Тема со-бытия "Детективное агентство «Находка» ищет пропавший звук"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Елена Владимировна Кукушкина

С целью закрепление умения правильной артикуляции звука через продуктивную образовательную деятельность

Тема со-бытия

Детективное агентство «Находка» ищет пропавший звук.

Предполагаемые результаты:

  • Правильный артикуляционный уклад звука «В» в речи воспитанников.
  • Правильная артикуляция звука в словах.
  • Активный словарный запас у детей по теме «Части тела» и «Профессии».

Цель: закрепление умения правильной артикуляции звука «В» через определение и различение акустических признаков звука.

Этапы со-бытия

Методы и приёмы организации деятельности

Формирование потребности

- Ребята, я вас приглашаю сесть за столы куда хотите.

Я — детектив агентства «Находка». Наше агентство занимается поисками пропавших вещей. Мы уже работаем целый год, и за это время было найдено четыре собаки, пять ко­шек, три машинки и восемь носовых платков. Но сегодня я собрала вас не просто так, а на секретное совещание. Дело в том, что ко мне обратились с тако-о-ой просьбой, что я по­няла: одной мне не справиться. Поэтому мне понадобятся помощники. Вы знаете, кто такие детективы? (Это люди, которые ведут рас­следование.) Готовы ли вы стать детективами? Кстати, если из вас кто-то боится опасностей, может вернуться в группу.

Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами рас­следуем дело учительницы 1-го класса. Я полу­чила видеописьмо. Внимание на экран.

«Здравствуйте, уважаемый детектив. У меня большое горе. Кто-то похитил у меня из букваря букву [неопределенный звук]. Более того, я не только теперь не могу писать и чи­тать эту букву. Я не могу ее и произносить. Найдите, пожалуйста, кто бы это мог быть, и верните мне букву и звук. На месте похище­ния я собрала улики и высылаю их вам».

Формирование образа желаемого результата

-Что мы узнали из письма? (Дети отвеча­ют.) А вы поняли, какую букву и звук похи­тили? Почему же мы не поняли? (Потому что она не может ее произносить.)

Формирование мотива

-Ну что ж, приступим к расследованию. Что мы имеем? Совершено дерзкое похищение. Нам нужно найти звук, букву и похитителя.

Целеобразование

Помните, в письме учительница говорит об уликах. А что такое улики? Кто знает? (Это различные вещи, предметы, следы, которые оставил похититель на месте похищения.) Но я не получала никаких улик. (Раздается стук.)

Планирование

Неизвестный. (Любой сотрудник детского сада передает чемоданчик.) Здравствуйте, вам просили передать. (Все агенты обследуют че­моданчик.)

Логопед. Ух, ты! Вы знаете, как называется такой чемоданчик? Кейс. Повторите.

Но чемоданчик-то закрыт, нужен ключ. Мы с вами знаем как открыть кейс?  Вспомните нашу игру с пальчиками! Если мы сможем открыть кейс, то что будем делать дальше, как нам узнать, какой звук пропал? (ответы детей- определить звук, показать его правильную артикуляцию). Ребята, не забывайте, что буква то же пропала. (ответы детей, каждый звук на письме можно обозначить буквой.). Самый главный вопрос нашей учительницы- «кто похитил звук?», как нам ответить на него? (Варианты ответов детей) Я думаю, что улики, которые находятся в кейсе нам помогут.

Выполнение действий

Я знаю, как открыть замок. Давайте попробу­ем размять руки, пальчики.

Игра на развитие мелкой моторики «Замок»

На дверях висит замок (стоя).

Кто его открыть бы смог? (Дети сцепляют и расцепляют пальцы.)

Потянули (одна рука тянет другую в сторону).

Покрутили (покрутить кистями рук).

Постучали (постучать сцепленными руками).

И открыли (руки развести в стороны).

Чемоданчик открывается, там лежат пер­чатки, картинки с пропущенными буквами, детали фоторобота.

Теперь будем действовать. С уликами нуж­но действовать осторожно, поэтому наденем перчатки.

Задание 1

Логопед достает картинки. Все они подпи­саны, но пропущена буква В. Логопед читает («ар она»).

Логопед. Вглядитесь внимательно. В чем де­ло, что не так? Какого звука не хватает в сло­вах? [в]. Ну, кажется, звук мы нашли. Но вы помните, что наша учительница забыла, как его произносить. Давайте мы с вами выясним, что делают губы и зубы, когда мы произносим звук [в] (верхние зубы стоят на нижней губе). А какой это звук, гласный или согласный? Мо­жем мы его петь? (Дети выясняют, что звук [в] — согласный.)

Давайте теперь назовем эти картинки так, чтобы хорошо было слышно звук [в]. А я включу диктофон, и потом мы прослушаем нашу запись. (Дети называют слова, выделяя звук. Слова записываются на диктофон, затем прослушиваются.)

Задание 2

Логопед. Звук мы нашли, а теперь нужно найти букву. Кто из вас знает, как выглядит буква В? (Ребенок пишет на доске.) Из каких элементов она состоит? (Палочка и два полу­круга.) А теперь возьмите свои карточки с про­пущенными буквами и в них напишите букву.

Задание 3. Составление описательного рас­сказа

Логопед. Ну что ж, звук и букву мы с ва­ми обнаружили. Осталось ответить на самый главный вопрос: кто же это сделал? Кто же по­хитил звук и букву? Для этого нам нужно со­ставить фоторобот. Вы знаете, что такое фо­торобот? (Это портрет человека, составляе­мый по описанию.) Где же нам взять описание? Давайте снова заглянем в чемоданчик. О, тут есть элементы для составления фоторобота. (Набор полосок с изображением глаз, носа, рта, прически.) Мы должны из имеющихся элемен­тов составить портрет похитителя. (Дети со­ставляют фоторобот и описательный рас­сказ. Педагог помогает описывать различные части лица: изогнутые брови, сердитые глаза, озорные глаза, нос крючком, вздернутый нос, поджатые губы, пухлые губы и т.д.)

«Похититель буквы В — мужчина. У него рыжие кудрявые волосы. Зеленые глаза, тон­кие губы, нос с горбинкой, кустистые брови».

Итог результата деятельности

А теперь мы с вами должны отправить письмо учительнице с описанием похитителя. (Садим­ся за компьютер. Дети диктуют, педагог за­писывает.)

«Здравствуйте, уважаемая учительница, мы нашли похитителя вашей буквы и звука. Для того чтобы произнести потерянный звук, нуж­но верхние зубы поставить на нижнюю губу и подключить голос. Получится звук [в]. А буква «В» пишется так: одна палочка и два полукру­га. А теперь мы опишем похитителя». (Педагог записывает описание, которое дают дети.)

Логопед. Как вы думаете, зачем нашему по­хитителю буква? (Версии детей.) Я думаю, что он просто не умеет читать, ему стыдно в этом признаться, и он решил похищать буквы. Я ду­маю, что нам обязательно нужно найти этого человека и помочь ему научиться читать.

Ну что, уважаемые коллеги, я считаю дело закрытым, разрешите пожать вам руки и по­благодарить за прекрасную работу.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл so-bytie_detektivnoe_agenstvo.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема со-бытия

Детективное агентство «Находка» ищет пропавший звук.

Предполагаемые результаты:

  • Правильный артикуляционный уклад звука «В» в речи воспитанников.
  • Правильная артикуляция звука в словах.
  • Активный словарный запас у детей по теме «Части тела» и «Профессии».

Цель: закрепление умения правильной артикуляции звука «В» через определение и различение акустических признаков звука.

Этапы со-бытия

Методы и приёмы организации деятельности

Формирование потребности

- Ребята, я вас приглашаю сесть за столы куда хотите.

Я — детектив агентства «Находка». Наше агентство занимается поисками пропавших вещей. Мы уже работаем целый год, и за это время было найдено четыре собаки, пять кошек, три машинки и восемь носовых платков. Но сегодня я собрала вас не просто так, а на секретное совещание. Дело в том, что ко мне обратились с тако-о-ой просьбой, что я поняла: одной мне не справиться. Поэтому мне понадобятся помощники. Вы знаете, кто такие детективы? (Это люди, которые ведут расследование.) Готовы ли вы стать детективами? Кстати, если из вас кто-то боится опасностей, может вернуться в группу.

Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами расследуем дело учительницы 1-го класса. Я получила видеописьмо. Внимание на экран.

«Здравствуйте, уважаемый детектив. У меня большое горе. Кто-то похитил у меня из букваря букву [неопределенный звук]. Более того, я не только теперь не могу писать и читать эту букву. Я не могу ее и произносить. Найдите, пожалуйста, кто бы это мог быть, и верните мне букву и звук. На месте похищения я собрала улики и высылаю их вам».

Формирование образа желаемого результата

-Что мы узнали из письма? (Дети отвечают.) А вы поняли, какую букву и звук похитили? Почему же мы не поняли? (Потому что она не может ее произносить.)

Формирование мотива

-Ну что ж, приступим к расследованию. Что мы имеем? Совершено дерзкое похищение. Нам нужно найти звук, букву и похитителя.

Целеобразование

Помните, в письме учительница говорит об уликах. А что такое улики? Кто знает? (Это различные вещи, предметы, следы, которые оставил похититель на месте похищения.) Но я не получала никаких улик. (Раздается стук.)

Планирование

Неизвестный. (Любой сотрудник детского сада передает чемоданчик.) Здравствуйте, вам просили передать. (Все агенты обследуют чемоданчик.)

Логопед. Ух, ты! Вы знаете, как называется такой чемоданчик? Кейс. Повторите.

Но чемоданчик-то закрыт, нужен ключ. Мы с вами знаем как открыть кейс?  Вспомните нашу игру с пальчиками! Если мы сможем открыть кейс, то что будем делать дальше, как нам узнать, какой звук пропал? (ответы детей- определить звук, показать его правильную артикуляцию). Ребята, не забывайте, что буква то же пропала. (ответы детей, каждый звук на письме можно обозначить буквой.). Самый главный вопрос нашей учительницы- «кто похитил звук?», как нам ответить на него? (Варианты ответов детей) Я думаю, что улики, которые находятся в кейсе нам помогут.

Выполнение действий

Я знаю, как открыть замок. Давайте попробуем размять руки, пальчики.

Игра на развитие мелкой моторики «Замок»

На дверях висит замок (стоя).

Кто его открыть бы смог? (Дети сцепляют и расцепляют пальцы.)

Потянули (одна рука тянет другую в сторону).

Покрутили (покрутить кистями рук).

Постучали (постучать сцепленными руками).

И открыли (руки развести в стороны).

Чемоданчик открывается, там лежат перчатки, картинки с пропущенными буквами, детали фоторобота.

Теперь будем действовать. С уликами нужно действовать осторожно, поэтому наденем перчатки.

Задание 1

Логопед достает картинки. Все они подписаны, но пропущена буква В. Логопед читает («ар она»).

Логопед. Вглядитесь внимательно. В чем дело, что не так? Какого звука не хватает в словах? [в]. Ну, кажется, звук мы нашли. Но вы помните, что наша учительница забыла, как его произносить. Давайте мы с вами выясним, что делают губы и зубы, когда мы произносим звук [в] (верхние зубы стоят на нижней губе). А какой это звук, гласный или согласный? Можем мы его петь? (Дети выясняют, что звук [в] — согласный.)

Давайте теперь назовем эти картинки так, чтобы хорошо было слышно звук [в]. А я включу диктофон, и потом мы прослушаем нашу запись. (Дети называют слова, выделяя звук. Слова записываются на диктофон, затем прослушиваются.)

Задание 2

Логопед. Звук мы нашли, а теперь нужно найти букву. Кто из вас знает, как выглядит буква В? (Ребенок пишет на доске.) Из каких элементов она состоит? (Палочка и два полукруга.) А теперь возьмите свои карточки с пропущенными буквами и в них напишите букву.

Задание 3. Составление описательного рассказа

Логопед. Ну что ж, звук и букву мы с вами обнаружили. Осталось ответить на самый главный вопрос: кто же это сделал? Кто же похитил звук и букву? Для этого нам нужно составить фоторобот. Вы знаете, что такое фоторобот? (Это портрет человека, составляемый по описанию.) Где же нам взять описание? Давайте снова заглянем в чемоданчик. О, тут есть элементы для составления фоторобота. (Набор полосок с изображением глаз, носа, рта, прически.) Мы должны из имеющихся элементов составить портрет похитителя. (Дети составляют фоторобот и описательный рассказ. Педагог помогает описывать различные части лица: изогнутые брови, сердитые глаза, озорные глаза, нос крючком, вздернутый нос, поджатые губы, пухлые губы и т.д.)

«Похититель буквы В — мужчина. У него рыжие кудрявые волосы. Зеленые глаза, тонкие губы, нос с горбинкой, кустистые брови».

Итог результата деятельности

А теперь мы с вами должны отправить письмо учительнице с описанием похитителя. (Садимся за компьютер. Дети диктуют, педагог записывает.)

«Здравствуйте, уважаемая учительница, мы нашли похитителя вашей буквы и звука. Для того чтобы произнести потерянный звук, нужно верхние зубы поставить на нижнюю губу и подключить голос. Получится звук [в]. А буква «В» пишется так: одна палочка и два полукруга. А теперь мы опишем похитителя». (Педагог записывает описание, которое дают дети.)

Логопед. Как вы думаете, зачем нашему похитителю буква? (Версии детей.) Я думаю, что он просто не умеет читать, ему стыдно в этом признаться, и он решил похищать буквы. Я думаю, что нам обязательно нужно найти этого человека и помочь ему научиться читать.

Ну что, уважаемые коллеги, я считаю дело закрытым, разрешите пожать вам руки и поблагодарить за прекрасную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия по развитию речи с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста "Пропавшие звуки весны"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста «Пропавшие звуки весны» с включением в работу по развитию речи  пиктограмм, мнемодорожек и...

Конспект фронтального занятия для детей старшей группы с задержкой психического развития. Тема: «Путешествие за ценными находками»

Конспект разработан с учетом возрастных особенностей детей с задержкой психического развития,...

Сюжетное логопедическое занятие в старшей группе «Сказка о пропавшем звуке Р»

Цель: упражнять в правильном произнесении звука [Р] в словах сложной слоговой структуры и в предложениях....

Педагогическая находка "Мы помирим звуки С-Ш"

Технологическая карта НОД с элементами песочной терапии (логопедическое подгрупповое занятие)...

НОД по формированию целостности картины мира в средней группе на тему: «Путешествие в зоопарк в поисках пропавших животных».

Цель: Познакомить детей с животными жарких стран, обогащать и активизировать словарь в названии этих животных....

Конспект занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной группе для детей с ОНР Тема: «Путешествие в Страну Красивой Речи или поиски пропавшего звука [C]»

Цели:коррекционно - образовательные:автоматизация произношения звука С  в слогах, словах;дифференциация звука по твердости – мягкости;закрепление умения определять наличие заданного звука в...

Квест-игра "В поисках пропавших звуков"

Квестовые игры в коррекционно-образовательном процессе для дошкольников с нарушениями речи – один из интересных приемов, который способствует самообразованию и саморазвитию ребенка – его ф...