов. Помоги Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мяч - мячик, стол - столик, фант - фантик и т. д. «Волшебный мешочек» Ребёнок достает камушек из мешочка определенного цвета и говорит: Зелёный камешек- зелёный огурец, красный камешек-красное платье и т.д.

Слайд 10

Составление предложений Цель: Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций. Сосчитать сколько слов в предложении выложить камешками схему. Девочка собирает чёрную смородину.

Слайд 11

Звуко-буквенный анализ слов Цель: воспитание слуховой дифференциации звуков речи путем различения на слух сходных по артикуляторно-акустическим признакам звуков; развитие фонематического восприятия путем выделения на слух места звука в слове; определения, с какого звука начинается слово (гласного или согласного); развитие звукового анализа и синтеза путем умения делить слова на звуки; знакомство с буквой .

Слайд 12

Дидактическое упражнение «Найди звук в слове» Цель: развитие умения выделять указанный звук (начало, середина, конец ) в слове. Оборудование: камешки «Марблс», карточки для звукового анализа. Инструкция: Определить указанный звук в слове и поставить фишку-камешек необходимого цвета (гласный - красный, согласный твёрдый – синий, согласный мягкий - зеленый).

Слайд 13

Дополнительные вопросы и задания: Произвести звукобуквенный анализ слова. Фишки-камешки выкладывать под буквами. 2. С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? Какие еще слова можно придумать с этим звуком? 3. На каком мест находится звук ( в начале, середине, конце?) 4. Сколько в слове гласных, сколько согласных? Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс интересным. С ее помощью поддерживается стойкий интерес к познанию.

Слайд 14

Дидактическая упражнение «Знакомство с буквой» Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук. Оборудование: камушки «Марблс», карточки с образцами букв для наложения камушков. Задание: Педагог уточняет название букв и закрепляет ее образ путем наложения камушков на ее контур.

Слайд 15

Сенсорное развитие Упражнение «Знакомство» Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту. Оборудование: емкость с камешками «Марблс». Задание: обращать внимание на камушки и предлагает потрогать камешки руками; выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит с текстурой - стеклянные, гладкие; качеством - хрупкое, прозрачное; цветом - красный, синий, зеленый и т.д. затем дается время для самостоятельного манипулирования .

Слайд 16

«Соотнеси по цвету» Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. жёлтый камешек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.

Слайд 17

Развитие пространственных представлений и предложно-падежных конструкций «Лабиринт» Цель: умение ориентироваться на плоскости; развитие тактильных ощущений; развитие движений пальцев рук.

Слайд 18

Коррекция звукопроизношения «Лабиринты на автоматизацию и дифференциацию звуков». Цель: Закрепление произношения автоматизированного звука; дифференциация звуков.

Слайд 20

Использование в работе с детьми камешков Марблс успешно развивает фантазию и творчество воспитанников. Легко изготовить и украсить поделки. «Пейзаж» 1. Развивать фантазию ребенка; 2.Обогащать словарь; 3.Подбирать камушки определенных размеров и цветов; 4.Развитие мелкой моторики рук; 5.Эмоциональный настрой.

Слайд 21

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад - № 7 «Солнышко»

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровня речевого развития) посредством применения камешков «Марблс»

                                                                            Саламатова Анна Игоревна            

                                                                                                         учитель-логопед

МБДОУ – д/с № 7 «Солнышко»                                    

Топки 2018

Оглавление

Введение ……………………………………………………………….…..3

Глава 1. Камешки «Марблс»……………….……………………………5

1.1 История «Марблс».………………………………………….……….5

1.2 Виды камешков……………………………………………………….6

Глава 2. Особенности  лексико-грамматического строя речи у детей

старшего дошкольного возраста с  ОНР III уровня ………………..……7

Глава 3. Методика  коррекции лексико-грамматического строя речи у

детей с ОНР III уровня…………………..………………………………...10

Глава 4. Применение камешков «Марблс» в коррекционной работе….15

4.1 Требования к организации  проведения  упражнений с камешками

«Марблс»…………………………………………………………………..16

4.2 Формы работы с камешками «Марблс»……………………………..16

4.3 Игры с камешками «Марблс» на формирование лексико-грамма-тического строя речи ……………………….…………………………….17

Заключение………………………………………………………………..21

Литература………………………………………………………………..22

Приложение………………………………………………………………23        

Введение

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». «Рука - это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. «Рука - это своего рода внешний мозг», - писал Кант. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Ученые и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.

Вся жизнь ребенка — игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

Применение камешков «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Игры с камешками Марблс воздействуют на рецепторы пальцев. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними.

Цель использования камешков «Марблс» – это возможность разнообразить педагогический процесс, повысить интерес детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями коррекционно–развивающим заданиям, развивать мелкую мускулатуру рук, активизировать познавательную и мыслительную деятельность.

1. Камешки «Марблс»

1.1 История Марблс

Стеклянный шарик «Марблс» – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Шарики получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные). Камешки «Марблс» берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды.

 Красота камешков завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Существуют игры, придуманные специально для Марблс, например, такая древняя игра, дошедшая до нас, как «Калах».

Игра «Калах»  это одна из вариаций игры «Манкала», её история по самым строгим предположениям насчитывает пять тысяч лет, а многие учёные дают ей и все семь. Кто первым додумался набрать камешков и насыпать их в лунки, история умалчивает, но произошло это в колыбели цивилизации, на востоке Африки.

Выбитые в камнях ряды лунок найдены в древнем городе Алеппо в Сирии, в храмах Мемфиса, Фив и Луксора в Египте и вдоль караванных путей в южной Африке, в пустыне Калахари.

По сей день эстетическая привлекательность Марблс удерживает интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.

Современные камешки «Марблс» делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи.

1.2 Виды камешков

Камешки бывают различные: они имеют круглую или квадратную форму, бывают разные по размеру и по цветовой окраске.
Наряду с такими камешками используются фигурки, отображающие реальные изображения: листики и яблочки различного цвета, желуди, совы, морские обитатели. Их применяют в работе с сюжетной картинкой, например: «Развесь осенние (весенние) листики на дерево», «Осенью в саду созревают яблоки», «На дубе выросли желуди», «Подводное царство» и т.д
.

Глава 2. Особенности  лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с  ОНР III уровня

Для детей с общим недоразвитием речи III уровня характерна несформированность всех сторон речи. На третьем уровне разговорная речь детей становится более развёрнутой по сравнению с речью детей с ОНР I-II уровней, отсутствуют грубые отклонения в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных (по значению и оформлению) речевых единиц.

В целом, в речи этих детей наблюдаются замены слов, близких по значению, искажение звуко-слоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков.

Активный и, особенно, пассивный словарь детей значительно обогащается за счёт существительных и глаголов. Вместе с тем, в процессе речевого общения часто имеет место неточный отбор слов, следствием чего являются вербальные парафазии (кресло – «диван», вязать – «плести» и др.).

Дети, находящиеся на третьем уровне речевого развития, используют в речи в основном простые предложения.

Характерными для этого уровня являются и нарушения словоизменения. В речи детей наблюдается ещё большое количество ошибок на согласование, управление. Наиболее распространенными являются следующие ошибки:

  • неправильное употребление некоторых форм существительных множественного числа (стулы, брата),
  • смешение окончаний существительных мужского и женского рода в косвенных падежах («висит ореха»),
  • замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительных женского рода (копыто – копыта), склонения имен существительных среднего рода, как существительных женского рода с основой на мягкий согласный («нет мебеля»),
  • ошибочные ударения в слове,
  • нарушение дифференциации вида глаголов,
  • ошибки в беспредложном и предложном управлении («пьёт – вода»),
  • неправильное согласование существительного и прилагательного, особенно в среднем роде («небо синяя»),
  • неправильное согласование глаголов с существительными («мальчик рисуют»).

При III уровне речевого развития лексика  детей включает все части речи. Появляются первые навыки словообразования: (кукойка — куколка; стоик — столик и т.д.). Более устойчивым становится употребление наиболее простых грамматических форм, а также слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Однако, несмотря на значительное продвижение в формировании самостоятельной речи, четко выделяются основные пробелы лексико-грамматического и фонетического оформления связной речи, в т.ч.:

1) лексические замены (плащ пальто; халат пижама; катушка нитки и т.д.);

2) трудности в образовании прилагательных от существительных с различными значениями соотнесенности: клюный -  клюквенный (с продуктами питания), глинявый — глиняный (с различными материалами) и т.д.;

3) аграмматизм, проявляющийся в неправильном употреблении предлогов, согласовании прилагательных с существительными, числительных — с существительными: мама снимает чайник плиты (с плиты); домик лисички (для лисички) и т.д..

Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов существительных со значениями единичности предмета (горошка — горошина), субъекта деятеля, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных (скворчик — скворушка), а также прилагательных, характеризующих эмоционально-волевое и физическое состояние объектов (хвастовый — хвастливый). Отмечаются стойкие трудности в образовании малознакомых сложных слов (книжник — книголюб, пчельник — пчеловод).

Таким образом, лексико-грамматический  строй речи у дошкольников с ОНР III уровня характеризуется наличием аграмматизмов, отмечаются трудности в словообразовании, лексические замены.

Глава 3. Методика  коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня

В настоящее время существует несколько авторских систем коррекционного воздействия на детей с ОНР, имеющих нарушения лексико-грамматического строя речи (авторы: Т.А.Ткаченко, Н.М.Капкова, Н.В.Серебрякова, Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева и Т.В.Туманова, В.В.Коноваленко и С.В.Коноваленко). Каждая из них по-своему подходит к решению проблемы коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР, но цели и задачи у всех едины:

  • Формирование правильного произношения.
  • Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
  • Развитие навыков связной речи.
  • Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты.

Каждая из существующих систем  коррекционной работы предлагает выверенные и отточенные многолетней практикой способы и пути исправления речевой патологии. Нужно только творчески, обдуманно, дифференцированно подходить к составлению собственной системы логопедической работы.

Согласно логопедической работе с детьми с ОНР III уровня (Т.Б.Филичева и Г.В.Чиркина) осуществляется с помощью поэтапной системы формирования речи в условиях специальной группы для детей с нарушениями речи. Система обучения и воспитания дошкольников с ОНР III уровня рассчитана на два учебных года (старшая и подготовительная к школе группы соответственно возрасту детей), каждый из которых разбит на три условных периода. В течение этого времени у детей формируются самостоятельная связная, грамматически правильно оформленная речь; количественные и качественные параметры лексического строя языка, соответствующие возрастным требованиям; происходит усвоение фонетической системы родного языка, что способствует развитию готовности этих детей к обучению в школе.  Логопедические занятия в специальной группе для детей с нарушениями речи являются основной формой коррекционного обучения, которая способствует развитию всех компонентов языка. Основными направлениями коррекционного обучения детей с ОНР III уровня в старшей группе детского сада являются:

  1. Формирование лексико-грамматических средств языка;
  2. Формирование правильного звукопроизношения;
  3. Развитие связной речи.

Основное содержание занятий:

  • Развитие понимания речи;
  • Уточнение и расширение словарного запаса;
  • Формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения;
  • Воспитание навыков употребления простых распространенных предложений и некоторых видов сложных синтаксических структур.

Содержание лексико-грамматических занятий:

  1. Работа по развитию понимания речи включает в себя:
  • Умение вслушиваться в обращенную речь и выделять названия предметов, действий, признаков, а именно: правильное восприятие обращенных вопросов, выполнение соответствующих инструкций;
  • Различение семантического значения слов, разных грамматических категорий слов, соотнесение пространственных характеристик со значением простых и некоторых сложных предлогов;
  • Понимание разницы в значении слов, связанной с изменением морфемных элементов (окончаниями, суффиксами, приставками), и т.п.
  1. Работа по уточнению и расширению словарного запаса включает в себя:
  • Формирование навыков употребления различных частей речи, слов, выходящих за рамки обиходного словаря;
  • Овладение навыками группировки слов по различным признакам и качествам, средствами антонимии и синонимии;
  • Развитие способности к пониманию и употреблению слов и выражений с переносным либо отвлеченным значением, и т.п.
  1. Формирование понятий, начиная с достаточно простых, обобщающих, закрепленных ранее (игрушки, посуда и др.) до более конкретных, дифференцированных (одежда – летняя, демисезонная, зимняя и т.д.);
  2. Работа по формированию практических навыков словоизменения и словообразования:
  • Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением, глаголов с разными приставками, прилагательных;
  • Овладение умением изменять части речи по грамматическим категориям;
  • Согласование слов в составе словосочетания, а затем и предложения;
  • Употребление в самостоятельной речи простых, а затем и сложных предлогов с соблюдением правил грамматического оформления фразы;
  1. Обобщенное значение слов;
  2. Развитие умения сравнивать слова по их длине;
  3. Употребление притяжательных местоимений  (мой, моя) в сочетании с существительными мужского и женского рода;
  4. Практическое овладение навыками изменения числа и падежа существительных, числа глаголов настоящего и прошедшего времени;
  5. Изменение повелительного наклонения глаголов единственного числа на изъявительное наклонение, третьего лица, настоящего времени (спи-спит, сиди-сидит);
  6.  Овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действия, по картинке, по наглядно-графической модели;
  7. Подготовка к овладению  диалогической формой речи.

В подготовительной к школе логопедической группе занятия по формированию лексико-грамматических средств языка направлены на упрочнение навыков составления и использования простых двусоставных предложений, на последующее их распространение за счет введения однородных подлежащих, сказуемых и впоследствии – дополнений и определений. При этом пристальное внимание должно уделяться умению правильно согласовывать члены предложения в роде, числе и падеже. Важно продолжать  формировать пространственные представления и на их основе – адекватное понимание и использование предлогов.  В дальнейшем детей учат грамотно использовать предлоги  в составе высказываний, выделяя каждый раз предлог как самостоятельное слово в предложении. При проведении этой работы целесообразно опираться на наглядно-графические модели (схемы), позволяющие детям увидеть структуру и состав той или иной  предложной конструкции. Продолжением работы, начатой в старшей группе, является развитие и усложнение навыков словообразования и словоизменения. Детей учат замечать изменения, произошедшие в морфемном составе слов и понимать их значение. В связи с этим ведется работа над пониманием и употреблением в речи глагольных форм разного времени, форм существительных  разного числа и рода. Вместе с тем внимание детей направляется и на обучение образованию слов с уменьшительным и увеличительным значением, со значением детенышей животных, сложносоставных слов, приставочных глаголов, притяжательных и относительных прилагательных. При этом важно научить детей переносить сформированные  навыки на новый, аналогичный изученному, лексический материал.  Работа, направленная на развитие лексического строя языка, должна базироваться в первую очередь на воспитании у детей  внимательного отношения к значениям слов.  Дети должны научиться понимать, объяснять и употреблять слова, относящиеся  к разным частям речи.

Глава 4. Применение камешков «Марблс» в коррекционной работе

Использование камешков на логопедических занятиях по отработке материала определенной лексической темы позволяет дать ребенку максимальное количество знаний в интересной и доступной для него форме. Действия с камешками положительно влияют не только на речевое развитие, но и доставляют ему радость, способствуют созданию комфортного эмоционального настроя. Благодаря использованию данной игровой технологии при наличии коррекционной направленности усвоение материала проходит успешнее и быстрее.

Вариативность используемого материала дает возможность педагогу дать детям новые знания, закрепить ранее полученные, а при необходимости повторить пройденный материал.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать  мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка.
  • Упражнять в ориентировке на плоскости листа.
  • Упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными.
  • Обогащать словарный запас, упражнять в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов.
  • Развивать связную, фразовую речь, эмоциональную лексику.
  • Упражнять в звукобуквенном  разборе слова, закреплять правильный образ буквы.
  • Проводить профилактику дисграфии, работу по автоматизации поставленных звуков.
  • Развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие.
  • Развивать образное мышление, зрительное внимание, память.
  • Развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца.

4.1 Требования к организации проведения упражнений с камешками Марблс:

— Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать пальцы обеих рук.

— Подбор упражнений осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

— Наличие познавательной направленности упражнений.

— Безопасность: выполнение упражнений с камешками не предполагает использования их детьми в самостоятельной деятельности, только под присмотром взрослого.

4.2 Формы работы с камешками Марблс:

— Индивидуальная коррекционно – развивающая образовательная деятельность (как часть занятия);

— Фронтальная коррекционно – развивающая образовательная деятельность (как часть занятия)

4.3. Игры с камешками «Марблс» на формирование лексико-грамматического строя речи


Использование камешков «Марблс» при изучении лексических тем

             Цель: закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.

  • «Выложи по контуру». («Овощи и фрукты»)
  •  «Собери по образцу».  Предлагается картинка - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.
  • «Заполни картинки камешками» («Деревья и кустарники»)

Развитие грамматического строя речи (словоизменение и словообразование, согласование)

  • «Помоги Дюймовочке»     

Цель: Понимание разницы в значении слов с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Помоги Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мяч – мячик, стол – столик, фант – фантик).

  •  «Волшебный мешочек» Ребёнок достает камушек из мешочка определенного цвета и говорит: Зелёный камушек- зелёный огурец, красный камушек-красное платье и т.д.  

Составление предложений

  •  Цель: Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций. Сосчитать сколько слов в предложении выложить камешками схему.

Звуко-буквенный анализ слов

 Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза (фишки-камешки выкладывать под буквами).

  • «Волшебный мешочек». 

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

Ребёнок объясняет свои действия «У меня в руках синий камешек, я придумал слово «стул, звук с – твердый согласный».

  • Звуковой анализ по схеме слова.

Развитие сенсорных представлений   

  • «Соотнеси по цвету» 

Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. жёлтый камешек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.

  • «Длинный-короткий»

Предложить ребёнку выложить из камушков длинную дорожку и короткую.

  • «Высокий-низкий»

Предложить детям выложить из камушков высокую башенку и низкую.

  • «Разложи по размеру»
  • «Разложи по цвету»
  • «Разложи по форме»                                                                                                                                                                              

Развитие пространственных представлений и предложно-падежных конструкций.

  •  «Положи правильно» Педагог дает устные задания типа: Положите красный камушек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, синий — в правый нижний; зеленый — в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.
  •  «Продолжи ряд» (педагог предлагает образец разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок).
  • «Лабиринты»
  • «Графический диктант»
  • «Вокруг да около» (работа с предложно-падежными конструкциями)

Педагог даёт задание: «Положи красный камушек на божью коровку (где находится божья коровка? (в середине); синий - над божьей коровкой (уточнить, кто находится над божьей коровкой? (жук); положи зелёный под божью коровку (уточнить, кто находится под божьей коровкой) и т.д.

Работа по коррекции дисграфии.

  • Игра «Зеркало». Детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.
  • Игра «Разгляди буквы».
  • «Знакомство с буквой».

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук. Оборудование: камушки «Марблс», карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы

Коррекция звукопроизношения.

«Лабиринты на автоматизацию и дифференциацию звуков».

Цель: Закрепление произношения автоматизированного звука; дифференциация звуков.

Формирование элементарных математических представлений

  • «Знакомство с цифрой». 

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой цифры,  уточнить  цифру и закрепить ее образ путем наложения камушков на ее контур.

  • Выкладывать геометрические фигуры, цифры

Цель: Учить правильно писать цифры, закрепить название геометрических фигур (нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур камешками.)                                         Усложнение.   

Отгадать фигуру по точкам: например, выложив три камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник. Из камней можно выкладывать геометрические фигуры, предметы  и ряды от большого к меньшему и наоборот.                                                                                                          

  • Порядковый счет и математические термины.
  • Цель:  Закрепить порядковый счет, и понятия «больше», «меньше». Считаем количество камешков  в одной группе предметов и в другой, ставим между ними  знаки (больше или меньше)  
  •  «Поставь камешек на место» 

Цель: Выполнять словесные инструкции, развивать мелкую моторику.  Пример. Поставь камешек после числа 3(5,2,8,6) или поставь камешек перед числом 7(4,5,2,8).

Усложнение. Поставь один камешек между числом 7 и 8, а другой перед числом 4.

  • «Соотношение числа с группой камушков». 

Цель: Учить соотносить число с группой предметов, развивать моторику.    Вместо раздаточного материала  раздаем камушки.    

Заключение

Использование камешков «Марблс» в коррекционно-развивающей работе  - это высокоэффективный, универсальный, доступный метод, который способствует повышению физической и умственной работоспособности, эмоционального настроения детей.

При использовании шариков «Марблс» у детей обогащается речьразвивается внимание и мышление и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями. Данные игры способствуют повышению речевой активности детей и развитию лексико-грамматического строя речи. Они могут быть использованы как на подгрупповых, индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей.

Список литературы:

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии : учебно-методическое пособие [Текст]:  / В.М. Акименко. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 105 с.: ил. - (Сердце отдаю детям).
  2.  Выготский Л.С. История развития высших психических функций [Текст]:   / Л.С. Выготский  М: Просвещение, 1986.
  3. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики у детей с нарушениями речи [Текст]:  / В.П. Дудьев Дефектология. 1999. № 4. С. 50
  4. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Н.С. Жукова [Текст]: Екатеринбург: изд-во ЛИТУР, 2009. - 321 с.
  5. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. [Текст]:/ М.М. Кольцова М: Просвещение, 1973.
  6. Степанова М.А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей [Текст]:  / М.А. Степанова  Логопед. 2009. № 7. с. 62
  7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: Первый год обучения (старшая группа) [Текст]: / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.М.: Альфа, 1993.- 103с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Тема:                                                 «Одежда»

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде.

Задачи:

  1. расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении;
  2. развивать фразовую речь, слуховое внимание, память;
  3. удовлетворять детскую любознательность посредством игровых ситуаций;
  4. развивать связную речь;
  5. активизировать творческое воображение (украсить по замыслу одежду камешками Марблс);
  6. Развивать мелкую моторику рук.

Материал и оборудование: мяч, мольберт, картинки с изображением одежды, бумажные выкройки одежды, эмблемы (снежинка и цветок), камешки Марблс, игровая стойка «Магазин».

Предварительная работа: рассматривание одежды, беседа о предназначении одежды и её различие по сезону года, отгадывание загадок на тему «Одежда и обувь», рассматривание иллюстраций с изображением людей, одетых по сезонам года, сюжетная игра «Магазин», игровые упражнения с камушками Марблс.

Формы организации детской деятельности

  1. Коммуникативная деятельность – речевая дидактическая игра «Закончи предложение», «Один - много»
  2. Познавательно-исследовательсткая деятельность – «Расскажи и покажи»
  3. Двигательная деятельность – игра логоритмика «Муравьишка идет в гости»
  4. Продуктивная деятельность – украшение выкроек одежды камушками Марблс «Укрась одежду»

Ход занятия

  1. Оргмомент
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Пальчиковая гимнастика
  4. Послушайте интересное стихотворение

Везде ты видишь вещи эти,

Ведь в них удобно и тепло

И много их на белом свете,

Но их запомнить мудрено.

Для ног, для рук, для головы

Для тела все они важны.

Красивы – просто загляденье.

О чём моё стихотворенье?

Ребята, о чем эта загадка?

Правильно, о вещах, которых можно назвать одним словом «одежда». Как вы думаете, нужна одежда человеку? Правильно, нужна. А для чего? Верно. В ней тепло, удобно и красиво.

Одежда нужна и нашим сказочным героям.

Вы заметили, что наши три поросёнка из сказки сегодня с утра грустные? Они хотели вчера прочистить трубу в своем доме и запачкали одежду. Наши поросята не знают какая бывает одежда и где её можно взять. Поможем им? Давайте поросятам расскажем про одежду. А где её можно взять? Правильно, можно купить в магазине. Отправимся вместе в магазин, там сегодня открылся отдел, где продается разная одежда. Как вы думаете, как называется этот отдел? Правильно, он называется «Одежда».

  1. Дидактическая игра «Магазин»

Дети направляются к «магазину».

На ковре лежат знаки.

Что это ребята у нас под ногами? Да, это чьи-то следы. Возьмите их в руки, посмотрите. Что на них изображено?

Дети берут в руки эмблемы, рассматривают.

Это снежинка, а это цветок. Дети, когда бывает снег? Правильно, зимой. А когда расцветают цветы? Верно, летом. Давайте представим как падает снег.

  1. Дыхательная гимнастика «Дуем на снежинку»
  2. Продолжение игры «Магазин»

А теперь покажите, как вы нюхаете распустившийся цветок.

Дети нюхают цветы

Эти знаки помогут вам выбрать в магазине одежду. Я буду продавцом, а кем вы будете? Да, вы – покупатели. Подходите к отделу, называйте, одежду, какую вы ходите купить зимнюю или летнюю, поможет ваша картинка (знак снежинки или цветка).

Дети «покупают» одежду, несут картинки к столам, в центре которых такой же знак как у них.

А какую еще вы знаете одежду, назовите. Да, бывает много разной одежды.

  1. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Зимой одежда бывает……зимняя

Летом одежда бывает……летняя

Весной одежда бывает……весенняя

Осенью одежда бывает……осенняя

Для праздников одежда бывает……праздничная

Для занятий спортом…….спортивная

Для мужчин……мужская

Для женщин……женская

Для детей……детская

  1. Физминутка «Это платье для Наташки»
  2. Дидактическая игра «Один - много»

Дети встают в круг. Логопед бросает мяч ребенку, называет слово (например, рубашка). Ребенок отвечает (рубашки).

Молодцы ребята! Устали? Отдохнём.

  1. Игровое упражнение «Расскажи и покажи»

Дети произносят текст и показывают движения

Шить, вязать, стирать, вешать, гладить, складывать, мерить, покупать, дарить, штопать, застёгивать, чинить…

А главное, надо ухаживать за своей одеждой и беречь ее!

Вот в такой одежде вы, поросята, можете идти в гости. Посмотрите как это делал наш муравьишка.

  1. Подвижная игра «Муравьишка идёт в гости».

По травушке-муравушке топал муравей,

Шёл он в гости к бабушке, единственной своей.

С камушка на камушек – была трудна дорожка,

Нёс в подарок бабушке новое лукошко.

Он проползал под брёвнышком, под кустиком и веточкой.

Бежал тропой тенистою,

«Привет!» - кричал он белочке.

По травушке-муравушке шагал до муравейника,

Порвал штанишки новые в зарослях репейника,

Упал и перепачкался от лапок до бровей,

Пришёл он в гости к бабушке, единственной своей.

Обрадовалась бабушка и внука обняла:

«Здравствуй, мой хороший, как я тебя ждала!»

Кормила земляникою и свежею сметаною

И, взяв иглу сосновую, сказала муравью:

«Тебе штанишки новые с кармашками сошью!»

По травушке-муравушке топал муравей,

Шёл домой от бабушки, единственной своей.

С камушка на камушек – была трудна дорожка,

Пришёл и лёг в кроватку: «Дай отдохну немножко!»

  1. Дидактическое упражнение «Укрась одежду»

В гости ходят в праздничной одежде. Давайте и мы с вами украсим выкройки разной одежды волшебными камушками Марблс.

Дети подходят к столам, где лежат картонные выкройки различной одежды, выбирают их себе, подбирают емкости с разными по цвету, форме, размеру камушками Марблс. Под спокойную музыку украшают «одежду»

  1. Итог занятия

- Куда мы сегодня ходили?

- Чем мы украшали одежду?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР третьего уровня речевого развития.

В данной статье представлена методика обучения  дошкольников с ОНР третьего уровня речевого развития связной монологической речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Тема занятия - Домашние животные....

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Тема: Животные жарких стран....

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития Тема: Домашние животные...

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Тема "Одежда"...

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Тема: Фрукты

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развитияТема: Фрукты...