Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником ДОУ старшей группы, имеющим фонетико-фонематическое нарушение речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Марасина Елена Владимировна

Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником ДОУ старшей группы, имеющим ФФНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект индивидуального логопедического занятия с воспитанником ДОУ  старшей группы, имеющим фонетико-фонематическое нарушение речи

Тема: Автоматизация звука [ц] в слогах, словах, предложениях.

Фонетико-фонематическая тема: автоматизация звука Ц

Грамматическая тема: Закрепление изолированного звука и произношение в слогах, словах, Работа над словообразованием и словоизменением

Задачи:

1) Уточнить и совершенствовать движения органов речи, закреплять правильное произношение звука [ц] в прямых и обратных слогах, в словах с этими слогами.

2) Развивать психические процессы: мышление, память, внимание, фонематическое восприятие; развивать навыки звуко-слогового анализа слов.

3) Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование:

  • зеркало;
  • карточка с буквой Ц, схема артикуляции звука;
  • предметные картинки и картинки со звуком [ц];
  • схемы слов.

Ход занятия

- Здравствуй,        ! Я очень рада видеть тебя. Начнем занятие.

Организационный момент. Пальчиковая гимнастика.

Начинаем мы рассказ: (Вращать кистями рук)

Десять пальчиков у нас. (Сжимать и разжимать кулачки)

Старшие братишки – (Сжать кулачки, отставить большие пальцы и

Умные мальчишки. вращать ими)

Средним братцам (Кулачки прижать друг к другу, распрямить средние пальцы.

только бы подраться. Постучать подушечками средних пальцев друг об друга)

Ну, а вы, малыши, (сжать кулачки, отставить мизинцы и сцеплять их

Обнимитесь от души. попеременно, то один палец сверху, то другой).

  1. Объявление темы занятия.

- Сегодня мы будем учиться говорить звук [ц] красиво и правильно в слогах, словах и предложениях.

  1. Артикуляционная гимнастика.

- А для начала подготовим наш язычок. Выполняем упражнение перед зеркалом.

  • “Качели” - язычок качается вверх-вниз.
  • “Маляр” - а теперь пусть язычок поработает маляром и покрасит небо-потолок (погладить кончиком языка твердое небо, делая движения вперед-назад).
  • «Катушка» - широким кончиком языка надо упереться в основания нижних резцов, в таком положении языка «выкатить» среднюю часть языка вперед, затем вновь убрать вглубь рта.
  • «Трубочка» - Свернуть язык трубочкой и подуть в нее.
  1. Произнесение изолированного звука.

- Посмотри в зеркало и произнеси звук [ц].

- Какую форму принимают губы?

- Где лежит язычок?

(Губы в улыбке, кончик языка опущен за нижние зубки, боковые края прижимаются к верхним коренным зубам, спинка языка выгнулась горочкой. Зубы разжаты. Сначала кончик языка делает смычку с зубами, затем отскакивает от зубов. Он состоит как бы из двух звуков Т и С. Произносится резко, толчком – струя холодная, толчком. Если мы будем тянуть Ц, то он превратится в звук С.

  1. Характеристика звука.

Ц – согласный, глухой, всегда только твёрдый! Повтори вместе со мной.

  1. Закрепление изолированного звука и произношение в слогах, словах.

Слоги прямые и обратные:

АЦ ОЦ УЦ ЫЦ ЕЦ ЯЦ ИЦ ЦА ЦЫ ЦО ЦЕ ЦУ

  • Развитие фонематического слуха.

Я называю слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ц]:

ЦАПЛЯ КОШКА ЦЕПЬ ЛИЦО СТОЛ ЦАРЬ УЖ ПЕРЕЦ НОЖНИЦЫ МОЛОДЕЦ КАЧЕЛИ КОЛЬЦА ПШЕНИЦА ШАРЫ КУЗНИЦА ЧУДО КОНЕЦ 

  • Игра “Где спрятался звук?”

Из набора картинок выбери те, в названиях которых слышится звук [ц]). Определи, где находится звук [ц] в начале слова, в середине или в конце?

ОГУРЕЦ, ЦАПЛЯ, ЗАЯЦ, ЦЕПЬ, КУРИЦА, ПУГОВИЦА.

Физ. минутка.

  • Развитие навыков звуко-слогового анализа слов.
  • Игра “Договори слово”.

Я буду говорить начало слова, а ты – конец слова – слог ца

БОЛЬНИ…, ДЕВИ…, ДВЕР…, КУРИ…, ГОРЧИ…, ЦАРИ…, ПШЕНИ…, ВОДИ…, СКРОМНИ…, СПИ…,  НЕБЫЛИ…, ПЕТЛИ…, КУЗНИ…, ЛЕСТНИ..

  • Работа над словообразованием и словоизменением.
  • Игра “Один – много” (Как можно сказать про много людей или предметов?)

ЗАЯЦ – ЗАЙЦЫ, ПЕРЕЦ. ПЕВЕЦ МОЛОДЕЦ ЛЕДЕНЕЦ ДВОРЕЦ ТАНЕЦ ОГУРЕЦ СКВОРЕЦ КУЗНЕЦ БОРЕЦ ОТЕЦ ПТЕНЕЦ ПРОДАВЕЦ РАНЕЦ ОВЦА

  • Игра “Измени слово так, чтобы появился звук Ц” (по картинкам)

 Лук – луковица МЕДВЕДЬ ПЛАТЬЕ ОКНО ТИГР  ВОЛК ДЕРЕВО

  1. Автоматизация звука [ц] в чистоговорках.
  • Игра «Эхо». Я буду говорить предложения, а ты будешь повторять за мной.

ыц – ыц – ыц – цыган цыплёнку цыц

яц – яц – яц – скачет заяц

ец – ец – ец – свежий огурец

цу – цу – цу – платьице вам к лицу

цо – цо – цо – на пальце кольцо

це – це – це – сена дам овце

8.   Итог занятия.

- Молодец! Ты хорошо потрудился. Давай вспомним, какой звук мы учились говорить красиво?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия « Мой город - Новомосковск» для группы детей с тяжелыми нарушениями речи.

Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи...

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению в старшей группе c использованием компьютерной игры “Игры для Тигры”. Тема: «Дифференциация звуков [С] - [Ш]».

Предлагаем вашему вниманию конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению в старшей логопедической группе c использованием компьютерной игры “Игры для Тигры” на тему «Дифференци...

Конспект открытого логопедического занятия для воспитанников 5-7 лет с фонетико – фонематическим недоразвитием речи (ФФНР).

Непосредственно образовательная деятельность по автоматизации звука "Р".  Лексическая тема "Цирк", для воспитанников старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим не...

Конспект индивидуального логопедического занятия с незрячим ребенком старшей группы на тему «К нам приехали игрушки»

Данный конспект занятия напрывлен на ознакомление незрячего ребенка с игрушками с их местонахождением, решает задачи закрепления приёмов осязательного обследования игрушек, называя их и выделяя опреде...