КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на тему:«Путешествие в Воронинский заповедник»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Алёна Ледовских

конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста с ФФН речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_ledovskih_ds_no40.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на тему:

«Путешествие в Воронинский заповедник»

Цель:

Автоматизация звука [Р] в словах и фразах.

Задачи:

Коррекционные: Учить проводить звуко-слоговой анализ слов.

Обучающие: Упражнять детей в согласовании существительных во множественном числе, пополнить словарь названиями животных.

Воспитательные: Воспитывать интерес к редким животным, желание сохранять и заботиться о животных. Формирование экологической культуры.

Возрастная группа: старшие дошкольники.

Оборудование: картинки Воронинского заповедника, карта с месторасположением заповедника, картинки с изображением артикуляционных упражнений, картинки животных Воронинского заповедника, телевизор или интерактивная доска.

Ход занятия:

Организационный момент

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие. Давайте закроем глаза (включается аудиозапись «шум леса»), почувствуем лесной воздух, глубоко вдохнем его через нос и выдохнем через рот. Еще раз глубоко вдохнем, почувствуем тишину леса и спокойствие внутри себя. Открывайте глаза и вот мы уже в Воронинском заповеднике.

Основная часть

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по Воронинскому заповеднику. А Кто-нибудь знает, что такое заповедник?

Дети: Это участок территории, где оберегается и сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс. На территории заповедников запрещена любая хозяйственная деятельность, они закрыты для посещения людьми. Особо охраняемые территории, созданные с целью приостановки исчезновения, сохранения и последующего возрождения определенных видов животных, растений и природной среды. На территории заповедников охраняется вся природная среда, растения, почва, животные, водоемы.

Логопед: Воронинский заповедник —государственный природный заповедник, расположенный в лесостепной зоне в долине реки Ворона на территории Кирсановского и Инжавинского районов Тамбовской области.

Логопед: Назовите животное, которое вы видите на экране телевизора.

Дети: Норка.

Логопед: Правильно, это европейская норка. Она живет в заповеднике. Вместе с ней тут живут и другие животные, которых на Земле осталось мало. О них тут заботятся, их охраняют.

Логопед: Какой звук слышится в середине слова «норка», что вы знаете об этом звуке?

Дети: Звук [Р]. Это твердый согласный звук. Язычок лежит за верхними зубами и дрожит.

Логопед: Верно. Сегодня мы с вами, путешествуя по заповеднику, встретимся с животными, в названии которых слышится звук [Р], будем правильно произносить слова и узнаем много интересного о редких животных.

Ребята, чтобы правильно и красиво произносить звук [Р], нам нужно вместе с европейской норкой сделать артикуляционную гимнастику для нашего язычка. Повторяйте за мной.

  1. Маляр

Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. Рот открыт.

Внимание!
1)Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2) Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта. Назад уходил как можно дальше.

  1. Гармошка.

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть, а затем возвращать на место.

#1051;ошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать сильно, тянуть подъязычную связку. Упражнение выполняется на улыбке. Между зубами расстояние, чтобы проходил палец.

#1044;ятел.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук "д". Сначала звук "д" произносить медленно, постепенно увеличивать темп.
Внимание!
1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
2. Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
#1050;ончик языка не должен подворачиваться.

4. Звук "д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

Логопед: Молодцы ребята. Посмотрите на экран телевизора, нас встречает новое животное за правильно выполненную артикуляционную гимнастику. Кто же это?

Дети:Выдра.

Логопед: Правильно, а где мы слышим звук [Р] в слове выдра?

Дети:В конце слова выдра мы слышим звук [Р]. Он согласный и твердый.

Логопед: Верно. И выдра тоже редкое животное, которое можно встретить в Воронинском заповеднике. Ребята, выдра приглашает нас в гости в свой домик на реке Ворона. Она вам расскажет о других животных, встречающихся в заповеднике. Посмотрите на изображение и назовите, каких животных вы видите.

Дети:Бобер, выдра, барсук, европейская норка, лось.

Логопед: Выдра просит вас назвать животное, в названии которого нет звука [Р].

Дети:Лось.

Логопед: Молодцы, лось. Давайте немного отдохнем.

Физминутка:

Отправляемся в поход

Сколько нас открытий ждет (повороты вправо-влево)

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом (шаг на месте)

Крылья пестрые мелькают

В поле бабочки порхают (махи руками вверх и вниз)

Раз, два, три, четыре, пять

Весело играть (садимся на места)

Логопед:Ребята, чтобы отправиться дальше, вам нужно назвать животных, в названиях которых слышится звук [Р], которых мы сегодня встречали в Воронинском заповеднике и название этих животных в множественном числе, то есть, когда их много.

Дети:Выдра-выдры, европейская норка-европейские норки, бобер-бобры, барсук-барсуки.

Логопед:Молодцы! Посмотрите на экран, кто это?

Дети:Суслик.

Логопед:Это крапчатый суслик. Давайте вместе проговорим.

Дети: Крапчатый суслик

Логопед:Есть ли в названии звук [Р].

Дети:В названии крапчатый есть звук [Р].

Логопед:Крапчатый суслик — вид грызунов из рода сусликов семейства беличьих. Один из самых мелких (длина тела 17—26 см) и короткохвостых (хвост 2,9—5,5 см, менее 1/4 длины тела) сусликов. Как вы думаете, почему так назвали крапчатого суслика?

Дети:У суслика желтые пятна по телу.

Логопед:Правильно. Название «крапчатый суслик» связано с окраской животного: на коричневой или серо-буроватой шерсти спины у него разбросаны крупные желтоватые или беловатые крапины (пятна)

Ребята, крапчатый суслик просит нас проговорить чистоговорки.

Ра-ра-ра – вижу я бобра.

Ор-ор-ор – нашел норки дом.

Дра-дра-дра-большая выдра.

Логопед:Молодцы, крапчатый суслик доволен. Давайте возьмемся за руки, закроем глаза, открываем глаза и возвращаемся в группу.

Итог занятия

Логопед:Ребята, в какой заповедник мы совершили путешествие?

Дети:Мы совершили путешествие в Воронинский заповедник.

Логопед:Где расположен Воронинский заповедник?

Дети:Воронинский заповедник расположен в Кирсановском и Инжавинском районе Тамбовской области.

Логопед:Каких животных, живущих в Воронинском, заповеднике вы запомнили?

Дети:В Воронинском заповеднике живут: лось, выдра, бобер, крапчатый суслик, барсук, европейская норка.

Логопед:Отлично, все большие молодцы!

Список литературы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи c использованием ИКТ

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи с использованием ИКТ....

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Зима» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В конспекте представлены игры, загадки, чистоговорки, скороговорки и стихотворения  по  автоматизации звука "С" (Лексическая тема «Зима»)...

Конспект подгруппового логопедического занятия «Кто сказал «Мяу»? для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Данное занятие способствует развитию связной монологической речи у дошкольников,имеющих тяжелые нарушения речи. Это является одной из важнейших задач логопедической работы....

Конспект совместной образовательной деятельности с группой детей старшего дошкольного возраста по коррекции общего недоразвития речи «Помощники Федоры»

Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных: “железный, фарфоровый, металлический, стеклянный, пластмассовый, деревянный”; согласование существительных с прила...

презентация "Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на тему:«Путешествие в Воронинский заповедник»

в презентации представлен материал для подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФН...