Лексический объем речи детей 6-7 лет
статья по логопедии (подготовительная группа)
В статье дается количественная и качественная характеристика словаря детей седьмого года жизни, при нормальном речевом развитии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексический объём речи детей старшего дошкольного возраста.
Учитель-логопед
Трофимович К.А.
ГБДОУ детский сад №57
Объем словаря детей 6—7 лет различен. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от социума, в котором он воспитывается. Однако в среднем объем словаря ребенка к 7 годам достигает 5000 слов. Активное расширение словаря идет за счет развития познавательной сферы. Словарь детей 6 лет уточняется, активизируется на основе информации ближнего и дальнего окружения. Ребенок называет фамилию, имя, отчество близких людей; определяет их родственные и общественные отношения (кто такой, кем приходится родным и близким). Дети 6 лет называют предметы, их целевое назначение и функции. Прежде всего, это касается предметов, которые находятся в их непосредственном окружении: дома, в саду, во дворе, на даче, в парке, на улице, в транспорте, в магазинах, в других общественных местах. Также они называют объекты живой природы (животных и растения), их части, дают небольшие характеристики (повадки животных, изменения в жизни растений и т. п.); объекты неживой природы, фиксируют их изменения во все времена года. Происходит заметное пополнение словаря за счет конкретизации понятий, связанных с деятельностью человека.
В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова, пользоваться эпитетами, понимать метафоры.
У детей складываются представления о многозначности слов. Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы, которые бы наиболее точно отражали качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая в них сходство и различие, все чаще пользуется сложными предложениями, употребляет причастные и деепричастные обороты. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им.
Детям доступны значения некоторых фразеологических оборотов. Важной особенностью пополнения лексического запаса слов детей б—7 лет является способность усваивать каждое воспринимаемое слово в определенной степени обобщения. На седьмом году жизни дети легко усваивают родовые понятия (вещи, плоды, движение и т. п.). Им доступны слова, называющие предельное лексическое обобщение — предметность, действие, состояние, признак, качество, количество и т. п. Усвоение слов-обобщений способствует развитию мышления ребенка.
В словаре будущих первоклассников имеются слова всех частей речи: в нем довольно много числительных, которыми пользуются уже осмысленно, соотнося слово — название числа с количеством предметов. Предлоги времени и пространства используются правильно, появляются и сложные предлоги из-за, из-под и другие.
Проверить состояние словаря несложно. К 6 годам дошкольник должен: владеть обиходным словарем в полном объеме: знать все обобщающие∙ слова (профессии, транспорт, посуда, инструменты, овощи, фрукты, ягоды, времена года, сутки, одежда, обувь, головные уборы, посуда, мебель, бытовая техника или приборы, домашние и дикие животные и птицы, насекомые); различать предметы, похожие по звучанию или по назначению: кувшин –∙ ковшик; миска - чашка, тарелка; кружка – стакан; фартук – сарафан; шофер – шахтер … А смешение подобных понятий у детей нередко встречается: кресло ребенок может назвать стулом, а стакан – чашкой…; знать из чего состоят предметы: у дерева - ствол, ветки, листья, корни,∙ у стула - спинка, сиденье, ножки; владеть достаточным количеством глаголов: не путать сходные∙ действия (идет-ползёт-скачет, отдает-передает-выдает, подчеркнутьзачеркнуть, переехал-выехал-заехал); знать, что делают различными инструментами (пилят, рубят, режут, колют), как кричат животные и птицы (мычат, щебечут, чирикают, кудахчут, блеют, ржут, стрекочут); уметь подобрать антоним: высокий - низкий, узкий - широкий, толстый∙ - тонкий, острый - тупой, молодой - пожилой. К 6 годам ребёнок должен хорошо ориентироваться во времени: знать времена года, месяцы, дни недели, части суток.
К семи годам дошкольники должны четко ориентироваться в родовых и видовых отношениях предметов, правильно относить единичные предметы к той или иной группе предметов, уметь
давать определение предмета через родовое название и видовое своеобразие (сахарница — это посуда, в которой находится сахар). Дети хорошо понимают и используют в речи антонимичные пары прилагательных, обозначающих пространственные понятия (высокий — низкий, длинный — короткий), состояние предметов (горячий — холодный), чувства человека (грустный — веселый), свойства характера (добрый — злой). Им не составляет труда подбирать слова с противоположным значением и к наречиям, выражающим пространственные и временные понятия (рано —поздно, здесь — там, раньше — позже, слева — справа и другие).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/26/picture-623264-1548515400.jpg)
Дидактическая игра по развитию лексической стороны речи детей дошкольного возраста (6-7 лет).
Мы воспитатели и должны не стоять на месте, а тоже развиваться и идти в ногу со временем. Поэтомку я и придумала сделать игру в виде мини-мультика. каждый герой двигается по щелчку мыши....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/27/picture-656710-1616831356.jpg)
Игры, направленные на формирование лексического компонента речи детей дошкольного возраста. Игры на развитие звукового анализа слов!
Памятка родителям для развития речи детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/15/picture-448073-1400172781.jpg)
Развитие связной речи, закрепление лексических понятий у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи авторских ИКТ технологий.
Авторские ИКТ технологии. Развитие речи....
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/15/picture-1311617-1715769367.jpg)
Методическое пособие "Развитие лексического строя речи детей старшего дошкольного возраста"
Данная разработка была сделана на основе пособия О.И.Крупенчук "Научите меня говорить правильно", адаптирована для группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Материал представлен ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/31/picture-746572-1454240988.jpg)
«Практические и теоретические рекомендации по формированию лексического строя речи детей с ОНР»
Рекомендации...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/13/picture-862137-1481611232.jpg)
Консультация для учителей-логопедов"Развитие лексической стороны речи детей в игре"
Развитие лексической стороны речи детей является важным разделом логопедической работы. Ребёнок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и прави...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: "Развиваем нашу речь"
Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: "Развиваем нашу речь"...