Конспект занятия "Мои права"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Щекотько Надежда Анатольевна

Предлагаю вашему вниманию конспекты коррекционно-развивающих  занятий "Мои права- 1 и "Мои права-2" для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_prava.docx35.53 КБ
Файл moi_prava_-_2.docx15.85 КБ

Предварительный просмотр:

Ноябрь, 2-я неделя - (7.11.-11.11)

Тема «Мои права.» (1)

Цель:  упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях.

Задачи:

 коррекционно-образовательные:  развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности; учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

коррекционно-развивающие: коррегировать речь, память, мышление воспитанников, расширять их кругозор, обогащать словарный запас;

коррекционно-воспитательные: воспитывать чувство уважения к другим людям.

Наглядность и оборудование:  мяч, индивидуальные зеркала, рабочие листы (тетради),  простые и цветные карандаши.

Речевой материал к занятию: «Волшебный сундучок» с картинками, шляпа, индивидуальные зеркала.

Ход занятия

1.   Организационный  момент

По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают всех на свете.

2. Беседа по теме.

Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их и  правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей.

- А что же такое право? (Высказывания детей.)

Право - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.

Логопед: Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же в нем находится.

Свидетельство о рождении.

- Что это за документ? (Первый документ каждого человека. Выдается после рождения.)

- О каком праве он напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество.)

- Зачем нам нужно имя? (Чтоб нас не перепутали, различали)

Знают, знают все на свете,

Знают взрослые и дети –                                                   

Имя каждому дано, 

И у каждого одно!

 - Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом? (Называть друг друга по имени)

Игра « Шляпа знакомств».

 Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)

– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

Логопед:  Ребята, сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве она говорит?

Верно, право на семью.

Что вы знаете об этом праве? (У каждого человека должны быть папа, мама)

Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

Семья самое дорогое, что есть у человека.

Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье? (Ответы детей)

Логопед:  Сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве нам может она рассказать? (Право на отдых)

- Как можно отдохнуть детям? (Играть в игры, Смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)

-  Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых - поиграть в народную игру «Что мы делаем – не скажем, а что делаем – покажем!»

 

Логопед: Ребята, у каждого ребенка есть право выражать свое мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов. Вы можете сообща: петь, играть и веселиться, бегать, прыгать и резвиться!

Логопед: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она нам расскажет? (Право на образование)

- Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания

 - Где можно получить образование? (В школе, в детском саду, в училище, в институте)

- Для чего надо учиться? (Чтоб получить профессию, диплом)

- Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.

- В чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться.)

Логопед: Следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она напоминает?

 (О праве на жилище.)

- Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)

- Почему? (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.) Это право на имущество, оно неприкосновенно.

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом!

Детство только раз бывает

У ребят любой страны.

Пусть никто из них не знает

Никакой беды!

Логопед: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка говорит о …Праве на медицинский уход

Вопросы Ребенку:

- Кто изображен на рисунке?

- Что он делает?

- О каком праве он тебе напоминает? (О праве на медицинский уход.)

Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, закаляться, больше есть овощей и фруктов.

Логопед: Посмотрите друг на друга, какие вы разные, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас теперь знает эти права и никогда не будет нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди - и маленькие и большие - имеют права.

3. Физминутка.

Игра «Все будет хорошо».

Дети встают в круг, делают 2-3 глубоких вдоха. Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения.

В небе солнышко взошло (поднимают руки – вдох)
И всем улыбнулось, (опускают руки – выдох)
Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки – вдох)
И больше не взгрустнулось (опускают руки – выдох).

4. Артикуляционная гимнастика.

5.Итог занятия.

Ноябрь, 2-я неделя - (7.11.-11.11)

Тема «Мои права.» (2)

Цель:  систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях.

Задачи:

 коррекционно-образовательные:  показать единство прав и обязанностей, объяснить, что каждый человек имеет не только права, но и обязанности, формировать адекватное отношение к соблюдению и нарушению общечеловеческих норм и принципов морали;

коррекционно-развивающие: коррегировать речь, память, мышление воспитанников, расширять их кругозор, обогащать словарный запас;

коррекционно-воспитательные: воспитывать уважение к правам человека;

воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.

Наглядность и оборудование:  мяч, индивидуальные зеркала, рабочие листы (тетради),  простые и цветные карандаши.

Речевой материал к занятию: мяч, индивидуальные зеркала.

Ход занятия

1.   Организационный  момент

- О чём говорили на прошлом занятии? Какие права есть у каждого?

2. Работа по теме. Игра «Наши права»

-Давайте, вместе сформулируем права ребенка в детском саду и дома: ребенок имеет право…

– на заботу родителей;

– играть;

– отдыхать;

– гулять;

– высказывать свое мнение.

-Ребята, какими правами вы пользуетесь дома? (Высказывание детей.)

Обязанность – это то, что, безусловно, должно быть выполнено кем-то.

Ребята, какие обязанности у вас есть дома, в детском саду?

3. Дидактическая игра “Можно или нельзя.”

Дети встают в круг, логопед кидает одному игроку мяч и называет какое-либо правили или его нарушение. В ответ игрок говорит, можно это делать или нельзя, и ловит, если можно, мяч, или отбрасывает, если нельзя. Перечень правил:

- не разговаривай во время еды;

- закрывай рот платком или рукой при кашле;

- не читай лежа;

- не смотри долго телевизор;

- не обижай животных;

- не включай электроприборы;

- не перебивай другого человека;

- учись всю жизнь;

- соблюдай существующие правила;

- умей сдерживать себя, когда злишься;

- помогай тому, кто нуждается;

- клади каждую вещь на свое место;

- не отвлекайся во время занятий;

- не дерись и не обзывайся и т.д.

4. «Придумай правило»

Давайте, придумаем правила, которые помогут нам жить дружно!

  1. Если игрушка одна – играй по очереди, но будь всегда добрым – поделись с друзьями, ведь вместе играть всегда веселее.
  2. Не забывай говорить слова благодарности, и помоги другому, когда тебя об этом просят.
  3. Если кто-то попал в беду, постарайся помочь сам или позови взрослых.
  1. Игра «Все будет хорошо».

Дети встают в круг, делают 2-3 глубоких вдоха. Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения.

В небе солнышко взошло (поднимают руки – вдох)
И всем улыбнулось, (опускают руки – выдох)
Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки – вдох)
И больше не взгрустнулось (опускают руки – выдох).

6.Артикуляционная гимнастика.

7. Итог занятия.



Предварительный просмотр:

Тема «Мои права.» (2)

Цель:  систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях.

Задачи:

 коррекционно-образовательные:  показать единство прав и обязанностей, объяснить, что каждый человек имеет не только права, но и обязанности, формировать адекватное отношение к соблюдению и нарушению общечеловеческих норм и принципов морали;

коррекционно-развивающие: коррегировать речь, память, мышление воспитанников, расширять их кругозор, обогащать словарный запас;

коррекционно-воспитательные: воспитывать уважение к правам человека;

воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.

Наглядность и оборудование:  мяч, индивидуальные зеркала, рабочие листы (тетради),  простые и цветные карандаши.

Речевой материал к занятию: мяч, индивидуальные зеркала.

Ход занятия

1.   Организационный  момент

- О чём говорили на прошлом занятии? Какие права есть у каждого?

2. Работа по теме. Игра «Наши права»

-Давайте, вместе сформулируем права ребенка в детском саду и дома: ребенок имеет право…

– на заботу родителей;

– играть;

– отдыхать;

– гулять;

– высказывать свое мнение.

-Ребята, какими правами вы пользуетесь дома? (Высказывание детей.)

Обязанность – это то, что, безусловно, должно быть выполнено кем-то.

Ребята, какие обязанности у вас есть дома, в детском саду?

3. Дидактическая игра “Можно или нельзя.”

Дети встают в круг, логопед кидает одному игроку мяч и называет какое-либо правили или его нарушение. В ответ игрок говорит, можно это делать или нельзя, и ловит, если можно, мяч, или отбрасывает, если нельзя. Перечень правил:

- не разговаривай во время еды;

- закрывай рот платком или рукой при кашле;

- не читай лежа;

- не смотри долго телевизор;

- не обижай животных;

- не включай электроприборы;

- не перебивай другого человека;

- учись всю жизнь;

- соблюдай существующие правила;

- умей сдерживать себя, когда злишься;

- помогай тому, кто нуждается;

- клади каждую вещь на свое место;

- не отвлекайся во время занятий;

- не дерись и не обзывайся и т.д.

4. «Придумай правило»

Давайте, придумаем правила, которые помогут нам жить дружно!

  1. Если игрушка одна – играй по очереди, но будь всегда добрым – поделись с друзьями, ведь вместе играть всегда веселее.
  2. Не забывай говорить слова благодарности, и помоги другому, когда тебя об этом просят.
  3. Если кто-то попал в беду, постарайся помочь сам или позови взрослых.
  1. Игра «Все будет хорошо».

Дети встают в круг, делают 2-3 глубоких вдоха. Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения.

В небе солнышко взошло (поднимают руки – вдох)
И всем улыбнулось, (опускают руки – выдох)
Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки – вдох)
И больше не взгрустнулось (опускают руки – выдох).

6.Артикуляционная гимнастика.

7. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия " Правила дорожного движения"

Конспект разработан для работы с детьми старшего возраста. В нем много познавательного материала, различных игровых ситуаций, собраны стихи, загадки, Используется игра драмматизация....

Конспект занятия "Правила пожарной безопасности" (старшая группа)

Представляю вашему вниманию занятие  для детей старшего дошкольного возраста, которое познакомит детей с правилами поведения при пожаре:   в случае возникновения пожара...

Конспект занятия "Правила поведения на вокзале"

Познакомить детей с основными праилами поведения на вокзале....

Конспект занятия "Правила поведения"

Конспект логопедического занятия направленного на эстетическое вопитатние детей дошкольного возраста....

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Конспект НОД Право ребенка жить в семье (по правам ребенка) в старшей группе

Конспект НОД  Право ребенка жить в семье (по правам ребенка) в старшей группе...