Звуки [м], [м’] Буквы М, м
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Киселькова Татьяна Сергеевна

Конспект занятия по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zkonspekt_zvuk_i_bukva_m.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 67»

156008 Российская Федерация, город Кострома, улица Шагова,207.

Тел. (4942) 42-73-33

Конспект занятия по обучению грамоте

Звуки [м], [м’]

Буквы М, м

                                      Разработала и провела 25.10.17:

                       учитель-логопед

                                               Киселькова Татьяна Сергеевна

Кострома 2017

Задачи:

закрепить артикуляционную и акустическую характеристику звуков [м], [м’];

познакомить с графическим обозначением звуков [м], [м’];

 сформировать умение читать обратный и прямой слог;

обучать звуко-буквенному анализу;

обучать чтению слов и предложений по схеме, продолжать учить правилам написания предложения;

развивать интонационную выразительность речи, зрительное восприятие, пространственную ориентировку.

Оборудование и материалы:

зеркала, схема анализа звука, пособие для чтения, картинки: мальчики, играющие с мячом; мама моет сына; чудесный мешочек, листья с написанными на них слогами.

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Цель: организация детей.

1 часть – организационная.

Создание образовательной ситуации, мотивация детей (2 мин.) Игра «Чудесный мешочек»

- Здравствуйте ребята.

В «Чудесном мешочке» предметы: матрешка, мухомор, мышка, медведь, муравей, мяч, мандарин, морковь, помидор…

- Какие звуки встречаются в этих словах?

- Здравствуйте!

Дети достают предметы из мешочка и называют.

- [м] или [м’].

Формулирование цели

(0.5 мин.)

- Сегодня на занятии мы познакомимся с новой буквой. 

Цель: приобретение новых знаний; закрепление знаний, умений и  навыков, приобретенных детьми ранее.

2 часть – основная

Характеристика звука артикуляционная и акустическая (3 мин.)

- Произнесите эти звуки и понаблюдайте за артикуляцией в зеркале.

- Звуки [м] и [м’] какие?

Дети наблюдают за артикуляцией в зеркале.

Дети по схеме делают анализ артикуляции и характеризуют звуки..

- Воздуху мешают выходить изо рта губы, воздух выходит через нос.

- Звук [М] – согласный, твердый, обозначается синим кружком.

- Звук [М’] – согласный, мягкий, обозначается зеленым кружком.

Задание «Разложи слог на ладошках». (2 мин.)

- Когда гласный звук встречается с согласным, то получается слог. Поиграем в игру: «Разложи слог на ладошках».

Руки в замке, логопед называет слоги: ам, им, мо, ми…

Ребенок анализирует слог: ам — [а], [м]; ма — [м], [а], размыкая замок и «укладывая» звуки на ладошки.

Знакомство с буквами М, м. (3 мин.)

- Звуки [м] и [м’] на письме обозначаются буквой М.

Палочка и палочка, между ними галочка,

И понятно сразу всем – получилась буква М.

- Буква М – заглавная, большая, буква м – маленькая или строчная.

—        Сколько элементов у буквы М? Какие это элементы? Чем буквы похожи? Чем отличаются?

Нарисуйте букву М правой рукой, носом.

Т.к. буква М обозначает согласные звуки мы поселим ее в синий вагон.

- У буквы М две вертикальные палочки и две наклонные. Буквы похожи формой, а отличаются размером.

Дети выполняют.

Чтение слогов, придумывание слов. (3 мин.)

- «Подружите» букву М с гласными буквами, получатся слоги.

На листочках написаны слоги.

- Придумайте слово на слог МА, МО, МУ, МИ.

Дети читают слоги по пособию вместе.

Дети подбирают листики с «земли» и читают слоги.

Дети придумывают слова.

Фонетическая ритмика.  (2 мин.)

Логопед показывает движения и произносит слоги.

Дети выполняют движения и произносят слоги.

Чтение слов и объяснение их значения.  (3 мин.)

Дети читают слова: УМ, МЫ, Э-МУ, МА-МА.

УМ - способность думать, способность находить решение жизненных задач, Противоположность ума – глупость.

МЫ – это несколько человек.

ЭМУ – это страус.

МАМА – самый любимый, родной человек 

Развитие интонационной выразительности речи. (2 мин.)

Каждый день и каждый час мы твердим упрямо:

 Нет на свете никого лучше нашей... (мамы).  

Разделите слово мама на слоги. Назовите первый слог, второй. Сколько гласных в слове. Разные слоги или одинаковые.

Мама!

Мама...

 Мама?

Мама.

- МА – МА. В слове мама два слога, два гласных, они одинаковые.

Руки подняты.

Руки слегка разведены в стороны. На лице выражение растерянности.

Руки опущены вниз. Подняв плечи, руки развести в стороны

Руки перед грудью.

Составление предложений по схеме. (2 мин.)

— Найдите картинку, где изображены мальчики, играющие с мячом. Прочитайте слово под картинкой (Мы.) Это первое слово в предложении. Оно всегда пишется с большой буквы. Подберите второе слово. Прочитайте все предложение. (Логопед обращает внимание на интонационную законченность предложения.)

- Найдите следующее предложение. Прочитайте первое слово. С какой буквы оно написано? Сколько всего слов в предложении? Рассмотрите картинку и закончите предложение.

Дети читают, составляют предложения.

Мы играем.

Мама моет сына.

Цель: Подведение итогов. Педагогическая оценка результатов деятельности детей, переход к самостоятельной игровой деятельности.

3 часть - заключительная

(1 мин.)

 —        Какую букву мы сегодня изучали? В каком вагоне она едет? Почему?

- Сегодня вечером с воспитателями выложите буквы М из фасоли, гороха по контуру.

Ответы детей. Характеристика звуков.

УМ           МЫ

Э-МУ

МА-МА

Мама!

Мама…

Мама?

Мама.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация "Звуки В, Вь. Буква В. Путешествие с волшебным волком к букве В"

Мультимедийная презентация к занятию по обучению грамоте  детей с тяжелыми нарушениями речи по теме "Звуки [В],[В,], буква В". Путешествие с волшебным волком к букве В"...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...