Конспект НОД с детьми подготовительного к школе возраста "Гости из Кубокосмоса"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Журавлева Татьяна Валентиновна

Занятие по развитию речи  для детей подготовительного к школе возраста с нарушением речи и нарушением зрения. Тема занятия: "Гости из Кубокосмоса".  Проведено в  рамках изучаемой лексической темы "Космос". Цель: развитие фонематических представлений, совершенствование навыка звукового анализа и синтеза, активизация словаря по теме "Космос".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_gosti_iz_kubokosmosa.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 комбинированного вида

Петродворцового района Санкт-Петербурга

НОД

с детьми подготовительного к школе   возраста с нарушением зрения по речевому развитию

Тема: «Гости из Кубокосмоса»

Технологии: игровая, технология обучения на основе опорных сигналов; здоровьесберегающая технология

Журавлева Татьяна Валентиновна

Учитель - логопед ГБДОУ детский сад № 2

2018-2019 уч. год

Цель: развитие  фонематических представлений,  совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • развивать диалогическую речь детей;
  • продолжать формировать умение самостоятельно отвечать на вопросы;
  • развивать произвольное внимание;
  • развивать слуховую, зрительную память;                                        
  • развивать логическое мышление;
  • развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-образовательные:

  • активизировать словарь детей по теме «Космос»;
  • совершенствовать навык звукового анализа и синтеза слов;
  • закреплять умение соотносить звук и букву, букву и звук.

Воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию к познавательной деятельности;
  •  воспитывать интерес к планетам Солнечной системы;
  •  формировать доброжелательное отношение к сверстникам через умение слушать  товарища и принимать мнение другого, умение работать в команде.

Педагогические технологии: 

  • игровая технология;
  • технология обучения на основе опорных сигналов;
  • здоровьесберегающая технология.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Методы и приёмы:

  • словесные, наглядные, практические, игровые методы;
  • наглядно-зрительные, наглядно-слуховые приёмы, беседа, вопросы, художественное слово.

Предварительная работа: 

чтение произведений о космосе, о планетах Солнечной системы;

рассматривание картин и иллюстраций;

отгадывание и заучивание загадок, стихотворений;

изготовление поделок и аппликации, рисование, конструирование;

экспериментирование с использованием  оборудования Теллурий.

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • музыкальная запись;
  • презентация;
  • кубики;
  • коробка - «космический корабль»;
  • детали для ремонта космического корабля;
  • ватман с изображением Солнца и орбит планет Солнечной системы, силуеты планет с липучками;
  • цветные изображения планет  на липучках;
  • половинки букв (С, А, Т, У, Р, Н);
  • карточки-шифровки с буквами и цифрами;
  • карточки с картинками для составления слов по первым звукам;
  • цветные магниты и бумажные кружочки для выкладывания звуковых схем.

Ход НОД: 

1. Организационный момент.

Приветствие гостей.

Логопед: «Ребята, у нас сегодня  гости, давайте поприветствуем их и пожелаем хорошего дня».

Введение в тему занятия.

На интерактивной доске включается отрывок из мультфильма Дмитрия Лазарева «Четверо в кубе».  

Звонит телефон. Логопед спрашивает детей: «Что это за звук, откуда он звучит?  Помогите мне найти его». Вместе идут на звук. Находят коробку, а в нём телефон и кубики.

Логопед: «Да, это те самые 4 кубических инопланетянина. (Достаём из коробки-корабля кубики). Это они подавали  сигнал бедствия».

А вот и послание (логопед достаёт из коробки конверт):

«Мы прилетели с Кубической планеты. Летели исследовать другие миры, но нас затянуло в «чёрную дыру»  и мы не знаем, где мы. К тому же наш корабль сломался, и теперь мы не сможем вернуться на свою планету. Помогите нам, пожалуйста, починить корабль и расскажите, где мы находимся».

Ну что, поможем Кубикам? Давайте сначала расскажем Кубикам о том, куда они попали.

2. Основная часть

Задание 1. Игра «Сломанная буква».  На столах лежат половинки букв — вторую половинку получите у меня, подойдите к столам, посмотрите внимательно, найдите часть буквы, которая подходит к вашей, сядьте за стол и соберите букву.   Назовите  букву.

С, А, Т, У, Р, Н  (дети называют буквы не по порядку).           

Задание 2.  Игра «Расшифруй слово»:

у вас на столах лежат карточки-шифровки. Расставьте буквы по порядку в соответствии с цифрами. Напишите слова, которые у вас получились.   (МЕРКУРИЙ, ВЕНЕРА, ЗЕМЛЯ, НЕПТУН, ЮПИТЕР, УРАН)

- Прочитайте расшифрованные слова (дети читают).

Что обозначают эти слова?  (Это названия планет). Запомните название своей планеты.

 Слайд № 1 «Солнечая система».

Логопед предлагает детям подойти к доске и рассказать Кубикам, что они видят на доске

Ответы детей: Это Солнечная система.

Логопед: Почему она так называется? (Потому что планеты вращаются вокруг Солнца)

Логопед: А теперь найдите изображение  планеты, название которой вы расшифровали и разместите на  орбите. Обратите внимание на размер силуета.

(Дети приклеивают изображение планеты на ватмане ).

  • Все планеты заняли свои места? (Нет, не все).

Задание 3. Игра «Собери слово»

Подойдите к своим столам, возьмите буквы и соберите из них слово.  (Дети собирают слово САТУРН)

  • Найдите изображение планеты, разместите на орбите. (Дети приклеивают изображение планеты на ватмане).

Зрительная гимнастика на расслабление. Закройте глаза, опустите руки вниз и вспомните названия планет, которые мы разместили на орбите. Будьте внимательны. Называет тот, до кого я дотронусь.

Задание 4.  Игра «Летела корова....»: дети встают в круг, разворачивают правую руку ладонью вниз, а левую — ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:

Летела корова,

Съела слово.

Какое слово съела корова?

Кому выпадает очередь отвечать, называет слово  Его сосед вместе с хлопком говорит первый звук; следующий — второй звук и т. д. Задача последнего игрока — не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

Задание 5. Не хватает ещё одной планеты. Какой? (Не хватает МАРСА).

Слово МАРС тоже зашифровано. Догадайтесь, какая звуковая схема соответствует слову МАРС.

Слайд № 2: 

2 звуковые схемы. Дети выбирают соответствующую схему, дают характеристику каждого звука.

  • Теперь разместите планету Марс на орбите.

Логопед:  чтобы наши космические гости запомнили планеты Солнечной системы и смогли хорошо ориентироваться  в космическом пространстве, давайте прочитаем стихотворение:

По порядку все планеты        Пальцы рук образуют круг - «телескоп»,      

Назовет любой из нас!           дети смотрят вправо — влево.

Раз – Меркурий,                      Загибают пальцы по одному.

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

За ним – Нептун.

Физкультминутка (включается музыка)

Наши космические гости привыкли к притяжению Земли. И им будет трудно в условиях невесомости. Давайте их потренируем. Звучит музыка, дети читают пиктограммы на карточках  и копируют движения.  

Задание 6. Игра «Собери слово по первым звукам»

Дети делятся на две команды в соответствии с цветом своего бейджика. Логопед каждой команде даёт карточку с предметными картинками и предлагает составить слово по первым звукам. Назовите получившееся слово.

Какое отношение к нашей Солнечной системе имеют эти два слова? (Луна — спутник Земли. ПЛУТОН — раньше считался планетой, а сейчас нет, т. к. не делает оборота вокруг Солнца).

Задание 7. 

Логопед: присаживайтесь за столы и выложите звуковую схему слова ЛУНА, ПЛУТОН.

(Двое детей  выкладывают схемы  этих слов  на магнитной доске).

  • Сколько звуков в слове ЛУНА?
  • Дайте характеристику каждого звука.
  • Сколько слогов? Почему?

Аналогично работаем со словом ПЛУТОН.

Логопед: «Мы рассказали Кубикам о нашей Солнечной системе, подготовили их к невесомости. Пора чинить космический корабль.  Приступайте к работе».

Дети «чинят» корабль.

(Включается отрывок из мультфильма, где Кубики сообщают о том, что они решили остаться). Логопед предлагает детям пригласить их в группу

  1. Итог занятия.

Вы рады, что Кубики остаются с нами? Понравилось играть? Вам было трудно? Интересно? Что понравилось? Чему мы научили наших космических гостей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы.

Данный конспект иллюстрирует применение на практике нейропсихологического подхода в коррекционной работе. Тема занятия: "Формирование пространственных представлений"....

КОНСПЕКТ занятия с детьми подготовительной к школе группы по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности "Ребенок и другие люди"

Хочу поделиться своим опытом работы с детьми старшего дошкольного возраста по привитию навыков безопасного и здорового образа жизни.  Тема безопасности детей в быту и на улице сего...

Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы «Не рубите ёлочку»

Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы  «Не рубите ёлочку»...

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №3 Патутина Анна Алексеевна

Тема: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Программные задачи: продолжать знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать уважение к мастерам и людям труда, интерес к искус...

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности "школа Экономики"

Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности....