Самообразование
материал по логопедии (подготовительная группа)

Хромова Мария Игоревна

Тема самообразования на один год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_logoped.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №57 «Ладушки»

Тема самообразования:

«Фольклор как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста ОВЗ»

Подготовил: учитель-логопед

Хромова Мария Игоревна

2018г.

Цель: использование  произведений русского народного фольклора, как возможность развития речи детей дошкольного  возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

Задачи:

          1. Развивающие задачи:

-Развивать речевые способности детей дошкольного  возраста;

- Расширять словарный запас;

- Формировать связную речь;

           2. Образовательные задачи:

-Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни, театры);

-  Расширить представления о  русской избе;

-Учить детей интонационно передавать характер героев в театрализованной деятельности;

          3. Воспитательные задачи:

-Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;

-Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;

-Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

           4. Коррекционные задачи:

-Развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное, основное и фоновое;

- Формирование умения располагать смысловые звенья в определенной последовательности;

-Развитие способности удерживать смысловую программу в памяти

-Развитие умения перекодировать каждый смысловой элемент в грамматически правильную структуру предложения;

-Формирование умения располагать предложения в определенной последовательности;

-Развитие умения связывать предложения в тексте.

Актуальность темы:

Тема «Фольклор как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста ОВЗ» выбрана мной не случайно. Занимаясь с детьми ОВЗ, имеющими логопедическое заключение ОНР, в логопедической группе, сразу замечаешь, что одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.

Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Сегодня на наших детей со всех сторон поступают потоки различной информации: телевизоры, компьютеры и другая видеотехника работают в каждой квартире без выходных. В течение дня ребенок получает не только те знания, которые ему нужны для развития, но и то, что увлекает нас, взрослых, совсем не предназначенное для детей! Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор. Фольклор — это устное народное творчество. Он играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста, является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.

Перспективный план работы на 2018-2019 учебный год

№ п/п

Содержание работы

Период

1

Подбор и изучение литературы по теме.

Памятка для родителей по обучению связной речи детей с ОНР: «Развитие речи дошкольников дома».

Сентябрь 2018г.

2.

Подбор народных игр для детей.

Подбор загадок.

Консультация для родителей «Народный фольклор как одна из форм работы по развитию связной речи».

Октябрь 2018г.

3.

Групповое занятие на развитие связной речи «Милости просим в нашу избу», которое проходит в музеи ДОУ «Русская изба».

Цель: Закрепление знаний о жилище  русской старины.

Консультация для родителей «Удивительные загадки».

Ноябрь 2018г.

4.

Знакомство с пословицами и поговорками. Проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку.  

Цель: развитие звуковой стороны речи.

Декабрь 2018г.

5.

Знакомство с небылицами.

Цель: развитие умения у ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль на занятиях.

Январь 2019г.

6.

Постановка русской народной сказки «Колобок» (театр Би-ба-бо).

Цель: развитие артистических способностей; развитие речи (расширение и обогащение словарного запаса, эмоциональное окрашивания речи).

Консультация для родителей «О роли сказок для детей»

Февраль 2019г.

7.

Знакомимся со скороговорками.

Цель: Использование скороговорок для выработки чёткой и правильной дикции.

Показ поставленной сказки «Колобок» детям младшего возраста.

Цель: развитие артистических способностей; развитие речи (расширение и обогащение словарного запаса, эмоциональное окрашивания речи).

Март 2019г.

8.

Постановка русской народной сказки «Репка» (театр Би-ба-бо).

Цель: развитие артистических способностей; развитие речи (расширение и обогащение словарного запаса, эмоциональное окрашивания речи).

Консультация для воспитателей «Фольклор как одна из форм работы по развитию речи»

Апрель 2019г.

9.

Заключительная экскурсия в музей ДОУ «Русская изба».

Цель: знакомство детей с русским фольклором.

Открытый просмотр народной сказки «Репка» родителями.

Май 2019г.

Ожидаемые результаты:

У воспитанников:

-сформируется устойчивый интерес к русскому народному творчеству, традициям и культуре родного края;

-повысится уровень связной речи;

-словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями,

-обобщение и распространение опыта.

У родителей:

-взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи;

-поощрение использования фольклора в играх детей дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...