«Развивающие технологии в логопедии»
консультация по логопедии

Рыжова Вера Викторовна

Консультация для специалистов по развивающим технологиям в работе учителей-логопедов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

для учителей-логопедов ОУ

Пугачевского муниципального района на тему:

«Развивающие технологии в логопедии»

(в рамках районного методического объединения учителей-логопедов на тему: «Современные подходы к логопедической коррекции»)

Составила: учитель-логопед МДОУ «Детский сад №3»

                      Рыжова Вера Викторовна

В педагогическом сознании сформировалось устойчивое представление о развитии и социализации человека как о процессе его образования. Поэтому не прекращается поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия на разных возрастных этапах и в различных условиях, в том числе и в ситуации удовлетворения особых образовательных потребностей, которые имеют место у детей с ограниченными возможностями здоровья. Принципы специального образования в коррекционно-педагогическом процессе реализуются в соответствующих методах и приёмах. В процессе образования человека с особыми образовательными потребностями специальная педагогика использует многообразные методы обучения и учения, воспитания, коррекции, совокупность, взаимодополняемость и комплексное использование которых и определяет его эффективность. Поэтому правомерно использование понятия «образовательная (педагогическая) технология» как интегрированного обозначения различных способов образовательного взаимодействия педагога и обучающихся.

Под образовательной технологией понимают последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Образовательная технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. В этом контексте можно говорить о специальных образовательных технологиях для лиц с особыми образовательными потребностями. К их числу можно отнести технологии коррекции речевых нарушений, которыми должен владеть специалист в области логопедии.

Разница понятий «методика» и «технология».

  • понятия методика преподавания и технология преподавания дисциплины - часто употребляются как синонимы: разница между ними заключается прежде всего в расстановке акцентов.
  • в технологии более представлена целевая, процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методике – содержательная, качественная и вариативная стороны.
  • технология отличается своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» (если талантливый учитель, если способные дети, если хорошие родители…).
  • приоритетный вопрос методики – «как», а технологии – «как это сделать оптимально».

Образовательные технологии предназначены для того, чтобы объединить все методики в единое целое, обеспечив при этом комплексный воспитательный процесс. Кроме того, отличие технологии от методики образования состоит в том, что технология гарантирует достижение определенного результата.

Технология предполагает описание определенной последовательности действий, которые в итоге приведут к ожидаемому результату. Гарантией эффективности образовательных технологий является их практическое происхождение. То есть, если методики имеют скорее теоретический характер, то технологии разрабатываются воспитателями и преподавателями на основе собственного, многократно повторенного, успешного опыта воспитания детей.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале традиционные коррекционно-развивающие образовательные технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя-логопеда. Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. 

Ряд авторов (В.М.Акименко, Н.М.Борозинец, Т.С.Шеховцова  и др.), анализируя имеющиеся в логопедической практике методики, научные труды, статьи по коррекции речевых нарушений у дошкольников (Р.Е.Левина, В.К.Орфинская, О.В.Правдина, Т.В.Туманова, Т.Б.Филичева, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская, А.В.Ястребова и др.), классифицируют  их по следующим направлениям:

  1. Технология логопедического обследования:
  • этапы логопедического обследования;
  • технология логопедического обследования детей раннего возраста;
  • особенности логопедического обследования при различных       нарушениях речи;
  • нейропсихологический подход к обследованию речи.
  1. Технологии развития артикуляционной моторики:
  • логопедический ручной массаж;
  • логопедический зондовый массаж;
  • точечный массаж;
  • искусственная локальная гипо- и гипертермия (ИЛГ);
  • артикуляционная гимнастика.
  1. Технологии развития мелкой моторики:
  • кинезитерапия;
  • гидрогимнастика;
  • Су-Джок терапия;
  • японская методика пальцевого массажа;
  • игровые упражнения.

Технологии развития фонематического слуха.

Технологии коррекции звукопроизношения.

  • этапы коррекции звукопроизношения;
  • технология постановки разных групп звуков;
  • особенности коррекции звукопроизношения при дизартрии;
  • особенности коррекции звукопроизношения при ринолалии.
  1. Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи:
  • технология формирования речевого дыхания при заикании;
  • парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой;
  • технология коррекции дыхания при дизартрии;
  • технология коррекции дыхания при ринолалии.
  1. Технологии коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи:
  • при заикании;
  • при ринолалии;
  • при дизартрии.
  1. Технологии развития интонационной стороны речи:
  • при заикании;
  • при ринолалии;
  • при дизартрии.
  1. Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи:
  • при заикании;
  • при ринолалии;
  • при дизартрии.
  1.  Технологии развития лексико-грамматических компонентов речи:
  • традиционный лексико-грамматический подход (Р.И.Лалаева, Т.Б.Филичева);
  • синквейн;
  • лимерики;
  • инсценирование;
  • метод ассоциативных связей или «Образ слов»;
  • типовые приемы фантазирования (инверсия, значения предмета, признаки предмета, наблюдение);
  • методы дивергентного речевого развития;
  • методы креативного речевого развития:
  • креативное речевое моделирование,
  • «мозговой штурм»,
  • «обратная мозговая атака»,
  •  «корабельный совет»,
  • аналогии синектика,
  • оператор РВС,
  • метод «маленьких человечков»,
  • метод «хорошо-плохо»,
  • метод каталога,
  • морфологический анализ,
  • метод фантограмм,
  • цепочка противоречий.
  1.  Технологии развития связной речи:
  • традиционный подход (В.П.Глухов, Т.А.Ткаченко)
  • нейропедагогический подход (интеллект-карты);
  • сказкотерапия.
  1.  Технологии моделирования:
  • использование наглядных моделей при постановке звуков;
  • использование моделирования для развития связной речи.
  1.  Технологии формирования навыков речевой саморегуляции и введения их в речевую коммуникацию:
  • аутогенная тренировка в коррекционно-логопедической работе.
  1.  Здоровьесберегающие технологии в логопедии:
  • логопедическая ритмика;
  • фитотерапия;
  • ароматерапия;
  • музыкотерапия;
  • хромотерапия;
  • литотерапия;
  • имаготерапия;
  • аурикулотерапия;
  • його-терапия.
  1.  Компьютерные технологии в коррекции речи:
  • компьютерная программа «Видимая речь III» (текстовое руководство - Институт коррекционной педагогики Российской академии образования) (коррекция нарушений слуха и речи - звукопроизношения, голосообразования, сенсомоторных функций);
  •  сурдологопедический тренажер «Дэльфа-130» (текстовое руководство - Т.К. Королевская) (коррекция речевого дыхания, громкости и высоты голоса, ритмико-интонационной стороны, устранения назального оттенка звукопроизношения);
  • логопедический тренажер «Дэльфа-142» (текстовое руководство -О.Е. Грибова)  (коррекция дефектов произношения, речевого дыхания и голоса, устранение нарушений письменной речи от тренировки в узнавании начертания букв до развития лексико-грамматической стороны речи);
  • «Визуальный тренажер произношения» (Белорусский государственный

педагогический университет имени Максима Танка,  Республиканский учебно-методический центр) и др.

  • использование мультимедийных средств коррекции и развития.

Рассмотрим некоторые из представленных технологий более подробно.    

1. Искусственная локальная гипотермия (ИЛГ) была создана и разработана во Всесоюзном научно-методическом центре по восстановительному лечению детского церебрального паралича. ИЛГ — это одно из направлений современной криомедицины, которая использует в качестве лечебного фактора  холодовое воздействие на органы и ткани (В.И. Грищенко, Б.П. Сандомирский, 1987). Использование ИЛГ в логопедической практике как средства коррекции мышечного тонуса способствует нормализации мышечных реакций. Все это создает благоприятные условия для коррекционной работы.

Искусственная локальная гипо- и гипертемия — это контрастное термальное воздействие низкотемпературных (лед) и высокотемпературных (вода) аппликаций.

Для проведения ИЛГ используются лед и теплая вода. Тепловое и холодовое воздействие можно применять поочередно и избирательно. Существуют различные варианты воздействия:

  • только гипотермия (холодовой массаж);
  • только гипертермия (тепловой массаж);
  • гипотермия, затем гипертермия;
  • поочередное использование тепловых и холодовых воздействий.

Показанием к применению данной методики являются:

  • возраст с двух лет;
  • формы ДЦП: спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма;
  • различные виды артикуляционных апраксий;
  • синкинезии в артикуляционной моторике;
  • повышенная саливация.

Противопоказания к использованию ИЛГ:

  • атонически-астатическая форма ДЦП;
  • холодовая аллергия;
  • индивидуальная непереносимость;
  • заболевания ЛОР-органов и ОРВИ;
  • эписиндром и повышенная судорожная готовность.

Пределы проведения холодовой аппликации ограничиваются языком, губами, и не затрагивают околоушные и подчелюстные слюнные железы. Холодовую аппликацию необходимо начинать с пробной дозы воздействия (3-5 с). Если не возникнет аллергических реакций, значит, метод приемлем для данного ребенка и может быть включен в схему коррекционно-логопедической работы.

Авторы методических рекомендаций К.А. Семенова, О.В. Степанченко и Л.И. Виноградова предлагают следующую методику использования ИЛГ в логопедической практике. Лед в марле накладывается поочередно на мышцы артикуляционного аппарата: круговая мышца рта, большая скуловая мышца, подбородок в области подчелюстной ямки, язычная мускулатура. При накладывании льда на язык, придерживая последний за кончик марлевой салфеткой, делаем скользящие движения по кончику, спинке и боковым краям языка. Для активизации центральных отделов речедвигательного анализатора контрастное термальное воздействие можно применять и на мышцы верхних конечностей, особенно на кисть правой руки. При этом в качестве низкотемпературного агента выступает лед, а в качестве высокотемпературного — шерстяная варежка, опущенная в горячий настой трав успокоительного сбора. Продолжительность экспозиции в первый день проведения ИЛГ 10 с, затем при ежедневном увеличении процедуры на 10-15 с, следует довести воздействие до 4 минут и в этом режиме продолжить курс, состоящий из 20-25 сеансов. Целесообразно проводить по три курса ИЛГ с перерывом в 10 дней, затем через 6 месяцев повторить полный курс лечения.

2. Синквейн.

Одним из эффективных методов речевого развития ребенка, позволяющим быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Правила составления синквейна:

1) первая строка — одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2) вторая строка — два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3) третья строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4) четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

5) пятая строка— слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Примеры синквейна:

Дождь

Грибной, летний.

Льет, капает, стучит.

Я люблю гулять под дождем.

Лужи, тучи, вода.

Ветер

Сильный, холодный.

Срывает, дует, воет.

Ветер осенью холодный.

Осень, холод, сквозняки.

Радуга

Веселая, разноцветная.

Появляется, радует, играет.

На небе, после дождя, большая радуга.

Дождь, тепло, лето, детство.

3. Лимерики.

Лимерик — абсурдное стихотворение: стихотворение состоящее из слов и фраз, единственно используемых для сохранения размера стиха, а не смысла; также существуют песни-бессмыслицы; комическое стихотворение, также известное как лимерик.

В лимерике пять строчек, строится по схеме ААВВА, причем первая рифмуется со второй и пятой, а третья — с четвертой. Сюжетно лимерик выстроен так: первая строчка рассказывает о том, кто и откуда, вторая — что сделал или что с ним произошло, и далее — чем все закончилось. В каноническом лимерике конец последней строчки повторяет конец первой.

Примеры лимерика:

В соседнем дворе живет собака Дружок.

Однажды Дружок под дождем промок.

Дети построили Дружку домишко.

Дружок в непогоду виляет хвостишком.

В соседнем дворе живет собака Дружок.

4. Метод ассоциативных связей, или «Образ слов».

Осознание богатства русской речи начинается с воспитания в ребенке бережного, вдумчивого отношения к слову, с познания скрытых внутренних ресурсов, заложенных в каждом из них. Современные технологии развития детей с речевыми нарушениями предлагают большой арсенал методов и приемов работы со словом, позволяющих оценить его красоту, неповторимость. К таким методам относится метод ассоциативных связей. 

При создании образа слова методом ассоциативных связей ребенок исследует его в рамках тех или иных разделов русского языка: фонетики, словообразования, лексики, грамматики и т. д., вкладывает в него личностный смысл, задумывается над привычным словом, сталкивается с его неповторимостью и уникальностью.

Последовательность работы при создании образа слова с применением метода ассоциативных связей может быть следующая:

1. Каждое слово имеет вполне определенное звуковое наполнение, разное написание, смысл и разное употребление. Начинается исследование слова с анализа его звукового состава. Разбиваем слово на звуки (слоги). Если не удалось на какой-то звук подобрать слово, этот факт тоже анализируется, чтобы ребенок при написании не пропустил соответствующую букву.

2. К каждому звуку или слогу подбираем слова, ассоциативно связанные с представлением о слове. Наиболее эффективна групповая или подгрупповая формы работы. Не все дети одинаково быстро начнут работать и подбирать слова не просто на заданные звуки, слоги, но и ассоциативно связанные с исходным словом. При такой форме работы интересно то, что все равно несколько детей начнут предлагать удачные варианты слов, а вполне возможно, что ребенок за всю игру предложит всего одно слово, которое хорошо вписалось в общий ассоциативный ряд. И это педагогу нужно отметить. В работе важен общий позитивный настрой. Полного бездействия не будет. У некоторых детей, конечно, будет затруднена актуализация слов, но большинство детей активно включаются в творческий процесс. Ассоциации должны идти сплошным потоком, удачные и не удачные, педагог выбирает наиболее подходящие слова. То есть работа идет быстро, фиксируются все «выплывшие» слова, проводится их анализ, и выбираются те из них, которые раскрывают понимание этого слова.

3. Общий смысл выражения и создает образ слова.

Рабочую цепочку можно представить следующим образом.

Слово —> звуки —> слова —> образ слова.

Например, некоторые индивидуальные образы слов:

ПЛЯЖ —> песок — летом — ярко-желтый;

МОРОЗ —> мерцающий образ румяной зимы;

ЗИМА —> затрещал — мороз;

ЛЕТО —> лучезарное — тепло;

ОСЕНЬ —> облачное — серое — небо;

ВЕСНА —> веселое — сверкающее — небо;

ДОРОГА —> дом — разыщут — гости;

НОЧЬ —> небо — очень — черное;

ДЕНЬ —> дающий — надежду.

5. Типовые приемы фантазирования.

5.1. Инверсия, или «Сделать наоборот».

Изменить свойство, действие, принцип, закон на противоположный. Пример:

— Золушка злая, а сестры добрые.

— Горячий огонь стал холодным, так как его нарисовали на льду.

5.2. Сколько значений у предмета?

Углубить и одновременно проверить уровень развития способности к мысленному перемещению, позволяющему иначе смотреть на проблемы, у детей можно с помощью широко известных заданий, предложенных американским психологом Дж. Гилфордом. Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый предмет со свойствами, также хорошо известными. Это могут быть кирпич, газета, кусочек мела, карандаш, картонная коробА и многое другое. Задание — найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Поощряются самые оригинальные, самые неожиданные ответы, и, конечно же, чем их больше, тем лучше. В ходе выполнения этого задания активизируются и развиваются все основные параметры креативности, обычно фиксируемые при ее оценке: продуктивность, оригинальность, гибкость мышления и др.

В этом задании не следует спешить с уничтожающей критикой, но вместе с тем стоит засчитывать как правильные только те варианты, которые действительно применимы.

Такая работа позволит ребенку научиться концентрировать свои мыслительные возможности на одном предмете. Помещая его в разные ситуации и создавая, таким образом, самые неожиданные системы ассоциативных связей с другими предметами. Ребенок, таким образом, учится открывать в обыденном новые, неожиданные возможности.

5.3. Назовите как можно больше признаков предмета.

Педагог называет какой-либо предмет. Например, это могут быть: стол, дом, самолет, книга, кувшин и др. Задача детей — называть как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Выиграет тот, кто назовет как можно больше признаков этого предмета. Это задание можно провести и как увлекательный командный конкурс.

5.4. Наблюдение как способ выявления проблем.

Умение видеть проблемы тесно связано с умением наблюдать. Специфику наблюдения несложно понять, рассмотрев близкие термины. Так, например, мы смотрим глазами, слушаем ушами, а вот видим и слышим уже умом. Потому-то наблюдение — акт не перцептивный, а интеллектуальный.

Специфика наблюдения, его главный пафос как метода познания в том и состоят, чтобы суметь в момент созерцания, слушания или иного чувственного восприятия активизировать собственные умственные возможности, включив сознание и подсознание.

Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Такие проблемы могут быть сложными и не очень, например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «Почему светит солнце?», «Почему играют котята?», «Почему попугаи и вороны могут разговаривать?». Но метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача. Хорошим заданием для развития умений наблюдать может стать простое предложение рассмотреть какие- либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы: например, осенние листья (деревья, яблоки и др.). Листья можно взять в руки и внимательно исследовать. Рассмотрев их, дети могут охарактеризовать форму различных листьев, назвать основные цвета, в которые они окрашены. Можно поговорить о том, где они растут и почему осенью меняют цвет и опадают с деревьев. Хорошим развивающим заданием будет задание нарисовать эти листья с натуры или по памяти.

6. Методы дивергентного речевого развития.

Дивергентное мышление — творческое, оригинальное мышление. Характеризуется отсутствием стереотипов, выходом за рамки привычного, поиском нового. При таком мышлении при одной поставленной задаче или проблеме возникает множество решений. Противоположность такого мышления — конвергентное мышление. Оно направлено на поиск одного-единственного верного решения. В этом случае используется некая последовательность действий, усвоенная ранее. Дивергентное мышление является основой творчества.

Дивергентное речевое развитие — это развитие речевых возможностей детей средствами дивергентного мышления.

Дети при традиционном обучении в дошкольном учреждении, школе имеют мало возможностей применять разные подходы и предлагать различные решения учебных задач. Поэтому необходимо использовать каждую возможность при изучении той или иной темы для развития творческого потенциала детей. Это можно осуществить на лексико-грамматических занятиях, не отходя от традиционных программ, используя на обычных занятиях упражнения, направленные как на развитие дивергентного.

Основными требованиями, на которые нужно опереться при составлении и применении упражнений на развитие дивергентного мышления, являются следующие:

1) найти для детей проблему, которая имеет множество правильных решений;

2) поощрять детей в фиксировании и записи всех мыслей и идей, которые приходят в голову, независимо от того, насколько они являются «дикими», непрактичными и сумасшедшими;

3) ценить не качество ответов, а их количество (устроить, например, соревнование, где выигрывает ребенок, предложивший больше способов решения проблемы);

4) воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать.

Можно рекомендовать следующие упражнения, направленные на развитие речевых возможностей детей средствами дивергентного мышления.

1. Подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия весны и зимы (тепла и холода, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов:

Весна — теплая, солнечная, веселая;

солнце — ...

почки — ...

листочки — ...

подснежник — ...

Зима — холодная, морозная, снежная;

мороз — ...

снег — ...

метель — ...

2. Найти как можно больше общих признаков для непохожих предметов:

  • колодец— ведро;
  • стол — дерево;
  • мороз — солнце;
  • кукла — девочка.

3. Речевые упражнения на поиск причин возникновения событий.

  • Маше подарили на день рождения большую куклу.
  • Море было большое и теплое.
  • Солнце медленно заходило за горизонт.

4. Придумать рассказ, историю или сказку, используя заданный набор слов, например:

  • Солнце, улица, светофор.
  • Самолет, дождь, горы.
  • Ветер, арбуз, машина.

7. Методы креативного речевого развития.

7.1. Креативное речевое моделирование.

Креативное речевое моделирование объединяет в себе развитие умственных способностей и речевое развитие ребенка. Креативное речевое моделирование проводится в несколько этапов.

1-й этап. Предлагаются несложные задания, элементы которых ребенку уже знакомы,

Например, найди общее: ребенку предлагается два предмета или две картинки с изображениями предметов, явлений:

  • лопата, сковородка;
  • стол, шкаф;
  • вилка, ножницы;
  • книга, театр и т. д.

Нужно найти общие признаки у предметов в парах. Чем больше общего будет названо, тем продуктивнее выполнено задание.

Например, возможны такие ответы при анализе признаков в паре «лопата, сковородка»:

  • Лопата и сковородка сделаны из железа.
  • И лопатой, и сковородкой можно защищаться.
  • На лопате и на сковородке можно что-нибудь перенести.
  • Лопата и сковородка сделаны руками человека.

2-й этап. Ребенку называются пары слов без наглядной опоры, и он также ищет сходные признаки в данных названиях:

  • самолет, чашка;
  • стадион, слон;
  • комар, роса и т. д.

7.2. Мозговой штурм.

Наиболее известным методом психологической активизации мышления является «мозговой штурм», предложенный А. Осборном (США) в 1940-х годах. «Мозговой штурм» — это коллективный метод поиска новых идей, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и «генераторов»», а также разделение процесса генерации и критики идей во времени.

Кроме этого «мозговой штурм» предусматривает выполнение ряда правил:

  • нельзя критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются;
  • приветствуются любые идеи, в том числе фантастические. Нет плохих идей;
  • поощряются развитие, усовершенствование и комбинирование чужих идей;
  • идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей.

Главная цель — получить как можно больше идей. Обязательными условиями проведения «мозгового штурма» являются создание благоприятных условий для преодоления психологической инерции и боязни высказывать нелепые идеи из-за боязни их критики, привлечение в группу специалистов различного профиля, склонность их к творческой работе.

Например, заключительное занятие по теме «Весна».

Педагог беседует с детьми о признаках весны. Дети называют. Затем педагог задает вопрос, требующий психологической активизации мышления: «А что будет, если таять начнут все снега гор, полюсов, если будут идти, не прекращаясь, дожди?» Когда дети вволю нафантазируются, можно задать другой вопрос: «Ребята, а как мы поможем людям спастись от потопа?» и т. д.

«Мозговой штурм» достаточно универсальный метод, применение которого возможно на всех лексико-грамматических занятиях, в игровой деятельности.

7.3. Обратная мозговая атака.

Одной из разновидностей «мозгового штурма» является «Обратная мозговая атака». Здесь процесс поиска решений разделен на три этапа.

На первом этапе выявляются все возможные недостатки совершенствуемого объекта. На основании этих недостатков формулируются задачи.

Вторым и третьим этапом являются этапы обычного «мозгового штурма». Таким образом, отражая более полно недостатки объекта, удается находить большее число идей по его совершенствованию.

Например, занятие по теме «Огород».

Педагог беседует с детьми об огороде, как за ним ухаживают, что выращивают, когда производят посадку рассады и собирают урожай и т. д. Дети отвечают на вопросы. Затем педагог предлагает найти недостатки в посадке растений, самих овощах, сборе урожая. Каждый недостаток методом мозгового штурма анализируется и совершенствуется. Например, помидор. Маленький — станет большим. Низко растет на тонких кустиках — будет расти на толстых и на уровне среднего человека. Требует постоянного ухода — вообще не надо заботиться, и т. д.

7.4.Корабельный совет.

Еще одним коллективным методом психологической активизации мышления, который можно применять на лексико-грамматических занятиях, является «Корабельный совет». В этом методе так же, как при «мозговом штурме», преследуется цель максимально использовать опыт, знания и фантазию детей, участников совещания. Однако правила проведения этого совещания несколько отличаются от правил, характерных для «мозгового штурма». Вот основные из них:

  • высказываться по проблеме должны все;
  • порядок и очередность выступлений устанавливает капитан — от юнги к капитану, от младшего к старшему;
  • вопросы задает только капитан. Участники совещания могут критиковать и защищать идеи только по команде капитана;
  • все участники совещания должны критиковать, а затем и защищать идеи, отобранные капитаном, в том числе и свои собственные;
  • итоги работы совета подводит капитан.

Капитаном, пока дети не усвоили правила игры, может быть педагог. Все участники совещания выбираются педагогам, и каждый может побывать и в роли юнги, и в роли кока, и в роли рулевого и т. д.

Основная суть этого метода заключается в строгом выполнении заранее установленных правил совещания. Успех работы совещания главным образом зависит от умения педагога создать спокойную деловую и творческую обстановку, стимулирующую ребят на активный поиск решения проблемы.

7.5.Аналогии Синектика.

Приемы использования аналогий относятся к методам психологической активизации творческого мышления. Он основан на свойстве человеческого мозга устанавливать связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями, т. е. устанавливать ассоциативные связи. Это приводит к тому, что отдельное слово, наблюдение и т. п. могут вызвать в сознании воспроизведение ранее пережитых мыслей, восприятий и «включить» богатую информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи. Аналогия является хорошим возбудителем ассоциаций, которые, в свою очерёдь, стимулируют творческие возможности. Известно много примеров аналогий, среди которых можно отметить следующие.

Прямая аналогия, в соответствии с которой осуществляется поиск решений аналогичных задач, примеров сходных процессов в других областях знаний с дальнейшей адаптацией этих решений к собственной задаче.

Прямая аналогия предполагает простое сравнение двух объектов и поиск общего между ними.

Например: на что может быть похоже платье — на листву деревьев, на стог сена, на доспехи рыцаря, на оперение птицы...

  • На листву платье похоже потому, что дерево весной одевается, а осенью раздевается.
  • На стог сена платье может быть похоже по форме юбки.
  • На доспехи рыцаря платье похоже в том случае, если оно закрывает большую часть тела, и т. д.

Личная аналогия предлагает представить себя тем объектом, с которым связана проблема, и попытаться рассуждать о «своих» ощущениях и путях решения проблемы.

Личная аналогия (эмпатия) предполагает постановку себя на место объекта. В этом случае человек должен взглянуть на ситуацию «глазами изучаемого объекта». Например, что думает рыбка из аквариума об обитателях квартиры?.. Что думает газовая плита о жителях квартиры. С кем из людей и вещей она дружит, а кого не любит? Почему?

Символическая аналогия отличается тем, что при формулировании задачи пользуются образами, сравнениями и метафорами, отражающими ее суть. Использование символической аналогии позволяет более четко и лаконично описать имеющуюся проблему.

Символическая аналогия используется для поиска какого-то важного качества или свойства, характеризующего сущность предмета или явления. Чаще всего это делается в виде яркой метафоры. Многие из этих метафор устоялись в языке и стали привычными.

Например:

  • небоскреб — очень высокий дом;
  • колотун — сильный мороз.

С помощью символов можно показать историю страны, профессию, какое-то действие или процесс. Например: профессию учителя можно символически выразить горящей свечой или лампочкой.

Фантастическая аналогия предлагает ввести в задачу фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи. Фантастическая аналогия возникает тогда, когда используется фантастическое сравнение или невероятная сказочная ситуация.

Например: человек похож на самолет, на Бабу-ягу, на машину и т. п.

Задания:

1. На что похожи: лошадь, стол, машина, ракета, лист...? Объясните почему?

2. Подберите сравнения:

Вода в реке, словно ...

Холодный ветер, словно ...

Теплый ветерок, словно...

Свежий хлеб, как ...

Черствый хлеб, как ...

Объясни предложенные сравнения.

3. Что может означать выражение: золотой человек —

белая ворона — буря в стакане воды — золотые руки — золотая голова?

4. Какие предметы могут быть символами профессий: врач, моряк, учитель, летчик, садовод?

5. Что будет, если у нас удлинится на время нос?

Можно будет понюхать цветы на клумбе, не выходя из дома; можно будет определить, что вкусненького готовят соседи.

Это хорошо, а что в этом плохого?

Некуда будет такой длинный нос деть, он будет мешать ходить, ездить в транспорте, даже спать будет неудобно, а зимой он будет мерзнуть. Нет, не надо мне такого носа.

6. Человек может летать, как орел.

Человек имеет сверхострое орлиное зрение, например, видит без микроскопа клетки живых тканей, кристаллические решетки металлов, даже атомы, видит без телескопа и лучше, чем в телескоп, поверхность звезд и планет. Видит сквозь стены, идет по улице и видит, что происходит в домах, и даже сам проникает сквозь стены, как рентгеновский луч.

Человек питается орлиной пищей — грызунами, птицами.

Человек покрыт перьями.

7. Придумайте органы чувств, которых нет у человека, но могли бы быть.

Например, не плохо бы чувствовать наличие радиации, чтобы от нее уберечься.

Не плохо бы чувствовать нитриды и нитраты и другие загрязнения. Есть прекрасное и редкое чувство — это чувство меры, не у всех оно есть.

Не плохо бы чувствовать, когда делаешь ошибку и когда надвигается опасность

8. Поставить себя на место любого неодушевленного предмета и попытаться передать его мысли, чувства. Пример: Я — щетка.

Вопросы:

Что ты любишь?

Во что ты одеваешься?

С кем дружишь?

Чем питаешься?

Кого недолюбливаешь?

Ознакомление детей с предметами и материалами.

7.6. Оператор РВС.

Существуют методы психологической активизации творческого мышления, которые можно использовать как при коллективном, так и при индивидуальном поиске новых идей. К таким методам относится, например, «Оператор РВС (Размер, Время, Стоимость)». Для преодоления инерции мышления меняют эти параметры объекта. Этот метод используется во многих сказках и фантастических романах: главный герой становится то большим, то маленьким, время то ускоряется, то замедляется, вплоть до полной остановки («Приключения Гулливера», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о потерянном времени»), может назначаться любая стоимость объекта (сказки «Сливы за сор», «Жадный раджа»).

1. Представь, что у тебя есть волшебная палочка, которая увеличивает (уменьшает) предметы. Ты прикасаешься палочкой к предмету, и он начинает быстро расти (уменьшаться). Если палочку отодвинуть от предмета — рост (уменьшение) прекращается.

Что получится, если ты прикоснешься этой палочкой к чайной ложке, гусенице, наперстку?..

2. Представь, что у тебя есть машина времени. Ты можешь путешествовать во времени в прошлое и будущее, можешь остановить время для всех окружающих, а сам действовать. Что бы ты стал делать, чтобы предотвратить аварии, катастрофы, предупредить людей от злых действий?

Что бы могла сделать Красная Шапочка, имея такую машину времени?

3. Представь, что ты попал вместе с друзьями на необитаемый остров, там ты нашел волшебный цветок, который может предоставить вам любые три предмета (какие ты пожелаешь). Что ты попросишь?

4. Представь, что какая-то из твоих вещей (карандаш, кукла, гвозди) внезапно стала очень дорогой. Ты можешь обменять ее на множество других вещей и предметов. Что бы ты стал делать, чтобы эту вещь у тебя не украли? На что бы ты хотел ее обменять?

7.7. Метод маленьких человечков.

Этот метод широко применяется в ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач).

Суть метода состоит в том, чтобы представить объект в виде множества (толпы) маленьких человечков. Такая модель сохраняет достоинства эмпатии (наглядность, простота) и не имеет присущих ей недостатков (неделимость человеческого организма).

Техника применения метода сводится к следующим операциям:

  • необходимо выделить часть объекта, которая не может выполнять требования задачи, и представить эту часть в виде маленьких человечков;
  • разделить человечков на группы, действующие (перемещающиеся) по условиям задачи.
  • полученную модель надо рассмотреть и перестроить так, чтобы выполнялись конфликтующие действия.

С его помощью можно моделировать физическое состояние вещества — твердое, жидкое, газообразное, взаимодействия между предметами. Ребенок понимает, что окружающий мир состоит из частичек, из этих частичек состоят и твердые предметы, и вода, и воздух. Каждую такую частичку можно представить себе в виде маленького человечка. Если человечек крепко стоит на ногах и держится поднятыми руками за стоящих рядом других маленьких человечков — вещество твердое. Чтобы разорвать сцепление маленьких человечков — нужно потрудиться. Чем крепче вещество — тем плотнее стоят маленькие человечки друг к другу и тем крепче они держатся друг за друга (рис. 6).

C:\Users\admin\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image6.png

Если человечки опустят руки вниз и перестанут держаться друг за друга — вещество становится жидким. Части вещества легко отделяются друг от друга, но все еще находятся рядом. Плотную жидкость можно сравнить с плотно стоящей толпой людей, например, в автобусе, которые не держатся друг за друга и потому колеблются в такт с движениями автобуса. Менее плотную жидкость можно сравнить с редко стоящими людьми (рис. 7).

C:\Users\admin\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image7.png

Если человечки начинают активно двигаться — разбегаться, вещество становится газообразным. Процесс превращения одного состояния вещества в другое можно показать на примере превращения воды в лед или пар.

Задания:

1. Попробуй смоделировать с помощью метода маленьких человечков воду и сметану. Чем будут отличаться модели этих веществ?

2. Изобрази с помощью маленьких человечков лепесток розы, дерево, аквариум, снежинку, мокрый песок.

3. Что сначала может быть жидким, потом твердым? Перечисли как можно больше веществ.

Например: вода — лед, блины, канцелярский клей, холодец...

4. Что сначала может быть твердым, а потом жидким? Манная крупа, лед — вода, металл...

5. Как нужно подействовать на вещество, чтобы оно превратилось из твердого в жидкое и наоборот? Перечисли возможные способы превращений.

6. Как нужно подействовать на вещество, чтобы оно превратилось из жидкого в газообразное и наоборот?

7.8. Метод «Хорошо — плохо».

Этот метод развивает умение видеть во всем хорошие и плохие (полезные и вредные) стороны. Рассмотрим какой-нибудь предмет или явление и постараемся дать как можно больше ответов на вопрос, чем это хорошо и чем плохо.

Например. Лексико-грамматическое занятие по теме «Весна»: идет дождь...

Хорошо:

  • растение будет лучше расти...
  • по лужам можно пускать кораблики...
  • всю пыль прибьет к земле, дома
  • и улицы будут чистые...

Плохо:

  • нельзя гулять по улице...
  • можно промокнуть и заболеть...
  • вода в реке может выйти из берегов...

Найдите хорошие и плохие стороны в следующих предметах и явлениях: падает снег, есть велосипед, собака в доме, дети дерутся, слышна музыка, жаркое лето.

Метод можно использовать для соревнования двух детских команд. Одна команда говорит о хорошем, другая — о плохом, по очереди. Та из команд, которая больше не может ничего сказать, проиграла.

Игра «Хорошо — плохо».

Дерево — это хорошо или плохо?

Хорошо — укрывает от дождя и солнца.

Плохо — растет на площадке, мешает играть в мяч.

Хорошо — украшает город.

Плохо — дерево может загореться и вызвать пожар.

Хорошо — приносит плоды.

Плохо — когда бьет ветками в стекло — страшно.

Хорошо — из дерева можно построить дом и красивые сувениры.

Плохо — в нем живут насекомые-вредители.

Хорошо — птицы вьют себе гнезда.

7.9. Метод каталога.

Метод каталога позволяет раскрепостить воображение и дает возможность посмотреть на изучаемый объект с неожиданной точки зрения. Он стимулирует познавательный интерес и порождает новые, необычные и интересные идеи. Суть метода заключается в следующем: знакомясь с каким-то объектом, мы берем любой, не относящийся к этому объекту предмет и перечисляем его признаки и свойства. Затем рассматриваем каждый перечисленный признак и пытаемся понять, как он связан с изучаемым объектом.

Например, знакомимся с понятием «птица». Берем любое слово — «лопата» и перечисляем ее признаки и свойства: лопата — металлическая, деревянная, копает, большая, маленькая и т. д.

  • Что означает металлическая птица? Это может быть часть памятника из чугуна, птица с оперением с металлическим отливом — голубь.
  • Что означает деревянная птица? Это птица — рисунок на деревянной расписной посуде, птица, у которой жесткое мясо — «как деревянное»...
  • Какая самая большая птица? Орел, страус и т. д.

С помощью метода каталога можно рассматривать любое понятие из лексико-грамматической темы.

7.10. Игра «Наоборот».

Эта игра позволяет лучше осмыслить действия с предметами и помогает найти неожиданные решения проблем. Например: карандаш используют для рисования. Что такое антикарандаш? Это может быть предмет, который уничтожает нарисованное, мешает рисовать там, где этого делать нельзя. Теперь перечислим предметы, которые могут выполнять эти функции: старательная резинка; специальная бумага, с которой через некоторое время исчезает нарисованное; специальные чернила, которые не видны в обычных условиях; датчик, определяющий качество поверхности, пригодной для рисования, и т. д. Таким образом, можно наметить пути усовершенствования вещей и предметов, подойти к изобретению нового.

7.11. Морфологический анализ.

Создан швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки, который применил этот подход в 1930-е годы. Сущность метода заключается в стремлении систематически охватить все (или хотя бы главнейшие) варианты структуры совершенствуемого объекта, исключить влияние случайности.

Метод включает следующие шаги:

  • выбирается объект;
  • составляется список основных характеристик или частей объекта;
  • для каждой характеристики или части перечисляются ее возможные исполнения;
  • выбираются наиболее интересные сочетания возможных исполнений всех частей объекта.

Анализ удобно вести с помощью многомерной таблицы, получившей название морфологического ящика.

Для детей дошкольного возраста главным в этом методе является нахождение наибольших количеств всевозможных комбинаций. Пример:

Действующие

лица

Вид

деятельности

Объект

деятельности

кошка

ловит

мышей

официант

разносит

мороженое

комар

кусает

медведя

В результате получается 27 вариантов. Приведем только часть:

Кошка ловит мороженое. Кошка ловит медведя. Официант ловит мышей. Официант кусает медведя. Комар разносит медведя.

7.12. Метод фантограмм.

Метод был предложен Г.С.Альтшуллером. Он несколько усовершенствует морфологический анализ. Простые приемы преобразования применяются не только к объекту и его частям, но и к универсальным свойствам объекта. При составлении фантограммы по одной оси выписываются характеристики объекта: вещество, физические свойства, способ передвижения, сфера обитания, цель и т. д. А по другой оси — типовые приемы.

ЗАЯЦ

Пример:

  • Бегает, наоборот — летает, ползает.
  • Спасается: имеет волшебные сапоги-скороходы, увеличивается в размерах и способен съесть лису, что произойдет?
  • Перенесем зайца из степи в море — как будет передвигаться, чем питаться и т. д.?

В результате морфологического ящика получится 25 сочетаний. Результат — активизация детской речи.

7.13. Построение цепочки противоречий.

Это упражнение выполняется в двух вариантах. В первом варианте формируется какой-либо факт, процесс, явление, а затем формируется цепочка противоречий. Правила рассмотрим на примере.

Пример:

За окном идет снег.

Это хорошо. Можно кататься на лыжах.

Кататься на лыжах вредно — можно сломать ногу.

Хорошо, что сломана нога, можно читать книгу.

Книги читать вредно — портятся глаза.

В другом варианте этого упражнения формируется проблемная ситуация с очевидным противоречием. Задача слушателей — показать способ разрешения противоречия. Задача воспитателя — показать, что предложенное решение порождает новые противоречия.

7.14. Упражнение «Елочка».

Записать стартовое слово, какое-нибудь имя существительное в единственном числе и именительном падеже. В течение 40 секунд к этому слову подбирают ассоциирующиеся слова. Делать переключение каждые 40 секунд от последнего слова.

8. Интеллект-карты

Интеллект-карты — это уникальный и простой метод запоминания информации. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению .

При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями; метод позволяет как бы взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое. Богатые возможности, которые предоставляют карты памяти, позволяют использовать их для решения самых разнообразных задач. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким, логичным.

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит расширять и модернизировать его. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы). Используя разноцветные ручки, выводятся из «главной идеи» линии (ветви), каждая из которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается. Для того чтобы назвать ветвь, необходимо подобрать определенное ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова.

Можно детализировать карту настолько, насколько это нужно для понимания темы. Для этого нужно просто добавлять все более мелкие веточки к общему «дереву» карты (именно в этом и заключается движение от общего к деталям: в центре находится общее — тема (ее сразу видно), а во все стороны от этой ключевой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности). Ключевые слова пишите печатными буквами и разборчиво. Размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а, в основном, на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между различными идеями.

Советы по составлению интеллектуальных карт:

  • В центре страницы пишется и обводится главная идея (образ).
  • Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета.
  • Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей.
  • Добавляются символы и иллюстрации.
  • Писать надо разборчиво ЗАГЛАВНЫМИ (печатными) буквами.
  • Важные идеи записываются более крупным шрифтом.
  • Подчеркиваются слова и используются жирные буквы.
  • Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.
  • При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально.
  • Для совершенствования интеллектуальных карт требуется практика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в арсенале коррекционно-развивающей работы учителя логопеда. Речедвигательная ритмика.

Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы по преодолению недоразвития речи дошкольников может быть достигнуто средствами речедвигательной ритмики, разработанной А.Я.Мухиной. Из опыта раб...

"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

Рассказывается об актуальности использования ИКТ в работе с детьми, имеющими нарушения речи, варианты использования ИКТ на разных этапах коррекционно-развивающей деятельности. Даётся перечень компьюте...

Семинар-практикум для воспитателей "Развивающие технологии в логопедии"

УГЛУБИТЬ и одновременно проверить уровень развития способности к  мысленному перемещению, позволяющему иначе смотреть на проблемы, у детей можно с помощью широко известных заданий, предложенных а...

"Развивающие технологии в логопедии"

Образовательная технология - последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заране...