проект "Домик звуков"
проект по логопедии

Шалбина Вера Юрьевна

Пособие предназначено для логопедами  на групповых и индивидуальных занятиях по развитию речи в дошкольных учреждениях с детьми 5-7лет, с детьми-логопатами, для использования учителями с целью развития звукопроизношения, фонематики и звуко-буквенного анализа дошкольников. А также карточки пособия могут использоваться для большого количества речевых игр людям от 3 до 99 лет. 
Ограничений по включению в целевую группу нет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_vera.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тематика

Коррекция и развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Название проекта

«Домик звуков»

Целевая группа

Пособие предназначено для логопедами  на групповых и индивидуальных занятиях по развитию речи в дошкольных учреждениях с детьми 5-7лет, с детьми-логопатами, для использования учителями с целью развития звукопроизношения, фонематики и звуко-буквенного анализа дошкольников. А также карточки пособия могут использоваться для большого количества речевых игр людям от 3 до 99 лет. 
Ограничений по включению в целевую группу нет.

Содержание проекта

Актуальность данного пособия обусловлена вызовом времени: с каждым годом всё большее количество дошкольников нуждается в помощи учителя-логопеда для развития всех сторон речи (словарь, грамматический строй, словообразование, звукопроизношение, связная речь, фонематический слух). 
Созданное мною игровое  настенное пособие имеет вид красочного домика из двух этажей, размер 100 *50см. При создании пособия были использованы качественные материалы: пластиковые панели, деревянные рейки, самоклеющаяся пленка, картон, пластиковые карманы.

Пособие имеет два набора карточек: один с буквами, другой с картинками.

Методика использования: Этот домик - твой ротик. Первый этаж – это нижние зубки. Второй этаж – это верхние зубки. На первом этаже одна большая квартира. В ней живут звуки, которые умеют свистеть (С-СЬ-З-ЗЬ-Ц). Можно спросить малыша, сколько квартир на втором этаже? В первой квартире живут два брата с твердым и мягким характером (Л-ЛЬ), во-второй квартире тоже два брата с твердым и мягким характером (Р-РЬ), в третьей, большой квартире живет семейка шипящих. Их так назвали потому, что они любят шипеть. Нужно вставить в окошки - кармашки буквы и картинки с соответствующим звуком.

Пособие предназначено  использования  на логопедических занятиях с детьми дошкольного (5-7 лет)  возраста для развития звукопроизношения, автоматизации в словах различных звуков (фонетическая сторона речи) и для развития фонематического слуха (фонематическое восприятие). 
Эти  аспекты составляют фонетико-фонематическую компетенцию, предполагающую безупречное продуцирование звуков и развитое звуковосприятие – способность дифференцировать звуки родного языка, выделять и характеризовать фонемы. 
Именно поэтому одна из основных задач логопедической работы с детьми дошкольного возраста – развитие фонетико-фонематической компетенции, без которой не может быть достигнута высокая результативность в освоении школьной программы. 

Задачи, решаемые данным пособием: 
1. Развитие всех сторон речи (звукопроизношение, лексика, грамматика, связная речь, фонематический слух).
2. Развитие творческих способностей и креативности. 
3. Формирование «чувства» родного языка. 
4. Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление) в играх с карточками. 
Пособие «Домик звуков» является необходимым инструментом для учебной, коррекционной и игровой деятельности. Оно помогло сделать занятия интересными и успешными.

Условия реализации проекта

По данному проекту могут работать  специалисты (психологи, логопеды, дефектологи).
Планируемые или полученные результаты


Главный результат  использования пособия— полная автоматизация у ребенка всех поставленных звуков в речи. 
Когда логопед поставил ребенку звук, при использовании пособия «Домик звуков» (хотя бы 3 раза в неделю) данный звук автоматизируется в речи через 1–3 месяца.

Пособие имеет ряд специфических особенностей: 
1. Группы звуков для автоматизации идут в определенном порядке, соответствующем правильной последовательности их постановки: сначала свистящие звуки (с, сь, з, зь, ц); затем шипящие звуки (ш, ж, ч, щ); ротовые соноры (л, ль, р, рь) ставятся и автоматизируются параллельно с другими звуками. 
2. Слова для автоматизации звуков специально подобраны таким образом, чтобы в них практически не встречались звуки из другой группы, которая на данном этапе может быть сложной для ребенка. 
Например, 
-  в словах для автоматизации свистящих звуков (с, сь, з, зь, ц) нет шипящих (ш, ж, ч, щ) и ротовых соноров (л, ль, р, рь); 
-  в словах для закрепления произношения шипящих звуков нет свистящих и ротовых соноров; 
-  для автоматизации звуков л, ль предлагаются слова без свистящих, шипящих и ротовых соноров р, рь; 
-  для отработки звуков р, рь слова подобраны без свистящих, шипящих и ротовых соноров  л, ль. 
Весь речевой материал, приведенный в данном пособии, использовался нами на логопедических занятиях  и уже доказал свою эффективность в автоматизации звуков, развитии слухового восприятия.
Автор надеется, что  пособие «Домик звуков» поможет педагогам  в формировании у дошкольников фонетико-фонематической компетенции, восстановлении звукопроизношения. Это окажет положительное влияние на успешность усвоения ими школьной программы и формирование красивой грамотной речи. 

Дальнейшая работа

Планирую познакомить с опытом изготовления и использования пособия учителей-логопедов нашего района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...