Занятие в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР по теме: "Зима"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Казакова Надежда Анатольевна

Цель: Развитие связной речи у детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_log._gruppe_zima_kazakova_-_kopiya.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР

по теме: «Зима»

Цель:

Развитие связной речи у детей с ОНР.

Задачи:

  1. Закрепить признаки зимы;
  2. Развитие в речи детей лексико-грамматических средств языка: слов – предметов, слов – действий, слов – признаков, родственных слов;
  3. Составление рассказа по картине на тему: «Зима» с помощью логопеда.
  4. Усвоение детьми переносного значения слов.
  5. Развитие внимания, памяти и логического мышления.

Оборудование:

  • отрывки стихов А.С. Пушкина; И. Сурикова.
  • Картина на тему: «Зима»;
  • Решётки по количеству детей и цветные шнурки для разучивания и чтения стихотворения.
  • ИКТ.
  • Презентация на тему: «Зима».

 Вводная часть

Ход занятия

 Логопед: - Послушайте стихотворение А.С. Пушкина:        

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл, — и вот сама
Идёт волшебница зима!
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы!

Логопед: - О чём это стихотворение? (О зиме)

- Итак, мы сегодня будем говорить о зиме.

Основная часть

Логопед: - Назовите времена года. (Зима, весна, лето, осень)

- Какое сейчас время года? (Зима)

Логопед: - Назовите, пожалуйста, зимние месяцы по порядку. (Декабрь, январь, февраль)

- Какой зимний месяц заканчивает год и начинает зиму? (Декабрь)        

- Какая часть зимы? (Ранняя зима), (поздняя зима)

- Какие пословицы о зиме вы знаете?

  • Пришла зима – не отвертишься;
  • В зимний холод всякий молод;
  • Зима не лето – в шубу одета;
  • Береги нос в сильный мороз;
  • Зима лодыря морозит;
  • Шубка зимой не шутка;
  • Осень сеет, собирает, а зима варит, поедает.
  • Декабрь – стужайло на всю зиму землю студит;
  • Любишь кататься – люби и саночки возить.

Повторение пройденного материала.

1. Логопед:  - Вспомните, на какой вопрос отвечают слова-предметы?

(Что это? Кто это?)

- На какой вопрос отвечают слова-действия? (Что делает?)

- На какой вопрос отвечают слова-признаки? (Какой? Какая?)

- Так же мы сегодня будем придумывать слова-родственники и образовывать слова близкие по значению.

Лексико-грамматические игры и упражнения.

Игра «Найди слова близкие по значению»

Логопед: - Как мы говорим о ветре зимой?

Назовите  слова, похожих по значению (буран, метель, буря, вьюга, метелица, пурга)

Логопед: - На какой вопрос отвечают эти слова? (Что это?)

Логопед: - Когда эти явления природы бывают? (Зимой)

2. Игра «Скажи какая?»

(подбор определений к слову «ЗИМА»)

Логопед: - Если зимой холодно, то какая зима? (Холодная)

(Также — ранняя, снежная, злая, суровая, морозная, тёплая, ветреная, весёлая нарядная, снежная… )

Логопед: - О чем эта загадка?

Пушистый ковёр
Не руками ткан,
Не шелками шит.
При солнце,
При месяце
Серебром блестит. (Снег)

3. Игра «Подбери родню к слову «СНЕГ»

(Образование родственных слов от слова снег)

В группу вкатывается снежок.

Логопед при затруднении помогает или зачитывает родственные слова, а дети вспоминая, называют их.

Логопед: — Дети, передайте друг другу «снежок» и придумайте родственные слова от слова «СНЕГ» (Снег – снежок – снежинка – снегопад – снеговик – снеговичок – снежки – снегоход – снегокат – снежный – заснеженный – снежище – снегурочка – снегирь – белоснежный – Белоснежка – подснежник,…)

4. Игра «Что делает?»

(подбор сказуемых к слову СНЕГ)

Логопед: - Дети, что делает снег?

(идёт, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьётся, блестит, серебрится…)

Пальчиковая игра «Снег пушистый…» (Выполняем движения в соответствии с текстом)

Снег пушистый лег на ветки,

Побежали во двор детки.

Лепят бабу за окном,

Дружно катят снежный ком!        

5. Развитие связной речи.

Логопед: - Предлагает детям составить рассказ по картине на тему: «Зима»

Физкультминутка.

«Лепим мы снеговика»

Раз и два, раз и два,

Лепим мы снеговика.

Мы покатим снежный ком

Кувырком, кувырком.

Мы его лепили ловко,

Вместо носа – есть морковка.

Вместо глазок угольки.

Ручки веточки нашли.

А на голову ведро,

Посмотрите – вот оно!

  1. Чтение стихотворения И. Сурикова. «Белый снег пушистый…»

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Стали дни короче,
Солнце светит мало, —
Вот пришли морозы —
И зима настала.

  1.  Логопед предлагает детям просмотр презентации на тему: «Зима»

Итог логопедического занятия.

- О чем мы сегодня говорили? (О зиме)

- Какие слова мы говорили о зиме и запомнили их? (Метелица, метель, вьюга, пурга, буран, буря)

Логопед даёт оценку деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: "Волшебная книга знаний"

Занятие  развивает познавательную активность детей, поддерживает интерес к интеллектуальной деятельности, доставляет удовольствие от игр развивающей направленности....

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.

Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР с использованием интерактивной доски "Как Листёнок весну встречал"

Занятие "Как Листёнок весну встречал" проводится с использованием интерактивной доски, что значительно повышает интерес детей к занятию, вносит  разнообразие в учебную деятельность и по...

Перспективный план занятий в подготовительной логопедической группе для детей с ТНР .

Перспективный план занятий в подготовительной логопедической группе для детей с ТНР по развитию речи на 2020-2021 уч. год....

Перспективный план занятий в подготовительной логопедической группе для детей с ТНР по формированию фонетико – фонематического слуха на 2020-2021 уч. год.

Перспективный план занятий в подготовительной логопедической группе для детей с ТНР по формированию фонетико – фонематического слуха на 2020-2021 уч. год....

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Зима, зимующие птицы»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- учить детей подбирать однокоренные слова;- учить детей образовывать глаголы прошедшего времени;- учить детей образовывать прилагательные и существительные с помощью суффиксов с уменьши...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Зима: обобщение по теме».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - обобщить  знания детей о зиме, её приметах, уточнить названия зимних месяцев.- формировать знания детей о приметах зимы с опорой на дидактическую игру «Что бывает зимо...