Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами в группе компенсирующей направленности
консультация по логопедии

Мамонтова Оксана Викторовна

В нашем дошкольном учреждении осуществляется успешное преодоление недостатков речи у детей-логопатов. Высокие результаты возможны только при слаженной работе всего коллектива ДОУ, а особенно зависят от взаимосвязи, преемственности в работе учителя-логопеда и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

        

«Родитель – не гость,

а полноправный член команды МКДОУ»

        

        Наибольшей эффективности в коррекционной работе с детьми, имеющими различные нарушения речи, можно добиться только при тесном взаимодействии учителя-логопеда с родителями воспитанников.

 Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения, коррекции.

Поэтому, нам, логопедам, необходимо помочь родителям правильно организовать эту работу, осознать их роль в процессе развития ребенка, определить не только правильные, но и доступные, интересные и увлекательные методы и приемы преодоления речевого нарушения. Мы должны наполнить конкретным содержанием задания для домашней работы с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Нам необходимо видеть родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками.

Активно сотрудничаю с родителями (законными представителями), привлекаю их к проведению различных мероприятий, выставок, конкурсов. Использую наглядно-информационное направление, которое включает в себя оформление:

  • родительского уголка;
  • папок-передвижек;
  • фотомонтажей «Рассуждалки»;
  • стенгазеты.

Применяю различные формы работы с родителями: занятия практикумы, викторины, круглый стол, гостиная, день открытых дверей.

При составлении перспективного плана взаимодействия с семьей на учебный год, я стараюсь учитывать те проблемы, которые возникали в ходе работы в предыдущем учебном году. Из опыта работы, могу сделать вывод, что та структура плана, по которой я работаю уже несколько лет, на мой взгляд, самая удобная. Распределив содержание работы по блокам, и определив разнообразные формы работы с родителями, я сначала последовательно выявляю уровень осведомленности родителей в области коррекционно-педагогического воспитания, а затем постепенно повышаю их уровень компетентности в этом вопросе. 

В начале октября провожу первое родительское собрание. Рассказываю о речевых нарушениях у детей, уточняю цели работы логопеда, знакомлю с программой первого периода обучения. Основная задача на начальных этапах работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми. Второе собрание обычно провожу в январе, анализирую успехи и неудачи детей, анкетирую родителей, знакомлю с результатами рисунков-тестов и их интерпретацией, вместе с родителями намечаем пути углубления взаимопонимания и эмоционального контакта с детьми. Третье родительское собрание у нас проходит в мае. На нем я рассказываю об итогах работы логопедической группы за год, даю рекомендации на летний период. Традиционными в конце учебного года стали занятия для родителей, на которых дети могут похвалиться своими достижениями перед родителями.

На индивидуальных занятиях-практикумах демонстрирую родителям различные пособия, с помощью которых дети получают необходимую информацию по обучению грамоте, автоматизации звуков и т.д. Рекомендую (по необходимости) изготовить аналогичные для занятий в домашних условиях. Предлагаю вниманию родителей папку под названием «Беседа у логопеда», в ней я даю ответы на вопросы родителей, которые собираю заранее на родительских собраниях, в ходе индивидуальных встреч, либо из проблем, возникающих в ходе работы.

На протяжении долгого времени у меня существует ещё одна «Логопедическая информационная папка». Её задача состоит в том, чтобы вооружить родителей определенными знаниями и умениями. Материал в папке представлен по пройденным темам, чтобы родители имели возможность сориентироваться, на каком наглядном материале и каким образом можно закрепить лексику и грамматику по изученной теме, какую использовать литературу.

Основной формой взаимодействия с родителями служит тетрадь для домашних занятий. В зависимости от тяжести нарушения речи, я предлагаю задания не только на развития звукопроизношения, но и на формирования словаря, грамматических умений и навыков, обучение грамоте.

С 2008 года ежеквартально организовываю выпуск газеты для родителей: «Развивай-ка! Угадай-ка! Играй-ка!». В ней публикую статьи, игры, упражнения для успешного развития правильной речи ребенка.

Являюсь одним из ведущих школы для родителей «Эрудит», которая функционирует ежеквартально на базе ДОУ с 2009 года, где обсуждаются важные темы по основным направлениям речевого развития ребенка.

Систематически привлекаю родителей к досугам детского сада (праздники, конкурсы, выставки). Взрослые всегда желают поучаствовать с детьми в играх, инсценировках, подготовке к утренникам, участия в спортивных соревнованиях.

        Опыт работы показывает: работа с родителями детей, имеющих нарушения в речевом развитии, должна рассматриваться как неотъемлемая часть в работе учителя-логопеда, так как позволяет добиться положительных результатов в более короткие сроки и успешно подготовить детей к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план совместной работы учителя-логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи

Перспективный плас совместной работы на один учебный году чителя -логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей...

Перспективное и календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015-2016 учебный год

Перспективное и календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015-2016 учебный год ...

Перспективное планирование работы с родителями учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)

Перспективное  планирование работы с родителями учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)Цель: добиться тесного взаимодействия, партнерски...

Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателем в старшей группе компенсирующей направленности

В данной методической разработке представлен систематизированный опыт совместной работы учителя - логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности. Понедельные задания соответст...

Годовой план учителя -логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

в годовом плане освещена организационная работа, коррекционная работа, диагностическая работа, работа с родителями, информационно-просветительская работа, мероприятия направленные на повышен...

«Формы работы по взаимодействию учителя – логопеда с воспитателями и родителями группы компенсирующей направленности для детей с ТНР»

Работая с детьми с речевыми нарушениями очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Дети приходят в группу из разных групп детского сада и родители не сразу понимают ...

Доклад на тему: «Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР»

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов и  учителей – дефектологов Южного Округа на тему:«Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-д...