Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности «Автоматизация звука Р на материале лексической темы «Весна» в группе комбинированной направленности для детей 6-7 лет с нарушениями речи.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Трубчанинова Ирина Геннадьевна
План-конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения на материале лексической темы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трубчанинова И.Г.,

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 65»

г. Курск

КОНСПЕКТ

индивидуальной непосредственно образовательной деятельности

«Автоматизация звука Р на материале лексической темы «Весна»

в группе комбинированной направленности

 для детей 6-7 лет с нарушениями речи.

Задачи: 

-автоматизировать звук [ Р] в чистоговорках, предложениях;

-закреплять представления детей о признаках весны; уточнять понятия «ранняя весна», «поздняя весна»;

-активизировать словарь ребенка определениями (ласковое, доброе, теплое, яркое, лучистое);

-закреплять навык согласования существительных и числительных в речи;

-закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями;

-закреплять знание общих правил грамматики (правописание имён собственных);

-развивать общую моторику рук и тонкую моторику движений пальцев, синхронность работы обеих рук посредством техники «оригами»;

-закреплять ориентацию на плоскости (справа вверху, слева внизу, посередине);

-развивать мышление, воображение, восприятие, внимание, память;

-формировать навык контроля за правильным произношением звуков в речи;

-формировать самостоятельность у детей;

-воспитывать бережное отношение к природе.

 Предварительная работа:

1. Беседы с детьми по темам: «Весна пришла», «На нашей улице весна», «Как мы трудимся весной».

2. Рассматривание картины «Грачи прилетели» (художник А. Саврасов), «Лес весной» (художник И. Шишкин), «Март» (художник  И.Левитан).

4. Изобразительная деятельность: рисование «Капель»; аппликация «Весенняя берёзка».

5. Игра-драматизация по сказке В. Голобородовой «Как зайка ходил весну встречать».

6.  Хозяйственно-бытовой труд «Огород на окошке».

7.  Заучивание пословиц, поговорок, загадок о весне.

8.  Дидактические игры: «Времена года - Весна», «Кто больше назовёт действий», «Что лишнее?».

Материалы и оборудование:

Календарь природы, макет полянки («заснеженная земля»,  первые весенние цветы, выполненные в технике «бумагопластика»), магнитная доска с солнышком, декоративные камешки – мальбрусы, цветная бумага для оригами, карандаши, картинки-отгадки к загадкам, мяч.

Ход образовательной деятельности

1.Мотивационно-ориентировочный этап:

Учитель-логопед (Л.): Егор, я знаю, что ты лучше всех ребят в группе отгадываешь загадки. Можешь мне помочь? Отгадай  загадку:

Сам дней не знает,  а другим указывает.

Егор (Е.): Я думаю, что это календарь.

Л.: Давай посмотрим на календарь природы. Какой сегодня день? Какое число? Какой месяц?

Е.: Сегодня вторник, 25 марта.

Л.: Значит, наступило какое время года?

Е.:  Март – весенний месяц.

Л.: Какая погода весной?

(Егор рассказывает о погоде весной.)

Л.: Почему все это происходит?

Е.: Потому что солнце стало сильнее припекать.

Л.: Ты знаешь, бывает весна поздняя, а бывает …..

Е.: Ранняя.

Л.: Ранней весной лучики солнца еще не очень сильные и есть места, где они не достают, и снег еще не весь растаял. Я знаю одну такую полянку. Если тебе интересно, то я могу ее показать.  

(Переход из группы в кабинет учителя-логопеда)

2. Активизация словаря  по теме «Весна». Автоматизация звука [ Р] в потоке речи. 

А вот и полянка вся еще покрытая снегом…. и солнышко. Какие лучики у солнышка?

Е.: Лучики короткие.

Л.: Я предлагаю, сказать, какое солнце, и сделать лучики длинными.

Какое солнце?

Е.: Весеннее, ласковое, яркое, лучистое, блестящее, веселое, радостное….. (Егор, называя слова, разматывает ленточку – лучик и располагает на магнитной доске.)

Л.: Какое солнце красивое у нас получилось и стало припекать так сильно, что  и снег стал понемногу таять на нашей полянке (Учитель-логопед убирает кусочек синтепона-снега.)

Л.: Что появляется в местах, где тает снег?

Е.: Проталины.

Л.: Давай расчистим снег … Снег тает вверху справа …… Снег тает внизу слева…… Снег тает посередине…..

(Егор выполняет инструкцию и снимает кусочек синтепона и из-под него появляются  первоцветы – подснежники, мать-мачеха, крокусы):

Л.: Что появляется весной на проталинках?

Е.: Весной на проталинках появляются первые цветы: подснежники, мать-мачеха, крокусы.

Л.: Посчитаем первоцветы.

Е.:  2 подснежника, 2 мать-и-мачехи., ….. 5 первоцветов.

Л.: А что еще происходит, когда тает много снега?

Е.: Весной бегут ручейки.

Л.: Мы можем тоже сделать бурные звонкие ручейки, но для этого нам надо произнести красиво чистоговорки со звонким звуком Р.

Учитель-логопед дает образец и выкладывает декоративный камешек  (мальбрус):

Ра-ра-ра — наступила весенняя пора

Ру-ру-ру — светло весною  по утру

Рок-рок-рок - подул  тёплый ветерок

Ра-ра-ра — весной растет молодая трава

Ры-ры-ры — много ручейков бежит с горы

Ру-ру-ру — грачи ходят по бугру

Ри-ри-ри — прилетают скворцы, жаворонки и  журавли

Ре-ре-ре — гнёзда грачей на берёзе

Ра-ра-ра — весне рада детвора

Ра-ра-ра — кораблики по лужам пускает детвора

3. Развитие мелкой моторики. Работа в технике «Оригами».

Л.: Я знаю, что ребята любят пускать кораблики по ручейкам. Мне очень хочется сделать кораблик, а тебе?

(Учитель-логопед и Егор делают кораблики.)

Л.: У каждого кораблика есть название. Давай придумаем  названия со звуком Р.

Л.: Я назову свой кораблик «Быстрый», а ты?

Л.: Как ты думаешь, если «Быстрый»- это имя корабля, то, как мы должны его напечатать?

Е.: Все имена мы печатаем с большой буквы.

(Егор придумывает название для своего кораблика и печатает его на борту.)

Л.: Прочитаем названия наших кораблей.

Учитель-логопед, читая  стихотворение, запускает свой кораблик в ручеек на полянке:                    

Я в весенний ручеек запущу кораблик,

пусть к реке плывет большой,

Весело сигналит.

На борту его – Весна,

Ветерочек гонит.

Л.: А что наш кораблик может повезти в трюме?  

(Егор придумывает, что может повезти кораблик.)

4. Развитие навыка составления предложения с заданным словом. Развитие мышления.

Л.: А кораблик наш повезет отгадки к загадкам про весну:

(Егор отгадывает загадки и составляет предложения со словами-отгадками.)

По весенней чёрной пашне кто-то ходит, строг и важен.

Прыгнет, крыльями помашет - крылья чёрные, как сажа.

Не отмыть её, хоть плачь! Этой птице имя … грач

***

Из - под снега побежал, заворчал и зажурчал.
Я кораблик смастерю, и ему я подарю.
В блеске солнечных лучей унесёт его ...  
ручей.

***

Полюбуйся, что за фокус – из – под снега вылез ….. крокус

***

Белые овечки бегают по свечке. ….. верба

***

На шесте дворец, во дворце – певец …. скворец

***

Он на улице живёт,
Листья осенью несёт,
А зимой несёт снежинки,
Иногда весной - дождинки,
Летом, если он подует -
С головы панамку сдует…..
ветер

5. Работа с деформированным предложением.

 Л.: А в какие игры ты играешь весной?

(Егор называет игры, в которые он любит играть.)

Л.: А я люблю играть в мяч. Предлагаю тебе поиграть в мяч.

Игра «Что сначала, что потом»

Л.: Наступила весна, потому что тает снег.

Е.: Тает снег, потому что наступила весна.

Аналогичная работа с другими предложениями:

Ярко светит солнце, потому что лёд на реках, прудах и озёрах покрывается трещинами.

Пригревает солнышко,  потому что тают сосульки.

Наступила весенняя пора, потому что почки на деревьях набухают и раскрываются.

Наступила весна, потому что возвращаются из теплых краёв  птицы.

Пришла весна, потому что звери просыпаются после зимней спячки.

Тепло стало на улице, потому что зеленеет и  ковром покрывает землю трава.

Наступили  весенние дни, потому что появились первые весенние цветы.

Наступили весенние дни, потому что люди начинают работу на огородах.

6. Рефлексивно-оценочный этап:

Л.: Спасибо тебе, Егор, за хорошую работу на занятии, за хорошее настроение. А  какое у тебя настроение? Что тебе понравилось на занятии?

(Егор рассказывает о своем настроении.)

Л.: Мяч у нас тоже веселый, ты можешь взять его собой в группу, чтобы у всех ребят было весёлое, радостное и хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект индивидуальной логопедической образовательной деятельности (автоматизация звука Ш) "В гости к Каркуше-говоруше"

Конспект для проведения логопедического занятия для ребенка-дислалика старшей группы детского сада....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности учителя-дефектолога с использованием ИКТ. Лексическая тема: «Весна»

Конспект  непосредственно – образовательной деятельности учителя-дефектолога  с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования и ИКТ....

Конспект групповой непосредственно - образовательной деятельности с использованием элементов хромотерапии "Путешествие в Радужную страну" в группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет с нарушением речи.

План - конспект групповой непосредственно - образовательной деятельности, направленной  на развитие речи, активизацию эмоционального восприятия и мыслительной  активности дошкольников, ...

Индивидуальная непосредственно-образовательная деятельность "Автоматизация звука Ш".

Индивидуальная непосредственно-образовательная деятельность на тему "Автоматизация звука Ш" с использованием кинезиологических упражнений и  "Су-джок....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] в словах. Лексическая тема «Животные жарких стран»

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в словах. Лексическая тема "Животные жарких стран"...

Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему: «Рисование собаки методом «тычка»» для детей старшей группы

Конспектитоговой непосредственной образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитию (рисование)на тему: «Рисование собаки методом «тычка»»для детей старшей гр...