Конспект занятия «Звук и буква Ч в старшей группе»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Учебно-методический материал
Конспект занятия «Звук и буква Ч в старшей группе»
Серкова Наталия Алексеевна
учитель-логопед 1 категории
ГБДОУ детский сад №135 комбинированного вида,
Выборгский район г. Санкт-Петербург,
7361830@mail.ru
Цель: знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч.
Задачи:
1.Образовательные:
- познакомить со звуком [Ч], его артикуляцией и характеристикой; с буквой Ч;
- совершенствовать навык звуко-буквенного анализа;
- учить образовывать уменьшительную форму существительных
- закреплять умение составлять предложение с опорой на картинку.
2. Коррекционно-развивающие:
-развивать общую, тонкую и артикуляционную моторику;
-развивать фонематические процессы;
3. Воспитательные:
-воспитывать умение слушать своих товарищей, отвечать полным ответом.
Оборудование:
письмо в конверте, индивидуальные зеркала, пособие для дых.упражнений «Свечи», флажки, игрушка и рисунок Дюймовочки, буква Ч, разрезная буква Ч, цветные карандаши, значки для ЗБА, предметные картинки со звуком Ч, буква Ч для штриховки.
Ход занятия: 1.
Организационный момент.
Сегодня мышка принесла от кого-то письмо: «Сро…но нужно помо… . Дюймово…ка»
От кого же это письмо? Какой звук пропущен в словах? Правильно —звук [Ч].
2. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы будем проходить звук и букву «Ч
3. Артикуляция и характернстика звука Ч. »
Чтобы помочь Дюймовочке , нам нужно все знать про звук [Ч].
- что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Губы округлены)
-зубы не смыкаются.
- где находится язык? (язычок за верхними зубками прыгает по бугоркам)
-поднесите ладонь ко рту и почувствуйте, какая воздушная струя (она короткая, резкая)
Положите ладошку на горло и произнесите звук «Ч». Горлышко звенит или нет? (нет, звук «Ч» глухой)
- В каком замке будет жить звук Ч? (в замке согласных). Почему?
- Звук «Ч» звонкий или глухой? Почему?
- Запомните звук «Ч» всегда мягкий (у него нет старшего твердого братца) …
Давайте все вместе произнесем: ч, ч, ч...
4. Развитие фонематических процессов.
Игра «Поймай звук» (Дети хлопают ладоши)
Ч, Л, Ш, Ч, Г, Ш, Ч, С, Ч, 3
Игра «Зеленый кружок»
- Теперь я буду вам говорить слоги и слова, если услышите в них Ч –
поднимите зеленый кружок.
5. Упражнение на дыхание
Игра «Сдуй свечку».
-Возьмем с собой в дорогу свечку: вдруг станет темно, понадобится осветить путь. Вы умеете сдувать свечи? (медленный вдох через нос с чередованием плавного и прерывистого).
6.Артикуляционная гимнастика.
Язычок собрался в гости (открываем рот)
Он умылся (облизать верхнюю губу),
Причесался («расчесать» язык верхними зубами)
На прохожих оглянулся (облизать губы по кругу),
Влево, вправо повернулся (оттянуть язык к левому и правому уху поочередно),
Вниз упал (вытащить язык вперед-вниз), Наверх залез (потянуть язык к носу),
Чашку взял («чашечка»)
И в ротике исчез (закрыть рот)!
-Мы подготовили свой язычок ко встрече со звуком «Ч».
7.Произношение звука «Ч» (изолированно, слогах, словах и стихотворении).
Игра «Паровоз»
Нас ждет Дюймовочка. Садимся на паровозик. Поехали!
Я мчусь, я скорый поезд,
Пыхчу я чух-чух-чух,
От скорости,
от скорости
захватывает дух.
Пыхчу я чух-чух-чух,
От скорости,
от скорости
захватывает дух.
«Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч
Ач-ач, уч-уч, ыч-ыч, эч-эч, ча-ча, чу-чу-чу я детей прокачу».
- Вот мы и приехали. Посмотрите, кто там плачет? (Дюймовочка)
8.Образование уменьшительной формы существительных.
Спасибо, что приехали. Мне нужно убежать от жабы, но она все мои вещи превратила в огромные, и мне их не положить в маленькую сумочку. Поможем Дюймовочке, превратим её большие вещи в маленькие:
Кофта - ; юбка - ; носки - ; чашка - ; книга - ; тапки - ; лампа - ; и т.д.
9. Знакомство с буквой Ч.
Игра «Собери букву»
-Жаба букву Ч украла из письма и порвала, давайте соберем ее, чтобы вставить обратно.
10. Пальчиковая гимнастика.
-У Дюймовочки есть любимый стульчик. На какую букву он похож? (на букву Ч) . Давайте спрячем от жабы букву Ч , заштрихуем ее, чтобы она ее не нашла.
11. Физминутка
Мы сейчас пойдем направо,
А потом пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Мы тихонечко присядем,
Ручками себя погладим,
Мы поднимемся тихонько
И попрыгаем легонько.
Пусть попляшут наши ножки
И похлопают ладошки.
Повернемся мы на право
Не начать ли все сначала?
12. Звуко-буквенный анализ.
Вы помогли Дюймовочке , и она хочет с вами поиграть.
Она вам будет называть слоги, а вы будете ей рассказывать о звуках в слоге. - «ЧА». Какой в этом слоге первый звук? (звук Ч). Какой это звук — гласный или согласный? (согласный, потому что он не тянется и не поется). А что еще мы сегодня узнали про звук [Ч]? Он всегда какой? (всегда мягкий). Следующий звук в слоге какой? (звук А). А это какой звук—гласный или согласный? (гласный, потому что мы можем его петь и тянуть). Аналогично со слогом «ОЧ».
12.Составление предложений.
Дюймовочка предлагает поиграть в свою любимую игру.
Сейчас она раздаст вам картинки. Вам нужно со своей картинкой составить предложение.
Картинки: часы чашка, чай
12. Итог
Дюймовочка благодарит вас за помощь. Расскажите, какой звук и букву украла жаба.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речевого восприятия в старшей группе на тему: «Звуки и буквы О, У».
Конспект занятия по развитию речевого восприятия для детей с задержкой психического развития....
Конспект фронтального логопедического занятия: Звук [Ы]. Буква Ы. в старшей логопедической группе с детьми ОНР
Знакомство с гласным звуком [Ы], с буквой Ы....
Конспект подгруппового занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [Щ]. Буква Щ» в старшей группе комбинированного вида.
формировать навыки правильного произношения, формировать способность к обучению грамоте. к этому конспекту прилагается презентация, но она слишком большая... поэтому, её можно скачать с мое...
Конспект занятия по формированию звукопроизношения для детей старшей группы. «Звук и буква Н»
Конспект занятия по формированию звукопроизношения для детей старшей группы. Ильиных Ирина Владимировна, воспитательМБДОУ «Детский сад №15 «Ладушки» ...
Конспект занятия Звук «С», буква «С» (-на материале лексической темы «Посуда») в старшей логопедической группе.
В данном конспекте педагог знакомит детей детей со звуком «С» его артикуляцией; развивает умение выделять звук «с» в начале, середине и конце слова; совершенствует ...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы - обучение грамоте буква Х. и звуки Х – Хь.
Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков. Задачи:Познакомить с буквой...
Конспект занятия на тему: Гласный звук [а], буква А в старшей группе.
Цель: Познакомить детей с буквой А, обозначающей гласный звук [а], дать характеристику звук, закрепить правильное произношение звука [а]....