Дифференциация звуков [С]-[Ш] с элементами биоэнергопластики
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Фенина Лилия Станиславовна

Конспект подгруппового занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш] c элементами биоэнергопластики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия

на логопедическом пункте

для детей с фонетическим недоразвитием речи

с детьми старшего дошкольного возраста

Учитель-логопед ГБДОУ №55 Фрунзенского района  Фенина Лилия Станиславовна

 

Тема: «Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах, словах»

Современные образовательные технологии, используемые на занятии:

  • Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.
  • Динамическая пауза.
  • Физминутка.
  • Элементы  дыхательной гимнастики.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Игровой метод

Цель: Дифференциация звуков в слогах, в словах.

Задачи:

Образовательные:

  • Добиваться чёткой дифференциации звуков на основе биоэнергопластики и опоры на звуковые символы на слух и в произношении.
  • Способствовать развитию зрительной, слуховой памяти и внимания.
  • Содействовать умению сопоставлять пиктограммы настроения со своим эмоциональным состоянием.

Коррекционные:

  • Закреплять знания о характеристике звуков.
  • Содействовать уточнению  артикуляции звуков [С] и [Ш], выделяя сходство и различия.
  • Способствовать отработке четкого произношения звуков  [С] и [Ш] в слогах, в словах.
  • Развивать фонематический слух и анализ.
  • Работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений.
  • Способствовать развитию  мелкуй моторики рук.
  • Закреплять умение  определять первый и последний звук  в слове.
  • Способствовать развитию речевого дыхания.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение понимать учебную задачу.
  • Воспитание устойчивого интереса к логопедическим занятиям.
  • Воспитание положительных черт, умение выслушивать товарищей до конца, не перебивать говорящих.

Методы и приёмы: игровой, наглядный, вопросы к детям, практическая деятельность детей.

Оборудование: большое зеркало, схемы звуков(http://festival.1september.ru/articles/591095/img9.gif- звук [С],  img13.gif (200 bytes)-звук [Ш]);, мяч, пиктограммы с эмоциями.

Структура и методические приёмы НОД:

  1. Вводная часть – 4 минуты:

а) организационный момент,

б)мотивация,

в)проблемная ситуация.

  1. Основная часть- 15 минут:

1)артикуляция звуков,

2)характеристика звуков,

3)артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики,

4)динамическая пауза,

5)дыхательная гимнастика,

6)дифференциация изолированного звука, в слогах,

7)физминутка

8)дифференциация звуков  в словах.

      3. Заключительная часть- 2 минуты:

          а)итог занятия,

          б)систематизация знаний.

      4. Рефлексия- 4 минуты.

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1. Вводная часть

Организационный момент

- Сядем все ровно, придвинемся к спинке стула, сделаем вдох носом, выдох через рот и насторожим ушки, так как им сегодня придётся много слушать, задание сегодня для них.

1 мин.

 Мотивация (процесс вовлечения в деятельность):

- Сегодня к нам в гости пришёл Кряка.

- Он принёс нам задание. А какое – догадайтесь сами по подсказке: из коробочки он достаёт дидактический материал (схемы звуков [С] и [Ш], уже знакомые детям по работе с артикуляционной гимнастикой)

Проблемная ситуация:

- А для чего же Кряка принёс эти cхемы?

- Может быть нужно их раскрасить?

-Или сказать, на что они похожи?

-Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки  [С] и [Ш], а помогут нам в этом – схемы.

Предполагаемые ответы детей

Предполагаемые ответы детей

3 мин.

2. Основная часть

1. Артикуляция звуков

а) Какую песенку поёт водичка?

Уточнение уклада органов артикуляции:

Губы в улыбке, зубы сближены, кончик широкого языка опущен вниз и упирается в нижние резцы, холодный воздух плавно выходит через рот, звук произносится твёрдо, "голосовой моторчик" не работает.

б) А теперь вспомним, как шипит змея?  

Уточнение уклада  органов артикуляции:

Губы вытянуты вперёд и округлены, язык в форме чашечки поднят вверх, но не касается нёба и образует щель, тёплый воздух плавно выходит через рот, звук произносится твёрдо, "голосовой моторчик" не работает.

Чтобы звук красивым вышел,
Шире язычок и выше.
Сделаем из язычка чашечку, подняв бока.
Эту чашку по бокам к верхним мы прижмём зубам.
Вот теперь над чашкой можно дуть красиво, осторожно.
Чтобы ветерок бежал, чтобы "Ш" как шёлк шуршал.

2. Характеристика звуков

- Давайте уточним характеристику звука С (свистящий,  твёрдый, глухой, согласный звук).

- А теперь дайте характеристику  звука  Ш: (шипящий,  твёрдый, глухой, согласный звук).

- Ребята, Кряка хочет знать, чем похожи и чем отличаются наши звуки друг от друга.

- Давайте найдём различия в укладах артикуляции обоих звуков:

а) Разное положение губ.

б) Разное положение языка.

в)Разная по температуре воздушная струя: С - холодная, Ш - тёплая.

- А теперь найдите сходство в укладах артикуляции обоих звуков:

а)Воздух плавно выходит через рот

б) Звуки произносятся твёрдо

в) «Голосовой моторчик" не работает

3. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики

- А теперь давайте перед зеркалом выполним артикуляционную гимнастику.  А помогать нам будет рука.

а) для губ:

"Улыбка"

Ладонь сжата в кулак (пальцами вверх). Под счёт 1 - пальчики расправляются (расставлены в стороны, как лучики солнышка) и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счёт 2 - ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

"Рупор"

Ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. Под счёт 1 - пальчики расправляются, образуя большой круг и удерживаются одновременно с "Рупором" 5 сек., на счёт 2 - ладонь сжимается в щепоть. И так далее.

б) для языка:

"Чашечка"

Под счёт 1 - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение "Чашечки" и удерживаются одновременно с "Чашечкой" 5 сек., на счёт 2 - ладонь выпрямляется. И так далее.

"Горка" 

Под счёт 1 - согнутая ладонь опущена и удерживается вместе с "Горкой" 5 сек., на счёт 2 - ладонь выпрямляется. И так далее.

4.  Динамическая пауза

На полочке нашей смешные игрушки:

Смешные Ежи.                        

И смешные лягушки.              

Смешные медведи.                  

Смешные олени.                    

Смешные моржи.                    

Смешные тюлени.                  

5. Дыхательная гимнастика

А теперь мы не спеша
Будем правильно дышать.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.

6.  Дифференциация изолированного звука, в слогах.

1) Логопед произносит звуки с и ш : то поочерёдно, то несколько раз подряд один и тот же звук.

                   

2) Повторить за логопедом слоги с опорой на руку

СА, ШО, ШИ, СУ, СЭ, АШ, ОС, ИС, УШ, ЭШ.

3) Игра «Добавляй слог»

-Ребята, Кряка придумал вам новую игру, она называется «Добавляй слог».

Дети стоят перед педагогом. Логопед бросает мяч, называет первый слог в слове, а дети заканчивают слово нужным правильно подобранным слогом:

ЛИ-СА, КОЛБА-СА, КА-ША, МА-ША, КО-СЫ, НО-СЫ, ЧА-СЫ, ЧА-ША, ПА-ША, У-СЫ, КАМЫ-ШИ, МАЛЫ-ШИ….

Оценка выполненного задания Крякой.

7.  Физминутка.

Упражнение для мелкой моторики рук: "Под грибом".

Под грибом  шалашик-домик

Там живёт весёлый гномик.

Мы немножко постучим,

В колокольчик позвоним.

Двери нам откроет гномик,

Станет звать в шалашик-домик

В домике дощатый пол

А на нём дубовый стол

Рядом стул с высокой спинкой,

На столе тарелка с вилкой

И блины горой стоят

Угощенье для ребят

8. Дифференциация звуков  в словах.

1)Логопед показывает картинки, в названии которых слышится звук  [С] или [Ш] (шапка, сова, шуба, мышь, нос, пояс, душ и др.)

Услышав слово и проговорив его, ребёнок, показывает  соответствующую схему:        

img13.gif (200 bytes)http://festival.1september.ru/articles/591095/img12.gif

2) Игра "Четвёртый - лишний".

Назвать картинки, определить наличие звуков [С] или [Ш]. Какая картинка лишняя и почему?E:\Animal Cartoons\MOUSATHL.WMFE:\Animal Cartoons\FROGJUMP.WMFC:\Users\Олег\Desktop\Toon Objects\OBJ020.WMF

а) http://www.krister.ru/zadmin_data/goods.image/1392.jpgC:\Users\Олег\Desktop\Toon Objects\OBJ067.WMF

C:\Users\Олег\Desktop\Toon Objects\OBJ002.WMF

б) E:\Animal Cartoons\ELEPHNT2.WMFE:\Animal Cartoons\FOXCUB.WMFE:\Animal Cartoons\OWL.WMFC:\Users\Олег\Desktop\Toon Objects\OBJ019.WMF

Ответы детей:  с - с – с.

Дети произносят звук[С] с опорой на схему. http://festival.1september.ru/articles/591095/img9.gif

Предполагаемые ответы детей: ш -ш –ш.

Дети произносят звук[Ш] с опорой на схему. img13.gif (200 bytes)

Дети перед зеркалом выполняют артикуляционную гимнастику с рукой по показу логопеда

Дети бегают мелкими шагами.

Прыгают, как лягушки.

Ходят, как медведи. Руки скрещены за головой, имитация оленьих рогов. Двигаются боком Подскок на месте. 

Дети выполняют вдох через нос, долгий выдох через рот.

Ребёнок изображает с помощью руки положение языка либо «Горка», либо «Чашечка».

Ребёнок показывает на схемы  звуков:                                  

img12.gif (167 bytes)img13.gif (200 bytes)

           или

Дети выполняют  действия  по показу логопеда

Предполагаемые ответы детей

15 мин.

3. Заключительная часть

Итог занятия. Систематизация знаний.

- Какие звуки мы учились сегодня различать?

- Что вы узнали на занятии?

- Какие задания вам понравились больше всего?

(Оценка деятельности детей).

Предполагаемые ответы детей

2 мин.

4. Рефлексия

- А сейчас раскрасьте то изображение Колобка, которое соответствует вашему настроению.

http://festival.1september.ru/articles/591095/img17.gif

4 мин.

Используемая литература. 

  1. Рита Бушлякова «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой»
  2. Ткаченко Т.А. Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников. // Дошкольное воспитание 1989 №3 с. 36-40
  3. Зайцева И.Ю. "Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников". Фестиваль "Открытый урок" 2009

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД по ЗКР с элементами обучения грамоте в логопедической подготовительной к школе группе «Лунтик хочет подружиться со спортом» Дифференциация звуков [л- лʹ]. Буква Л.

Закрепление правильного произношения звуков, совершенствовать навык определения места звука в слове, навык фонематичекого анализа и синтеза...

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики для основных групп звуков

Артикуляционная гимнастика является важным компонентом коррекции произношения у детей. Систематическое проведение этого вида работы, а также грамотно выстроенное облегчает постановку звуков, несет пол...

Биоэнергопластика. Здоровьесберегающие технологии. Конспект индивидуального занятия с использованием компонентов кинезиологической методики и элементов биоэнергопластики. "Путешествие с котенком".

Предлагаемые в занятии материалы помогут учителям-логопедам комплексно и компетентно подойти к решению проблемы речевых и неречевых нарушений у детей-логопатов   со стёртой формой дизартрии...

Конспект подгруппового логопедического занятия с применением элементов биоэнергопластики в подготовительной группе: «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах».

Конспект подгруппового логопедического занятия с применением элементов биоэнергопластики в подготовительной группе: «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах»....

Игра "Различаем звуки [C] и [Ш] (слухопроизносительная дифференциация звуков, с элементами кинезиологии)

Чем полезна игра:•Развивает фонематический слух•Формирует фонематические представления•Учит детей различать звуки [С] и [Ш] на слух и в произношении•Активизирует словарь ребёнка&bu...

Использование биоэнергопластики на логопедических занятиях по постановке, автоматизации и дифференциации звуков.

Использование биоэнергопластики на логопедических занятиях по постановке,автоматизации и дифференциации звуков....