Формирование грамматического строя речи у дошкольников ОНР
статья по логопедии (старшая группа)

Татьяна Евгеньевна Уварова

Формирование грамматического строя – важнейшее условие полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей. Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не может, не овладев грамматическим строем, который у детей с ОНР формируется с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_onr.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №23 «РУЧЕЕК»

Г.МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ


393766, Тамбовская область, г.Мичуринск, ул. Киевская, д.3

Тел. 8(47545)2-67-07, E-mail: rucheek23@yandex.ru

 

Формирование грамматического строя речи у

дошкольников с ОНР.

 

Подготовила воспитатель:

 Уварова

Татьяна Евгеньевна

г. Мичуринск

2018/2019 учебный год

Формирование грамматического строя речи у

дошкольников с ОНР.

Современный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного язык: говорить связно, полно излагать свои мысли правильно строить развернутые сложные предложения, произносить все  звуки, легко воспроизводить многосложные слова. К сожалению, с каждым годом появляется все больше  детей с нарушениями речи и ОНР. У детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика.

Формирование грамматического строя – важнейшее условие полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей. Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не может, не овладев грамматическим строем, который у детей с ОНР формируется с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстракты, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил. Поиск новых подходов для повышения эффективности коррекционной работы по формированию грамматического компонента языка – одна из актуальных проблем, включающая следующие задачи:

  • Изучение методической литературы по теме;
  • Обследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
  • Проведение мониторинга;
  • Расширение активного и пассивного словарного запаса;
  • Формирование навыков словообразования на уровне слова, словосочетания и предложения;
  • Развитие внимания, мышления, памяти.

Анализ речи детей с ОНР обнаруживает у них нарушения в овладении

как морфологическими, так и синтаксическими единицами, затруднения в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании. Из результатов  обследования видно, что дети неправильно употребляют:

 - родовые, числовые, падежные окончания существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков);

 - падежные и родовые окончания количественных числительных (нет два пуговиц);

 - согласование глаголов с существительными и местоимениями (дети рисует, она упал);

 - родовые и числовые окончания глаголов в прошедшем времени (дерево упала);

 - предложно-падежные конструкции (под стола, в дому, из стакан).

        При составлении плана коррекционной работы мы используем программу Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В. «Преодоление ОНР у детей», методические разработки Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В. и Ткаченко Н.В., опыт работы Агранович Т.А., Васильевой С.А. и Коноваленко С.В.

        В течение недели все педагоги работают над единой лексической темой, что позволяет закреплять полученные навыки в разных видах деятельности. Грамматические категории закрепляются при изучении лексических тем, в ходе работы по развитию связной речи, на занятиях по коррекции звукопроизношения. В период второго года обучения в занятия активно вводится обучение грамоте, отрабатываются некоторые категории на занятиях по развитию связной речи, при составлении рассказов и пересказов. Тесная взаимосвязь с воспитателями позволяет закреплять полученные навыки вне логопедических занятий.

        В течение года родителям предлагаются рекомендации по работе над расширением активного и пассивного словарного запаса, позволяющие закреплять отработанные навыки при формировании грамматических категорий. На занятиях необходимо проводить словесные, игровые, наглядные, практические, исследовательские методы обучения, досуговые мероприятия, обязательно применять метод стимулирования (поощрение детей), печатные, наглядные плоскостные, демонстрационные средства обучения (предметные и сюжетные картинки, книги, аудиозаписи, магнитная доска, дидактические игры и т.д.).

         При работе по формированию грамматического строя речи можно выделить несколько этапов.

        Работа по формированию словообразования включает три этапа:

  • Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей;
  • Работа над словообразованием менее продуктивных моделей;
  • Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

 При формировании словообразования широко используются приемы

сравнения:

  • Ряда слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточнением, что общего в них по значению и звучанию;
  • Родственных слов (мотивирующего и производного), с определением, чем сходны и чем отличаются.

Работа по формированию словоизменения

С учетом рекомендаций Зориной С.В., Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В. работа выстраивается в такой последовательности: формирование системы словоизменения на уровне словосочетания, закрепление системы словоизменения на уровне предложения и в связной речи.

Работу над каждой грамматической формой следует начинать с уточнения ее значения в импрессивной речи и после усвоения отрабатываемой формы ее значение закрепляется в экспрессивной речи. Каждая грамматическая форма отрабатывается по плану:

- выделение общего грамматического значения словоформ;

- соотношение выделенного значения с флексией, обозначающей данной грамматическое значение;

- звуковой анализ флексии;

- закрепление связи грамматического значения и флексии в специально подобранных упражнениях;

- образование аналогичных словоформ в спонтанной речи.

Методы и приемы логопедической работы по формированию  словоизменения у детей с ОНР

Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразования существительных описаны Жуковой Н.С., Карповой С.Н., Лалаевой  Р.И.,  Лопатиной Л.В., Мастюковой Е.М., Серебряковой Н.В., Ткаченко Т.А., Филичевой Т.Б. и др., «Назови ласково», «Поможем Дюймовочке», «Большой и маленький мишка», «Что для чего?», «Назови семьи животных», «Два брата ИК и ИЩ», русская народная игра «Кузовок», дидактические игры: «Портной», «Послушница и упрямица», «Путешествие машины»

Игры с мячом:

«Один – много», «Назови ласково», «Назови предмет» (про что можно сказать длинная – веревка, шуба, нитка и т.д.), «Назови слово-признак», «Назови слово-действие», «Горячий мяч», «Жадина», «Про какие слова можно сказать один, одна?», «Скажи наоборот», «Подружи слова с помощью предлога под».

        Словесные игры, логосказки:

«Эхо», «Один – много», «Исправь ошибку Незнайки», «Какое слово потерялось?» (грач вылетел… (из) гнезда), логоскази: «Про посуду» (словообразование), «Баба Яга» (антонимы).

        Подвижные игры:

«Найди свою маму» (дети надевают маски и проговаривают: «Я медведица, живу в берлоге. Где мои медвежата?»);

«Сам не знаю что буду делать» (дети получают предметы и придумывают, что они будут с ними делать: «У меня сачок и мяч. Я буду играть в мяч и ловить бабочку сачком»);

Сюжетно-ролевые игры:

«Ателье» - выбираются клиенты, швеи. Клиенты выбирают кусочки тканей и объясняют свой заказ: «Я хочу сшить платье из вельветовой ткани. Оно будет длинное, с короткими рукавами»;

«Магазин» - выбираются продавец и покупатели. Покупатели приходят в магазин, называют то, что хотят купить: «Я хочу купить ананасовый сок, абрикосовое варенье».

Настольно-печатные игры:

домино «Один – много»;

лото «Подбери слово-признак», «Из чего мы сделаны», «Кому что нужно?», «Что, где растет?»;

пазлы «Кто кем был?», «Предлоги»;

«Четвертый лишний» (Про какие картинки можно сказать один, одна?);

«Лабиринты»;

лото.

Игры с дидактической игрушкой способствуют не только усвоению грамматических категорий, но и развитию монологической и диалогической речи:

«Катя и Катенька» (существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами);

«Путешествие самолета, машины, теплохода» (образование приставочных глаголов);

«Где Ваня?».

Компьютерные игры в коррекционной работе позволяют сделать процесс обучения ярким, красочным. Такие диски, как «Фантазеры»,  «Учимся говорить правильно»,»Учимся читать», «Учимся считать», с разными обучающими программами адаптируются под выполнение коррекционных целей и задач.

Работа над формированием грамматического строя речи совмещается с работой по развитию мелкой моторики

Театрализованные игры, инсценировки, участие детей в постановке

спектаклей, сценок, инсценировок, рассказов, сказок позволяют закрепить полученные навыки разных видов словообразования и словоизменения.

Развивающие тетради

С каждым годом появляется много новой литературы, но не всегда она соответствует требованиям, поэтому необходимо тщательно изучать весь картинный и печатный материал, используя разработка  Азовой О.И, Бетц Л., Васильевой С., Комаровой Л.А., Косиновой Е.М., Теремковой Н.Э., Ткаченко Т.А., Цукановой С.П., Черновой О.О.

Логопедические досуги

Участие детей с речевой патологией в логопедических досугах помогает им раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогащает новыми эмоциями, учит выполнять правила совместных игр или действий, в игровой форме закрепить полученные навыки звукопроизношения, умение пользоваться правильно грамматическими категориями. Досуговые мероприятия различной тематики («Собираем урожай»,  «Умники и умницы», и др.) проводятся 3 раза в год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование грамматического строяречи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...

Формирование грамматического строя речи у дошкольников

Консультация предназначена для воспитателей, родителей. Данная консультация содержит занимательные игры и упражнения по формированию грамматического строя речи....

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ /СРЕДНЯЯ ГРУППА/ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»Коррекционно-образовательные цели. Закрепление и ...

Формирование грамматического строя речи у дошкольников.

Статья. "Формирование грамматического строя речи у дошкольников"...

Технологии, способствующие воспитанию звуковой культуры и формированию грамматического строя речи у дошкольников

Развитие речи дошкольников является одним из ведущих разделов образовательной работы в детском саду. Воспитание звуковой культуры речи – одна из составляющих частей всей работы по развитию речи, котор...

Технологии, способствующие воспитанию звуковой культуры и формированию грамматического строя речи у дошкольников

Развитие речи дошкольников является одним из ведущих разделов образовательной работы в детском саду. Воспитание звуковой культуры речи – одна из составляющих частей всей работы по развитию речи, котор...

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

В данной статье представлено поэтапное формирование грамматического строя речи с подробными примерами у детей старше-подготовительного возраста с ТНР....