Конспект занятия Звук «С», буква «С» (-на материале лексической темы «Посуда») в старшей логопедической группе.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Хатунцева Юлия Михайловна

В данном конспекте педагог знакомит детей детей со звуком «С»  его артикуляцией; развивает умение выделять звук «с» в начале, середине и конце слова; совершенствует  умение звукового анализа слов из трех звуков; формирует представление о букве «С»; обогащает  словарь по теме «Посуда», развивать речевой выдох, мелкую моторику, координацию движения; закрепляет  умение отвечать на вопросы полным ответом, четко проговаривая звуки; формирует  навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, умения слушать взрослого и других детей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s-s.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия Звук «С», буква «С» (-на материале лексической темы «Посуда») в старшей логопедической группе.

Цель: знакомство детей со звуком «С» и буквой «С».

Задачи:

 -познакомить с артикуляцией звука «с»;

-развивать умение выделять звук «с» в начале, середине и конце слова;

-совершенствовать умение звукового анализа слов из трех звуков;

-сформировать представление о букве «С»;

-обогащать словарь по теме «Посуда»,

-развивать речевой выдох, мелкую моторику, координацию движения;

-закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом, четко проговаривая звуки;

- формировать  навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, умения слушать других детей.

Оборудование: предметы посуды: супница, солонка, сахарница, соусник, салатница, масленка, стаканы, салфетница, тарелки, миски, столовые приборы (ложка и вилка), сухарница, скатерть, мягкие символы звуков, музыка, шнурочки, пуговки, заготовки букв, цветной песок, бублики.

Ход занятия:

  1. Орг.момент.

- Здравствуйте ребята. Здравствуйте гости. Ребята, поздоровайтесь с гостями.

Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!  Пусть это  занятие принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!

Логопед: Ребята, когда к вам приходят гости, что делает мама?

Дети: Мама готовит угощение, накрывает на стол.

Логопед: Поможете мне сделать сервировку стола для наших гостей?

Прежде чем, расставить посуду необходимо накрыть стол.

Дети: Мы накроем стол шелковой скатертью. (ребенок накрывает стол, стоящий перед гостями).

Логопед:

Что вы поставите на стол?

Дети: Я поставлю на стол тарелки глубокие и мелкие.

Я положу справа столовые приборы.

Я поставлю на стол фарфоровую супницу.

Я поставлю на стол фарфоровую салатницу.

Я поставлю на стол  берестяную сухарницу.

Я поставлю на стол пластмассовую солонку.

Я поставлю на стол  керамический соусник.

Я поставлю на стол хрустальные стаканы и налью в них сок.

Я поставлю на стол пластмассовую салфетницу.

Логопед: Ребята мы накрыли красивый стол.

Салатник. Соусник, сахарница, сухарница, салфетница, солонка, стаканы с какого звука начинаются?

Дети: Все эти слова начинаются на звук «С».

Логопед:  С этим звуком мы с вами сейчас и познакомимся. Предлагаю вам пройти за стол с зеркалами. Взять в руки зеркала произнести звук «с» и сказать какое положение принимают органы артикуляции при произнесении этого звука.

  1. Артикуляция звука «с».

Дети:

Язык горочкой упирается в нижние зубы. Зубы сближены, но не сжаты. По языку течет «воздушная речка». Губы в улыбке.

Логопед: Давайте подумаем звук «С» согласный или гласный?

Дети: Звук «с» согласный. Он не поется, воздух во рту встречает преграду,

Логопед: Твердый или мягкий?

Дети: Звук «с» твердый. Обозначать его будем синим цветом.

  1. Положение звука «с» в словах.

Логопед: Ребята, на нашем столе остались предметы посуды, которыми мы не сервировали стол. Назовите эти предметы посуды и определите положение звука «с» в этих словах.

На столе осталась масленка. В слове масленка звук «с» в середине слова. (дети называют положение звука «с» в словах кастрюля, сковорода, поднос, миска.)

Логопед: Правильно, молодцы.

Ребята, а хотите узнать, что я добавляла при приготовлении супа? Открывает кастрюлю, а там в коробочках из под киндер-сюрпризов лежат: лук, чеснок, укроп и фасоль.  Отгадайте по запаху.

Дети, вдыхайте носом, выдыхайте  через рот произносите с-с-с. Плечи не поднимаем.

Дети: Вы положили в суп лук.

Вы добавили в суп чеснок,

Вы положили в суп укроп.

По запаху дети не могут определить содержимое последней коробочки.

Логопед: Отгадайте загадку и сразу поймете, что я еще использовала для приготовления супа.

Кто тут самый музыкальный?

У кого слух идеальный?

Ноты до-ре-ми-фа-соль

Догадались здесь….?

Дети: Фасоль.

Логопед:Суп приготовленный из фасоли? Какой?

Дети:Суп приготовленный из фасоли фасолевый.

Логопед:

Ребята, а без какого ингредиента не обходиться приготовление ни одного супа.

Этот камень можно есть,

Он в слезах и в поте есть

Невкусна в супе фасоль

Если пожалели…(соль).

  1. Звуковой анализ слов: суп и соль.

Логопед: А сейчас, я предлагаю превратиться в живые звуки и разобрать слова суп и соль.

Первое слово СУП.

-Какие звуки вы слышите в этом слове?

-Назовите их по порядку.

-Сколько звуков в слове суп?

Дети: В слове суп три звука.

Логопед:Значит нам понадобиться три человека. Выходите Вероника твой звук –«у», Никита твой звук «с»  Максим твой звук «п».

Выстраиваются в ряд и называют свои звуки.

А теперь возьмите квадратики нужного цвета.

Расскажите  про свой звук?

Дети; Звук «с» -согласный, твердый.

Звук «У»- гласный.

Звук «п» согласный, твердый.

Логопед: А теперь другие ребятки превратятся в слово соль.

-Какие звуки вы слышите в этом слове?

-Назовите их по порядку.

В слове соль сколько звуков?

Дети:

В слове соль три звука.

Логопед:

Возьмите квадратики нужного цвета.

Дети: Звук «С»-согласный, твердый.

Звук  «О»-гласный, Звук Ль»- согласный, мягкий.

Молодцы.  А давайте  при помощи пальчиков в чем лежат салфетки, сухари и масло.

Физ. Минутка. «Посуда»

 Сегодня мы ребята порядок наводили

Показывают большой палец.

Сегодня мы ребята друг другу говорили:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке.

Сухарики должны быть в сухарнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!»

 Поочередно    соединяют    большой    палец    с    остальными,    начиная    суказательного.

Знакомство с буквой «С»

Логопед:

Звук «с» сфотографировали и получилась буква «С»

Села мышка в уголок ,

Съела бублика кусок.

Показ буквы.

На что похожа буква?

Прописывание в воздухе,

Давайте выложим эту букву, чтоб лучше запомнить .Выкладывание шнурочками, пуговичками, камешками, ракушками, стекляшками, скрепками.

А теперь подойдите к песочнице. Пропишите  букву  на песке.

А еще

Наше занятие походит к концу

Я предлагаю из разноцветного песочка сделать букву «С»  (дети выполняют). Звучит тихая музыка.

Итог:

Ребята, с каким звуком  и буквой мы познакомились? Что узнали нового, Что показалось трудным. Что запомнилось?

А на теперь вы можете угоститься бубликами и как мышка из стишка превратить бублик в букву «С». До свидания.

А гостей мы тоже сушками и чаем из самовара!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по лексической теме "Осень" в старшей логопедической группе, с использованием приёма мнемотехники

Планирование для учителей-логопедов по лексической теме "Осень" в старшей логопедической группе (1год обучения). Планирование соствлено с использованием приёма мнемотехники....

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе "Лунтик в гостях у ребят"

Закрепление лексико-грамматических представлений, формирование навыка связного непрерывного логического высказывания....

Конспект НОД по теме: « Звук и буква Д» на материале лексической темы «Поздняя осень»

Цель:Знакомство  с буквой Д.Задачи: - Определение наличия звуков «д», «дь» в словах; - Дифференциация звуков «д» - «дь» в словах; - Закрепление признаков поздней осени...

«Помощники бабушки Федоры» Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи по лексической теме «ПОСУДА» в старшей логопедической группе

Цель данного занятия: совершенствование монологической речи детей при составлении загадки-описания с опорой на мнемотаблицу. Рассчитано на детей старшей логопедической группы. Длительность занятия сос...

Проект по изучению лексической темы: «Посуда» в старшей логопедической группе

Развитие связной речи детей старшей группы с ОНР 3 уровня, активизация словаря по теме....

Конспект занятия по развитию речи по теме "Посуда" в старшей логопедической группе

Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях, из кото­рых она состоит; материалах, из которых она сделана. Форми­рование понятий чайная, столовая, кухонная по...