Перспективное планирование
календарно-тематическое планирование по логопедии (средняя группа)

Шуваева Валентина Владимировна

средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnoe_planirovanie_srednyaya_gruppa.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

"Касторенский детский сад "Сказка"

Касторенского района Курской области

УТВЕРЖДАЮ:                                                                                                          Заведующий МКДОУ                                                                                                          «Касторенский д/с «Сказка»                                                                                                      Кудрявцевой О.И.___________                                                                                                         

                                                                           

    Перспективное  планирование

Коррекционно-образовательной деятельности  с детьми

средней группы

                   

             

                   Учитель логопед:

 Шуваева  Валентина Владимировна

2018г.

Пояснительная записка

Программа коррекционно-развивающей направленности предусматривает:

1.Развитие понимания речи окружающих в соответствии с параметрами возрастной нормы, для чего развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь;

2. Формирование умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и различия, понимать и устанавливать элементарные причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы;

3.Формирование лексико-грамматических средств языка и навыков связной речи; расширение и активизация словарного запаса на основе приобретаемых знаний и представлений об окружающем мире:

- Практическое владение простыми грамматическими категориями речи: грамматически правильное оформление самостоятельной речи в соответствии с нормами языка, четкое договаривание падежных и  родовидовых окончаний слов, адекватное употребление простых и большинства сложных предметов; использование в спонтанном общении слов различных лексико-грамматических категорий; овладение различными способами словообразования.

-Использование в самостоятельной речи простых, распространенных и сложных предложений, объединение их в рассказ, овладение элементарными навыками пересказа, ведение диалога, простейших рассуждений и описательного рассказа;

-Фонетически  правильное оформление звуковой стороны речи, правильная передача слоговой структуры слов, используемых в самостоятельной речи;

-Овладение элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов в  пределах программы.

Параллельно осуществляется задача развития познавательной активности, проявляющаяся в интересах и мотивации, а также регуляции поведения.  Система работы предполагает комплексно-тематический подход: изучаемая лексическая тема закрепляется во всех видах деятельности в течение  недели, что дает возможность многократно повторять материал и обеспечивает более прочное его усвоение.

Программа включает  следующие разделы:

-Ознакомление с окружающим – предметное окружение, явления общественной жизни.

Природное окружение.

-Развитие речи - словарный запас, грамматический строй, связная речь.

  1. Предметное окружение.

Продолжать знакомить с предметами ближайшего окружения:

Игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт пассажирский и грузовой.

Учить правильно использовать в речи сенсорные эталоны, сравнивать знакомые предметы, группировать их по функциональному назначению.

  1. Явления общественной жизни.

Учить называть свое имя, имена членов группы. Знакомить с помещениями детского сада, его сотрудниками.

Знакомить с родным городом, районом, где находится детский дом. Учить  называть свой город, улицу.

Расширять представления о праздниках: Новый год, день защитника Отечества, Международный женский день, день Победы.

Формировать представления о зимних развлечениях.

Знакомить с трудом взрослых, его содержанием: повар, продавец, шофер, врач. Формировать интерес к различным профессиям.

Знакомить с правилами дорожного движения.

  1. Природное окружение.

Расширять представление о многообразии природных явлений. Учить наблюдать и устанавливать простейшие связи между явлениями природы, определять состояние погоды.

Знакомить с растительным миром: овощи-фрукты, деревья, грибы, ягоды, цветы. Знакомить с животным миром: дикие животные и их детеныши, домашние животные и их детеныши, зимующие птицы, домашние  птицы, рыбы, насекомые. Отмечать их характерные признаки. Формировать представления об особенностях поведения, передвижения, о пользе, которую приносят людям. Знакомить с трудом людей по уходу за домашними животными.

  1. Развитие понимания речи:

Учить детей находить предметы, игрушки (называть).

Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.

Учить понимать (употреблять) слова обобщающего значения.

Учить выполнять действия, связанные с окружающим миром (бытовой, игровой ситуацией).

Учить различать на слух обращение к одному или нескольким лицам.

Учить отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию.

Учить дифференцированно, воспринимать вопросы: кто? куда? откуда?

Учить выбирать по словесной просьбе предметы для выполнения названия действий (резать – ножницы, шить - игла и др.)

Учить определять причинно – следственные связи (снег - сани, снежная баба и т.д.).

  1. Словарь:

Учить называть имена друзей, кукол, воспитателей.

Учить подражанию голосам животных, звукам окружающего мира.

Понимать словарь по лексическим темам, активировать его.

Учить употреблять в речи, наиболее употребляемые глаголы, прилагательные, наречия, простые предлоги.

  1. Грамматический строй речи:

Учить употреблять в речи существительные единственного и множественного числа, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Употреблять простые предлоги.

Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3 –го лица (спи -спит, иди-идёт).

  1. Связная речь:

Учить составлять простые предложения из 2-3 слов.

Договаривать слова и фразы в знакомых сказках и стихах.

Учить отвечать на вопрос взрослого 1-3 словами.

  1. Развитие внимания, памяти, мышления.

Учить  детей запоминать игрушки (картинки, предметы), выбирать их из разных тематических групп и раскладывать в определенной последовательности.

Учить определять из ряда игрушек, предметов ту, которую убрали или добавили.

Учить детей находить из ряда картинок (предметов, игрушек) «лишнюю» (шарик, мячик, кисточка и т.д.).

Учить запоминать и подбирать картинки, подходящие по смыслу: дождь - зонт.

Учить выбирать предметы определенного цвета, определенной формы.

Учить складывать картинки из 2-4 частей.

Учить подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями крышки коробки.

Учить отгадывать загадки с ориентацией на опорные картинки.

Предполагаемые результаты:

-Понимание и называние окружающих предметов и действий с ними, некоторых их свойств, назначения (в соответствии с лексическими темами).

-Называние некоторых частей тела, одежды.

-Знание некоторых представителей животного и растительного мира, некоторых их признаков, условий жизни.

-Обозначение  наиболее распространенных действий, некоторых своих физиологических и эмоционально-аффективных состояний (холодно, вкусно, больно и т.д.)

-Выражение своих желаний с помощью простых обращений.

-Умение отвечать на вопросы взрослого, используя простые предложения их 2-3 слов, а так же одним словом.

Сентябрь

Неделя

Тема

Цели и содержание работы

1

Сентябрь

2

Диагностика

3

Наш детский сад.

Знакомить с помещениями детского сада: муз.зал, спортзал, медкабинет, столовая, спальня и др.

Расширять представления о детском саде и детском доме.

Учить ориентироваться в детском саду, в группе.

Развитие речи: знакомить с вежливыми формами приветствия, прощания.

Воспитывать аккуратность бережное отношение к предметам в учреждении. Развивать чувство безопасности, самосохранения.

4

Игрушки

Учить различать игрушки, правильно называть их, определять, из чего сделаны, выяснять назначение каждой игрушки, уметь выполнять практические игровые действия с ними.

Учить употреблять обобщающее значение игрушки.

Учить повторять за педагогом рассказы-описания об игрушках, угадывать описанную игрушку.Учить запоминать группу из 3 игрушек, определять ту. Которую убрали (добавили)

Учить  выбирать игрушки (картинки игрушек) одного цвета, формы.

Учить находить игрушку по контурному изображению; игра «Почтовый ящик»

Учить складывать кубики из 2-4 частей.

Учить находить из ряда игрушек «лишний предмет».

Упражнять в употреблении существительных единственного и множественного числа; в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе. Развитие речи: учить отвечать на вопросы предложением (словосочетаниям) из 2-3 слов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Октябрь

1

Это я. Части тела. Туалетные принадлежности.

Формировать представление о себе, как о человеке.

Формировать умение ориентироваться в схеме тела и развивать ориентировку в пространстве относительно своего тела. Учить называть (показывать основные части своего тела и лица. Расширять представления о туалетных принадлежностях, их значении в жизни человека.

Развивать умение соотносить свои движения со словами (сопровождение речью своих действий) Учить согласовывать существительные с числительными (один рот, нос; две руки, ноги и т.д.)

Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.

Развитие активной подражательной речевой деятельности.

Развитие речи: учить составлять простые предложения, используя глаголы как повелительного наклонения, так и  настоящего времени 3 лица ед.числа.

Учить участвовать в беседе, отвечая на заданные вопросы и не перебивая других собеседников.

Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

2

Осень.  Сезонные изменения в природе. Одежда и обувь.

Знакомить с осенними явлениями в природе. Учить наблюдать  и устанавливать простейшие связи между явлениями природы, определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено и д.р.

Учить узнавать, различать, называть предметы одежды.

Активизировать словарь по теме: дождь, ветер, лужи, осень. Зонт, ботинки,  шапка, сапоги, брюки, кофта, куртка; красный, желтый, сухой, сырой, мокрый, дождливый, солнечный, пасмурный.

Ввести в речь наречия: ветрено, пасмурно, солнечно, дождливо и др.

Упражнять в словообразовании: листья падают-листопад.

Продолжать учить пользоваться сенсорными эталонами( цвет, величина, форма).

Связная речь: учить определять причинно - следственные связи ( дождливо- зонт и т.д.)

Учить понимать категории рода глаголов ед.числа прошедшего времени ( гулял-гуляла).

Учить отвечать на вопросы фразой из 2-3-4 слов, замечать красоту природных явлений.

3

Огород. Овощи.

Расширять представления об овощах, дать знания о месте их произрастания, учить узнавать овощи по описанию, описывать характерные признаки овощей по схеме. Развивать  любознательность, учить обследовать предмет (овощи) с помощью зрительных, тактильных, вкусовых анализаторов. Выделять характерные особенности.

Вывести в словарь существительные – названия овощей, обобщающее понятие овощи.

Учить употреблять существенные ед. и множ.числа.

Учить повторять (досказывать) рассказы – описания из 2-3 предложений.

Развитие речи: учить реагировать на побуждение согласием или отказом.

Учить использовать  простые побудительные конструкции (предложение, просьба)

Воспитывать гигиенические навыки.

4

Сад.  Фрукты. Ягоды.

Расширять  представления о фруктах. Дать знания о месте их произрастания. Учить узнавать фрукт по описанию, учить описывать характерные признаки фруктов по опорной схеме.

Развивать любознательность. обследовать предмет (фрукты) с помощью зрительно-осязательно –двигательных действий. Выделяя характерные признаки  фруктов, различать знакомые фрукты по вкусу.

Ввести в словарь существительные – названия фруктов, некоторых ягод (малина, клубника).

Ввести обобщающие понятия фрукты.

Учить употреблять в речи существительные ед. и множ.числа.

Связная речь: учить повторять загадки-описания, рассказы – описания (досказывать их) из 2-3 предложений.

Воспитывать гигиенические навыки.

Ноябрь

1

Лес. Деревья, грибы.

Обогащать, уточнять словарный запас. Ввести название деревьев, грибов: берёза, сосна, ель, рябина, тополь. Клен, осина, черемуха; мухомор, рыжик. Познакомить со строением дерева, гриба: ствол, ветки, листья, иголки; ножка, шляпка.

Формировать навыки согласования существительных с прилагательными в роде и числе.

Развивать пространственную ориентировку, упражнять в употреблении предлогов (в, на, под)

Развитие речи: повторять, досказывать небольшие рассказы - описания, загадки-описания из 2-3 предложений.

Знакомить с формами вежливого обращения к сверстнику, взрослому.

Воспитывать бережное отношение к природе

2

Дикие животные и их детеныши. Подготовка к зиме.

Формировать представление об обитателях леса- диких животных (волк, лиса, медведь, белка, еж)

Учить отмечать характерные признаки диких животных и их детенышей, выделять общие и отличительные признаки, называть части  их тела.

Обогащать представление об образе жизни животных: как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, готовятся к зиме.

Уточнять, что каждому животному необходимо жилище, пища, тепло.

Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблять в речи существительные формы ед. и множ.числа, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Развивать пространственную ориентировку, упражнять в употреблении предлогов (в, на, под)

Связная речь: рассказы-описания, загадки-описания по опорной схеме.

Воспитывать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

3

Домашние животные и их детеныши

Формировать представление о домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья). Учить замечать характерные признаки домашних животных, их детенышей, выделять общие и отличительные признаки, называть части их тела. Дать детям знания об образе жизни животных: способах передвижения, о том, что едят, о пользе, которую приносят людям, о заботе человека о домашнем животном.

Различать слова с противоположным значением: большой - маленький, добрый - злой и др.

Упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе, употреблять существительные в форме ед. и множ. числа, различать глаголы 3 лица ед.числа  в роде, образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных, употреблять простые предлоги.

Связная речь: рассказы-описания, рассказы-загадки по схеме; составление простых предложений по простым сюжетным картинкам (2-3 слова).

Воспитывать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

4

Домашние птицы.

Знакомить с домашними птицами (петух, курица, цыплёнок, гусь,утка), характерными отличительными признаками птиц.

Ввести в словарь обобщающие понятие: домашние птицы.

Формировать навыки суффиксального словообразования (онок, енок).

Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, употреблять в речи существительные в форме ед. и множ.числа, употребление родовых окончаний глаголов ед. числа 3 лица.

Развитие речи: составление простых предложений по однофигурным сюжетным картинкам. Рассказы-описания, загадки-описания по схеме; отгадывать загадки-описания; развивать координацию и выразительность движений в играх- имитациях.

Упражнять в использовании форм вежливого обращения к сверстникам и взрослым.

Воспитывать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость

5

Перелетные птицы. Поздняя осень.

 Обобщать и систематизировать представления об осенних изменениях в природе. О дарах осени.

Учить употреблять обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды, грибы. Птицы, деревья.

Дать первоначальное понятие о диких перелетных птицах. Об их отличительных свойствах (отличие от домашних птиц): самостоятельное добывание корма, постройка гнёзд, выращивание птенцов, перелет в  теплые края при наступлении холодов и отсутствие корма.

Употребление в речи существительных ед. и множ.числа. согласование существительных с прилагательными в роде и числе, пространственных простых предлогов, некоторых приставочных глаголов.

Связная речь: рассказы-описания, загадки-описания. Договаривание  предложений. Составление простых предложений по простым однофигурным сюжетным картинкам.

Воспитывать интерес к природе, эмоциональную отзывчивость, бережное отношение к живой природе.

Декабрь

1

 Зима, сезонные изменения в природе. Одежда, обувь

Уточнять, расширять  представления о зиме, учить  определять  состояние погоды:  холодно, морозно, ветрено, метель, снегопад.

 Учить  устанавливать простейшие связи между явлениями природы.

Закреплять в речи обобщающие  понятия по теме:  одежда, обувь.

 Активизировать словарь по теме : мороз, метель, снегопад, сугроб, шуба шапка, шарф, варежки, валенки, белый, снежный, пушистый, теплая, шерстяная, вязаная.

Упражнять в употреблении предлогов (в, на, под), развивать пространственную  ориентировку.

Упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе, употреблять существительные в ед. и множ. числа, существительные в уменьшительно-ласкательной форме.

Развитие речи: составлять предложения из 2-4 слов по простой сюжетной картинке, учить повторять рассказ из 2-3 предложений о зиме по картинке.

Учить  досказывать предложения в  рассказе 1-2 словами. ходе совместной игры и отвечать на вопросы.

Учить  замечать красоту природных явлений.

2

Зимующие птицы

Знакомить с зимующими птицами, с их характерными внешними признаками.

Словарь по теме: снегирь, синица, голубь, ворона, воробей, кормушка- столовая для птиц.

Упражнять  в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблять в речи существительных и множественного числа, уменьшительно-ласкательной форму существительных.

Учить отвечать на вопросы по содержанию сюжетной картинки простыми предложениями из 2-3 слов.

Развитие речи: продолжать совершенствование фразовую речь, закреплять умение строить предложения из 2-4 слов.

Воспитывать заботливое отношение к природе.

3

Дом.  Мебель.

Расширять представление о предметах мебели, активизировать словарь по теме: шкаф, стол, стул. Кровать, диван, полка. Ввести в словарь обобщающее понятие «мебель».

Формировать как целостное восприятие предметов мебели, так и восприятие частей.

Развивать пространственную ориентировку, упражнять в употреблении предлогов: в, на, под, за, около, над, у.

Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе, употреблении существительных в уменьшительно- ласкательных форме, существительных ед. и множ. числа.

Развитие речи: закреплять умение договаривать предложения в рассказе 1-2мя словами, повторять рассказы – описания из 2-3 предложений.

Воспитывать аккуратное отношение к предметам мебели.

4

 Новый год, елка. Елочные игрушки. Украшения.

Закреплять знания об атрибутах новогоднего праздника. Ввести в активный словарь: хоровод, гирлянда, бусы, украшения, карнавал, Снегурочка, дед Мороз; новогодний, праздничный, веселый, добрый, блестящий, и д.р.

Учить   согласовывать  прилагательные с существительными в роде и числе. Четко проговаривая окончания слов.

 Употреблять существительные ед. и множ.числа, уменьшительно- ласкательную форму существительных.

Развитие речи: упражнять в соответствии рассказа- описания по сюжетной картинке.

Учить проявлять положительные эмоции в атмосфере праздничного настроения.

 Воспитывать умение правильно проявлять, выражать свои эмоции, работать в коллективе.

Январь

3

Зимние забавы

Обобщать и расширять знания о времени года – зима, о зимних развлечениях (катание на коньках, санках, лыжах, ледянках, игры в снежки, постройка снежной крепости, снеговика.)

Формировать представления о зимних забавах, характерных только для зимнего времени года.

Обобщать и активизировать словарь по теме: катаются, лепят, скользят, строят, играют, бегут.

Учить согласовывать существительные ед. и множ.числа с глаголами 3 лица ед. и множ .числа( бежит- бегут, строит- строят и т.д.)

Упражнять в употреблении   предлогов (на, с, по, за, перед). Развитие речи: упражнять в пересказе текста с опорой картинный план. Учить задавать вопрос, обращаясь по имени, внимательно выслушивать вопрос и отвечать на него.

4

 Кухня. Посуда.

 Уточнять и активизировать словарь по теме: чайник, чашка, кастрюля, тарелка, ложка, вилка, нож.

Ввести обобщающие понятие «посуда».

Закреплять знания о сервировке стола, обучать сопровождению своих действий самостоятельными высказываниями, обращением к другому ребенку.

Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе. Употреблять  в уменьшительно-ласкательную форму существительных, существительных в форме ед. и множ.числа.

Учить употреблять форму множ. числа существительных в родит.падеже.

Связная речь: заучивание простых стихотврений. Развивать умение и желание задавать вопросы и отвечать на них. Составление простых предложений из 3-4 слов по картинке.

Февраль

1

Продукты питания. Труд повара.

 Дать понятие о продуктах питания, о жизненно необходимых продуктах: молочных. Мясных, мучных. Уточнять и расширять знания о профессии повара, предметах, необходимых ему для работы.

Словарь по теме: хлеб, сыр, колбаса, каша. Суп, компот, сосиска, булка, котлета, конфета; сладкий, вкусный, полезный; готовить, варить, жарить, печь.

Развивать вкусовые ощущения (солёный, сладкий, ароматный).

Развитие речи: продолжать учить отвечать на вопрос кратко, полно, использовать вопросительные слова. Воспитывать уважение к труду повара.

2

Магазин. Продавец.

Дать представление о магазинах, об их видах (овощной, хлебный, игрушек, одежды и обуви, мебели), их роли в жизни людей. Познакомить с профессией «продавец».

Учить детей объяснять, что они желают купить в магазине.

Словарь по теме: продаёт, взвешивает, покупает, покупатель, считает; игрушки, овощи, фрукты, одежда, обувь. Продукты.

Связная речь: продолжать совершенствовать умения строить простые предложения из 3-4 слов, задавать вопросы и отвечать на них, используя обращения.

Формировать навыки культурного общения.

Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.

3

День защитника Отечества (наша армия, военные профессии).

Дать представления о государственном празднике – день защитника Отечества. О роли российской армии.

Ввести названия военных профессий: летчик, танкист, моряк в активный словарь.

Формировать навык диалогической речи в процессе беседы. Закреплять умение отвечать на вопросы простыми предложениями.

Развитие речи: упражнять в составлении рассказа- описания по сюжетной картинке и опорной схеме. Учить пересказывать тексты из 3-4 простых предложений (помощь педагога); вступать в диалог и поддерживать его.

Воспитывать уважение к мужчине-воину, патриотические чувства

4

 Семья

 Дать знания о членах семьи (по рассматриванию картины), называние членов семьи, учить понимать роль взрослых и детей в семье. Работать над пониманием  родственных связей. Обогащать словарь по теме:  мама, папа, дочь, сын, дедушка, бабушка, внучка, внук.

Знакомить с понятием «Отчество».

Учить отвечать на вопросы простыми предложениями из 2-4 слов.

Упражнять в согласовании прилагательных и существительных в роде и числе, употреблять существительные в ед.и множ.числе (акцентировать внимание на окончания слов), употреблять уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Развитие речи: диалогическая речь - вводить в активную речь вопросительные слова, учить пересказу текста с опорой на картинный план, подбирать несколько слов-определений к одному объекту.

Воспитывать  доброе отношение к членам группы, взаимопонимание, желание взаимопомощи.

Март

1

Международный женский день 8 марта.

Первые цветы.

Дать представление о международном празднике женщин, воспитывать доброе отношение к женщине, девочке. Учить подбирать качественные прилагательные, образовывать ласкательные формы имен собственных. Познакомить с первоцветами: тюльпан, мимоза, подснежник, учить их сравнивать, различать.

Развитие речи: учить отвечать на вопросы кратко и полно, следить за ходом диалога, вежливо заканчивать разговор. Составлять небольшой рассказ (2-4 предложения) по простой но сюжетной картине и опорной схеме. Воспитывать заботливое отношение к женщине, девочке.

2

 Профессии женщин. Больница. Врач,мед.сестра.

 Познакомить с профессиями: врач, мед.сестра. Обогащать словарь по теме: шприц, таблетки, витамины, бинт, зеленка, градусник, лекарство.

Упражнять в составлении простых предложений из 2-4 слов, использовать точно по смыслу вопросительные слова. Воспитывать желание высказывать свои переживания, делиться с другими своими наблюдениями, чувствами, быть внимательными друг к другу. Воспитывать уважение к людям данных профессий.

3

Весна. Сезонные изменения в природе (одежда, обувь, головные уборы)

Расширять . систематизировать знания об изменениях в природе весной: пригревает солнышко, капель, таяние снегов, изменение цвета неба, продолжительности светового дня. Учить сравнивать времена года, отмечать характерные признаки. Закреплять знания о демисезонной одежде, обуви, головных уборах.

Активизировать  словарь по теме: весна, капель, ручей, проталинка, сосулька, солнышко, оттепель; теплый, солнечный, голубое, синее; греет, светит, тает, капает, бежит; солнечно, ясно,  тепло, ветрено. Продолжать учить подбирать к существительному несколько определений, согласуя их в роде, числе с существительным, образовывать множественное число существительных, существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Развитие речи: учить отвечать на вопрос простым предложением из 4 слов. Упражнять в умении заканчивать предложение с опорой на картинку (по наводящим вопросам - слабая подгруппа). Учить пересказывать рассказ о опорой на картинный план.

Воспитывать интерес к пробуждению природы, наблюдательность.

4

Дикие животные весной.

 Расширять представления об изменениях в жизни диких животных весной-выход из нор, появление детенышей.

Закреплять в речи название диких животных: волк, заяц, лиса, медведь, белка, еж и их детенышей; слов действий: линять, кормить, защищать и др.

Упражнять в образовании существительных единственного и множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с суффиксами ат, ят, онок, енок; в употреблении предложно-падежных конструкций.

Развитие речи: составлять описательный рассказ из 2-4  предложений по опорной схеме, по наводящим вопросам; по образцу и данному плану. Закреплять умение составлять  предложения из 3-4 слов.

Учить детей выслушивать друг друга до конца, поддерживать общение, дополнять друг друга.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Апрель

1

Домашние животные весной

Расширять представления о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни.

Уточнение и активизация словаря по теме: кошка, кот, котёнок, собака, пес, щенок, корова, бык, коза, козел, козленок, лошадь, свинья; кормить, поить, чистить, ухаживать; большой, маленький, добрый. Забавный, смешной, веселый.

Упражнять в образовании и употреблении существительных в косвенных падежах; образовании существительных с суффиксами енок, ок,; в согласовании прилагательных с существительными в роде.

Развитие речи: обучать составлению простых распространенных предложений по сюжетной картине и вопросам логопеда, объединение их в рассказ. Пересказ получившегося рассказа способом договаривания предложений (повторение предложений за логопедом). Создание целостного впечатления об изображенном на картине.

Воспитание бережного отношения к домашним животным.

2

Перелетные птицы

Закрепление знания признаков весны, формирование представлений о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни.

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме:  птица, стая, гнездо, крыло, туловище, голова, клюв, лапа, грач, скворец, ласточка; прилетать, носить, строить, выводить, кормить, согревать; маленький, голодный.

Пассивный словарь (уточнение, расширение): хлопочут, суетятся, желторотый, работящий.

Учить образованию существительных с суффиксами ат, ят ; образовывать и точно употреблять слова-действия с приставками (улетели, прилетели, слетели, залетели, вылетели и т.д)

Развитие речи: формировать умение использовать слова и выражения, необходимые для характеристики персонажей сказок («Гуси-лебеди»), отвечать  на вопросы развернутой фразой, умение пользоваться косвенной речью, составлять простые распространенные предложения.

Воспитывать бережное отношение к природе.

 3

Посёлок, в котором мы живем. Моя улица.

 Дать первичное представление об родном городе, об улицах, составляющих улиц – дома, тротуар, дорога, пешеход, переход; об улице, на которой находится дет дом. Учить называть свой родной город, улицу.

Активизировать словарь по темам : Касторное, памятники, музей, библиотека, красивый, прекрасный, старинный; строить, любить, беречь, гордиться.

Развитие речи: упражнять в составлении простых предложений, распространенных предложений. Закреплять умение высказывать просьбу, предложение, реагировать на них согласием или вежливым отказом. Коллективное составление описательного рассказа.

4

Транспорт. Профессия: шофер.

Формировать представления о транспорте и его назначении: пассажирский, грузовой. Закрепить в пассивном словаре существительного с обобщающим значением «транспорт». Уточнять, расширять словарь по теме: автобус, трамвай, троллейбус, такси, машина, остановка, поезд, самолет, теплоход, кабина, кузов, колесо; переводить, ездить, сигналить, останавливаться; грузовой, легковая.

Закреплять знания о профессии «шофер».

Продолжать учить правильно употреблять предложно - падежные конструкции; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; образовывать форму родительного падежа имен существительных (игра «Чего не хватает?»), образовывать приставочные глаголы и точно по смыслу их употреблять.

.

5

Комнатные растения.

Дать представления о комнатных растениях, их внешнем виде, особенностях ухода за ними. Учить называть части растений: корень, стебель. Лист, цветок. Учить сравнивать растения, находить сходства, отличия. Познакомить с условиями, в которых растут комнатные растения: тепло, свет, почва, полив. Продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; использовать простые предлоги, подбирать определения: красивый, зеленый, сочный, яркий, нежный, розовый, красный, белый и др.

Развитие речи: учить отвечать на вопросы простым распространенным предложением с опорой на действие (картинный план); задавать вопросы, высказывать свое отношение к действиям других детей. Учить ухаживать за растениями, бережно относиться к ним.

                                

Май

1

Наш посёлок. День Победы.

Дать представление о государственном празднике- дне Победы.

Продолжать знакомить с родным посёлком, его достопримечательностями: Вечный огонь, памятник, площадь; обогащать номинативный словарь по теме : война, парад, салют, победа, Вечный огонь.

Закреплять умение отвечать на вопросы простыми предложениями, подбирать качественные прилагательные к существительным.

Развитие диалогической речи: учить внимательно, не перебивая, слушать собеседника. Придерживаться темы разговора, точнее формулировать вопросы.

Воспитывать чувство патриотизма.

2

Рыбы, аквариумные рыбки.

Формировать представления о рыбах (речных, аквариумных), их внешнем виде и образе жизни. Знакомить со строением и учить называть части тела рыбы: туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя, аквариум, водоросли, улитки; плавать, дышать, есть, ловить, прятаться; проворная, красивая, большая, маленькая.

Познакомить с необходимыми для их существования условиями: свет, тепло, чистая вода, воздух, корм.

Совершенствовать навыки употребления простых предлогов, образования и точного употребления приставочных глаголов (уплыла, подплыла, заплыла и др.)

Развитие речи: продолжать учить составлять описательный рассказ из 2-4 предложений по наводящим вопросам. Учить пересказу небольших текстов из 3-4 предложений. Воспитывать бережное отношение к природе, наблюдательность.

3 4

Скоро лето. Цветы, насекомые.

Расширять  и систематизировать знания об изменениях в природе летом: жарко, солнечно, гроза, радуга.

Учить сравнивать времена года, отмечать характерные признаки.

Словарь по теме: наступать, припекать, расцветать, отдыхать, загорать, купаться, кататься, собирать, плести, нюхать, ловить; лето, река, лес, пляж, футбол, сачок, корзинка, удочка, рыба, ягоды, цветы, одуванчик, ромашка, колокольчик, клевер, земляника, грибы, дождь, гром, гроза, радуга; теплый, загорелый, разноцветный, глубокий, мелкий, солнечный; жарко, тепло, весело.

Знакомить с растениями, растущими на участке (клумбе). Формировать представление о внешнем виде и образе жизни насекомых. Уточнять словарь по теме: насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усики.

Продолжать учить согласовывать речь с движением, употреблять существительные и прилагательные в косвенных падежах, употреблять точно простые предлоги, образовывать существительные во множественном числе.

Развитие речи: обучать составлению описательного рассказа по образцу, плану, наводящим вопросам.

Закрепление изученного.  Диагностика.

        

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективное планирование работы в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование по теме «Уборка урожая» (в саду, огороде, на полях)

Перспективный  план работы в подготовительной группе на неделю.План составлен с учетом ФГТ, тема "Уборка урожая" (сад,огород, поле)....

Перспективное планирование работы в подготовительной группе. Комплексно-тематическое планирование по теме: "Новогодний калейдоскоп".

“Русские праздники и новогодние традиции” «Откуда елка в гости пришла».      Рассматривание репродукции картины В.Сурикова “Взятие снежного городка”.    П...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями

Подробное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями....

Перспективное планирование воспитателя детского сада на основе комплексно-тематического планирования ОУ

Составлено с учетом возраста воспитанников, программных задач каждого направления развития и образовательных областей. Позволяет воспитателю всесторонне изучить лексическую тему, отработав её во всех ...