Конспекты непосредственно-образовательной деятельности
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Стефаненкова Елена Андреевна

Задачи представленный музыкально-логоритмический занятий: развитие слухового внимания; развитие музыкального, звукового, ритмического, фонематического слуха; воспитание выразительности и грации движений; формирование, развитие и коррекция слухо-зритетельно-двигательной координации; развитие общей и тонкой моторики; воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_po_logoritmike.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

«Путешествие в осенний лес»

Задачи: развитие слухового внимания; развитие музыкального, звукового, ритмического, фонематического слуха; воспитание выразительности и грации движений; формирование, развитие и коррекция слухо-зритетельно-двигательной координации; развитие общей и тонкой моторики; воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями.

Оборудование: по два листочка на каждого ребёнка; фрагмент «Осенняя песня. Октябрь». П.Чайковского («Времена года»); костюм дядюшки Ау; дидактическое пособие «Съедобные и несъедобные грибы»; маски мухоморов; бубен, бутафорские грибы.

Ход занятия:

    Дети входят в зал под звучание пьесы «Октябрь» П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

Муз. рук.  Лисьим огненным хвостом

                   Расписалась осень в том,

                   Что пришла её пора,

                   Гонит лето со двора.        

                                                         Г.Сычёва

Дети, по каким приметам мы можем узнать, что у нас уже наступила осень? (Дети отвечают.)

Песня «Осень милая, шурши», муз. М.Еремеевой

Муз. рук. Ребята, вы были когда-нибудь в лесу? Сегодня я приглашаю вас на прогулку по осеннему лесу. Слушайте музыку, она вас будет сопровождать в пути. Чтобы не потеряться, становитесь друг за другом и пойдём.

Под музыку дети идут друг за другом спокойным шагом. Дети начинают и заканчивают двигаться вместе с началом и окончанием музыки.

Муз. рук. Впереди – извилистая тропинка.

Дети бегут «змейкой» под весёлую, лёгкую музыку.

Муз. рук. А здесь на тропинке лежит поваленное грозой дерево. Смотрите, не споткнитесь, когда будете через него перепрыгивать.

Дети перепрыгивают через воображаемое дерево.

Муз. рук. Привела нас тропинка в лес. Как здесь красиво!  Посмотрите, какие нарядные деревья.  Какого цвета листва на них? (Дети отвечают.) Давайте соберём осенние листочки и потанцуем с ними! (Дети собирают по два листочка, становятся в круг.) 

Музыкально-ритмическая композиция «Разноцветная осень», муз. Т.Морозовой

Муз. рук. Но что я слышу? (Педагог произносит слова, логопед их в рупор повторяет: «Ау!», «Кто здесь?», «Отзовись!»). Если я крикну, каждое моё слово кто-то тихо повторяет. Кто это? (Дети отвечают.) Правильно, это эхо. Давайте мы с вами поиграем в эхо! Я буду петь громко, а вы повторять за мной фразы, но уже намного тише.

Попевка «Эхо»

Муз. рук. Чтобы увидеть дядюшку Эхо, нужно все его команды точно выполнять.

Игра на развитие координации «Будь внимательным»

(Под танцевальную музыку дети выполняют любые движения (бег, прыжки, танец). С прекращением музыки дети замирают и ждут звукового сигнала воспитателя. Под бубен (хлопок)  все строятся в установленном месте в шеренгу. Под треугольник (притоп) строятся там же в колонну. Победителем становится тот, кто хорошо слушает сигнал и быстро встаёт в определённое построение).

После игры входит дядюшка Ау (логопед).

Дядюшка Ау (логопед). Здравствуйте, ребята! Я – дядюшка Ау. Живу в лесу и очень люблю подшутить над лесными жителями. Садитесь на полянку поудобнее, прислушайтесь к лесным звукам, и вы узнаете, кто же живёт в лесу. (Звучат звуки живой природы, дети отгадывают.)

Самый страшный из всех зверей – волк, его боятся многие лесные жители.

Ну а самый трусливый лесной зверёк – зайчик. Я так люблю над ним пошутить: подкрадусь к нему, да как закричу.

Дети повторяют за дядюшкой Ау слоги, педагог показывает соответствующие карточки слогов:

Да, да, да, да,

До, до, до, до,

Ду, ду, ду, ду,

Ды, ды, ды, ды.

Дядюшка Ау. А остальные лесные звери, как услышат мой голос, сразу замирают и прислушиваются.

Упражнение на развитие творческих способностей «Замри»

(Под звучание любой польки дети врассыпную бегают по залу, подражая движениям лесных зверей и птиц. С окончанием звучания они замирают, приняв позу, передающую образ какого-  нибудь животного. Педагог старается их узнать.)

Дядюшка Ау. Осенью в лесу много грибов. Но, прежде чем собирать грибы, нужно знать, какие из них съедобные, а какие нет. (Показ иллюстраций, беседа «Съедобные – несъедобные грибы».) Молодцы, ребята! А теперь давайте разомнём свои пальчики!

Пальчиковая игра «По грибы», сл. М.Ю.Картушиной

Дядюшка Ау. Ребята, в лесу встречается много разных препятствий. Нам с вами предстоит перейти через речку. Как вы думаете, что нам для этого нужно сделать? (Ответ детей.) Правильно, нужно построить мостик!

Игра с палочками для логоритмики «Строим мостик»

Дядюшка Ау. Вот и построили мы с вами мостик, но на мосту стоит волк и не пускает нас. Кто же нам поможет? (Ответ детей.) Правильно, козлята!

Игра «Волк и козлята»

Дядюшка Ау. Ребята, посмотрите, сколько грибов! А вот и мухоморы! Хоть для людей они и несъедобные грибы, но зато для оленей – это очень хорошее лекарство. Вот они и сами к нам пожаловали в гости, давайте послушаем их замечательную песенку.

Песня «Мухоморчики», муз. З.Я.Роот

Дядюшка Ау. Ребята, вам уже пора возвращаться к себе в детский сад! Так не хочется с вами расставаться! Давайте напоследок поиграем в мою любимую игру «Эхо»!

Ритмическая игра «Эхо»

Дети встают в круг и, передавая друг другу бубен, проговаривают:

Эхо, эхо! Вот потеха!

        Не могу сдержать я смеха!

                                          Поиграю я в игру:

           Всё, что хочешь, - повторю!

У кого остаётся в руках бубен, тот прохлопывает за педагогом двухтактовые ритмоформулы. Каждому ребёнку предлагается разный ритмический рисунок.

Дядюшка Ау. Поиграли, погуляли, а теперь пора прощаться и домой вам возвращаться. (Прощается с детьми и уходит.)

Дети выходят из зала под пьесу «Октябрь» П.И.Чайковского.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по логоритмике «В гостяху Водяного»

Ведущий. Вот и проходит осенняя пора, скоро наступят морозы. Давайте на прощанье с осенью споём песню «Осень милая, шурши!»

Песня «Осень милая, шурши», муз. М. Еремеевой.

Ведущий. Руки мёрзнут в ноябре:

                  Холод, ветер на дворе,

                  Осень поздняя несёт

                  Первый снег и первый лёд.

Ребята, а мы с вами холода не боимся, правда? Оденемся потеплее и гулять пойдём.  (Ответ детей.) Я сегодня предлагаю вам отправиться вместе со мной на болото.

Воспитатель. На болото? А это не опасно? Ведь про болото в старинной загадке так говорится: «не море, не земля – корабли не плавают, и ходить нельзя».

Ведущая. А я вас по тропочке поведу, по кочечкам путь укажу. Только вы от меня не отставайте, а чтобы не провалиться в болото, давайте с вами проложим жёрдочку.

Упражнение «Жёрдочка»

Ведущий. Ну вот, теперь всё в порядке, можно отправляться в путь!

Музыкально-ритмическая композиция под песню В. Шаинского «Вместе весело шагать»

Звучит фонограмма «Песни Водяного» Г. Гладкого. Появляется Водяной.

Водяной. Кто пришёл на моё болото?

                 Кому дома сидеть неохота?

                 Кто топает ногами?

                 Кто хлопает руками?

                 Кто мне спать не даёт,

                 Задорно пляшет и поёт?

Ведущая. Слушай, Водяной, постой,

                  Я ребят привела с собой.

Водяной.  Я вас всех прогоню,

                  На болото не пущу. (Топает ногами, кричит, воет.)

Ведущий. Разве можно так вопить?

                  Нужно в дружбе, мире жить.

                  Ты лучше помирись

                  И с нами подружись!

Водяной. А что? Вот это дело!

                 Мне скука надоела!

                 А то в моём болоте

                 Веселья не найдёте.

Ведущая. Эх ты, дед Водяной,

                  Поиграем мы с тобой.

Русская народная игра «Водяной»

Дети встают в круг, в центре – Водяной. Играющие идут по кругу и поют:

                                                  Дедушка Водяной,

                                                  Что стоишь ты под водой?

                                                  Выходи хоть на час

                                                  И поймай кого из нас!

Затем дети произносят слово «Ночь!» и приседают. Водяной с закрытыми глазами идёт в любую сторону, ловит одного ребёнка и старается узнать его не ощупь.

Ведущий. Всех ребят ты на ощупь узнал. Какой ты молодец!

Водяной. Конечно, я молодец. Пожалуй, я даже рад, что вы меня навестили. Гости-то у меня редко бывают. Люди боятся на болото заглядывать. А ведь на дне болота лежит торф – ценное горючее вещество и прекрасное удобрение. А теперь я проверю, знаете ли вы, кто живёт в моём болоте.

Загадки:

  1. У меня ходули –

     Не страшит болото.

     Лягушат найду-ли?

     Вот моя забота! (Цапля.)

  1. Летит, пищит,

     Ножки длинные тащит,

     Случай не упустит,

     Сядет и укусит. (Комар.)

  1. Скачет зверюшка,

     Не рот, а ловушка.

     Попадут в ловушку

     И комар, и мушка. (Лягушка.)

  1. Без рук, без ног ползёт. (Червяк.)
  2. Пёстрая крякушка

     Ловит лягушек. (Утка.)

Водяной. Молодцы, ребята! Знаете болотных обитателей.

Ведущий. Водяной, а наши ребята тоже знают загадки, только уже про лесных обитателей.

Водяной. Ну, загадывайте свои загадки, может быть, и отгадаю.

Дети загадывают загадки про животных, последняя загадка про ёжика.

Водяной. Ёжик? А это, что за зверь, я такого не видывал.

Ведущий. А вот наши ребята тебе сейчас расскажут.

Упражнение «Ёжик»

Водяной. Спасибо вам ребята, теперь я буду знать, какие звери обитают в лесу. А вот в моём болоте живут самые ловкие, самые быстрые головастики.

Они быстро растут и превращаются в лягушек. А чтобы быстрее подрасти, они себе каждый день массаж делают. А вы хотите быстрее вырасти? Тогда я вас тоже научу этому массажу.

Массаж рук и ног

Делая массаж, следует обратить внимание детей на правильное его выполнение: поглаживать руки надо от кисти к плечу, ноги – от щиколотки вверх до бедра.

                                                   Я в ладоши хлопаю

                                                   И ногами топаю.

                                                   Ручки разотру,

                                                   Тепло сохраню.

                                                   Ладошки, ладошки,

                                                   Утюжки-недотрожки,

                                                   Вы погладьте ручки,

                                                   Чтоб играли лучше.

                                                   Вы погладьте ножки,

                                                   Чтобы бегали по дорожке.

Водяной. А вот зелёная лягушечка прискакала (показывает лягушку):

Болотная лягушка

Купила саксафон,

На нём она играет

И песни распевает

Звуковая игра «Пение лягушек»

Звучит фонограмма любой детской песни. Водяной дирижирует, дети ритмично квакают.

Водяной. Лягушки думают с утра,

                 Как поймать бы комара.

Подвижная игра «Поймай комара»

Выбираются трое детей-«лягушек». Все остальные дети – «комары». «Лягушки», прыгая, пытаются задеть уворачивающихся от них «комаров». Запятнанные комары останавливаются и выполняют пять приседаний, затем включаются в игру снова.

Водяной. Ох, как я повеселился!

                  С вами, дети, подружился!

                  А теперь пора мне спать,

                  На мху болотном полежать.

                  Вы ж пока домой шагайте.

                  Да меня не забывайте.

                  На моё болото, дети,

                  Приходите в любой час,

                  С радостью я встречу вас.

Ведущий. Ну, пришла пора прощаться. До свиданья!

Под фонограмму «Песни Водяного» Водяной уходит из зала.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

«Зимние забавы»

Задачи: развитие слухового внимания, фонематического слуха; формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации, развитие общей и тонкой моторики,  воспитание выразительности движений, развитие ритмического слуха, развитие певческих навыков (работа над дикцией, дыханием, выразительностью исполнения).

Оборудование: снежинки (голубая, розовая, жёлтая); фрагмент «Шум метели», аудио-кассета «Новый год» (песня «Карнавал»); снежный ком; снежинки из фольги по количеству детей; самодельные ёлочные игрушки; новогодние маски; музыкальные инструменты (металлофоны, треугольники, бубенцы, колокольчики).

Ход занятия:

Ведущая (загадывает загадку): Много снега на дворе,

                                                      Все деревья в серебре.

                                                      Кто скажет, кто знает,

                                                      Когда это бывает? (Зимой.)

Чистоговорка «Холода»:

Да-да-да – вот настали холода.                    Дети хлопают в ладоши.

Ды-ды-ды – дым идёт из трубы.                 Поднимают руки вверх, сжимают и            

                                                                      разжимают пальцы.

Ду-ду-ду – я на лыжах иду.                         «Скользят» ладонями друг о друга.

Ди-ди-ди – ты меня в снегу найди.              «Пробегают указательными и          

                                                                      средними пальчиками по бёдрам.

Ведущая. Постаралась зима. Покрыла всю землю пушистым покрывалом. Так радостно, так светло стало. Давайте исполним замечательную песенку под названием «Ах, снежок»!

Песня «Ах, снежок!», муз. Е. Гольцовой

Ведущая. Ребята, а вы любите зиму? (Ответ детей.) А в какие игры вы больше всего любите играть зимой на улице? (Ответ детей.) Я вам предлагаю поиграть со снежным комом.

Игра «Передай снежный ком»

Ведущая. Скажите, а как ещё можно поиграть со снегом? Да, из снега можно слепить снеговика.

Пальчиковая игра «Снеговик»:

Давай, дружок, смелей, дружок,          Дети показывают, как лепят снежки

                                                                 (то одна рука сверху, то другая).

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком,              Разводят руки в стороны, показывая

                                                                 большой ком.

И станет ком снеговиком.                       Ставят руки на пояс.

Его улыбка так светла!                            Показывают руками на лице улыбку.

Два глаза,                                                 Показывают руками глаза.                               

Шляпа,                                                     Кладут одну ладонь на голову.

Нос,                                                          Приставляют ладошки с 

                                                                 Растопыренными пальцами к носу

                                                                 (как у Петрушки).

Метла.                                                      Поднимают одну руку вверх и 

                                                                 Раздвигают широко пальцы.

Но солнце припечёт слегка –                  Поднимают вверх скрещённые пальцы

                                                                 с раздвинутыми пальцами («солнце»)

Увы! – и нет снеговика.                          Пожимают плечами и разводят руки в

                                                                 стороны.

Звучит фонограмма с записью шума метели.

Ведущая. Как подул Дед Мороз –

                  В воздухе морозном

                  Полетели, закружились

                  Ледяные звёзды.

Логоритмика «Сдуй снежинку»

Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение:

 Кружатся снежинки в воздухе морозном.

 Падают на землю кружевные звёзды.

 Вот одна упала на мою ладошку.

 Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.  (Н. Нищева)

Ведущая. Ребята, посмотрите, к нам в зал залетели ещё снежинки. Да не простые, а волшебные – они хотят, чтобы мы с ними поиграли и выполнили их задания.

Задание голубой снежинки: Ветер, ветер, весёлый дружок,

                                              Собери нас скорее в кружок!

                                              Под зелёною ёлкой лесной

                                              Новогоднюю песню пропой!

Песня «Здравствуй, ёлочка!», муз. С. Насауленко

Задание розовой снежинки: Скоро праздник новогодний,

                                               Дед Мороз придёт опять.

                                               Чтобы было веселее,

                                               Приглашаю танцевать!

Танец «Карнавал» (с новогодними масками)

Задание жёлтой снежинки: Сыграйте весёлую новогоднюю мелодию в оркестре!

Оркестр «Колокольный звон» (англ. нар. млд.)

Ведущая. Ребята, мы с вами водили хоровод вокруг ёлочки, танцевали, пели песни. А давайте мы её принарядим к новогоднему празднику! Для начала поиграем в игру и скажем, чем можно ёлочку украсить.

Игра на внимание «Чем мы ёлку наряжаем?»

Ведущая. Ребята, я знаю, что к сегодняшнему занятию вы приготовили для ёлочки новогодние украшения. Давайте украсим ими нашу ёлочку.

Дети развешивают на ёлочке свои украшения.

Ведущая. Посмотрите, какая ёлочка стала красивая, нарядная! Настоящая королева новогоднего бала! Давайте ей подарим нашу сказочно красивую песню «Фонарики».

Песня «Фонарики», муз.

                                                     

«Волшебный цветок»

Ход занятия:

   

Музыкальное приветствие (пение).

Муз. рук. Посмотрите, какой красивый цветок вырос в нашем зале. Скажите, а что в нём необычного? (Дети отвечают.) Необычные у него лепестки. Они все разного цвета. Какого? (Дети отвечают.) Ребята, я, кажется догадываюсь, что это за цветок. Этот цветок волшебный, он чем-то похож на цветик-семицветик, который был у девочки по имени Женя. Если оторвать лепесток и сказать волшебные слова, то можно осуществить любое желание. Только в отличие от цветика-семицветика, у нашего цветка всего пять лепестков. Значит мы можем загадать пять желаний. А не хотите ли вы отправиться в лес погулять? Давайте оденемся (дети жестами показывают, как они одеваются и обуваются) и оторвём первый лепесток: лети, лети, лепесток

                 Через запад на восток,

                 Через север, через юг,

                 Возвращайся, сделав круг.

                 Лишь коснёшься ты земли,

                 Быть по-моему вели!

                 Вели, чтобы мы оказались в лесу!

Звучит фонограмма шума ветра.

Муз. рук. И закружил нас ветер (дети кружатся под музыку ветра), а когда ветер утих, оказались мы в лесу. Кажется ветер усилился, начинается метель. Ребята, а давайте споём нашу весёлую песню «Ах, снежок!», может быть метели понравится наша песня и она утихнет.

Песня «Ах, снежок!», муз. Е Гольцовой

Логопед. Наверное понравилась метелице наша песня, потому что утих ветер, зато сколько снега намело! Давайте слепим снеговика!

Психогимнастика «Слепим снеговика»

Раздаётся стук.

Логопед. Ребята, вы слышите, кто-то стучит! Кто же это? (Ответ детей.)

Беседа о зимующих птицах. (С показом слайдов.)

Логопед. Пока мы с вами говорили о птицах, вокруг нас собралось много лесных жителей. А каких животных, кроме птиц можно встретить в зимнем лесу? (Ответ детей, показ слайдов.) А вы хотите превратиться в каких-нибудь птиц или животных? (Ответ детей.) Тогда давайте загадаем желание: лети, лети, лепесток

                                               Через запад на восток,

                                               Через север, через юг,

                                               Возвращайся, сделав круг.

                                               Лишь коснёшься ты земли,

                                               Быть по-моему вели!

                                               Вели, чтобы ребята превратились в разных птиц и животных!

Музыкальная игра «Замри на месте»

Логопед. Это что за маскарад?

                 И зверей, и птиц парад.

                 Ничего не разберёшь:

                 Где тут белка, а где лось.

                 Приготовься и смотри:

                 Лесная фигура, на месте замри! (Дети пластикой изображают лесных обитателей, ведущий разгадывает фигуры.)

Логопед. Наигрались? А теперь нам пора возвращаться домой. Вы догадываетесь, что нужно сделать? (Ответ детей.) Правильно, нужно оторвать лепесток у цветка и произнести волшебные слова.

Логопед (вместе с детьми). Лети, лети, лепесток

                                                Через запад на восток,

                                                Через север, через юг,

                                                Возвращайся, сделав круг.

                                                Лишь коснёшься ты земли,

                                                Быть по-моему вели!

                                                Вели, чтобы мы оказались дома! (Звучит шум ветра, дети кружась под музыку, возвращаются на стульчики.)

Муз. рук. Вот мы и дома. Раздевайтесь и присаживайтесь на стульчики. Давайте мы с вами отдохнём и вспомним прошедший день и нашу прогулку за город. А поможет нам расслабиться и увидеть волшебный сон сказочная Фея сна. Давайте мы оторвём лепесток и пригласим к нам Фею сна.

Муз. рук. (вместе с детьми). Лети, лети, лепесток

                                                  Через запад на восток,

                                                  Через север, через юг,

                                                  Возвращайся, сделав круг.

                                                  Лишь коснёшься ты земли,

                                                  Быть по-моему вели!

                                                  Вели, чтобы здесь появилась Фея сна!

Звучит волшебная музыка, появляется Фея сна.

Фея сна. Ребята, я приглашаю вас отдохнуть и вспомнить обо всём приятном, произошедшем за день. Сейчас я коснусь каждого из вас волшебной палочкой и ваша голова упадёт на плечо, и сомкнуться ваши веки, и все вы заснёте. Расслабится ваше тело, успокоятся ваши мысли.

Звучит пьеса «У камелька» (из цикла «Времена года» П.И. Чайковского

Под музыку Фея сна касается каждого ребёнка и он «засыпает».)

Муз. рук. Ну вот, исчезла Фея сна и дети проснулись.

Занятие «Весенняя история»

Задачи: развивать воображение, фантазию, умение связно высказывать свои мысли. Помочь услышать изобразительность музыки. Развивать мелкую моторику рук, умение согласовывать движения со словами и характером, темпом музыки. Развивать умение подбирать танцевальные движения к музыке определённого характера.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, по две разноцветные ленточки на каждого ребёнка, колокольчики, бубенцы, звукозапись «На тройке» П.И. Чайковского, звукозапись «Весенняя капель», по две деревянные палочки на каждого ребёнка, искусственный цветок – подснежник.

Ход занятия:

Под музыку дети заходят в зал. На слайде репродукция картины С. Ботичелли «Весна».

Музыкальное приветствие (пение.)

Муз. рук. Ребята, я хочу показать вам свою любимую картину. Её нарисовал итальянский художник Сандро Ботичелли, и называется она «Весна».

Музыкальный руководитель показывает репродукцию на экране, дети её рассматривают, делятся своими впечатлениями..

Муз. рук. Я рада, что вам тоже понравились прекрасные танцующие девушки – нимфы. Нимфы – это женские божества природы, живущие в горах, лесах, морях. Посмотрите, как грациозны их движения, как нежно и неторопливо они танцуют! А вот эта нарядная девушка в венке из цветов в центре картины сама Весна. Своей красотой она озаряет всё вокруг. Ребята, а вам хочется попасть на эту зелёную лужайку и услышать музыку весны? (Ответ детей.) А отправимся мы в весенний лес под музыку. Она подскажет, как добраться в волшебный лес.

Звучит «На тройке», из цикла «Времена года» П. Чайковского

Муз. рук. Я вижу, вам понравилась музыка П.И. Чайковского «На тройке». Так давайте отправимся вместе с композитором под звон бубенцов и колокольчиков.

Музыкальный руководитель раздаёт детям бубенцы, колокольчики, музыка звучит ещё раз, дети подыгрывают.

Муз. рук. Как быстро мчалась тройка – и вот мы оказались на лесной полянке. Здесь чудесно, тихо, кругом ещё лежит снег, а ведь так уже хочется весны и тепла. Но если мы внимательно прислушаемся, то почувствуем дыхание весны и даже услышим её шаги! Закройте глаза и слушайте!

Звучит запись «Весенняя капель».

Муз. рук. Что вы услышали? Какие звуки сопровождают приход весны? (Дети: звон капели, журчание ручейка, ….) Ребята, давайте исполним песню «Начинается весна» и все приметы весны изобразим в движениях.

Песня «Начинается весна», музыка Л. Гусевой

Логопед. Но главная примета весны – пение птиц. Раз они запели, значит, весна совсем близко. Давайте вспомним, каких перелётных птиц вы знаете. (Дети называют.)

Дети просматривают изображение птиц на слайдах со звуковым сопровождением их пения.

Логопед. Ребята, а знаете ли вы, что такое телеграмма. В телеграфе буквы заменены точками или чёрточками-тире, получается так называемая азбука Морзе. А когда передают такую телеграмму с помощью специального прибора, то слышится музыка – «морзянка», состоящая из разных комбинаций коротких и длинных звуков. Дятел тоже посылает птицам в тёплые страны телеграмму-морзянку, чтобы они быстрей прилетали домой. Вот послушайте. (В записи дети слушают стук дятла.) Давайте мы попробуем передать такую телеграмму с помощью деревянных палочек.

   Дятел сел на толстый сук –

Тук да тук.

      Всем друзьям своим на юг –

Тук да тук.

   Телеграммы срочно шлёт –

Туки-туки-тук,

                                                                Что весна уже идёт –

Туки-туки-тук.

                                                                Что растаял снег вокруг –

Туки-тук, туки-тук,

    Что подснежники вокруг –

Туки-тук, туки-тук.

                                                                 Дятел зиму зимовал –

Тук да тук,

        В жарких странах не бывал –

Тук да тук.

                                                                И понятно, почему –

                  Скучно дятлу одному.  (В. Суслов)

Муз. рук. Как хорошо стало кругом! Весь лес оживился. Вот и солнечные лучики спешат к земле, бегут по вершинам высоких деревьев, скользят по стволам стройных берёзок, нежно касаются земли – и всё улыбается им. Хотите стать солнечными лучиками, помочь весне и солнышку разбудить землю от зимнего сна?

Звучит «Вальс» А. Гречанинова, дети исполняют пластический этюд или танец Солнечных Лучиков.

Логопед.  А вот в проталинках, из-под снега, появились первые цветы. Догадываетесь, как они называются? – Это подснежники. Про этот цветок можно сказать, что он нежный, хрупкий, светлый, но и в то же время, смелый, ведь кругом ещё лежит снег, а он уже выпустил зелёный стебелёк и подставил солнышку свою головку.

Дети рассматривают на слайде картину с подснежниками.

Логопед. Давайте выполним упражнение.

Логоритмика «Цветок»

Наши белые цветки                            Ладони правой и левой рук соединены, разъединять пальцы

Распускают лепестки.                         рук.

Ветерок чуть дышит,                          Руки – цветок, вращать кистями.

Лепестки колышет.

Логопед. К таким красивым цветкам на полянку прилетели бабочки.

Игра «Бабочки»

Дети свободно стоят по всему залу. По сигналу «Бабочки летают» дети свободно двигаются, имитируя полёт бабочек. По сигналу «Бабочки садятся на цветок» дети останавливаются, выбирая свободное место, и приседают, руки под голову. «Бабочки засыпают» - дети приседают, руки под голову.  «Бабочки танцуют» - дети выполняют любые танцевальные движения.

Муз. рук. Вот и свершились чудесные превращения: вместо зимних сугробов и голых деревьев – бабочки, цветы, первая травка, пение птиц. И ласковое солнышко. Это пожаловала на нашу полянку на звуки музыки и ваши улыбки красавица весна.

Логопед. А сейчас пожелаем друг другу радости, выскажем всё самое хорошее, что таится в глубине ваших сердец, передавая из рук в руки этот весенний цветок.

Дети встают в круг и высказывают свои пожелания, передавая подснежник друг другу.

Игровое развлечение «Цветочная поляна»

Звучит «Вальс цветов», муз. П.И. Чайковского. В зал, танцуя, входит Фея Цветов.

Фея Цветов. Здравствуйте, ребята! Я – Фея Цветов. Как только наступает весна, я прихожу на Землю и украшаю её цветами. Царю я всё лето и даже осенью дарю всему миру свои поздние цветы. Сейчас начинает ярко светить солнце, значит, пора мне принести цветы на радость всем.

Песня «Начинается весна», муз. Л. Гусевой

Фея цветов. Надели лужайки цветные рубашки:

                       На ткани зелёной белеют ромашки,

                       У ворота выткана красная смолка,

                       И жёлтые лютики вышиты шёлком,

                       Вплелись колокольчики в синие пряжки…

                       Лучами – не иглами сшиты рубашки.

Под звучание «Метель», муз Г. Свиридова в зале неожиданно появляется Фея Северина.

Фея Северина. Я – Фея Северина,

                            Я с Севера пришла

                            И холод и морозы

                            С собою принесла. Вы рады солнцу и весне?

Дети. Да!

Фея Северина. За то вам отомщу,

                            И ветром ледяным

                            Цветы все застужу! (Дует.)

Фея Цветов. Ой, все цветы опустили головки! Зачем, Северина, ты это сделала?

Фея Северина. Терпеть не могу цветы!

Фея Цветов. Нет, так нельзя. Ведь весной и летом на Земле должны цвести цветы.

Фея Северина. Должны! Но этого не будет! Мой ледяное северный ветер их заморозил. А чтобы они оттаяли, надо из букв собрать слово «цветок».

Фея Цветов. Дай нам эти буквы, пожалуйста. Мы быстро составим слово.

Фея Северина. Какие вы быстрые! Каждую букву надо заработать. Сможете выполнить мои задания, тогда и буковки получите.

Игра-викторина «Загадки о цветах»

(Дети выполняют задания Феи Северины, а она даёт им буквы.)

Фея Северина. Вот моё первое задание: я вам загадаю загадку о цветах, а вы найдёте отгадку на картинках и покажете её мне.

Четыре ярко-красных

Блестящих  лепестка,

И зёрнышки в коробочке

У этого цветка.

За зёрнышками этими

Ты бегал в огород.

На грядке в огороде

Такой цветок растёт. (Мак.)

То фиолетовый, то голубой.

Он на опушке встречается с тобой.

Звонким названием он наделён.

Посмотришь, подходит название это,

Но никогда нам не слышался звон

Из  голубого лесного букета. (Колокольчик.)

Знакома с детства каждому

Их белая рубашка

С серединой ярко-жёлтой.

Что это за цветок? (Ромашка.)

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух? (Одуванчик.)

Белые горошки

На зелёной ножке. (Ландыш.)

На солнечной опушке весною зацвела,

Лиловенькие ушки тихонько подняла. (Фиалка.)

Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение и превращаюсь я в конфету. (Ирис.)

Фея Северина. Что ж, первую букву вы заработали. (Отдаёт букву Фее Цветов.) А теперь посмотрим, сколько названий цветов вы знаете. Поможет мне в этом бабочка. (Показывает бабочку на палочке.)

                                                     Мы сказали бабочке:

                                                     - Посиди на лавочке!

                                                     - Мне на лавочку не надо!

                                                     На цветочек лучше сяду!

Игра «Сидела бабочка»

(Ребёнок берёт бабочку и говорит: «Сидела бабочка на розе, перелетела на астру». Затем бежит по залу, передаёт бабочку другому играющему. Следующий говорит, например, так: «Сидела бабочка на астре, перелетела на ромашку. Игра продолжается. Каждый участник должен сказать название цветка лугового или садового. Повторяться нельзя.)

Фея Северина. Как много вы знаете цветов! Получайте за это букву. (Даёт букву.) Есть такой цветок, на котором люди гадают – отрывают лепестки и что-то спрашивают. Что это за цветок?

Дети. Ромашка.

Фея Цветов. Наши ребята про ромашки знают стихотворение.

1-й ребёнок. Эй, ромашки, дайте мне ответ:

                      - Вы откуда, если не секрет?

2-й ребёнок. Ответили ромашки:

                      - Нас носило солнышко в кармашке!

Фея Северина. Вот ромашки, посмотри,

                            Потеряли лепестки.

                            Лепесточки вы возьмите

                            И ромашки соберите.

Эстафета «Кто быстрее соберёт ромашку».

(Дети делятся на две команды. На некотором расстоянии на полу лежит жёлтый кружок («сердцевина ромашки»). Каждый участник держит лепесток цветка. По сигналу дети по очереди подбегают к кружку и прикладывают к нему свой лепесток. Выигрывает команда, первая выполнившая задание.)

Фея Северина. Вижу, что вы ловкие ребята. Получайте следующую букву. А если хотите заработать ещё одну буковку, то помогите мне сплести венок из цветов.

Игра «Венок»

Дети встают в круг, выполняя движения.

Из цветов сплетём венок:  Вращают кулачками («плетут венки»).

Вот гвоздика,                      Протягивают вперёд правую руку и ставят её на пояс.

Вот вьюнок,                        Так же протягивают левую руку.

Жёлтая ромашка,                Повторяют движения 2-й и 3-й строчки.

Розовая кашка.

Некрасива лебеда –

Только это не беда.

Лебеду ты не срывай,

А попробуй нас поймай.

Берутся за руку и Ведущий ведёт хоровод по спирали, закручивая «улитку». По окончании слов Ведущий начинает салить детей. Пойманные дети импровизируют «Танец цветов».

Фея Северина. Вот вам ещё одна буква. Всё-таки не могу понять, зачем вам так нужны цветы? Какая от них польза кроме запаха да красоты?

Фея Цветов. Что ты, Фея Северина! Люди любуются цветами. Но цветут они вовсе не для людей. Яркие краски и душистый аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых. Цветы дают кров и пищу многим насекомым. Некоторых цветы кормят соком-нектаром, других – пыльцой, третьих – и тем и другим. Цветочный нектар собирают, например, пчёлы, а потом получают из него душистый мёд. А сколько маленьких насекомых живёт в цветах!

Фея Северина. Ну, и сколько? Я из насекомых, которые летают, только пчёл и знаю.

Фея Цветов. Насекомых великое множество. У меня в руках волшебный цветок. К кому я цветком прикоснусь, тот назовёт насекомое. А ты, Северина, слушай и запоминай. (Дети по очереди называют насекомых.)

Фея Северина. Мне больше всех понравился комар.

Фея Цветов. Почему?

Фея Северина. Потому что он всех вас покусает!

Фея Цветов. А мы комаров не боимся. Мы лучше про них стишок расскажем.

Пальчиковая игра «Комарики»

- Где, комарики живёте?  Поочерёдно прикасаются к большому пальцу указательным, средним,

                                            Безымянным и мизинцем.

На лугу или в болоте?

- Мы живём на кочке

В маленьком цветочке.

Зорька занимается –

Домик открывается!

Фея Цветов (показывая жучка). Фиолетовый жучок

                                                         На ночь спрятался в цветок.

                                                         Ах, какой же он счастливый,

                                                         Дом нашёл себе счастливый.

Фея Северина. Жучок себе дом нашёл, а сможете ли вы?

Игра «Найди себе цветок»

(На полу раскладываются разные цветы. Дети, взявшись за руки, встают вокруг них.)

На лугу цветут ромашки,    Идут вокруг цветов хороводным шагом.

Колокольчики и кашка.

Все цветы красивые.

Бабочки, жуки летают,       Бегают по залу врассыпную, взмахивая руками, как крыльями.

Раз – цветок, два –              по окончании звучания останавливаются и, хлопая в ладоши,

            цветок        произносят слова.

У кого вкуснее сок?

Раз, два, три! Раз, два, три!

Свой цветок скорей найди!

    После этого быстро находят свой цветок и встают вокруг него. Побеждает команда, чей кружок быстрей построится.

Фея Северина. Быстро вы нашли свои цветы! Просто молодцы! Получайте ещё одну букву. (Вручает Фее Цветов.) Осталась у меня последняя буковка. Её я вам отдам только, если сможете отгадать, где правая, где левая рука.

Игра «Быстрая река и тихая поляна»

(Дети встают в две колонны: одна колонна – мальчиков, другая – девочек. Дети поворачиваются лицом к главной стене. В соответствии с текстом дети выполняют движения.)

Фея Северина. Эта – правая рука,

                            Эта – левая рука,

                            Справа – тихая поляна,

                            Слева – быстрая река.

                            Повернулись мы, и вот

                            Стало всё наоборот:

                            Слева – тихая поляна,

                            Справа – быстрая река,

                            Неужели стала правой моя левая рука.

                            Повернулись мы, и вот

                            Стало всё наоборот:

                            Это – правая рука,

                            Это – левая рука,

                            Справа – тихая поляна,

                            Слева – быстрая река.

На музыкальный проигрыш дети двигаются лёгким бегом врассыпную, с окончанием музыки хлопают в ладоши, делая по три хлопка у правой и левой щеки, и произносят:

                           Раз, два, три!

                           Свою сторону найди!

    Дети встают каждый в свою колонну. Побеждает команда, построившаяся первой.

Фея Северина отдаёт последнюю букву.

Фея Цветов. Все буквы есть у нас. Теперь мы из них слово и сложим.

Дети выкладывают на фланелеграфе слово «цветок» и читают его.

Фея Северина. Ой-ой-ой! Пали мои чары! Опять зацвели на лугу цветы. Придётся мне возвращаться на север. До встречи зимой! (Уходит.)

Фея Цветов. Цветы, цветы!

                       Вовсю цветут, качаясь,

                       Как бы гирляндой рощу огибая.

                       Как розова земля от иван-чая!

                       От колокольчиков какая голубая!

                       Поляна убралась, как молодая!

Фея Цветов прощается с детьми и уходит.

Интегрированное занятие «Остров «Чунга – Чанга»

Программное содержание. Продолжать работу над формированием и коррекцией связной речи, построением предложений, умением слышать своё произношение. Вызывать у детей интерес и желание заниматься, удерживать их внимание в течение всего занятия. Развивать координацию движений, мелкую и крупную моторику рук. Учить детей согласовывать движения со словами и темпом музыки. Развивать ритмический слух, навыки игры в оркестре. Расширять представления об окружающем мире, словарный запас. Развивать быстроту и ловкость в эстафетах.

Оборудование зала. Мягкие игрушки – обезьяна, попугай, две черепахи; удочки, рыбки, пальма, 8 бананов, бабочки по количеству детей; музыкальные инструменты, сундучок.

Ход занятия:

Муз. рук. У нас еще лежат снега, холодно, солнце светит мало. Так надоела наша долгая зима. А есть страны, где всё время лето, где солнце светит круглый год. Как  бы хотелось там побывать! А где же мы можем найти сейчас лето? (выслушивает мнение детей). Оказывается, когда в Северном полушарии зима, в Южном – лето.  А что, может быть, отправимся на солнечный остров? Хотите? (Ответ детей.)

Муз. рук. Поплывём по морю на белом теплоходе.

Двигательно-речевое упражнение «Теплоход».

От зелёного причала (дети встали)

Оттолкнулся теплоход

Раз, два, он шагнул назад сначала (шаг назад)

Раз, два, а потом шагнул вперёд (шаг вперёд)

Раз, два, и поплыл, поплыл по речке (волнообразное движение руками)

Набирая полный ход (ходьба на месте)

Муз. рук. Ребята, посмотрите вокруг, кто сопровождает наш теплоход? (дельфины и рыбки). Давайте исполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая игра «Дельфины».

В море бурном, море синем (руки вверх, в стороны)

Быстро плавают дельфины  (плавательные движения)

Не пугает их волна (правой рукой плавательное движение)

Рядом плещется она (левой рукой плавательное движение)

Проплывает в море кит (руки вперёд ,правая ладошка лежит на левой, пальцы рук             касаются друг друга)

И дельфинам говорит (открывают и закрывают ладошки, как рот кита)

Вы дельфины не шумите  

Рыбку быструю ловите! (руки в локтях, кисти на уровни головы, сжаты в кулаки)

Раз, два, три, четыре, пять (сгибать пальцы по очереди)

Надо рыбкам уплывать (опустить руки вниз).

Муз. рук. Вот мы и на острове. Тише, ребята! Кажется, кто – то идёт!

Пританцовывая, в зал входит смуглая Пепита.

Пепита. Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на моей земле, на острове Чунга-Чанга! Меня зовут Пепита. Мой остров самый красивый, самый солнечный, самый весёлый. Большую часть острова занимают могучие и пышные леса. И у нас есть одна поляна, на которой мы всегда устраиваем большой праздник. Давайте, я отведу вас на поляну игр. За мной, в джунгли!

Дети под музыку идут, преодолевая препятствия.

Пепита. Ура! Пришли мы все сюда,

                Ходим за цветами

                Солнце воздух и вода

                На прогулке с нами.

Музыкально-ритмическая композиция «Чунга-Чанга»

Пепита. Мы так весело танцевали , что наши любимые звери пришли на нас посмотреть. А что это за звери, отгадайте: на людей похожи, любят корчить рожи.(Обезьяна).

Пепита выносит игрушечную обезьяну.

Пепита. Давайте поиграем с обезьяной. Накормим её бананами.

Игра «Накорми обезьяну»

Участвуют две команды. Дети по очереди срывают банан с пальмы и складывают их в корзинки. Выигрывает команда, первая доставившая свои бананы обезьяне.

Муз. рук. Теперь наша обезьянка угостится своими любимыми бананами.

Пепита. А сколько рыбы водится в море и мы с вами будем сегодня ловить разных красивых рыбок.

Игра «Поймай рыбку».

Муз. рук. Какой у нас большой улов.

                 В честь этого оркестр готов

                 Нам музыку сейчас сыграть.

                 Ребята, можно начинать?

Оркестр «Весенняя миниатюра»

Пепита. Ждет вас новая загадка. Отгадайте–ка, ребята!

                 Домик плавает и ходит,

                 Травку щиплет, воду пьёт.

                 Вы не знаете ребята,

                 Кто там в домике живёт. (Черепаха.)

Массаж рук и ног «Черепаха»

Шла купаться черепаха (пощипывают поочерёдно руки от кисти к плечу)

И кусала всех от страха.

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь!    (Н. Пикулева)

Черепаха – дом ходячий! (поглаживают руки ладонями от кисти к плечу)

Голову под панцирь прячет.

Крепкий панцирь у неё –

И защита и жильё!   (Р.Рамазанов.)

(при повторении стихотворения массируют ноги – от щиколоток вверх).

Игра – соревнование «Чья черепаха быстрее проплывёт».

Каждый участник садится на черепаху и, отталкиваясь ногами, доплывает до стула, огибает его и возвращается обратно.

Пепита. Попугай такой смешной

               Потому что он цветной,

               Можно даже научить

               Попугая говорить! (Р. Рамазанов)

Давайте научим его говорить. Повторяйте за мной.

               Ра –ра –ра – мы поймали комара.

               Ра – ра –ра –вот так игра.

               Ро –ро –ро – у Ромы ведро.

               Ру –ру –ру – я пою, а не ору.

               Ры – ры –ры – это куры не мои.

               Ры – ры – ры – бегут бараны с горы.

Пепита. А у меня есть ещё одна загадка про самых прекрасных насекомых нашего острова: Шевелились у цветка

                Все четыре лепестка:

                Я сорвать его хотел,

                Он вспорхнул и улетел.

Игра для развития дыхания «Бабочки».

Каждый ребёнок берёт бабочку, прикреплённую за ниточку и под звучание пьесы «Бабочки» Ф. Куперена дует на неё, наблюдая, как она кружится в воздухе. Дети должны следить за продолжительностью  выдыхаемой воздушной струи.

Игра «Бабочки».

Дети свободно стоят по всему залу. По сигналу «Бабочки летают» дети свободно двигаются имитируя полёт бабочек. По сигналу «Бабочки садятся на цветок» дети останавливаются, выбирая свободное место, и приседают, руки под голову. «Бабочки засыпают» - дети приседают, руки под голову.  «Бабочки танцуют» - дети выполняют любые танцевальные движения.

Пепита. На нашем острове, на поляне игр всех гостей одаривают подарками, но их нужно найти. Дети ищут клад, прислушиваясь к звучанию музыки. Если она звучит тихо, значит до клада далеко. Чем музыка громче, тем он ближе. Ребята находят сундучок с конфетами.

Муз. рук. Ну что, ребята, нам пора возвращаться домой! Спасибо тебе, Пепита, за гостеприимство и  угощение!

Пепита. Ребята, на прощанье я хочу подарить вам вот эти волшебные разноцветные ленточки, они быстро вас доставят домой! Удачи вам! (Дети прощаются с Пепитой.) Дети под музыку самостоятельно импровизируют движения.