Применение технологии «бионергопластика» в работе с детьми дошкольного возраста
консультация по логопедии

   Дефекты звукопроизношения встречаются практически  при любом нарушении речи. За последние годы увеличилось количество детей с полиморфным нарушением звукопроизношения, стертой формой дизартрии. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей. Чтобы деятельность, организуемая учителем-логопедом, была более результативной, необходим постоянный педагогический поиск современных технологий, методов и приёмов, которые предоставят возможность исправления нарушений у детей дошкольного возраста. На мой взгляд, одной из таких технологий является биоэнергопластика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bioenergoplastika.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологии «бионергопластика» в работе с детьми дошкольного возраста

   Дефекты звукопроизношения встречаются практически  при любом нарушении речи. За последние годы увеличилось количество детей с полиморфным нарушением звукопроизношения, стертой формой дизартрии. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей. Чтобы деятельность, организуемая учителем-логопедом, была более результативной, необходим постоянный педагогический поиск современных технологий, методов и приёмов, которые предоставят возможность исправления нарушений у детей дошкольного возраста. На мой взгляд, одной из таких технологий является биоэнергопластика.

   Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. 
Поэтому я пришла к выводу, что необходимо обратиться к необычному и нестандартному методу выполнения артикуляционной гимнастики – использованию биоэнергопластики. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивацию детей, 
эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога на протяжении всего занятия.

   Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов - биоэнергия и пластика.

Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.

Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук.

Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

   Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.2 Подбирается движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Важно объяснить каждому ребенку, что его язычок и ладонь при выполнении артикуляционных упражнений должны работать одновременно, ритмично.

  Исследователи отмечают, что использование методов биоэнергопластики способствует укреплению мышц речевого аппарата, движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными. Данный метод эффективен в коррекции нарушенных звуков у детей, имеющих нарушения в иннервации речевого аппарата. Ученые пришли к выводу, что движения рук многократно усиливают импульсы, идущие от артикуляционного аппарата к тем зонам коры головного мозга, которые отвечают за речь.

Проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает четыре этапа:

Первый этап диагностический. На этом этапе проводится исследование двигательного праксиса мелкой моторики, строение и подвижности органов артикуляции и подбор комплекса упражнений с учётом нарушенных звуков.

Второй этап подготовительный. На этом этапе устанавливаются доверительные отношений с ребенком, создаётся положительный эмоциональный настрой, вызывается интерес к коррекционной деятельности. Ребёнка знакомят с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по традиционной методике, упражнения выполняются сидя перед зеркалом, педагог сопровождает гимнастику движениями ведущей руки, под счет. Таким образом, ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их.

Третий этап основной. Учитель-логопед вместе с ребенком выполняет упражнение, сопровождает показ движением одной руки. Ребенок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движение кистью одной руки. Педагог следит за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, что бы движения были плавными и раскрепощенными. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обоих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата. Учитель-логопед следит за качеством и ритмичным выполнением упражнений. При этом двумя руками продолжает давать четкий образец движения. На этом этапе можно использовать ручную модель языка или куклы перчатки для эмоционального подъема детей и длительного удержания интереса к гимнастике.

Четвертый этап заключительный. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. На данном этапе для дальнейшего совершенствования движений органов артикуляционного аппарата, совершенствование пальцевой моторики, координации движений, внимания можно использовать сопровождение стихотворными текстами артикуляционно-пальчиковых упражнений.

Предлагаем  примеры  артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики:

«Птенчики»
Ладонь в вертикальном положении. Большой палец выставлен вперед, перпендикулярно остальным.

«Лопаточка»
Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз.

«Чашечка»
Ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки.

«Иголочка»
Пальцы сжаты в кулак, указательный палец выставлен вперёд.

«Киска сердится», «горка»

Пальцы сомкнуты, ладонь согнута.

«Часики»
Ладонь сжата в кулак. Указательный палец поднят вверх. Под счёт кисть руки поворачивается влево-вправо.

«Змейка»
Ладонь сжата в кулак. Под счёт ладонь с сомкнутыми пальцами выпрямляется, затем опять сжимается, производя движение вперёд-назад.

«Качели»
Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх.

«Футбол»
Ладонь сжата в кулак. Указательный палец впереди. Указательный палец вместе с кистью поворачивается влево-вправо.

«Почистить зубы»

Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд. Указательный палец производит движение по кругу.

«Лошадка»
Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.

«Вкусное варенье»

Ладонь в форме чашечки. Сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.

«Улыбка»
Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены.

«Заборчик»
Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы сомкнуты.

«Трубочка»
Ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку.

«Хоботок»
Ладонь сжата в кулак.

«Наказать непослушный язычок»

В горизонтальном положении четыре сомкнутых пальца, большой палец прижат к среднему. Производить быстрые постукивания большого пальца по среднему.

«Почистим зубы»

Согнутая ладонь с сомкнутыми пальцами. Ладонь выпрямляется, опять сгибается. Затем согнутая ладонь движется влево-вправо.

«Кто дальше загонит мяч?»

Рука ладонью вниз находятся в горизонтальном положении. Во время движения ватки по столу, ладонь движется вперёд.

«Фокус»

Ладонь сжата в кулак. Когда вата взлетает вверх, пальцы разжаты и расставлены.

«Приклей конфетку»

Кисть находится в горизонтальном положении ладонью вверх. Пальцы сомкнуты. Кисть поднимается вверх, затем опускается.

«Грибок»

Кисть одной руки располагается вертикально, кисть другой расположена горизонтально на кисти первой руки.

«Гармошка»

Рука лежит на столе ладонью вниз. Во время опускания и поднимания нижней челюсти опускается и поднимается кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.

«Индюк», «Болтушка»

Четыре пальца сомкнуты, большой палец прижат к указательному. Четыре пальца производят быстрые движения вверх-вниз.

«Пароход гудит»

Ладонь с сомкнутыми пальцами располагается горизонтально.

«Самолёт гудит»

Ладонь с расставленными пальцами располагается горизонтально.

«Маляр»

Ладонь располагается вертикально, пальцы сомкнуты. Движение ладони вперёд-назад.

«Дятел»

Пальцы одной руки сомкнуты и немного сжаты, стучат по ладони другой руки.

Применение биоэнергопластики дает положительную динамику в развитии артикуляционной, пальчиковой моторики, развитии памяти, внимания, мышления, чувства ритма, ориентировки в пространстве, а так же значительно облегчает постановку и введения звуков в речь. Биоэнергопластика способствует успешности ребенка, так как кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма. Использование биоэнергопластики позволяет

  • благотворно воздействует на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья;
  • улучшает двигательные возможности ребенка;
  • способствует коррекции звукопроизношения и фонематических процессов;
  • синхронизирует работу речевой моторики;
  • сокращает время занятий, усиливая их результативность;
  • позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Таким образом, применение биоэнергопластики позволяет сделать работу педагога достаточно продуктивной, открывает новые творческие возможности в коррекционной работе для ребенка и педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста

Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста...

Мастер-класс для педагогов: Применение информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Цель:Повышение профессиональной компетентности педагогов через эффективное использование информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения и развития ребёнка.Задачи:Повысить уровень мастерс...

Применение игровых технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья об использовании игровых технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР...

Применение технологий закаливания в работе с детьми дошкольного возраста

Основные  правила закаливания•первое правило закаливания: постепенность процесса. Искусственно ускорять его опасно - эффект может оказаться прямо противоположным•Второе правило...

Применение технологии "Лепбук" в работе с детьми дошкольного возраста

В доклада отражены особенности технологии "Лэпбук"....