Консультация на тему: "Развитие коммуникативного и языкового творчества в формировании навыков общения и самостоятельности"
консультация по логопедии (старшая группа)

Беляева Наталья Анатольевна

Консультация на тему:" Развитие коммуникативного и языкового  творчества в формировании навыков общения и самостоятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  МАДОУ «Детский сад №104» комбинированного вида

Тема: «Развитие коммуникативного и языкового творчества в формировании навыков общения и самостоятельности»

 

                                             

                                    Подготовила учитель-логопед:

          Беляева Н.А.

 

Саранск,  2019 г

 Диалог, творчество, познания, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.

        В ряду проблем речевого развития детей выделены две основные: речетворчество и диалог как важнейшие составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшие сферы саморазвития личности. Осваивая языковые средства и формы речи, ребёнок проявляет творчество, играет со звуками, рифмами, смыслами, создает свои оригинальные слова, словосочетания, грамматические конструкции, тексты. В такой форме ребёнок познает языковые закономерности, приходит к свободному владению языком. Педагог в дошкольном учреждении должен строить общение с детьми, чтобы у них развивалось речетворчество.

        Наиболее яркой характеристикой старшего дошкольника является активное освоение им построения разных типов текстов. Совершенствование грамматического строя происходит в связи с развитием связной речи. В процессе освоения связной речи и рассказывания дети начинают активно пользоваться формальной сочинительной связью. Для совершенствования структур высказываний важную роль играет  обучение связной речи и рассказыванию, которое может иметь игровую форму. Игровую форму обучения может придать сюжет, включение задания «рассказать» сюжетно-дидактическую игру на темы: «фотовыставка», «магазин», «музей посуды», «экскурсия по Саранску».

Совершенствованию синтаксической стороны речи способствуют игры-инсценировки по мотивам сказок и литературных произведений. Дети заимствуют из сказки образные выражения, меткие слова, обороты речи.К этому циклу средств примыкают загадывание и отгадывание загадок,толкование пословиц и поговорок, народные игры «Гуси- лебеди», «Репка», «Краски».

Распространение предложения может быть проведено в форме игры «Размытое письмо»

Для грамматических игр и упражнений используются знакомые сюжеты: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Зайка, сделай», «Поручения»,  «Чего не хватает Мише для прогулки?», «Прятки», «Ателье», «Сочиняем рифмовки», «Где я был?», «Разговор по телефону», «Узнай по звуку».

На шестом году жизни очень активно протекает освоение способов словообразования. В этом возрасте словотворчество наблюдается практически у всех детей.

С детьми старшей группы необходимо проводить игры и упражнения на образование названий людей по профессии, по роду деятельности, на умение соотносить глагол и действие, такие как «Мишка- музыкант», «Музей игрушек», «Что ты делаешь?», «Почта», «Как тебя зовут?», «Киоск открыток», «Маковое зернышко».

В занятия также необходимо включать задания на подбор однокоренных слов( «слов-родственников»).

Упражнением на постановку логического ударения является задание по- разному сказать скороговорку «Заржавел железный замок».

Составление предложения по структурной схеме можно провести в игре «Живые слова». Это способствует совершенствованию структуры предложения в связной речи.

        Особое значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог: диалог со сверстниками и диалог со взрослыми. Во время диалога со сверстниками дети по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Диалогическая форма общения не дана ребенку изначально. Образцы ведения диалога ребенок получает в общении со взрослыми. Обучение диалогическому общению осуществляется в форме занятий активизирующего общения. Они могут включать разговор воспитателя с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, занятия ИЗО, конструированием, имитационные упражнения, обследование предметов (рассматривание игрушек, картин)-такие виды деятельности, в которых речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

Важную роль в налаживании социальных связей детей, установление эмоциональных контактов между ними играют разнообразные организованные игры, в которых требуется образовать общий круг, следить за последовательностью передачи игровых предметов(мячей, шаров, кеглей), соблюдать общий темп и ритм движений, очередность, ориентироваться на внешний облик, голос игроков.

Многообразен круг игр, в которых дети определяют по голосу имя игрока(«Огородники», «Кто позвал?»). Существуют игры, в которых взаимодействие имеет характер речевого диалога («Гуси- лебеди», «Краски», «Фанты» ).

Эти игры  создают основу для совместных  радостных переживаний, для установления физических контактов, эмоциональных связей, игрового и речевого взаимодействия. Они формируют коллектив играющих детей, и это ведет к возникновению и развитию диалогических отношений, диалогического общения.

Есть специальные приемы, при помощи которых педагог побуждает детей к проявлению инициативной фразовой речи. Это- сюрпризное появление игрушек, предметов, их яркий облик, возможность обследовать их свойства, наблюдать движения и звучание, возможность принять посильное участие в инсценировке, драматизации, свободное пользование материалами, элементами декораций и пр.

Следует отметить, что наибольшую ценность представляет прежде всего игра- импровизация по мотивам сказки. В игре- импровизации по мотивам сказки дети заимствуют из текста отдельные эпизоды, свободно строят слова роли, диалоги. Текст может быть инсценирован разнообразными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через собственные выразительные движения и речь.

Игровой момент создает естественную мотивацию для запоминания и многократного  воспроизведения текста  без учебной установки на пересказ.

Приближены к диалогической форме и задания на рассказывание. Из всех видов рассказывания детей больше всего волнует рассказ из личного опыта и сочинение по набору игрушек. Очень желанны для детей совместные со взрослым сочинения по набору игрушек.

Детям очень нравится сочинять истории по типу народных сказок, где главный персонаж по очереди встречает разных зверей и разговаривает с ними : «Как грузовичок искал друга?», «Чья лодочка?», «Как звери нашли зеркало?». Здесь возникают  повторяющиеся диалоги персонажей, которые помогают детям импровизировать на заданную тему.

Особый тип сценариев составляют беседы на тему из личного опыта, в которых специально ставятся задачи развития диалогической речи: умение слушать партнера, инициативно высказываться , реагировать на высказывание сверстника, соблюдать в беседе очередность,  обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста.

     Чтобы научиться диалогу со сверстниками, ребенок должен  приобрести положительный опыт взаимодействия хотя бы с одним партнером. Именно с такого общения в диаде начинается  развитие диалогической речи как подлинной детской  коммуникативной самодеятельности.

Упражнения в словообразовании и ведение диалога опираются  на достигнутый  высокий уровень речевого развития детей, позволяют им  осознать те формальные и смысловые связи слов, которые уже  были интуитивно обобщены в процессе речетворчества. Это положительно отражается на качестве речи- она становится  осознанной, произвольной. Вместе с тем дети приобретают и опыт сознательного  анализа языкового материала , что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа на тему "РОЛЬ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ ДЕТЕЙ 6- ГОДА ЖИЗНИ"

Общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на к...

Коммуникативные игры как средство формирования навыков общения дошкольников со сверстниками

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно...

Обобщение педагогического опыта на тему: «Развитие социально коммуникативных навыков через самообслуживание, самостоятельность и трудовое воспитание».

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее ра...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПРИ ПОМОЩИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДОСКИ

Предлагаю вашему вниманию статью с транслированием опыта по формированию навыков общения у детей с ТНР на базе МБДОУ№ 110...

Рекомендации для педагогов о возможности использования коммуникативных игр в формировании навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте

Рекомендации для педагогов о возможности использования коммуникативных игр в формировании навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте:Подобрать игры – приветствия для положител...