Лексический объем речи детей 6-7 лет
статья по логопедии (подготовительная группа)

Трофимович Карина Анатольевна

В статье дается количественная и качественная характеристика словаря детей седьмого года жизни, при нормальном речевом развитии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksicheskiy_obyom_rechi.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лексический объём речи детей старшего дошкольного возраста.

Учитель-логопед

Трофимович К.А.

ГБДОУ детский сад №57

 

        Объем словаря детей 6—7 лет различен. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от социума, в котором он воспитывается. Однако в среднем объем словаря ребенка к 7 годам достигает 5000 слов. Активное расширение словаря идет за счет развития познавательной сферы. Словарь детей 6 лет уточняется, активизируется на основе информации ближнего и дальнего окружения. Ребенок называет фамилию, имя, отчество близких людей; определяет их родственные и общественные отношения (кто такой, кем приходится родным и близким). Дети 6 лет называют предметы, их целевое назначение и функции. Прежде всего, это касается предметов, которые находятся в их непосредственном окружении: дома, в саду, во дворе, на даче, в парке, на улице, в транспорте, в магазинах, в других общественных местах. Также они называют объекты живой природы (животных и растения), их части, дают небольшие характеристики (повадки животных, изменения в жизни растений и т. п.); объекты неживой природы, фиксируют их изменения во все времена года. Происходит заметное пополнение словаря за счет конкретизации понятий, связанных с деятельностью человека.

 В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова, пользоваться эпитетами, понимать метафоры.

    У детей складываются представления о многозначности слов. Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы, которые бы наиболее точно отражали качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая в них сходство и различие, все чаще пользуется сложными предложениями, употребляет причастные и деепричастные обороты. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им.

Детям доступны значения некоторых фразеологических оборотов. Важной особенностью пополнения лексического запаса слов детей б—7 лет является способность усваивать каждое воспринимаемое слово в определенной степени обобщения. На седьмом году жизни дети легко усваивают родовые понятия (вещи, плоды, движение и т. п.). Им доступны слова, называющие предельное лексическое обобщение — предметность, действие, состояние, признак, качество, количество и т. п. Усвоение слов-обобщений способствует развитию мышления ребенка.

В словаре будущих первоклассников имеются слова всех частей речи: в нем довольно много числительных, которыми пользуются уже осмысленно, соотнося слово — название числа с количеством предметов. Предлоги времени и пространства используются правильно,  появляются и сложные предлоги из-за, из-под и другие.

Проверить состояние словаря несложно. К 6 годам дошкольник должен:  владеть обиходным словарем в полном объеме: знать все обобщающие слова (профессии, транспорт, посуда, инструменты, овощи, фрукты, ягоды, времена года, сутки, одежда, обувь, головные уборы, посуда, мебель, бытовая техника или приборы, домашние и дикие животные и птицы, насекомые);  различать предметы, похожие по звучанию или по назначению: кувшин – ковшик; миска - чашка, тарелка; кружка – стакан; фартук – сарафан; шофер – шахтер … А смешение подобных понятий у детей нередко встречается: кресло ребенок может назвать стулом, а стакан – чашкой…;  знать из чего состоят предметы: у дерева - ствол, ветки, листья, корни, у стула - спинка, сиденье, ножки;  владеть достаточным количеством глаголов: не путать сходные действия (идет-ползёт-скачет, отдает-передает-выдает, подчеркнутьзачеркнуть, переехал-выехал-заехал); знать, что делают различными инструментами (пилят, рубят, режут, колют), как кричат животные и птицы (мычат, щебечут, чирикают, кудахчут, блеют, ржут, стрекочут);  уметь подобрать антоним: высокий - низкий, узкий - широкий, толстый - тонкий, острый - тупой, молодой - пожилой. К 6 годам ребёнок должен хорошо ориентироваться во времени: знать времена года, месяцы, дни недели, части суток.

К семи годам дошкольники должны четко ориентироваться в родовых и видовых отношениях предметов, правильно относить единичные предметы к той или иной группе предметов, уметь

давать определение предмета через родовое название и видовое своеобразие (сахарница — это посуда, в которой находится сахар). Дети хорошо понимают и используют в речи антонимичные пары прилагательных, обозначающих пространственные понятия (высокий — низкий, длинный — короткий), состояние предметов (горячий — холодный), чувства человека (грустный — веселый), свойства характера (добрый — злой). Им не составляет труда подбирать слова с противоположным значением и к наречиям, выражающим пространственные и временные понятия (рано —поздно, здесь — там, раньше — позже, слева — справа и другие).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по развитию лексической стороны речи детей дошкольного возраста (6-7 лет).

Мы воспитатели и должны не стоять на месте, а тоже развиваться и идти в ногу со временем. Поэтомку я и придумала сделать игру в виде мини-мультика. каждый герой двигается по щелчку мыши....

Методическое пособие "Развитие лексического строя речи детей старшего дошкольного возраста"

Данная разработка была сделана на основе пособия О.И.Крупенчук "Научите меня говорить правильно", адаптирована для группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Материал представлен ...

Консультация для учителей-логопедов"Развитие лексической стороны речи детей в игре"

Развитие лексической стороны речи детей является важным разделом логопедической работы. Ребёнок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и прави...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: "Развиваем нашу речь"

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: "Развиваем нашу речь"...