Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности «Автоматизация звука Р на материале лексической темы «Весна» в группе комбинированной направленности для детей 6-7 лет с нарушениями речи.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_zvuka_r_na_materiale_leksicheskoy_temy_rannyaya_vesna.docx | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Трубчанинова И.Г., учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 65» г. Курск |
КОНСПЕКТ
индивидуальной непосредственно образовательной деятельности
«Автоматизация звука Р на материале лексической темы «Весна»
в группе комбинированной направленности
для детей 6-7 лет с нарушениями речи.
Задачи:
-автоматизировать звук [ Р] в чистоговорках, предложениях;
-закреплять представления детей о признаках весны; уточнять понятия «ранняя весна», «поздняя весна»;
-активизировать словарь ребенка определениями (ласковое, доброе, теплое, яркое, лучистое);
-закреплять навык согласования существительных и числительных в речи;
-закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями;
-закреплять знание общих правил грамматики (правописание имён собственных);
-развивать общую моторику рук и тонкую моторику движений пальцев, синхронность работы обеих рук посредством техники «оригами»;
-закреплять ориентацию на плоскости (справа вверху, слева внизу, посередине);
-развивать мышление, воображение, восприятие, внимание, память;
-формировать навык контроля за правильным произношением звуков в речи;
-формировать самостоятельность у детей;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
1. Беседы с детьми по темам: «Весна пришла», «На нашей улице весна», «Как мы трудимся весной».
2. Рассматривание картины «Грачи прилетели» (художник А. Саврасов), «Лес весной» (художник И. Шишкин), «Март» (художник И.Левитан).
4. Изобразительная деятельность: рисование «Капель»; аппликация «Весенняя берёзка».
5. Игра-драматизация по сказке В. Голобородовой «Как зайка ходил весну встречать».
6. Хозяйственно-бытовой труд «Огород на окошке».
7. Заучивание пословиц, поговорок, загадок о весне.
8. Дидактические игры: «Времена года - Весна», «Кто больше назовёт действий», «Что лишнее?».
Материалы и оборудование:
Календарь природы, макет полянки («заснеженная земля», первые весенние цветы, выполненные в технике «бумагопластика»), магнитная доска с солнышком, декоративные камешки – мальбрусы, цветная бумага для оригами, карандаши, картинки-отгадки к загадкам, мяч.
Ход образовательной деятельности
1.Мотивационно-ориентировочный этап:
Учитель-логопед (Л.): Егор, я знаю, что ты лучше всех ребят в группе отгадываешь загадки. Можешь мне помочь? Отгадай загадку:
Сам дней не знает, а другим указывает.
Егор (Е.): Я думаю, что это календарь.
Л.: Давай посмотрим на календарь природы. Какой сегодня день? Какое число? Какой месяц?
Е.: Сегодня вторник, 25 марта.
Л.: Значит, наступило какое время года?
Е.: Март – весенний месяц.
Л.: Какая погода весной?
(Егор рассказывает о погоде весной.)
Л.: Почему все это происходит?
Е.: Потому что солнце стало сильнее припекать.
Л.: Ты знаешь, бывает весна поздняя, а бывает …..
Е.: Ранняя.
Л.: Ранней весной лучики солнца еще не очень сильные и есть места, где они не достают, и снег еще не весь растаял. Я знаю одну такую полянку. Если тебе интересно, то я могу ее показать.
(Переход из группы в кабинет учителя-логопеда)
2. Активизация словаря по теме «Весна». Автоматизация звука [ Р] в потоке речи.
А вот и полянка вся еще покрытая снегом…. и солнышко. Какие лучики у солнышка?
Е.: Лучики короткие.
Л.: Я предлагаю, сказать, какое солнце, и сделать лучики длинными.
Какое солнце?
Е.: Весеннее, ласковое, яркое, лучистое, блестящее, веселое, радостное….. (Егор, называя слова, разматывает ленточку – лучик и располагает на магнитной доске.)
Л.: Какое солнце красивое у нас получилось и стало припекать так сильно, что и снег стал понемногу таять на нашей полянке (Учитель-логопед убирает кусочек синтепона-снега.)
Л.: Что появляется в местах, где тает снег?
Е.: Проталины.
Л.: Давай расчистим снег … Снег тает вверху справа …… Снег тает внизу слева…… Снег тает посередине…..
(Егор выполняет инструкцию и снимает кусочек синтепона и из-под него появляются первоцветы – подснежники, мать-мачеха, крокусы):
Л.: Что появляется весной на проталинках?
Е.: Весной на проталинках появляются первые цветы: подснежники, мать-мачеха, крокусы.
Л.: Посчитаем первоцветы.
Е.: 2 подснежника, 2 мать-и-мачехи., ….. 5 первоцветов.
Л.: А что еще происходит, когда тает много снега?
Е.: Весной бегут ручейки.
Л.: Мы можем тоже сделать бурные звонкие ручейки, но для этого нам надо произнести красиво чистоговорки со звонким звуком Р.
Учитель-логопед дает образец и выкладывает декоративный камешек (мальбрус):
Ра-ра-ра — наступила весенняя пора
Ру-ру-ру — светло весною по утру
Рок-рок-рок - подул тёплый ветерок
Ра-ра-ра — весной растет молодая трава
Ры-ры-ры — много ручейков бежит с горы
Ру-ру-ру — грачи ходят по бугру
Ри-ри-ри — прилетают скворцы, жаворонки и журавли
Ре-ре-ре — гнёзда грачей на берёзе
Ра-ра-ра — весне рада детвора
Ра-ра-ра — кораблики по лужам пускает детвора
3. Развитие мелкой моторики. Работа в технике «Оригами».
Л.: Я знаю, что ребята любят пускать кораблики по ручейкам. Мне очень хочется сделать кораблик, а тебе?
(Учитель-логопед и Егор делают кораблики.)
Л.: У каждого кораблика есть название. Давай придумаем названия со звуком Р.
Л.: Я назову свой кораблик «Быстрый», а ты?
Л.: Как ты думаешь, если «Быстрый»- это имя корабля, то, как мы должны его напечатать?
Е.: Все имена мы печатаем с большой буквы.
(Егор придумывает название для своего кораблика и печатает его на борту.)
Л.: Прочитаем названия наших кораблей.
Учитель-логопед, читая стихотворение, запускает свой кораблик в ручеек на полянке:
Я в весенний ручеек запущу кораблик,
пусть к реке плывет большой,
Весело сигналит.
На борту его – Весна,
Ветерочек гонит.
Л.: А что наш кораблик может повезти в трюме?
(Егор придумывает, что может повезти кораблик.)
4. Развитие навыка составления предложения с заданным словом. Развитие мышления.
Л.: А кораблик наш повезет отгадки к загадкам про весну:
(Егор отгадывает загадки и составляет предложения со словами-отгадками.)
По весенней чёрной пашне кто-то ходит, строг и важен.
Прыгнет, крыльями помашет - крылья чёрные, как сажа.
Не отмыть её, хоть плачь! Этой птице имя … грач
***
Из - под снега побежал, заворчал и зажурчал.
Я кораблик смастерю, и ему я подарю.
В блеске солнечных лучей унесёт его ... ручей.
***
Полюбуйся, что за фокус – из – под снега вылез ….. крокус
***
Белые овечки бегают по свечке. ….. верба
***
На шесте дворец, во дворце – певец …. скворец
***
Он на улице живёт,
Листья осенью несёт,
А зимой несёт снежинки,
Иногда весной - дождинки,
Летом, если он подует -
С головы панамку сдует….. ветер
5. Работа с деформированным предложением.
Л.: А в какие игры ты играешь весной?
(Егор называет игры, в которые он любит играть.)
Л.: А я люблю играть в мяч. Предлагаю тебе поиграть в мяч.
Игра «Что сначала, что потом»
Л.: Наступила весна, потому что тает снег.
Е.: Тает снег, потому что наступила весна.
Аналогичная работа с другими предложениями:
Ярко светит солнце, потому что лёд на реках, прудах и озёрах покрывается трещинами.
Пригревает солнышко, потому что тают сосульки.
Наступила весенняя пора, потому что почки на деревьях набухают и раскрываются.
Наступила весна, потому что возвращаются из теплых краёв птицы.
Пришла весна, потому что звери просыпаются после зимней спячки.
Тепло стало на улице, потому что зеленеет и ковром покрывает землю трава.
Наступили весенние дни, потому что появились первые весенние цветы.
Наступили весенние дни, потому что люди начинают работу на огородах.
6. Рефлексивно-оценочный этап:
Л.: Спасибо тебе, Егор, за хорошую работу на занятии, за хорошее настроение. А какое у тебя настроение? Что тебе понравилось на занятии?
(Егор рассказывает о своем настроении.)
Л.: Мяч у нас тоже веселый, ты можешь взять его собой в группу, чтобы у всех ребят было весёлое, радостное и хорошее настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект индивидуальной логопедической образовательной деятельности (автоматизация звука Ш) "В гости к Каркуше-говоруше"
Конспект для проведения логопедического занятия для ребенка-дислалика старшей группы детского сада....
Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности «Автоматизация звука «С» в слогах, словах, предложениях и в тексте»
Автоматизация звука "С" в согах, словах, предложениях и в тексте....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности учителя-дефектолога с использованием ИКТ. Лексическая тема: «Весна»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования и ИКТ....
Конспект групповой непосредственно - образовательной деятельности с использованием элементов хромотерапии "Путешествие в Радужную страну" в группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет с нарушением речи.
План - конспект групповой непосредственно - образовательной деятельности, направленной на развитие речи, активизацию эмоционального восприятия и мыслительной активности дошкольников, ...
Индивидуальная непосредственно-образовательная деятельность "Автоматизация звука Ш".
Индивидуальная непосредственно-образовательная деятельность на тему "Автоматизация звука Ш" с использованием кинезиологических упражнений и "Су-джок....
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] в словах. Лексическая тема «Животные жарких стран»
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в словах. Лексическая тема "Животные жарких стран"...
Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему: «Рисование собаки методом «тычка»» для детей старшей группы
Конспектитоговой непосредственной образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитию (рисование)на тему: «Рисование собаки методом «тычка»»для детей старшей гр...