Конспект открытого логопедического занятия для воспитанников 5-7 лет с фонетико – фонематическим недоразвитием речи (ФФНР).
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Морозова Екатерина Валерьевна

Непосредственно образовательная деятельность по автоматизации звука "Р".  Лексическая тема "Цирк", для воспитанников старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_tsirk.docx36.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого логопедического занятия для воспитанников

 5-7 лет с фонетико – фонематическим недоразвитием речи (ФФНР).

Тема: Автоматизация звука «Р». «Цирк».

Цель -  Формировать умение четко и правильно произносить звук «Р» в слогах,  словах, фразовой речи. Закреплять умение связывать данный звук с наглядным образом буквы.

Задачи:

1.Обучающие:  формирование и закрепление навыка автоматизации изолированного звука «Р» в слогах, словах, фразовой речи; развитие навыков соотнесения звука со зрительным образом буквы.

2. Коррекционные:  развитие  фонематических  процессов, высших психические функций  (памяти,  мышления,  восприятия,  внимания), мелкой  моторики,  кинестетических  ощущений,  языковой  интуиции; формирование  межполушарных связей; формирование просодической стороны речи.

3. Развивающие:  формирование  лексико – грамматической стороны  речи (обогащение  и  уточнение словаря по теме «Цирк»,  словоизменение, словообразование);  активизация  речевой  деятельности учащихся; развитие пространственных представлений; формирование мотивационного компонента и функций самоконтроля.

 

4.Воспитательные:  воспитание доброжелательного и дружеского отношения к товарищам, любви  к родному языку.

 

Оборудование:  Зеркала на каждого ребёнка; диск с музыкой; салфетки на каждого воспитанника; рамки, покрытые пластилином  на каждого ребёнка, макароны в вазочках;  предметные картинки по теме «Цирк»;  костюм клоуна; игрушки – животные; обруч; мяч; магниты, столы, стулья.

                               

                                         Ход занятия:

  1. Организационный момент. (Детей приводит в зал воспитатель, они становятся около столов).

(Под весёлую музыку вбегает клоун, пожимает руки детям).

Л: - Здравствуйте, девчонки! Здравствуйте, мальчишки! А давайте с вами познакомимся?!

1.1.  Задание на посадку:

- Прежде, чем сесть на место, назовите своё имя ласково (дети называют).

  1. Объявление темы занятия.

- А я клоун, зовут меня Рома, а ласково Ромашка. Какой 1-й звук вы услышали  в моём имени? (р).  

- Ребята, вы когда - нибудь были в цирке? Сегодня мы туда и отправимся, а помогать нам будет этот звук.

3. Артикуляционная и мимическая гимнастика.

3.1.  Уточнение артикуляции звука Р (зеркала и салфетки уже на столах).

- Давайте возьмём волшебные зеркала и сделаем зарядку для язычка, чтоб правильно и красиво произнести этот звук. Я клоун и поэтому очень люблю гримасничать.

Люблю улыбаться, вот так (показывает), а вы?

а) «Улыбка».

А как вы надуваете щечки?

б) «Надуй щечки».

А как вы хмуритесь?

в) «Нахмурь брови».

А как вы язычок показываете?

г) «Язычок».

Клоун:  Его немного покусаем (выполняют), и причесать не забываем, и пошлепать, и погладить, надо с язычком поладить. Теперь его мы пожуем и обратно уберём!

А теперь всех напугать хотим, громко мы как тигры зарычим.

д) «ТИГРЫ» (дети утрировано произносят звук «Р»).

- Когда мы произносим звук «Р», то язычок у нас поднимается вверх к бугоркам за верхними зубами, выдыхаемая воздушная струя сильная, язычок дрожит.

3.2.  Характеристика звука по акустическим признакам:

- Как мы произносим звук, твёрдо или мягко?

- Ребята, звук «Р» согласный или гласный? (согласный, т.к. есть преграды). Какие преграды? (зубки, язычок).

- А воздух холодный или тёплый выходит, когда мы произносим звук «р»?  Приложите руку к губам (тёплый).

- Закроем ушки, произнесём этот звук. Хорошо его мы слышим? (звонкий). Положите руку на горлышко, ещё раз порычим. Голос нам помогает? (да, горло дрожит, звук звонкий).

Итог: - Ребята, какой звук мы научились произносить правильно (звук «р»).

- Промокните рот салфеткой (клоун собирает зеркала).

 Л: - Ребята, скоро мы отправимся в цирк, и будем выполнять много интересных заданий. Когда все задания будут выполнены, вас ждёт сюрприз.

 

4.  Развитие мелкой моторики, закрепление зрительного образа буквы, формирование кинестетических ощущений.

Л: - Чтобы нам попасть на цирковое представление, нужны входные билеты. Подойдите к столу, возьмите  синие рамки. Почему они синего цвета? (т.к. звук «Р»- твердый). Вам нужно  напечатать портреты  буквы, которая обозначает этот звук «Р». Выкладывать буквы будем макаронами, кто догадался, почему? (в этом слове есть звук «Р»). Приступаем к работе (фоном звучит музыка).

Итог: - Ребята, покажите, какие портреты букв у вас получились? Портреты какой буквы вы напечатали?

- Обведите указательным пальчиком эту букву, запомните  её.

-  Все справились с заданием, теперь у вас есть входные билеты. Возьмите их и подойдите ко мне.

5.  Уточнение и обогащение словаря воспитанников по теме «Цирк». Подбор родственных слов.

Л: - Смотрите, нас уже встречают артисты цирка (карточки на мольберте).

- Ребята,  а вы знаете, кто выступает в цирке? (дети называют, логопед показывает на мольберте  картинку, уточняет название и даёт понятие о том, чем занимается тот или иной цирковой артист, например: фокусник  (картинка) - показывает фокусы; повторим еще раз, фокусник, жонглёр - жонглирует, т.е. управляется сразу с несколькими предметами;  дрессировщик - дрессирует животных, учит их выполнять различные команды; акробат - исполняет разные трюки под куполом (крышей) цирка, на большой высоте; клоун – веселит зрителей, показывает смешные сценки; канатоходец – ходит по канату; факир - смело показывает разные трюки с опасными предметами (ножами, саблями, огнем)).

Л: - Все эти люди одним словом называются  АРТИСТАМИ. А если они артисты цирка, то какие это артисты? Подберите похожее слово от слова «цирк» (цирковые артисты).

6. Автоматизаизация звука в словах. Развитие фонематических процессов. Закрепление понятий единственного и множественного числа существительных.

Л: - Первое задание от меня, клоуна.

 –Я буду снова называть цирковых артистов, если вы услышите в слове звук «Р», то поднимете «билет». Будьте внимательны.

- Фокусник, а если их много, как мы их назовем? (фокусники); дрессировщик – дрессировщики; акробат - акробаты, канатоходец -канатоходцы, жонглёр - жонглёры, клоун – клоуны, факир – факиры,  (форму множественного числа указывают дети).

Л: - Какой звук  мы учились находить в словах? («Р»).

Итог: - Вижу, вы запомнили цирковых артистов. Первое задание выполнено…(открываю первую букву). А я – клоун, дарю вам 1-ю букву волшебного слова (переворачивает картинку клоуна, на обратной стороне изображена  буква «Д»). (Клоун прикрепляет соответствующую картинку на стену).

- Билеты у нас есть, отдадим их контролеру (собрать рамки с буквами),  артисты нас ждут, пора отправляться на цирковое представление. Встаньте напротив меня.

  1. Игра – физминутка (развитие общей моторики, координации, внимания, пространственных представлений).

Л: - Встаньте ровно, не зевайте, и глазами не моргайте. Сейчас мы шофёры, заводим моторы: ррррррррр (выполняют соответствующие движения).

- Повернули руль влево, улыбнулись друг другу, вот это дело!

- Теперь поворачиваем вправо, строим смешные рожицы, вот это забава!

- Руками мы похлопаем!

- Ногами мы потопаем!

- Стоп машины, детвора, мы приехали «Ура»!

- Вот мы и в цирке.

- Прошу вас занять места в зрительном зале (дети садятся за столы).

  1. Дыхательная гимнастика «Факиры» (развитие фонационного дыхания, формирование правильной воздушной струи. Фоном звучит музыкальное сопровождение).

Л: Сейчас мы с вами, как настоящие факиры, будем дуть на огонь. Для этого надо выпрямить спину, вдохнуть плавно через нос, выдохнуть через рот плавно, не спеша (повторить 3-4 раза). Вы справились с заданием и факир дарит нам следующую волшебную букву (открываю букву «Р»).

  1. Развитие слухового внимания, памяти, мелкой моторики, межполушарных связей.

Л: Ребята, нам задание от канатоходца. Чтоб ходить по канату, надо держать равновесие, быть внимательным. Стройтесь за мной. Руки в стороны. Мы пройдем по канату, но необычно. Будем шагать и проговаривать слоги: БРА, БРО, БРУ, БРЫ; АБР, ОБР, УБР, ЫБР. ТРА,ТРО, ТРУ, ТРЫ; АТР, ОТР, УТР, ЫТР (дети по очереди проходят по канату и произносят необходимые слоги).

Л: - Вот мы и прошли по канату.

Л: - С заданием справились, вот следующая буква от канатоходца (переворачивает букву «У»).

  1.  Игра на развитие слухового внимания, знание слогового состава слова «Доскажи словечко».

Л: - Теперь мы с вами научимся жонглировать мячом. Подойдите ко мне, встаньте в полукруг. Игра называется «Доскажи словечко». Я  вам бросаю мяч, говорю начало слова, а вы должны его закончить,  используя слог «ра», например: я говорю но…вы мне должны сказать «ра». Это слово нора.

   Го…, по…., кону…, ды…;

- Теперь вы должны добавить слог «ры»:

шпо…, ша…, шну…, топо…, кома… .

Л: - Ребята, что нужно было досказать? (слова). Какой звук вам помогал? («Р»).

Л: - Задание выполнено. Вот и ещё одну букву нам подарил жонглёр (открывает букву  « Ж»).

  1.  Подвижная игра «Акробаты». Развитие фонематических процессов, общей моторики, координации;  воспитание дружеского отношения к товарищам, командного духа. Сочетание активных и расслабляющих  движений.

Л: - А сейчас мы станем акробатами. Чтобы добраться до места, нужно идти за мной по кругу, высоко поднимая колени (музыкальное сопровождение).

- Мы пришли. Вот волшебный обруч, но попасть в него сможет только тот, кто назовёт слово, которое начинается со звука р.  Например: я называю слово «рот», запрыгиваю в обруч. Следующий, кто называет нужное слово, делает так же, как я. И так, пока в обруче не соберутся все (дети по очереди называют соответствующие слова).

- А теперь мы взлетаем под купол цирка (звучит расслабляющая музыка, педагог поднимает вверх обруч), подняли руки вверх, потянулись, встали на носочки. Вот мы с вами высоко – высоко. Давайте посмотрим на всех зрителей с высоты (руку приложить, как «козырёк»). Опускаемся вниз.

- Кем мы сейчас были? (акробатами).

- Что придумывали? (слова). Какой звук нам помогал? («Р»).

- Молодцы! Занимайте свои места.

- Ещё одно задание выполнено.

- Очередную букву нам дарит акробат (буква «Б»).

  1.  Уточнение и обогащение словаря по теме «Животные жарких стран». Развитие грамматического строя речи,  внимания, памяти, наблюдательности.

Л: (перед воспитанниками на круглом столе – арене в плетеной прямоугольной корзине - клетке фигурки животных).

 - Ребята, теперь мы с вами настоящие дрессировщики. Посмотрите, кто это, как мы их назовем одним словом? (животные). - Давайте их выпустим из клеток на арену цирка.  Для этого их надо назвать: тигр, мартышка, крокодил, леопард, корова.

- Кто из них лишний и почему? (корова, т.к. это домашнее животное), (клоун убирает корову).

Л: - Ребята, а где живут, обитают все эти животные? (в жарких странах). Значит как мы их назовем? (животные жарких стран).

- А каких еще животных жарких стран, в названии которых есть звук «Р», вы знаете? (жираф, зебра, носорог, кенгуру).

12 (а). Игра «Чьё это?» (на образование притяжательных прилагательных).

- Ребята, подойдите к столу и посмотрите, кто- то из животных что-то потерял (там картинки с частями тела животных). Это горб верблюда, значит чей горб?- верблюжий. Шея жирафа, значит шея чья? - жирафья. Рог носорога, значит чей рог?- носорожий. Хвост тигра, значит он чей? – тигриный. Вы молодцы, помогли диким животным отыскать свои части тела.

12 (б). Игра «Кого не стало»?

- Теперь вернемся на арену цирка. Ещё раз внимательно посмотрите на всех зверей, запомните их. Назовём этих животных. Закройте глазки (убирает 1 игрушку). Открывайте. Кого не стало? (мартышки; тигра…)

(2 – 3 раза).

Л: - Ребята, чтобы нашим животным не было грустно, давайте споем им песню про солнышко, и они вспомнят о своей Родине. Выходите в круг. Повторяйте за мной движения.

  1.  Логоритмика «Солнышко» (развитие координации движений с музыкой и текстом), (музыкальное сопровождение).

Л: - Кем мы сейчас были? (дрессировщиками). Кого дрессировали? (животных).

Л: - Вы вновь справились с заданием, в награду за это дрессировщик дарит  вам последнюю букву волшебного слова «А».

Л: - Вот какое волшебное слово нам подарили цирковые артисты (читаю: «ДРУЖБА»).

Л: - Если мы открыли слово дружба, значит мы какие? (дружные). Значит мы что делаем? (дружим).  Значит мы кто? (друзья).  Как мы сегодня работали?  (дружно).

- Посмотрите на наше волшебное слово, почему буквы «У» и «А» выделены красным цветом? (они гласные). А остальные почему выделены синим? (согласные, твёрдые). Сколько гласных букв мы видим? (2). Все цирковые артисты любят аплодисменты. Давайте мы прохлопаем и одновременно протопаем слово «дружба» и  узнаем, сколько в нем слогов (хлопнули 2 раза, значит 2 слога).

  1.  Рефлексия.

Л: - Ребята, где мы сегодня побывали? Что вам понравилось? Что запомнилось? Какие новые слова узнали?

- Ребята, вы сегодня были немного волшебниками. Вы смогли превратить звуки в буквы, произносили слоги, называли слова. Всё это очень трудно, но вы справились с заданиями. Какой звук вам помогал? («р»).

- За то, что вы так хорошо работали, вам в подарок я вручаю раскраски! Кто догадался, почему именно раскраски? (в этом слове есть 2 звука «р»).

 

Л: - Подарки я вручил, пришло время прощаться. До новых встреч и в добрый час, я рад был очень видеть вас! Приходите в цирк за хорошим настроением!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи c использованием ИКТ

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи с использованием ИКТ....

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ( ФФНР)...

Коррекционно – развивающая программа педагога – психолога для воспитанников старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи на 2019 – 2020 учебный год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области      Коррекцио...

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником ДОУ старшей группы, имеющим фонетико-фонематическое нарушение речи

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником ДОУ старшей группы, имеющим ФФНР...