Формирование системы временных представлений у старших дошкольников с ТНР
статья по логопедии (старшая группа)

Бодюл Татьяна Александровна

Одно из важных направлений работы логопеда – формирование у детей временных представлений. Опыт работы над формированием временных представлений у детей с ТНР показывает, что получив достаточно чёткие представления об основных признаках тех или иных временных эталонов, сравнительно точно ориентируясь в их последовательности внутри одного звена, у детей всё-таки не формируется единой системы времени, в которой изученные временные единицы (сутки, неделя, месяц, год) выступают  не как разрозненные самостоятельные элементы, а как звенья единой цепи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №13 «Солнышко»

Формирование системы временных представлений у старших        дошкольников с ТНР

        (консультация для воспитателей из опыта работы)

                                                           Подготовил: Бодюл Т.А.

                                                           учитель-логопед

                                             г. Губкин

                                                  2019

Одно из важных направлений работы логопеда – формирование у детей временных представлений. Опыт работы над формированием временных представлений у детей с ТНР показывает, что получив достаточно чёткие представления об основных признаках тех или иных временных эталонов, сравнительно точно ориентируясь в их последовательности внутри одного звена, у детей всё-таки не формируется единой системы времени, в которой изученные временные единицы (сутки, неделя, месяц, год) выступают  не как разрозненные самостоятельные элементы, а как звенья единой цепи. Наиболее целесообразно с самого начала обучения закреплять такие образы временных эталонов, которые бы в конечном счёте смогли наглядно продемонстрировать своё место в формировании последующих звеньев, представить обобщённую картину всей временной системы. В то же  время эти образы должны быть очень конкретными и простыми для восприятия ребёнка с ТНР. С этой целью в работе используется наглядно-дидактическое пособие, которое соответствует указанным требованиям.За основу взяты схемы-символы частей суток. Так, образы понятий: «утро» - поднимающееся солнце, видимое наполовину на голубом фоне; «день» - изображение диска солнца на жёлтом фоне; «вечер» - опускающееся солнце, видимое наполовину на сером фоне; «ночь» - месяц  на чёрном фоне. Обобщённое понятие «сутки» объединило четыре этих образа, представленных в соответствующей последовательности в форме квадрата с синим контуром, имеющего отметку о начале отчёта.

Схема- символ понятия «неделя» представляет собой семь последовательно выстроенных символов «суток», которые приобрели номера от одного  до семи, а квадраты шестых и седьмых суток получили красный контур.

Схема- символ «месяц» представляет собой четыре последовательно выстроенных схем – символов понятия «неделя». А схема – символ «года» - двенадцать схем – символов понятия «месяц», представленных  в  одном ряду по три соответствующихми в центре схемы цифрами, имеющими разное цветовое обрамление: белое, голубое, зелёное и оранжевое. Набор отработанных схем-символов постепенно увеличивается и позволяет выполнять с ними различные обучающие манипуляции – выкладывать в определённой последовательности, определять наличие ошибок и исправлять их; раскладывать понятия по принадлежности к определённой группе, исключать  лишний элемент в предъявленном  наборе схем, обобщать и вербализовать группы схем-символов. В распечатанном виде набор схем используется в качестве раздаточного материала дети

- самостоятельно выкладывают последовательности отдельных звеньев из элементов;

- определяют наличие ошибок и исправляют их в уже предъявленной последовательности схем – символов;

- раскладывают схемы по принадлежности к определённой группе;

- исключают лишний элемент в предъявленном наборе схем и т.д.

Сравнительный диагностический анализ состояния сформированности временных представлений у детей показал, что: отмечается наличие выраженной положительной динамики у всей группы обследуемых детей. Это свидетельствует об эффективности используемых в коррекционной работе методов и приёмов наглядно-дидактического пособия в целом. Таким образом использование набора схем – символов  в  работе логопеда над формированием временных представлений позволяет сформировать у детей полноценную обобщённую систему временных эталонов за максимально короткий срок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственно-временных представлений у детей с речевыми нарушениями

Данная статья отражает методы и приемы формирования пространственных,временных представлений у детей с речевыми нарушениями....

Дидактические игры в формировании пространственно временных представлений дошкольников

При работе над развитием временных представлений рассматривается следующий круг вопросов сутки, неделя, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье. Делать это можно посредством разнообразных ...

Формирование пространственно - временных представлений у детей

В дошкольном возрасте дети испытывают определенные затруднения в ориентировке во времени и в пространстве. В статье рассказывается как легче сформировать у детей пространственно - временные представле...

Формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР

Задачи формирования пространственно-временных представлений у детей ЗПР. Методические приемы и длительность обучения, предметно-развивающая среда. Работа осуществлялась поэтапно: формирование представ...

Отчет учителя-дефектолога по теме «Формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР»

Коррекционная работа велась в двух направлениях:1. Формирование у дошкольников с ЗПР субьективных ощущений пространства ипространственных представлений.2. Формирование у дошкольников с ЗПР субьективны...

Формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР

Первоначальным источником познания человека является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления, образы предметов, их свойств ...

Формирование пространственно-временных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников — на р...