Конспект занятия «Звук и буква Ч в старшей группе»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методический материал

Конспект занятия «Звук и буква Ч в старшей группе»

Серкова Наталия Алексеевна

учитель-логопед 1 категории

ГБДОУ детский сад №135 комбинированного вида,

Выборгский район г. Санкт-Петербург,

7361830@mail.ru

Цель: знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч.

Задачи: 

1.Образовательные:

 - познакомить со звуком [Ч], его артикуляцией и характеристикой; с буквой Ч;

- совершенствовать навык звуко-буквенного анализа;

 - учить образовывать уменьшительную форму существительных

 - закреплять умение составлять предложение с опорой на картинку.

 2. Коррекционно-развивающие:

-развивать общую, тонкую и артикуляционную моторику;

-развивать фонематические процессы;

3. Воспитательные:

-воспитывать умение слушать своих товарищей, отвечать полным ответом.

Оборудование:

письмо в конверте, индивидуальные зеркала, пособие для дых.упражнений «Свечи», флажки, игрушка и рисунок Дюймовочки, буква Ч, разрезная буква Ч, цветные карандаши, значки для ЗБА, предметные картинки со звуком Ч, буква Ч для штриховки.

Ход занятия: 1.

 Организационный момент.

Сегодня мышка принесла от кого-то письмо: «Сро…но  нужно  помо…   .      Дюймово…ка»

От кого же это письмо? Какой звук пропущен в словах? Правильно —звук [Ч].

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы будем проходить звук и букву «Ч

3. Артикуляция и характернстика звука Ч. »

 Чтобы помочь Дюймовочке , нам нужно все знать про звук [Ч].

- что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Губы округлены)

 -зубы не смыкаются.

 - где находится язык? (язычок за верхними зубками прыгает по бугоркам)

-поднесите ладонь ко рту и почувствуйте, какая воздушная струя (она короткая, резкая)

Положите ладошку на горло и произнесите звук «Ч». Горлышко звенит или нет? (нет, звук «Ч» глухой)

- В каком замке будет жить звук Ч? (в замке согласных). Почему?

- Звук «Ч» звонкий или глухой? Почему?

- Запомните звук «Ч» всегда мягкий (у него нет старшего твердого братца) …

 Давайте все вместе произнесем: ч, ч, ч...

4. Развитие фонематических процессов.

Игра «Поймай звук» (Дети хлопают ладоши)

Ч, Л, Ш, Ч, Г, Ш, Ч, С, Ч, 3

Игра «Зеленый кружок»

- Теперь я буду вам говорить слоги и слова, если услышите в них Ч –

поднимите зеленый кружок.

5. Упражнение на дыхание

Игра «Сдуй свечку».

-Возьмем с собой в дорогу свечку: вдруг станет темно, понадобится осветить путь. Вы умеете сдувать свечи? (медленный вдох через нос с чередованием плавного и прерывистого).

6.Артикуляционная гимнастика.

Язычок собрался в гости (открываем рот)

Он умылся (облизать верхнюю губу),

Причесался («расчесать» язык верхними зубами)

На прохожих оглянулся (облизать губы по кругу),

Влево, вправо повернулся (оттянуть язык к левому и правому уху поочередно),

Вниз упал (вытащить язык вперед-вниз), Наверх залез (потянуть язык к носу),

 Чашку взял («чашечка»)

И в ротике исчез (закрыть рот)!

 -Мы подготовили свой язычок ко встрече со звуком «Ч».

7.Произношение звука «Ч» (изолированно, слогах, словах и стихотворении).

 Игра «Паровоз»

Нас ждет Дюймовочка. Садимся на паровозик. Поехали!

Я мчусь, я скорый поезд,

Пыхчу я чух-чух-чух,

От скорости,

от скорости

захватывает дух.

Пыхчу я чух-чух-чух,

От скорости,

от скорости

захватывает дух.

«Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч

 Ач-ач, уч-уч, ыч-ыч, эч-эч, ча-ча, чу-чу-чу я детей прокачу».

- Вот мы и приехали. Посмотрите, кто там плачет? (Дюймовочка)

8.Образование уменьшительной формы существительных.

Спасибо, что приехали. Мне нужно убежать от жабы, но она все мои вещи превратила в огромные,  и мне их не положить в маленькую сумочку. Поможем Дюймовочке, превратим её большие вещи в маленькие:

 Кофта  - ; юбка - ; носки - ; чашка - ; книга - ; тапки - ; лампа - ; и т.д.

9. Знакомство с буквой Ч.

Игра «Собери букву»

-Жаба букву Ч украла из письма и порвала, давайте соберем ее, чтобы вставить  обратно.

10. Пальчиковая гимнастика.

-У Дюймовочки есть любимый стульчик. На какую букву он похож? (на букву Ч) . Давайте спрячем от жабы букву Ч , заштрихуем ее, чтобы она ее не нашла.

11. Физминутка

Мы сейчас пойдем направо, 
А потом пойдем налево, 
В центре круга соберемся 
И на место все вернемся. 
Мы тихонечко присядем, 
Ручками себя погладим, 
Мы поднимемся тихонько 
И попрыгаем легонько. 
Пусть попляшут наши ножки 
И похлопают ладошки. 
Повернемся мы на право 
Не начать ли все сначала?

12. Звуко-буквенный анализ.

Вы помогли Дюймовочке , и она хочет с вами поиграть.

 Она вам будет называть слоги, а вы будете ей рассказывать о звуках в слоге.   - «ЧА». Какой в этом слоге первый звук? (звук Ч). Какой это звук — гласный или согласный? (согласный, потому что он не тянется и не поется). А что еще мы сегодня узнали про звук [Ч]? Он всегда какой? (всегда мягкий). Следующий звук в слоге какой? (звук А). А это какой звук—гласный или согласный? (гласный, потому что мы можем его петь и тянуть). Аналогично со слогом «ОЧ».

12.Составление предложений.

Дюймовочка предлагает поиграть в свою любимую игру.

Сейчас она раздаст вам картинки. Вам нужно со своей картинкой составить предложение.

Картинки: часы чашка, чай

12. Итог

Дюймовочка благодарит вас за помощь. Расскажите, какой звук  и букву украла жаба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речевого восприятия в старшей группе на тему: «Звуки и буквы О, У».

Конспект занятия по развитию речевого восприятия для детей с задержкой психического развития....

Конспект подгруппового занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [Щ]. Буква Щ» в старшей группе комбинированного вида.

формировать навыки правильного произношения, формировать способность к обучению грамоте.  к этому конспекту прилагается презентация, но она слишком большая... поэтому, её можно скачать с мое...

Конспект занятия по формированию звукопроизношения для детей старшей группы. «Звук и буква Н»

Конспект занятия по формированию звукопроизношения для детей старшей группы. Ильиных Ирина Владимировна, воспитательМБДОУ «Детский сад №15 «Ладушки»      ...

Конспект занятия Звук «С», буква «С» (-на материале лексической темы «Посуда») в старшей логопедической группе.

В данном конспекте педагог знакомит детей детей со звуком «С»  его артикуляцией; развивает умение выделять звук «с» в начале, середине и конце слова; совершенствует  ...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы - обучение грамоте буква Х. и звуки Х – Хь.

Цель: формировать правильное произношение звуков  [х], [х′]  в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков. Задачи:Познакомить с буквой...

Конспект занятия на тему: Гласный звук [а], буква А в старшей группе.

Цель: Познакомить детей с буквой А, обозначающей гласный звук [а], дать характеристику звук, закрепить правильное произношение звука [а]....