На беседу к логопеду.
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Федоренко Тамара Григорьевна

 

Ни для кого не секрет, что в последнее время увеличилось чис­ло детей с речевой патологией. Исследователи отмечают, что у 60 процентов детей есть проблемы с речью. То есть у двух детей из трех. Это данные по России. В нашем же городе этот процент выше - 75-80%. Причем большая часть детей имеет неврологическую симптоматику. А это значительно осложняет процесс кор­рекции, то есть устранения речевых дефектов, и удлиняет сроки работы по преодолению этих нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_besedu_k_logopedu.docx14.85 КБ

Предварительный просмотр:

На беседу к логопеду

Ни для кого не секрет, что в последнее время увеличилось число детей с речевой патологией. Исследователи отмечают, что у 60 процентов детей есть проблемы с речью. То есть у двух детей из трех. Это данные по России. В нашем же городе этот процент выше - 75-80%. Причем большая часть детей имеет неврологическую симптоматику. А это значительно осложняет процесс коррекции, то есть устранения речевых дефектов, и удлиняет сроки работы по преодолению этих нарушений.

Что мы подразумеваем, когда говорим о речевой патологии? Чтобы это понять, напомню структуру речи, то есть что включает в себя понятие РЕЧЬ.

Итак, речь это:

- правильное звукопроизношение;

- развитое фонематическое восприятие и фонематический слух;

- развитый словарный запас;

- развитая грамматика;

- сформированная связная речь;

- сформированные познавательные процессы, ибо речь

- это один из познавательных процессов, а они (восприятие, внимание, память, мышление и воображение) развиваются параллельно, то есть развитие одного из познавательных процессов способствует развитию других познавательных процессов.

И нарушение хотя бы одного из перечисленных компонентов (будь то звукопроизношение или фонематический слух) говорит о недоразвития или о нарушении речи.

Часто можно услышать от родителей: "Мой ребенок все звуки произносит правильно, зачем его направляют к логопеду?" Да, бывает и так, что у ребенка звукопроизношение в пределах нормы, а фонематическое восприятие или фонематический слух сформированы недостаточно. В дошкольном возрасте это может не бросаться в глаза. А при обучении в школе у ребенка возникнут сложности с письменной речью: пропуски и перестановки букв и слогов, замены букв и т.д. А это, несомненно, будет мешать освоению школьной программы и значительно снизит школьную мотивацию.

Следует отметить так же, что в коре головного мозга речевой центр находится рядом с моторным центром. А это говорит о том, что чем лучше развита у ребенка моторика (движения), тем лучше его речь. Если ваш ребенок не проползался или ползал неправильно, это повлияет на его речевое развитие. Если он не умеет прыгать (на двух ногах, только на левой ноге, только на правой ноге, перепрыгивать через предметы, прыгать с "кочки" на "кочку" и т.д.), не умеет лазать (по горизонтальной, наклонной и вертикальной поверхности), бегать с разной скоростью, со сменой темпа (медленно - быстро), в разном направлении, реагировать на сигнал "стоп" во время бега и т.д.), не умеет играть с мячом (подбрасывать его, ловить, отбивать и т.д.), это явные симптомы, которые приведут к проблемам в речи.

Следует отметить так же, что в коре головного мозга речевой центр находится рядом с моторным центром. А это говорит о том, что чем лучше развита у ребенка моторика (движения), тем лучше его речь. Если ваш ребенок не проползался или ползал неправильно, это повлияет на его речевое развитие. Если он не умеет прыгать (на двух ногах, только на левой ноге, только на правой ноге, перепрыгивать через предметы, прыгать с "кочки" на "кочку" и т.д.), не умеет лазать (по горизонтальной, наклонной и вертикальной поверхности), бегать с разной скоростью, со сменой темпа (медленно - быстро), в разном направлении, реагировать на сигнал "стоп" во время бега и т.д.), не умеет играть с мячом (подбрасывать его, ловить, отбивать и т.д.), это явные симптомы, которые приведут к проблемам в речи.

Часто родители спрашивают, почему в последнее время так много речевых дефектов, причем сложных? Трудно ответить на этот вопрос однозначно. Но точно могу сказать, что сидение за телевизором и компьютером, ограничивающих движение детей (в прямом смысле, когда дети мало двигаются) и их общение (со сверстниками и взрослыми), делают свое неблагодарное дело. Вспомните время, когда не было телевизоров и компьютеров. Чем занимались дети? Они посещали кино, театры, играли в подвижные игры, т.е они общались и двигались. И речевых дефектов было меньше. Да и не такие сложные они были.

Влияет на развитие речи и умение правильно дышать. При неправильном дыхании, часто поверхностном, у ребенка не хватает воздуха на произнесение целой фразы. Поэтому речь становится прерывистой, немодулированной. Следовательно, нужно работать по развитию силы голоса и развивать речевое дыхание.

И если вы заинтересованы, чтобы ваш ребенок не попал в разряд логопатов, и чтобы не пришлось исправлять дефект, начните работу по предупреждению речевых нарушений. А это, уверяю вас, легче, чем переучивать ребенка заново.

ФедоренкоТ.Г., учитель - логопед  МБДОУ  №17 "Огонек"

г.Искитим Новосибирской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные стенды для родителей "На беседу к логопеду"

Рекомендации для родителей по закреплению изученной лексической темы: игры на активизацию словаря, развитие лексико-грамматических категорий, совершенствование связной речи. Игры и упражнения для разв...

беседы с логопедом

Сейчас очень много детей с диагнозом - задержка в речевом развитии. Хочу предложить родителям занития с детьми , которые будут интнресны и детям и взрослым. Надеюсь они принесут много пользы....

Беседы с логопедом

В настоящее время приходиться наблюдать такое явление : дети , придя в детский сад в возрасте двух лет не умеют говорить. Чтобы помочь им быстрее заговорить хотелось бы предложить некоторые упражнения...

На беседу к логопеду. Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики пальцев рук у дошкольников. Материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста с нарушением речи....

Консультация для родителей "Беседы с логопедом"

Консультация для родителей в форме "вопрос-ответ"....

Беседы с логопедом Автор - составитель: учитель – логопед Т.В. Велижанцева Звуковая палитра Р – Р\'

Дорогие взрослые! Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, свободными и уверенными всегда и во всем? Тогда учите их правильно говорить! Четкая, логическая, г...

Беседы с логопедом Автор - составитель: учитель – логопед Т.В. Велижанцева Звуковая палитра Л – Л\'

Дорогие взрослые!Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, свободными и уверенными всегда и во всем? Тогда учите их правильно говорить! Четкая, логическая, грамотн...