ГОРОД СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Роговцова Ирина Геннадьевна

Методическая разработка содержит в себе материал по изучению согласных звуков, правильной артикулляции данных звуков, игры и уапражнения для коррекции речи детей согласных звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Тяжинский центр дополнительного образования»

ГОРОД СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Сборник практических материалов

                                                                Автор-оставитель:

                                                       Роговцова И.Г.,

                                                                            педагог дополнительного  

                                                                            образования

Тяжинский 2016

Содержание

  1. Что такое буквы и звуки?……………………………………………...……2
  2.  Что такое сонорные звуки…………………………………………………..3

3.  Организация обучения произношению сонорных, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков ………..…………………………………….…4

4.  Автоматизация сонорных, шипящих, свистящих звуков с использованием предметных картинок на заданный звук………...……..11

5.  Артикуляционные упражнения для формирования группы сонорных звуков…………………………………………………………………………….16

6.Дифференциация сонорных звуков. Конспект занятия «Незнайка в гостях у ребят. Звуки [Л] — [Й]»……………………………………………..17

6.  Приложение 1. Сонорные звуки

7.Приложение 2. Звонкие и глухие звуки

8.Приложение 3. Свистящие звуки

4.Приложение 4. Шипящие звуки

1.Что такое буквы и звуки?

    Обычно родители говорят, что ребёнок не выговаривает некоторые буквы! К сожалению, родители не всегда понимают разницу между такими понятиями, как «звук» и «буква». Эти термины смешивать нельзя!

Звук – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. В русском языке различают 42 звука речи. 

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы.

Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем. 

   Для родителей детей младшего и среднего дошкольного возраста достаточно, если малыш запомнит, что буква обозначает звук «Р» и выучит ее, как «Р», а не «эр», «Л», а не «эль», «Ш», а не «ша» и т.д.

       Родителям, детей старшего дошкольного возраста и первоклассников, о звуках и буквах нужно знать намного больше.

Звуки делятся на гласные и согласные. 

Гласные звуки – при их произнесении воздух во рту проходит свободно, не встречая преград. В русском языке 10 гласных букв (а, у, о, э, ы, е, ё. я, ю, и). Гласных звуков всего 6 – [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. Дело в том, что гласные буквы е, ё. ю, я в некоторых позициях обозначают 2 звука:

ё - [й'о], е - [й'э], ю - [й'у], я - [й'а]. 

Гласные звуки обозначаются кружочком красного цвета. Гласные звуки не бывают ни твёрдыми и мягкими, ни звонкими и глухими Гласный звук может быть ударным или безударным. Гласные образуют слог. В слове столько слогов, сколько гласных.

Согласные звуки – при их произнесении воздух во рту встречает преграды, образуемые языком, зубами или губами.

Согласные звуки бывают:

- твёрдые произносятся твёрдо. Обозначаются кружком синего цвета. Например: [п], [к], [д] и т.д.;

- мягкие– произносятся мягко. Обозначаются кружком зелёного цвета.

Например: [п']= (пь), [к']= (кь), [д']= (дь).

Большинство согласных звуков имеют пару по твёрдости-мягкости. Например: [б]– [б'], [т] – [т'], [л] – [л'] и т.д.

Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по твёрдости-мягкости. Они либо всегда твёрдые, либо всегда мягкие:

- всегда твёрдые согласные – [ш], [ж], [ц]; 

- всегда мягкие согласные – [ч'], [щ'], [й']; 

- звонкие согласные– произносятся с участием голоса.

Например: [л], [р],.[д], [м] и др. Для определения звонкости надо приложить руку к «горлышку» и послушать, есть ли «звоночек».

глухие согласные– произносятся без участия голоса.

Например: [ф], [х] [с], [п] и т.д.

         Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по звонкости – глухости. Они либо всегда глухие, либо всегда звонкие:

- всегда звонкие – [й], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'];

- всегда глухие – [х], [х'], [ц], [ч'], [щ'].

2.Что такое сонорные звуки

    Существую такие согласные, в образовании которых практически не участвует шум. Они называются сонорными или сонантами. Их главная отличительная особенность состоит в том, что они не оглушаются ни при каких обстоятельствах.

В образовании сонорных звуков над шумом преобладает тон голоса, созданный колебанием голосовых связок. К ним относятся звуки: Р, Р’, Л, Л’, Н, Н’, М, М’, Й. Как при образовании всех согласных, при образовании сонантов на пути воздушной струи стоит преграда. Однако сила трения струи о сомкнутые органы речи в этом случае минимальна, звук находит относительно свободный выход наружу.

     Воздух может найти себе выход либо через нос, так образуются звуки [м], [м’], [н], [н’], либо в проход между боковыми краями языка и щеками - звук [л], [л’]. Если преграда мгновенна, то образуется звук [р], [р’]. Когда щель достаточно широка, то образуется звук [j], соответствующий букве й. По этим причинам шум не образуется. В соответствии с этими способами образования сонанты подразделяются на щелевые, смычно-проходные и дрожащие. Таким образом, к щелевым относится звук [j]. При произнесении [j] между средней частью спинки языка и твердым нёбом образуется щель, через которую проходит слабая воздушная струя. Звуки [м], [м’], [н], [н’] относятся к смычно-проходящим, поскольку воздух не проходит через полное смыкание, но находит себе путь через полость рта и носа. Смычно-проходящие подразделяются на ротовые, или боковые ([л], [л']), и носовые ([м], [м'], [н], [н']). К дрожащим сонантам относится звук [р], [р’]. При его образовании кончик языка загнутый и поднятый к альвеолам, вибрирует под влиянием воздушной струи. В результате происходит то смыкание, то размыкание с альвеолами. Поскольку края языка прижаты к боковым зубам, то воздушная струя проходит посередине. Эти согласные не имеют пары среди глухих согласных. Другими словами, по глухости/звонкости они являются непарными. В тех позициях в слове, которые оказывают влияние на голосоведение, они ведут себя по-особому. Например, в окружении глухих согласных или на конце слова. В таком положении, в отличии от звонких согласных, они не оглушаются. Для сравнения - коды - код [к`оды - кот]; колы - кол [кал`ы - кол]; впадина [фп`ад'ьна], лампа [л`ампа].Кроме этого, перед сонантами не происходит озвончения шумных глухих согласных (просьба [пр`оз'ба], слово [сл`ова]). Сонорные звуки, несмотря на звучность и полное отсутствие шумового компонента, не способны формировать слог и нести на себе ударение, в отличие от гласных. Звук [j] ("йот") стоит ближе всего к гласным из всех сонорных звуков. Между собой сонорные звуки отличаются твердостью и мягкостью, а также местом и способом образования.

Что такое слог

   Слог состоит из одного, двух и более звуков, произносимых единовременно на выдохе. В состав каждого слога обязательно входит гласный звук. Любое слово содержит, как минимум, один слог. Чтобы безошибочно его выделить, необходимо знать основные правила слогообразования в русском языке.

Инструкция

  1. Следует знать, что в любом слове содержится столько слогов, сколько в нем гласных звуков, каждому из которых соответствует одно из буквенных обозначений: "а", "о", "у", "е", "и", "ё", "ы", "э", "ю", "я". В отличие от них согласные звуки не являются слогообразующими. Следовательно, слог может состоять и из одного гласного звука. Однако если слог содержит два и более звука, то он обязательно начинается с согласного.

2.Гласный звук может не только предваряться, но и заканчиваться или с обеих сторон ограничиваться согласными. Поэтому слог бывает открытым (оканчивается на гласный звук) или закрытым (оканчивается на согласный звук). Обратите внимание на то, что открытые слоги в русском языке встречаются гораздо чаще, чем закрытые, которые, как правило, располагаются в конце слова. Если слово состоит из двух слогов, между которыми находится два согласных звука, то, как правило, первый слог остается открытым, а соседний согласный звук примыкает к следующему слогу (например: ве-ктор, па-стух, ло-же-чка).

3.Отдельному правилу подчиняются слова, в середине которых закрытые слоги образуются сонорными (непарными) согласными звуками с буквенным обозначением “р”, “л”, “м”, “н”, “й”. В таких случаях согласный звук примыкает к предыдущему слогу (например: маль-чик, спор-ный, прой-ма).

4.Если в слове присутствуют двойные согласные буквы, то при слогоделении они обе отходят к последующему слогу (например: со-нный, ра-ссол, ко-ми-сси-я), так как мы произносим только один звук. Дело в том, что в этом случае учитывается фонетический, а не графический состав слова. Так у возвратных глаголов окончания -тся/-ться произносятся как звук [ц]. В соответствии с этим происходит и слогообразование (например: ви-ться, сме-ё-тся, де-ржа-ться).

3.Организация обучения произношению сонорных, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков

     Материалом для занятий индивидуальной работы с детьми являются трудные для произношения и дифференциации звуки свистящие, шипящие, сонорные.

В практике распространено мнение, что к четырем годам произношение детей должно соответствовать возрастным особенностям. Несовершенства произношения детей дошкольного возраста принято рассматривать как возрастную закономерность, которая изживается сама собой. Отсюда и недооценка необходимости обучения в сфере формирования звуковой стороны речи на этом этапе. Дети пятого года жизни овладевают произношением всех звуков родного языка, в том числе и трудными в артикуляционном отношении звуками. 

       Процесс овладения звуками сложный, для него характерна неустойчивость произношения, когда в одном звукосочетании ребенок правильно произносит звуки, а в другом – неправильно. У части детей наблюдается несовершенное произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков в силу недостаточного развития речедвигательных механизмов. В развитии звуковой стороны речи у детей на пятом году наблюдается своего рода противоречивость. С одной стороны – особая чувствительность, особая восприимчивость к звукам речи, в достаточной степени развитый фонематический слух; с другой стороны – недостаточное развитие артикуляционного аппарата и полное безразличие к артикуляции. Содержанием обучения являются закрепление произношения согласных звуков, отработка произношения свистящих, шипящих и сонорных [р, л] звуков.

Рассмотрим особенности обучения детей дошкольного возраста произношению звуков.

    На сегодняшний день для детей с дефектами речи создана логопедическая система постановки и закрепления звуков. Она неприемлема к нормально развивающимся детям.

Для обучения детей правильно поизносить звуки В. В. Гербова рекомендует следующую структуру занятий:

1.рассказ о звуке, включенный в «Сказку Веселого язычка». Фиксируется внимание детей на произношении данного звука, связывает его с конкретным образом (звук р – мотора самолета и т. п., побуждает к произношению звука по подражанию;

2.показ, объяснение артикуляции звука;

3.многократное произнесение изолированного звука. В процессе этой работы отрабатывается речевое дыхание (длительность и сила выдоха, формируются звуковая и 4.интонационная выразительность речи;

5.проговаривание слогов. При выполнении подобных заданий дети упражняются в произношении мягких и твердых звуков (ро – ре, ла – ля);

6.произношение отрабатываемого звука в словах и фразовой речи (произнесение шуток-чистоговорок, стихотворных строк, загадок; использование подвижных и дидактических игр, игр-инсценировок).

     Показ и объяснение артикуляции звука – обязательный этап этой работы. Произнося звук, фиксируем внимание детей на положении губ, зубов, языка и т. д. Четырехлетние дети способны выполнять артикуляционные упражнения по показу, сопровождаемому пояснениями. («Вытяните губы, слегка сомкните зубы, прижмите кончик языка к верхним зубам» и т. д.) Но они делают это охотнее и продуктивнее, если показ с объяснением артикуляции звука вплетается в «Сказку Веселого язычка».

    Специфика занятий по формированию правильного звукопроизношения заключается в многократном повторении одного и того же звука. В этих условиях поддержать внимание детей, их желание работать помогает обоснование необходимости очередного повторения, преподнесенное в занимательной форме. («Нельзя, чтобы гусь все время сердился. И люди, и птицы будут избегать его общества. Давайте научим его петь веселую песенку… и даже очень веселую…» и т. д.).

    Большие возможности для отработки артикуляции звука предоставляют слоги, обеспечивая отчетливость произношения, произнесение звука твердо и мягко и т. д. Отработка произношения звука в словах, несложных фразах, стихах начинается с шуток-чистоговорок (ри-ри-ри – горят фонари и т. д.). Педагог произносит чистоговорку и сразу же просит детей повторить ее. Затем первую часть чистоговорки проговаривают дети (ребенок, только что овладевшие произношением звука, а вторую – все остальные.

    Повторяя шутки-чистоговорки, дети со временем начинают сочинять их сами, подыскивая слова, заканчивающиеся на определенный слог, рифмующиеся с их именами, и т. д.

    Работа по формированию правильного звукопроизношения предусматривает следующие этапы: подготовка артикуляционного аппарата ребенка, первичная постановка звука и закрепление его в устной речи.

Рассмотрим основные формы организации обучения произношению сонорных звуков на разных этапах обучения.

1. Подготовка артикуляционного аппарата

     На первом этапе осуществляется подготовка артикуляционного аппарата («Сказка о Веселом Язычке», «Делаем гимнастику»). Это первый и, пожалуй, самый важный этап в формировании правильного произношения. Ребенка нужно научить управлять «непослушными», малоподвижными органами речи и речевым дыханием. Для постановки сонорных звуков это имеет первостепенное значение. Ребенок должен научиться расслаблять или напрягать язык, удерживать его в нужном положении, вырабатывать нужную воздушную струю для образования звука, правильно работать губами и т. д

     На подготовительном этапе используется комплекс специальных упражнений – артикуляционная гимнастика. Иногда бывает достаточно просто регулярной гимнастики, чтобы научить ребенка правильно произносить звуки, ранее дефектные. Чаще всего, каждая звуковая работа начинается со «Сказки о Веселом язычке». Роль этой сказки в работе над звуком очень велика. Во-первых, взрослый вовлекает ребенка в игру, что само по себе чрезвычайно важно. Во-вторых, в ходе сказки взрослый выполняет вместе с ребенком простейшие упражнения для языка и губ, т. е. частично – подготовительную артикуляционную гимнастику. В-третьих, нехитрый сюжет сказки подводит ребенка к нужному звуку.

2. Артикуляционная гимнастика

     Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных движений и нужных положений органов речи (артикуляционных укладов) для четкого произношения звуков. Существует два вида общеразвивающих артикуляционных упражнений для языка и губ: статические и динамические: Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координированность и переключаемость. Артикуляционным упражнениям даны образные названия, дети хорошо их запоминают и старательно выполняют. Нужно только настроить ребенка и правильно организовать занятие.

     Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Для каждого конкретного звука требуется свой комплекс специальных упражнений. Проводить гимнастику нужно ежедневно, не менее двух раз в день, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более правильными.

   Выполняя упражнения, ребенок должен активно и сознательно работать; при этом ему должно быть интересно. Хорошо усвоенный звук легко автоматизируется в слогах, словах и фразах (от простого к сложному) и закрепляется в повседневной речи ребенка. Закрепление звука в речи возможно лишь после того, как ребенок научится правильно, без всяких искажений, произносить ранее не получавшийся звук. Иначе можно достичь обратного эффекта (окончательно закрепить у ребенка дефект произношения). В этой не менее трудоемкой работе также очень важна последовательность – от простого к сложному.

Таким образом, постановка правильного звукопроизношения сонорных тесно связана с выработкой координации движений органов артикуляционного аппарата детей. В связи с этим в содержание работы по формированию произносительной стороны речи у детей входит:

  • совершенствование движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
  • последовательная работа над четким произношением уже освоенных детьми гласных и простых согласных, а затем над сложными согласными, вызывающими затруднения у детей;
  • закрепление правильного произношения звуков в контекстной речи.

Основным, в работе над звукопроизношением, является комплекс артикуляционных упражнений для выработки правильного и четкого произношения всех звуков: «Бегемотик» («Окошко», «Лягушка», «Улыбка», «Заборчик», «Кит», «Бублик», «Рупор», «Трубочка», «Ручеек», «Хобот», «Дудочка», «Блинчик», «Лопатка», «Иголочка», «Шарик», «Жаба», «Змейка», «Часы с кукушкой», «Расческа», «Футбол», «Конфетка», «Часики», «Хвост» и другие.

    Для коррекции сонорных звуков используются дополнительные целенаправленные комплексы. Например:

1.Комплекс для выработки правильного произношения звуков [л], [л']: «Месим тесто», «Непослушный язычок», «Лопатка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Чистим верхние зубы», «Маляр» («Красим потолок», «Парус», «Индюк», «Индюшонок», «Качели большие», «Качели маленькие», «Веселая лошадка». «Грустная лошадка», «Лошадки подружились», «Грибочек», «Гармошка».

2.Подготовительные упражнения: «Улыбка», «Лопатка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Болтушка», «Барабан», «Накажем непослушный язык», «Пароход гудит», «Грибок», надувание щек, выдыхание воздуха через щеки с прикушенным широким языком.

3.Комплекс для выработки правильного произношения звуков [р], [р'] «Месим, тесто» («Накажем непослушный язычок», «Блинчик» («Лопатка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Чистим верхние зубы», «Маляр» («Красим потолок», «Парус», «Ветерок» («Загоним мяч в ворота», «Индюк», «Индюшонок», «Качели большие», «Качели маленькие», «Веселая лошадка», «Грустная лошадка», «Лошадки подружились», «Грибочек», «Гармошка». «Дятел» («Барабанщик», «Злой комар», «Злой жук».

     Таким образом, в системе обучения произношению сонорных звуков особенное внимание должно уделяться артикуляционным упражнениям.

  1. Использование картинок-символов

      Для проведения артикуляционной гимнастики применяются картинки-символы упражнений с изображением различных предметов, объектов, образ которых будет в дальнейшем ассоциироваться у ребят с определенным артикуляционным упражнением.

Артикуляционные картинки-символы предполагают, проведение гимнастики в занимательной игровой форме и вызывают у детей положительный эмоциональный отклик. Вначале закрепляется изолированное произношение фонем. Каждый звук связывается с конкретным образом, например, [р] – рычание тигра и т. д. Затем фонема произносится утрированно в слогах прямых, обратных и со стечениями, в словосочетаниях, чистоговорках, предложениях, стихах, скороговорках, рассказах.

     Стоит отметить, что у некоторых детей существуют речевые нарушения, мешающие успешному овладению сонорным звукам. Очень часто речевое нарушение усугубляется укороченной, либо недостаточно эластичной подъязычной связкой, что значительно затрудняет постановку и автоматизацию некоторых звуков в речи. Поэтому в комплексы для сонорных звуков включаются упражнения, способствующие растягиванию подъязычной связки: «Вкусное варенье», «Маляр» («Красим потолок», «Веселая лошадка», «Грустная лошадка», «Лошадки подружились», «Грибочек», «Гармошка».

    Часто нарушения звукопроизношения и невнятность речи у детей  обусловлены недостаточно сформированным фонематическим слухом. В результате этого ребенок не различает на слух акустически похожие фонемы и произносит их неправильно, заменяя на созвучные звуки, пропускает, переставляет звуки в словах. Нарушения фонематического слуха в дальнейшем является серьезным препятствием в овладении навыками чтения и письма. Для развития фонематического слуха применяются упражнения на выработку умений слышать и узнавать звук, выделять его из потока речи, различать в сочетаниях с другими звуками, дифференцировать смешиваемые звуки.

        Подготовительный этап работы по формированию фонематических функций – развитие пространственной ориентировки (впереди – сзади, низко – высоко, близко – далеко, справа – слева, первый – последний, чувства ритма (отстукивание, отхлопывание, воспроизведение ритмических рисунков по гласным звукам). Также вырабатывается умение детей распознавать и отличать неречевые и речевые звуки. Это способствует развитию слухового внимания и слуховой памяти. Упражнения лучше выполнять с закрытыми глазами, опираясь только на слух, используя зрительный образ объекта только во время знакомства с его звучанием.

4. Графические символы и схемы

    Для успешного развития звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности у дошкольников весьма эффективным является применение различных графических символов и схем. Поэтому на занятиях для выполнения детьми операций звукового анализа и синтеза используются карточки в виде схем, звуковых линеек, схематичных изображений каких-либо объектов («Паровозик», «Домик», «Птичка», «Рыбка», «Самолет», «Подводная лодка» и т. д., а также фишек красного (гласные, синего (твердые согласные) и зеленого (мягкие согласные) цветов, соответствующих общепринятым обозначениям звуков.

    Каждый звук во время изучения обозначается своим графическим символом и в дальнейшей работе соотносится с ним. Графический символ может отображать профиль звука и вызывает у ребенка ассоциацию с его произнесением. Графические картинки помогают детям различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам. Например, звук [м] обозначается графическим изображением коровы, [м'] – теленка и т. д.

5. Мнемодорожки

   Инновационным методом обучения дошкольников произношению звуков является использование мнемотехники,  т. е. техники, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Процесс запоминания делится на четыре этапа:

  • кодирование элементов информации в зрительные образы;
  • собственно сам процесс запоминания;
  • запоминание последовательности информации;
  • закрепление информации в памяти.

   Важно отметить, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушения в работе этих психических процессов сделают практически невозможным произвольное запоминание. Мозг не хранит информацию в привычном смысле этого слова. Он способен сохранять только связи. Внутренние связи, существующие в реальных объектах, выделяются мозгом и запоминаются им автоматически. В дальнейшем, по отдельной части информации мозг создает целостный образ объекта. Ни сам объект, ни его характеристики мозгом не фиксируются. Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении. Именно с помощью мыслительных операций сознательно контролируется процесс запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге, где зрительные образы – инструмент для запоминания.

    Мнемотехника не требует дословного запоминания текстовой информации. Совершенно очевидно, что ребенок, как и взрослый, воспроизводит текстовые сведения по припоминаемым картинкам. Когда мы слушаем или читаем рассказ, сказку, воссоздающее воображение автоматически переводит слова в зрительные образы и создает связи между зрительными образами. Благодаря этому процессу запоминаются как бы отдельные кадры из «просмотренного кино», вызванного в воображении этим текстом. Процесс воспроизведения, пересказа прочитанного или услышанного напоминает рассказ по картинкам.

    Основой мнемодорожек служат известные чистоговорки и стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы.

Примеры мнемодорожек для автоматизации звуков:

1.Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз-два-три-четыре! Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон – Убежали мыши вон!

В небе гром, гроза. Закрывай глаза.

Грома нет, трава блестит,

В небе радуга горит.

2.Если б дали березе расческу,

Изменила б береза прическу:

В речку, как в зеркало глядя,

Расчесала б кудрявые пряди,

И вошло бы у нее в привычку

По утрам заплетать косичку

3.Дятел на суку сидит,

Дятел дерево долбит.

День долбил, два долбил –

Клювом в небо угодил

        Особое внимание должно уделяться автоматизации звуков. Цель этапа автоматизации заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.

6. Игровые методы

Использование игровых методов позволяет решить сразу несколько задач:

1. пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе обучения звукопроизношению;

2. расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

3. повысить познавательную активность и работоспособность детей;

4. активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

5. плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

6. увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

   В процессе игровых методов используются игровые упражнения со стихами, песенками, потешками, скороговорками, загадками. Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами «Кто больше?». Используется любой счетный материал (собачки, грибочки, квадратики и т. д.). За каждое правильное произнесение звука или слога педагог и ребенок берут себе по одной фигурке.

«Поедем на машине». Игра используется для автоматизации изолированного звука [р]. Ребенок и педагог рисуют машину, от которой тянется извилистая дорожка к домику (деревцу, гаражу, скамейке и т. д.). Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [р], ведет пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до интересующего объекта. В первый раз разрешается делать 2–3 остановки в пути. Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолета и т. д.

Многие из игровых приемов используются на дальнейших этапах автоматизации, способствуют развитию фонематического восприятия и могут целенаправленно использоваться при дифференциации тех или иных звуков. Все упражнения легко изменяются, с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм.

7. Речевое дыхание

    В целях обучения произношению звуков следует обращать внимание на развитие речевого дыхания. Общую последовательность работы по формированию речевого дыхания можно представить в следующем виде:

1. Обучение умению выполнять спокойный короткий вдох (не надувая щёки, не поднимая плеч) и плавный длительный выдох без речевого сопровождения («Понюхаем цветок», «Кораблики», «Бабочка летит», «Загони мяч в ворота», «Задуй свечу», «Снежинки» и др.).

2. Обучение речевому дыханию (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох) с речевым сопровождением.

    В системе работы по формированию речевого дыхания особое значение имеет выработка воздушной струи, которая является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. На занятиях выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с ней, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щёки, губы, язык.

8. Развитие слухового восприятия

   Важнейшим направлением работы с детьми дошкольного возраста является развитие слухового восприятия, а именно формирование у детей слухового восприятия неречевых звуков по громкости, высоте, длительности, количеству звучаний, пространственной разнесённости; развитие фонетического, интонационного и фонематического слуха.

4.Автоматизация сонорных, шипящих, свистящих звуков с использованием предметных картинок на заданный звук

    Игры и упражнения с предметными картинками позволяют реализовывать в коррекционной работе с детьми данные дидактические принципы. А так же эффективно решать задачи:

1. Автоматизировать корригируемые звуки

2. Обогащать лексический запас

3. Формировать грамматический строй речи

4. Учить строить простые и сложносочинённые предложения

5. Развивать интонационную выразительность

6. Развивать психические процессы – восприятие, воображение

7. Формировать позитивное мышление

Этапы автоматизации звуков (Л, ЛЬ):

• В открытых прямых слогах (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ)

• В слогах со стечением согласных прямых (ЛКА, ФЛА, БЛА, ЗЛА, ТЛА (то же самое и с другими гласными) и обратных (АЛК, АБЛ, АЗЛ, АТЛ (то же самое и с другими гласными)

• В обратных закрытых слогах (АЛ, ОЛ, УЛ, ИЛ, ЕЛ)

Автоматизация звуков (Л) в открытых прямых слогах (в словах – картинках звук Л в прямых слогах: лак, ладонь, ласточка, лапоть, ложка, потолок, болото, колодец, лук, лужа, Золушка, лыжи, малыш и т. д. )

Предметные картинки разложены на столе «паровозиком» («пирамидкой», «хороводиком») лицевой стороной вниз. Ребёнок, отвечая на вопрос полным предложением, переворачивает картинку и называет слово-предмет.

- Что у тебя в ладошке (У меня в ладошке луна)

- У тебя всё белое

- У тебя всё голубое

- У тебя всё полосатое

- Что под тяжёлым колоколом

- Что под белым, а что под голубым (картинки лежат под белым и под голубым листочком; ребёнок достаёт картинку и отвечает на вопрос, называя слово)

Автоматизация звуков (Л) в слогах со стечением согласных

(КЛ, ФЛ, БЛ, ЗЛ, СЛ, БЛ, ПЛ, ТЛ; ЛК, ЛН, ЛС, ЛБ)

(в словах – картинках звук Л в слогах со стечением согласных: флакон, фламинго, платок, кукла, атлас, пловец, слон, клоп, клубника, облако; волна, толстяк, палка, фиалка, полка, вилка, ёлка, столб, вулкан, волшебник т. д.)

- У тебя всё жёлтое (У меня жёлтый флакон)

- Что в лодке плавает

- Что в глубине лужи

- Что на облаке

- Что каталось на облаке (На облаке катался клоун)

- Кто (что тебе приснился)

- Что (кого) заколдовал волшебник (колдун)

Автоматизация звуков (Л) в обратных закрытых слогах

(АЛ, ОЛ, УЛ, ИЛ, ЕЛ)

(в словах – картинках звук (Л) в обратных закрытых слогах: пол, стул, стол, футбол, осёл, вол, мел, крокодил, мотоцикл)

- Кто (что) в лодке плавал (В лодке плавал крокодил)

- Что видел осёл

- Что откусил козёл

- Что нарисовал толстяк

- Что съел волк

- О чём (ком) мечтал слон

- Что нашёл слоник

Автоматизация звуков (ЛЬ) в открытых прямых слогах

(в словах – картинках звук (ЛЬ) в прямых слогах: лев, люк, лиса, королева, полено, линейка, кулёк, кулич, поляна, поле, лягушка, лебедь, люди и т. д.)

- Что (кто) твоё любимое (Мой любимый лев)

- Что ты любишь

- Что лиса любит

- Что маленькое

- Что фиолетовое

- Что зелёное

- Что лишнее

- Что нашли в поле

- Что лежит в коляске

- Над чем летит лебедь

- Что любили люди

- Под чем спрятали колючку

- Что ты купишь (Я куплю лису)

Автоматизация звуков (ЛЬ) в слогах со стечением согласных

(в словах – картинках звук (ЛЬ) в слогах со стечением согласных: клякса, ключ, плед, люлька, клюв, котлета, слива, павлин, шляпа, шлёпанцы, шлюпка, плитка, плётка, капля и т. д.)

- Что нашли в лесу (В лесу нашли кляксу)

- Что в люльке

- Что в маленькой люльке

- Что в большой люльке

- Что на ключ закрыли

- Что в клеточке

- Что нарисовали в большой клеточке

- Что нарисовали в большой клеточке

- Что спрятали под шляпой,

- что птица принесла в клюве,

- Что увидели в котлете,

- что прилепили к павлину

Автоматизация звуков (ЛЬ) в обратных слогах

(в словах – картинках звук ЛЬ в обратных слогах: пыль, полька, журавль, бульдог, тролль, король, пальто, пульт, будильник и т. д.)

- Что (кто) тебя клюнул (Меня клюнул бульдог)

- О чём мечтает журавль

- Что клюёт журавль

- Что (кто) любит карамель

- Что (кто) лизнул карамель

- Что (кто) лизнул щавель

- Кому (чему) звенит будильник

- Кого (что) лизнул бульдог

Дифференциация звуков (Л, ЛЬ) (с картинками со звуками (Л, ЛЬ)

- Что маленькое

- Что большое

- Был маленький, а стал большой

- Что лёгкое

- Что тяжёлое

- Что было тяжёлое, а стало лёгкое

- Что гладкое

- Что колючее

- Что было гладкое, а стало колючее

- Что любит Поля

- Что под белым, а что под зелёным

- Что на полочке лежало

- Чем ты любовался

- Кто плёл плётку для слона

Этапы автоматизации звуков (Р, РЬ):

• В сочетании ДР, ТР

• В открытых прямых слогах (РА, РО,РУ, РЫ, РЭ)

• В слогах со стечением согласных прямых (КРА, ФРА, БРА, ЗРА, (то же самое и с другими гласными) и обратных (АРК, АБР, АТР (то же самое и с другими гласными)

• В обратных закрытых слогах (АР, ОР, УР, ИР, ЕР)

Автоматизация звука (Р) в сочетании ДР, ТР

(в словах – картинках звук (Р) в сочетании ДР, ТР: дрова, друг, трава, тропинка, ведро, квадрат, трасса, патрон, тетрадь, трость, трус, матрас, матрос, труба и т. д.)

- С кем ты дружишь (Я дружу с травой)

- Что (кто) на тропинке

- Что (кого) спрятали в траву

- Что (кто) квадратное

- Кто (что) завыл в трубе

- Что (кого) рисует матрос в тетради

Автоматизация звука (Р) в прямых слогах

(в словах – картинках звук (Р) в прямых слогах: роза, рак, руль, корона, рысь, поросёнок, пират, карамель, рубль, ворона, сорока, карась и т. д.)

- У тебя всё розовое (У меня розовая ворона)

- Что на дороге

- Кто (что) катался на карусели

- Чем (кем) ты дорожишь

- Что тебе всего дороже

- Кого (что) заморозили

- Что на дороге бросили

- Что на дороге подобрали

Автоматизация звука (Р) в слогах со стечением согласных

(в словах – картинках звук (Р) в слогах со стечением согласных: кровать, грабли, граница, груша, пруд, круг, крыша, крыса, брошка, кобра, краб и т. д.)

- У тебя всё круглое (У меня круглая крыша)

- У тебя всё яркое

- У тебя всё квадратное

- У тебя всё грустное

- У тебя всё красное

- У тебя всё другое

- Чем ты играл

- Что в журнале

- Что кувыркалось

- Кто (что) врунишка

- Что на рынке продавалось

- Что (кто отражается) в зеркале

- Кто (что не дружит) с грубияном

- У кого (чего) выросли крылья

- С кем (чем) дружит кролик

Автоматизация звука (Р) в обратных слогах

 (в словах – картинках звук (Р) в обратных слогах: хор, сыр, сор, тир, лямур,

мотор, телевизор, бор и т. д.)

- Кто (что) забрался на забор (На забор забрался хор)

- Кто (что) любит мир

- Кто (что) любит пир

- Кто (что) забрался в шатёр

- Кто (что) играет в компьютер

- Кто (что) любит слушать хор

Автоматизация звука (РЬ) в сочетании ДРЬ, ТР

 (в словах – картинках звук (РЬ) в сочетании ДРЬ, ТРЬ: матрёшка, трюм, тряпка, три, трюфель, кадриль и т. д.)

- Что приснилось матрёшке (Матрёшке приснился трюфель)

- Чего у тебя по три

- Чего у тебя по тридцать три (по триста тридцать три)

- Что спрятали под тряпочкой

Автоматизация звука (РЬ) в прямых слогах

(в словах – картинках звук (РЬ) в прямых слогах: рюшечки, рис, рисунок, коряга, заря, Боря, Варя, и т. д.)

- Что тебе подарили (Мне подарили рюшечки)

- Что ты рисовал

- Кто (что) захрюкал

- Кого (что) привезли на паровозе

- Что (кто) прямо перед тобой

Автоматизация звука (РЬ) в слогах со стечением согласных

(в словах – картинках звук (РЬ) в слогах со стечением согласных: хрюшка, кр

исталл, пристань, грязь, брюки, брюква, крючок, пряжка и т. д.)

- У тебя всё грязное (У меня грязная хрюшка)

- У тебя всё кривое

- Что ты встряхивал

- На что ты посмотрел

- Что стряпала бабушка

- Кто (что) смотрелся в зеркало

- Что видел в трюме корабля

- С кем (чем) играла матрёшка

Дифференциация звуков (Р - Л) (с картинками со звуками (Р - Л)

- Кто (что) был весёлый, а стал грустный

- Кто загрустил

- Кто развеселился

- Кто разрушил теремок

- Кого (что) увидел грач

Дифференциация звуков (Л, ЛЬ – Р, РЬ)

(с картинками со звуками (Л, ЛЬ – Р, РЬ)

- Что слева от … - Что справа от …

- На кого (что) смотрел волк

- Что спрятали в ладошках

- Кто дружелюбный

- Кто закрыл дверь на ключ

- Про кого эта история (Эта история про)

- про кого (что) ты прочитал историю

- про кого (что) ты придумал историю

- Кто любовался красной рыбой

- Кто любовался редким крабом

5.Артикуляционные упражнения для формирования группы сонорных звуков

"Качели"

Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт, губы в улыбке. Движения языка: широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе; широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку.

"Маляр"

Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо, делая движения языка назад-вперед.

"Лошадка"

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к небу (язык присасывается) и со щелчком оторвать.

"Барабанщик"

Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звуки Т-Д, Т-Д.

"Дятел"

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать упругость и подвижность кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к небу и произносить Д-Д-Д.

"Пароход"

Цель: вырабатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка опущен и оттянут назад, спинка языка выгнута к небу. Длительно произносить звук Ы (как гудит пароход).

Для автоматизации изолированных звуков предлагаю выполнить следующие упражнения: "Тигр": Р-Р-Р; "Заведи моторчик": Р-Р-Р; "Пароход": Л-Л-Л.

6. Дифференциация сонорных звуков.

Конспект занятия «Незнайка в гостях у ребят. Звуки [Л] — [Й]».

Задачи: - развивать фонематические представления;

- упражнять в дифференциации звуков ЛЬ – Й;

- развивать просодические качества, умение подбирать слова на заданную схему;

- воспитывать выдержку, уважение к товарищам.

Материал: иллюстрации военных профессий, картинки для игры в «Домики звуков», схемы предложения, изображение Незнайки, мяч.

Ход занятия

1. Оргмомент. Развитие фонематического восприятия

2. Сообщение темы. Выделение звуков л, й из слов.

К нам в гости пришел Незнайка, он снова просит нас о помощи. «Ой, видимо, я заболел. Когда мне нужно сказать слово «чай», то у меня, получается «чаль», вместо «лиса», говорю «йиса», вместо «майка» - «малька». Что же со мной случилось? Помоги мне?»

3. Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам

4. Развитие фонематического восприятия игра «Домики звуков»

Покажем Незнайке, как ты умешь различать звуки ЛЬ и Й. Рассели в домики картинки: если в слове есть звук ЛЬ, то картинку нужно поставить в домик с буквой Л, если в слове звук Й, то картинку поселим в домик с буквой Й.

5. Произношение звуков в слогах. Развитие просодии

Незнайка, послушай как мы умеем различать звуки и говорить разной интонацией:

Ай-аль? Ай-аль? Эй-эль-эй? (Вопросительно.)

Эй-эль-эй! (Утвердительно.)

Ий-иль-иль! (Со страхом.)

Ий-иль-иль. (Как бы успокаивая.)

Аль-ай-ай. (С грустью.)

7. Физминутка

8. Фонематическое восприятие

А сейчас Незнайка предлагает нам поиграть в игру «Измени словечко». В названном слове нужно заменить –ль- на –й- или наоборот.

Мой – моль гайка - Галька

Койка – Колька Полька – пой-ка

9. Словотворчество

Подбор рифм к словам: май (чай, мой (пой); зайка (майка, чайка, сайка, Незнайка). А теперь сочиним стихотворение:

Идет Незнайка,

Видит — плачет. (Зайка).

Эй, косой, что с тобой?

— Видишь, Незнайка,

Испачкалась. (майка).

Мама ругает, домой не. (пускает).

Купили Зайке

Полосатую (майку).

Похвастался чайке

Хвастливый наш (Зайка):

—Смотри-ка, чайка,

Какая (майка)

Чайка удивилась

И на Зайку (рассердилась:)

— Ты мне, Зайка, (не мешай-ка)

Рыбку (ловить,

Птенчиков своих (кормить).

10. Обучение грамоте, фонематический анализ и синтез

А давай Незнайку научим составлять новые слова. А поможет нам вот эта схема.

__ __ Й (май, мой, бой, пой, пей, лай)

__ __ Й __ __ (зайка, майка, мойка, сайка, гайка, лайка, лейка, чайка)

13. Рефлексия




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"

Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...

"Вот они согласные, очень ,очень важные". Получить знания о согласных звуках.

Продолжать учить различать согласные звуки. Способствовать развитию звукового анализа и фонематического слуха....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение согласных звуков».

Дать понятие о мягких и твёрдых согласных, учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; соверше...

Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы.

Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы....

Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], стр.59

Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к  (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], с...