Использование территории, прилегающей к детскому саду, для игровой деятельности, развивающей речь детей
статья по логопедии

Вершина Александра Игоревна

В статье рассказывается об опыте работы по развитию речи с детьми на улице, рассуждается о преимуществах образовательной деятельности, проводимой на участке детского сада и возможностях ее использования в целях всестороннего развития дошкольников. Приводятся примеры различных игр, которые, как показала практика, очень нравятся детям и, по результатам диагностики, значительно повышают уровень их речевого развития и уровень психических процессов, связанных с речью.  Было изучено огромное количество материала по данной теме, из которого я постаралась отобрать и адаптировать для детей нашего садика самое интересное, а некоторые игры мы придумывали вместе с детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_uchastok.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Использование территории, прилегающей к детскому саду для игровой деятельности, развивающей речь детей

Аннотация

В статье рассказывается об опыте работы по развитию речи с детьми на улице, рассуждается о преимуществах образовательной деятельности, проводимой на участке детского сада и возможностях ее использования в целях всестороннего развития дошкольников. Приводятся примеры различных игр, которые, как показала практика, очень нравятся детям и, по результатам диагностики, значительно повышают уровень их речевого развития и уровень психических процессов, связанных с речью.  Было изучено огромное количество материала по данной теме, из которого я постаралась отобрать и адаптировать для детей нашего садика самое интересное, а некоторые игры мы придумывали вместе с детьми.

       На сегодняшний день существует множество технологий для развития речи дошкольников, с каждым годом вводятся все новые и новые. Инновации внедряются во все виды детской деятельности. Важную роль занимают мультимедийные технологии, и, безусловно, логопедам без них не обойтись. Но не менее  повышают мотивацию игры на воздухе, а иногда он могут стать причиной «оторваться» от компьютера или телевизора дома, если ребенок не хочет гулять. Выйдя на улицу, дети эмоционально раскрепощаются, готовые к новым открытиям и исследованиям. Обучение на прогулке конечно же проводится в игровой форме и ориентировано на развитие наглядно-образного мышления, в процессе решается множество задач.

       Участок детского сада может быть интересен для развития ребенка в любое время года, а при отсутствии территории для прогулок, можно отправиться на экскурсию в ближайший парк или сквер. Жаль погода не всегда позволяет гулять долго, но нас, например, спасает закрытая беседка, где есть скамейки и стол. В дождливую погоду детям нравится смотреть на капли, пузыри на лужах, которые можно нарисовать, превратив во что захочется. Они любят слушать шум дождя, с удовольствием выполняют артикуляционное упражнение «Дождик». Благодаря воспитателям и родителям на участке нашего садика растут разные красивые кустарники, цветы, есть даже небольшой огород и маленький искусственный прудик. Воспитатели ежедневно проводят вместе с детьми наблюдения и беседы, в процессе которых  развивается связная речь даже у самых молчаливых детей. На прогулке появляется возможность больше использовать природные материалы, что делает игры более эффективными для сенсорного развития. Мы собираем палки, желуди, камешки, шишки, выкладываем с детьми картины из них, орнаменты, мандалы, которые можно выложить по образцу или самостоятельно, используя свою фантазию. Осенью выкладываем красивые мандалы из разноцветных опавших  листьев, а зимой их можно сделать с помощью воды, подкрашенной разными красками, поливая сугробы из леек, выкладывать из разноцветных льдинок или из снежков разной формы и размеров. В процессе дети ищут похожие предметы, предметы разные по размеру, оттенку, располагают их на плоскости, не ограниченной листом бумаги, делают из камушков, песка, листочков “секретики”, а потом ищут их, закапывают “клады” в песочнице. В теплое время года проводим игры на развитие речевого дыхания “Понюхай цветок” (“Угадай, какой цветок” по запаху: бархатцы, ирисы, сирень, флоксы), “Подуй на листик”, конкурс мыльных пузырей, соревнования корабликов, изготовленных в группе из бумаги с воспитателями. Игра “Укрась дерево” детям нравится больше, чем просто раскладывать и называть картинки. Украшать деревья можно, вешая на ветки картинки на ниточках (классифицировать предметные картинки по какому-либо признаку, выделять в словах определенный звук или слог и т.д.)

     Для разного вида игр мы используем также асфальт, на котором дети так любят рисовать мелками. Мелки сейчас можно приобрести разной толщины и длины, более яркими их можно сделать, предварительно замочив в подслащенной воде, сейчас есть возможность купить даже 3D мелки со специальными очками.  Летом, в отсутствии детей, мы вместе с воспитателями рисуем на нем яркими красками классики, круги для подвижных игр с картинками и без (по картинке можно выполнить упражнение, например «аист»), дорожки со специальными знаками для различного вида передвижения, клеточки для «крестиков-ноликов» и игр судоку, мнемодорожки, которые можно продолжить с помощью мелков. Для обучения построению в пары на асфальте у малышей попарно нарисовали разноцветные сердечки, а для построения в круг - большой венок из разных цветов. С помощью круга-венка проводим множество словесных игр с мячиком, подвижных игр на развитие слухового внимания и т.п. У старших детей нарисовали змейку из кружков разного цвета с буквами для составления слов. Слова можно составлять, перешагивая или перепрыгивая разными способами из кружка в кружок (из кружках оранжевого цвета получается слово “лиса”, из зеленых - “трава”, из желтых - “песок”, из голубых - “небо”, из красных - “роза”), Составив слово, подбираем слова-признаки “красная роза”, придумываем предложения с полученными словосочетаниями, потом можно составить новые слова из кружков любого цвета, провести игру «Кто составит больше слов».  Летом мы начертили на асфальте краской лабиринты разной формы, где можно передвигаться разными способами, придумывая различные игровые сюжеты («Помоги лягушонку допрыгать до кочки», «Помоги бабочке долететь до цветка», «Отвези машину в гараж»). Передвигаться по лабиринтам можно, произнося ритмичные стихотворные тексты и таким образом работать над силой голоса, темпом речи, ритмом, интонацией, звукопроизношением («Тише, мыши, кот на крыше. Не шумите – он услышит!» - выйти из лабиринта на цыпочках, тихо и медленно произнося текст, автоматизируем звук «ш»).

   Очень нравятся детям игры с тенью на стене (теневой театр из пальчиков и ладошек), на асфальте (можно обвести тень и дорисовать), наблюдение за облаками, игра «На что похоже облако», можно нарисовать свое облако мелом, превратить его во что захочется, выполнить упражнения дыхательной гимнастики «Подуй на облако»..

    Многие словесные игры с мячом также эффективнее и удобнее проводить на улице, например “Так или нет?” - ветер дует, потому что деревья качаются.  На улице ребенок может самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, опираясь на личные наблюдения. В игре “Произнеси фразу” («утром распустился тюльпан», «воробей подлетел к кормушке»), ребенок произносит фразу с определенной интонацией, выражая свое отношение к происходящему вокруг, можно найти подходящий смайлик, нарисовать его на асфальте мелом. Конечно, фраза будет эмоционально ярче окрашена, если ребенок скажет про тюльпан, луковицу которого сажал сам и наблюдал за его ростом или про кормушку, которую изготавливал вместе с мамой.

     Когда гулять можно долго, мы проводим интересные игры-квесты на площадке, путешествуем по всей территории. Таким образом, любая компьютерная игра, любимый фильм или сказка переносятся в реальность. В процессе игр-ходилок создается особая атмосфера сотрудничества между детьми, часто самые застенчивые ребята стремятся проявить себя в игре, поделиться своими рассуждениями. Взрослый только ненавязчиво направляет детскую активность, рассказывая по ходу путешествия сказку, задавая наводящие вопросы, предлагая необычные игровые задания. Дети с интересом преодолевают препятствия, сообща совершают открытия, сами создают веселые ситуации, фантазируют, с удовольствием отражают в речи развивающиеся события, придумывая продолжение истории, как настоящие волшебники превращают и расколдовывают. Можно вместе с детьми придумать абсолютно новую историю, а можно в процессе игры вспомнить недавно прочитанное художественное произведение, например, помочь Айболиту попасть в Африку и спасти больных зверей или вместе с Иваном-царевичем, преодолев все препятствия, спасти царевну  (опираюсь на тематику нашей площадки). В игровой ситуации обобщаем знания детей о прочитанном,  воспитываем интерес к художественной литературе и устному народному творчеству. Отгадываем загадки о героях сказок, ищем отгадки – картинки  на стенах домиков (Удивляется народ, едет печка, дым идет. Это кто же на печи ест большие калачи?) На площадке открывается множество возможностей для развития предложно-падежных конструкций, активизации приставочных глаголов в речи, так как дети постоянно выполняют различные действия, перемещаясь по территории, перемещая разные предметы, игрушки и т.д.

      Таким образом, прогулки создают нам условия для непрерывной образовательной деятельности, в процессе которой обучение становится по-настоящему развивающим. Хотелось бы, чтобы дети меньше болели и больше двигались на свежем воздухе, обогащая свою речь и закрепляя  умения и навыки

                                                                                 

Учитель-логопед ГБОУ начальной школы - детского сада № 36 Василеостровского района Санкт-Петербурга

Вершина А.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Взаимодействие детского сада и семьи, в развитии речи детей подготовительной группы (из опыта работы)"

Взаимодействие детского сада и семьи, в развитии речи детей подготовительной группы (из опыта работы)....

«Преемственность в работе детского сада и семьи по развитию речи детей»

       Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и раб...

Вся правда об адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду.организация игровой деятельности

Консультация для родителей. как помочь адаптироваться малышу к условиям детского сада. Организация игровой деятельности...

Статья "«Влияние игровой деятельности на речь детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи....

Развитие речи детей в старшей группе детского сада в игровой деятельности.

Речь – неотъемлемая часть человеческого бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Основы развития речи детей  происходят в семье.  Но так как большую часть...

"Методические рекомендации по развитию музыкальности у старших дошкольников в детском саду средствами игровой деятельности"

Как показывает практика и анализ научно-методической литературы проблема развития музыкальности у детей дошкольного возраста была и остается актуальной на сегодняшний день. Обосновывается это, в перву...