«Развитие мелкой моторики у детей с ТНР»
статья по логопедии (старшая группа)

Крутякова Ольга Васильевна

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Сотрудники института физиологии детей и подростков установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Развитие мелкой моторики рук имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya1234.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

Развитие мелкой моторики у детей с ТНР

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Сотрудники института физиологии детей и подростков установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Развитие мелкой моторики рук имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка и имеет большое значение. Современные ученые доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движение пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Если у ребенка развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук не соответствует возрасту, есть патология, то такие дети нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению. У значительного большинства детей с речевыми нарушениями пальцы малоподвижны, движения их не точны, не согласованны. Такие дети не могут длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомляемости его движения становятся неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими.

Неречевая симптоматика при алалии включает моторные, сенсорные и психопатологические симптомы. У детей наблюдается общая моторная неловкость, дискоординация движений, неуклюжесть, замедленность и расторможенность движений. Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук.

Врачи нередко говорят, что «речь ребёнка – на кончиках его пальцев». Эту фразу можно объяснить связью мелкой моторики и некоторых речевых центров. Таким образом, чем лучше развиты пальчики ребенка, тем лучше развивается его речь.

Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение.

Есть масса игр и упражнений для развития мелкой моторики, посредством их можно решить сразу несколько задач. Это и развитие мелкой моторики, и пространственной ориентировки, внимания и мышления.

Игры с ребристыми счётными палочками:

«шумелки» (или «добывание огня» с карандашами) с одной или несколькими палочками

«гонки» (или «утюжок» с карандашами)- катать палочку ладошкой одной руки, двумя ладошками  две палочки одновременно, чередование рук. «Покатаю вверх и вниз, крепче палочка держись».

«тихо-громко» -тихонько стучим по столу, громко стучим

«вертолёт»- вращение палочки между большим, указательным и средним пальцами. «Отправляется в полёт наш красавец вертолёт»

«волчок» или «юла»- вращение палочки на столе указательным и большим пальцами. «По столу круги катаю, палочку не выпускаю»

«ладошка»- ладошка лежит на столе, вертикально палочкой обрисовываем ладошку. «Нарисую я ладошку, отдохну потом немножко»

«заборчик»- зажимаем одну или несколько палочек между большим и другими пальцами по очереди

Собираем палочки одного цвета, связываем резиночкой

Цветные дорожки

Конструирование дорожек, геометрических фигур, предметов заданного цвета

«конфетки»- собрать палочки одного цвета и завернуть в фольгу. Также с фольгой: смять-разгладить, порвать-подуть, завернуть- развернуть предмет, чеканка

«ёжик для карандашей»- массаж рук: побегать пальчиками всеми сразу, по одному, погладить ладошками; вкладываем палочки вертикально или горизонтально (вдоль, поперёк, крест накрест)

С бусами: нанизывание на шнурок бусинок определённого цвета, формы, цвета и формы; «Чудесный мешочек» (найти одинаковые фигурки), покрутить бусинку на палочке, перекатывать на палочке; разложить фигурки по парам, выбрать две уточки (зайчика, улитки), одеть на палочку бусинки так, чтобы уточки плыли друг к дружке, друг от дружки, друг за другом, в одну сторону, в разные стороны

С шашками- разложить палочки на столе вертикально или горизонтально, кладём шашку в начало, указательным пальцем проходим препятствия, двумя пальцами: указательным и средним с двумя шашками проходим препятствие

Необходимо обязательно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Систематические упражнения по развитию мелкой моторики рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Ребенок с плохой координацией движения рук хуже рисует, испытывает трудности на занятиях физкультурой, трудового обучения, поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно, еще задолго до поступления в школу и продолжать совершенствовать в течение всего периода обучения ребенка в двух первых классах. Если у ребенка будет развита ручная моторика, то снизится психологическая нагрузка при обучении письму, ему интересно будет учиться.          Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук способствуют также развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат улавливать ритм речи. Практика показывает необходимость развития тонких движений пальцев с самого раннего возраста.       Как можно больше с детьми  необходимо проводить активные игры:складывание кубиков, игры с песком и водой, простейшими сборными игрушками, учить лепить из пластилина, работать цветными мелками, карандашом, конструировать, вырезать, клеить, определять на ощупь материал: песок, бумага, мех и т.д.

Необходимо учить застегивать пуговицы и простые крючки, пользоваться ложкой и вилкой. К 5 годам надо обучать раскрашиванию, рисованию, копированию основных форм: круг, крест, квадрат, вырезанию, склеиванию, зашнуровыванию ботинок. Полезно использовать специальные упражнения: раскладывание предметов на кучки с учетом величины формы, игры: «Почтовый ящик», доски Сегена, «Волшебный мешочек». Полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой. В процессе изобразительной деятельности у ребенка развивается ручная умелость, зрительно-моторная координация, готовность руки к письму. И многолетние наблюдения показывают насколько эффективна эта работа для развития речи детей. Использование этих упражнений, пальчиковых игр позволяет:

- регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей

 - совершенствовать внимание, память

-облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма

- установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей

-подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями массовых и логопедических групп.

При работе с детьми с нарушениями речи по развитию тонкой моторики рук следует:

1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

 2. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время, систематической.

3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

 4. Вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными.

5. Начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом обе).

 6. Упражнения выполняются непродолжительно.

Задача педагогов  - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...