Главные вкладки

    Конспект открытого занятия на тему "Автоматизация звука Р в слогах, словах и в предложении"
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

    Муниципальное автономное образовательное учреждение – детский сад №34 «Светлячок»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности по теме: «Автоматизация звука Р в слогах, словах,

    фразовой речи и в предложении.

     

     

     

     

     

     

                                                                 Составитель:

    учитель-логопед                     

                                                                            МАДОУ – детский сад № 34 «Светлячок»                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                        Ензак.А. А

     

     

     

     

     

     

    г. Кызыл - 2019 г

    Возраст детей: 5-6 лет.

    Область: речевое развитие

    Интеграция областей: Социально – коммуникативное, физическое, познавательное развитие.

    Вид деятельности: игровая, коммуникативная.

    Цель:  Закрепить навыки четкого произношения звука [Р] в слогах, словах, фразовой речи.

    Задачи:

    Коррекционно - образовательные:

    • Закреплять  умение характеризовать звук по акустико – артикуляционным признакам;
    • Совершенствовать умение выполнять звуко - слоговой анализ слова;
    • Закреплять умение чётко произносить звук  [Р] в слогах, словах, фразовой речи и в предложении;
    • Формировать умение детей образовывать прилагательные к существительным.

    Коррекционно - развивающие:

    • Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата;
    • Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление;
    • Развивать зрительное восприятие.

    Коррекционно - воспитательные:

    • Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

    Оборудование:  мультимедийное оборудование, настольные зеркала, картинки символы для артикуляционной гимнастики, салфетки, 3 мольберта, предметные картинки со звуком Р, дидактическое пособие домик, картинки с планетами, магнитные фишки для работы у доски.

     

     

     

     

    Ход занятия

      I. Организационный момент.

    Л: Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте, поздороваемся с ними.

         Дети: Здравствуйте!

    1. Психогимнастика

    Учитель – логопед: А сейчас  встанем в кружок и пожелаем, друг другу доброго утра.

    Придумано кем – то                    

    Просто и мудро

    При встрече здороваться!

    - Доброе утро!                    ( Дети повторяют слова приветствия)

    - Доброе утро                       (руки вытянуть вверх,

       Солнцу и птицам!                  затем опустить вниз).

    - Доброе утро!                     (Улыбнуться друг другу)

    Приветливым лицам!

    Учитель – логопед:  Ребята, сегодня к нам детский сад пришло письмо. Хотите  узнать, что там написано?

    (ответы детей)

    Логопед  открывает письмо, и  его читает.

    Здравствуйте ребята! Я инопланетянин Робик. Злой волшебник заколдовал планеты. Он боится рычания и не умеет произносить звук [Р] и всё его колдовство от рычания просто исчезает. Я слышал, что вы уже научились произносить этот звук правильно, и поэтому прошу о помощи! Нужно  выполнить все задания и тогда злое волшебство исчезнет. Помогите мне, пожалуйста.

    Л: Ребята поможем инопланетянину Робику?

    (Ответы детей)

    2. Упражнение на развитие речевого дыхания.

    Учитель – логопед: Давайте сначала научимся, как нужно правильно дышать.

     

    Дыхательная  гимнастика «Подышим»

    Тихо-тихо мы подышим,

    Сердце мы свое услышим.

    И.п. – сидя

    1 – медленный вдох через нос

    2 – плавный  выдох через рот.

    Л: Замечательно, сделали.

    3. Упражнения на развитие артикуляционной моторики.

    Чтобы правильно и красиво говорить необходимо, делать что? – Зарядку для язычка. Давайте  вспомним наши упражнения для язычка.

    Вспомнить упражнения нам помогут волшебные картинки.

    Упражнение «Улыбка  –  Слоник» 

    Растянуть губы в улыбке, показав все зубы, затем  вытянуть губы вперед. Выполнять переключения с одной позиции на другую.

    Упражнение «Грибочек»

    Улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу.

    Упражнение «Чистим верхние зубки» 

    Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

    Упражнение «Гармошка»

    Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот.

    Упражнение «Лошадка» 

    Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. 

    III Основная часть:

    1. Актуализация имеющихся знаний.

    Л: Ребята, как зовут нашего героя, который обратился к нам за помощью?  Давайте, повторим его имя.

    Дети повторяют за логопедом слово «Робик».

    Учитель – логопед: С какого звука начинается имя Робик?

    (ответы детей)

    Л:  Ребята давайте вспомним артикуляцию звука [Р]. Губы – полураскрыты, зубы – разомкнуты, широкий кончик языка поднят к верху и дрожит. Давайте вместе произнесем  р – р – р !

     - Правильно, а теперь давайте вспомним какой этот звук гласный или согласный? (звуковая схема) Ответы детей.

    -  А теперь определите, какой он звонкий или глухой? Как мы определяем? Мы ушками слушаем, а ручка нам помогает.

    -  А звук Р твердый или мягкий? (Ответы детей)

     - А теперь ребята давайте споем рычащую песенку:

    РА – РА – РА

    РО – РО – РО

    РУ – РУ – РУ

    РЫ – РЫ – РЫ

    Л: Хорошо спели.

    2. Л: Ребята вы готовы отправиться в космическое путешествие?

    (Ответы детей)

    Л: Хорошо, если отгадаете загадку, то узнаете, на чем мы полетим.

    Крыльев нет, но эта птица.

    Полетит и прилунится.  (Ракета)

    Л: Правильно, мы с вами полетим на ракете.  

    И так все приготовились к полету. Заводим моторы! Р – р – р ! 1,2,3,4,5 полетели! (Музыкальное сопровождение)

    Л: Вот мы и очутились в космическом пространстве. Очень странные здесь планеты. Давайте подлетим к первой планете, называется она  «Планета звуков».

    Нужно записать  имя нашего инопланетянина  РОБИК  с помощью звуковых обозначений, а помогут нам это сделать вот эти цветные фишки.

     «Звуко – слоговой  анализ  слова».

    Л: Отлично, справились с этим заданием.      

    1. Дидактическая игра «Разложи».

    Л: Ой ребята! Смотрите, к какому интересному дому мы с вами прилетели.

    В каждом доме 3 «этажа», а сверху (на чердаке»), находится графическая схема, показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова). 

    Давайте, назовем предметы, которые изображены на карточках, а затем расселим их в нужные квартиры.

    Молодцы справились с первым заданием!

    А теперь нам нужно лететь дальше.  Все приготовились к полету! Заводим моторы! Р – р – р! 1,2,3,4,5 полетели! (Музыкальное сопровождение)

    Л: Дидактическая игра «Собери сундучок».

    Л: А вот и вторая планета ребята.  Называется она планета слов.

    Посмотрите ребята что это? (Ответы детей).

    Правильно это сундук, нам нужно положить в него только те предметы, в названии которых есть звук Р. Инопланетянин Робик не смог справиться один с этим заданием.

    Речевой материал: робот, ролики, ежик, рыба, рак, пирамида, лимон, вилка, ракетка.

    Л: Какие вы молодцы справились со вторым заданием! А сейчас ребята нужно лететь дальше.  Все приготовились к полету! Заводим моторы! Р – р – р! 1,2,3,4,5 полетели! (Музыкальное сопровождение)

    1. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

    Л: И вот мы на последней заколдованной планете.  Называется она планета предложений.

    Посмотрите здесь разные картинки нам, нужно сказать, чем отличается  вторая  картинка от первой.

    Речевой материал: забор некрашенный – забор покрашенный, зонт раскрыт – зонт закрыт, арбуз целый – арбуз разрезанный, чашка целая – чашка разбитая, стекло целое – стекло разбитое, пирамида собрана – пирамида разобрана.

    Л: Смотрите ребята,  какая здесь  картина интересная висит.

    Дидактическая игра  «Что нарисовал художник неправильно»
    Дети отвечаю полным предложением, и говорят, бывает ли такое. (сохраняя правильное произношение звука [р].
    Словарь: Рыбак плывет на рыбе, на елке растут розы, рысь стреляет из рогатки помидором, рыба в аквариуме похожа на сову, рыбу ловит рыболов.

    Л: Молодцы!

    Итог занятия.

    Ребята мы выполнили все задания, и чары злого волшебника исчезли. И теперь нам нужно возвращаться обратно в детский сад. Заводим моторы! Р – р – р! 1,2,3,4,5  полетели! (Музыкальное сопровождение)

    Вам  понравилось помогать Робику? Было сложно выполнять задания? А какие вам задания понравились?

    Инопланетянин Робик благодарит вас за помощь и дарит вам на память медали.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное образовательное учреждение – детский сад №34 «Светлячок»

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности по теме: «Автоматизация звука Р в слогах, словах,

    фразовой речи и в предложении.

                                                                 Составитель:

    учитель-логопед                      

                                                                            МАДОУ – детский сад № 34 «Светлячок»                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                        Ензак.А. А

    г. Кызыл - 2019 г

    Возраст детей: 5-6 лет.

    Область: речевое развитие

    Интеграция областей: Социально – коммуникативное, физическое, познавательное развитие.

    Вид деятельности: игровая, коммуникативная.

    Цель:  Закрепить навыки четкого произношения звука [Р] в слогах, словах, фразовой речи.

    Задачи:

    Коррекционно - образовательные:

    • Закреплять  умение характеризовать звук по акустико – артикуляционным признакам;
    • Совершенствовать умение выполнять звуко - слоговой анализ слова;
    • Закреплять умение чётко произносить звук  [Р] в слогах, словах, фразовой речи и в предложении;
    • Формировать умение детей образовывать прилагательные к существительным.

    Коррекционно - развивающие:

    • Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата;
    • Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление;
    • Развивать зрительное восприятие.

    Коррекционно - воспитательные:

    • Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

    Оборудование:  мультимедийное оборудование, настольные зеркала, картинки символы для артикуляционной гимнастики, салфетки, 3 мольберта, предметные картинки со звуком Р, дидактическое пособие домик, картинки с планетами, магнитные фишки для работы у доски.

    Ход занятия

      I. Организационный момент.

    Л: Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте, поздороваемся с ними.

         Дети: Здравствуйте!

    1. Психогимнастика

    Учитель – логопед: А сейчас  встанем в кружок и пожелаем, друг другу доброго утра.

    Придумано кем – то                    

    Просто и мудро

    При встрече здороваться!

    - Доброе утро!                    ( Дети повторяют слова приветствия)

    - Доброе утро                       (руки вытянуть вверх,

       Солнцу и птицам!                  затем опустить вниз).

    - Доброе утро!                     (Улыбнуться друг другу)

    Приветливым лицам!

    Учитель – логопед:  Ребята, сегодня к нам детский сад пришло письмо. Хотите  узнать, что там написано?

    (ответы детей)

    Логопед  открывает письмо, и  его читает.

    Здравствуйте ребята! Я инопланетянин Робик. Злой волшебник заколдовал планеты. Он боится рычания и не умеет произносить звук [Р] и всё его колдовство от рычания просто исчезает. Я слышал, что вы уже научились произносить этот звук правильно, и поэтому прошу о помощи! Нужно  выполнить все задания и тогда злое волшебство исчезнет. Помогите мне, пожалуйста.

    Л: Ребята поможем инопланетянину Робику?

    (Ответы детей)

    2. Упражнение на развитие речевого дыхания.

    Учитель – логопед: Давайте сначала научимся, как нужно правильно дышать.

    Дыхательная  гимнастика «Подышим»

    Тихо-тихо мы подышим,

    Сердце мы свое услышим.

    И.п. – сидя

    1 – медленный вдох через нос

    2 – плавный  выдох через рот.

    Л: Замечательно, сделали.

    3. Упражнения на развитие артикуляционной моторики.

    Чтобы правильно и красиво говорить необходимо, делать что? – Зарядку для язычка. Давайте  вспомним наши упражнения для язычка.

    Вспомнить упражнения нам помогут волшебные картинки.

    Упражнение «Улыбка  –  Слоник» 

    Растянуть губы в улыбке, показав все зубы, затем  вытянуть губы вперед. Выполнять переключения с одной позиции на другую.

    Упражнение «Грибочек»

    Улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу.

    Упражнение «Чистим верхние зубки» 

    Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

    Упражнение «Гармошка»

    Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот.

    Упражнение «Лошадка» 

    Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. 

    III Основная часть:

    1. Актуализация имеющихся знаний.

    Л: Ребята, как зовут нашего героя, который обратился к нам за помощью?  Давайте, повторим его имя.

    Дети повторяют за логопедом слово «Робик».

    Учитель – логопед: С какого звука начинается имя Робик?

    (ответы детей)

    Л:  Ребята давайте вспомним артикуляцию звука [Р]. Губы – полураскрыты, зубы – разомкнуты, широкий кончик языка поднят к верху и дрожит. Давайте вместе произнесем  р – р – р !

     - Правильно, а теперь давайте вспомним какой этот звук гласный или согласный? (звуковая схема) Ответы детей.

    -  А теперь определите, какой он звонкий или глухой? Как мы определяем? Мы ушками слушаем, а ручка нам помогает.

    -  А звук Р твердый или мягкий? (Ответы детей)

     - А теперь ребята давайте споем рычащую песенку:

    РА – РА – РА

    РО – РО – РО

    РУ – РУ – РУ

    РЫ – РЫ – РЫ

    Л: Хорошо спели.

    2. Л: Ребята вы готовы отправиться в космическое путешествие?

    (Ответы детей)

    Л: Хорошо, если отгадаете загадку, то узнаете, на чем мы полетим.

    Крыльев нет, но эта птица.

    Полетит и прилунится.  (Ракета)

    Л: Правильно, мы с вами полетим на ракете.  

    И так все приготовились к полету. Заводим моторы! Р – р – р ! 1,2,3,4,5 полетели! (Музыкальное сопровождение)

    Л: Вот мы и очутились в космическом пространстве. Очень странные здесь планеты. Давайте подлетим к первой планете, называется она  «Планета звуков».

    Нужно записать  имя нашего инопланетянина  РОБИК  с помощью звуковых обозначений, а помогут нам это сделать вот эти цветные фишки.

     «Звуко – слоговой  анализ  слова».

    Л: Отлично, справились с этим заданием.        

    1. Дидактическая игра «Разложи».

    Л: Ой ребята! Смотрите, к какому интересному дому мы с вами прилетели.

    В каждом доме 3 «этажа», а сверху (на чердаке»), находится графическая схема, показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова). 

    Давайте, назовем предметы, которые изображены на карточках, а затем расселим их в нужные квартиры.

    Молодцы справились с первым заданием!

    А теперь нам нужно лететь дальше.  Все приготовились к полету! Заводим моторы! Р – р – р! 1,2,3,4,5 полетели! (Музыкальное сопровождение)

    Л: Дидактическая игра «Собери сундучок». 

    Л: А вот и вторая планета ребята.  Называется она планета слов.

    Посмотрите ребята что это? (Ответы детей).

    Правильно это сундук, нам нужно положить в него только те предметы, в названии которых есть звук Р. Инопланетянин Робик не смог справиться один с этим заданием.

    Речевой материал: робот, ролики, ежик, рыба, рак, пирамида, лимон, вилка, ракетка.

    Л: Какие вы молодцы справились со вторым заданием! А сейчас ребята нужно лететь дальше.  Все приготовились к полету! Заводим моторы! Р – р – р! 1,2,3,4,5 полетели! (Музыкальное сопровождение)

    1. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

    Л: И вот мы на последней заколдованной планете.  Называется она планета предложений.

    Посмотрите здесь разные картинки нам, нужно сказать, чем отличается  вторая  картинка от первой.

    Речевой материал: забор некрашенный – забор покрашенный, зонт раскрыт – зонт закрыт, арбуз целый – арбуз разрезанный, чашка целая – чашка разбитая, стекло целое – стекло разбитое, пирамида собрана – пирамида разобрана.

    Л: Смотрите ребята,  какая здесь  картина интересная висит.

    Дидактическая игра  «Что нарисовал художник неправильно»
    Дети отвечаю полным предложением, и говорят, бывает ли такое. (сохраняя правильное произношение звука [р].
    Словарь: Рыбак плывет на рыбе, на елке растут розы, рысь стреляет из рогатки помидором, рыба в аквариуме похожа на сову, рыбу ловит рыболов.

    Л: Молодцы!

    Итог занятия. 

    Ребята мы выполнили все задания, и чары злого волшебника исчезли. И теперь нам нужно возвращаться обратно в детский сад. Заводим моторы! Р – р – р! 1,2,3,4,5  полетели! (Музыкальное сопровождение)

    Вам  понравилось помогать Робику? Было сложно выполнять задания? А какие вам задания понравились?

    Инопланетянин Робик благодарит вас за помощь и дарит вам на память медали.

    Самоанализ.

    1 .Вашему вниманию было предложено подгрупповое занятие в подготовительной группе с детьми посещающих логопункт на тему: «Автоматизация звука Р в слогах, словах, фразовой речи и в предложении», тема выбрана в соответствии с программой, соответствует возрасту детей.

    1. При проведении занятия мною была поставлена цель – Закрепить навыки четкого произношения звука [Р] в слогах, словах, фразовой речи и в предложении.

    А также были поставлены задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    • Закреплять  умение характеризовать звук по акустико – артикуляционным признакам;
    • Совершенствовать умение выполнять звуко - слоговой анализ слова;
    • Закреплять умение чётко произносить звук  [Р] в слогах, словах, фразовой речи и в предложении;
    • Формировать умение детей образовывать прилагательные к существительным.

    Коррекционно-развивающие:

    • Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата;
    • Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление;
    • Развивать зрительное восприятие.

    Коррекционно - воспитательные:

    • Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

    При подготовке к занятию мною была проведена следующая предварительная работа:

    - Рассматривание иллюстраций, картинок, фотоматериалов по данной теме;

    - Проведение дидактических игр «Собери сундучок» «Скажи наоборот» «Разложи» «Что нарисовал художник неправильно».

    Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно началось, с организационного момента, где активизировалось внимание детей. Установление положительного эмоционального фона. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и были активными помощниками.

    Это позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.

    3. Речевой материал для занятия был подобран с учетом возрастных и речевых особенностей детей.

       На занятии использовались следующие методы:

    Словесные методы

    • «Собери сундучок»
    •  «Скажи наоборот»
    • «Разложи»
    • «Что нарисовал художник неправильно».

    Словесные приемы сопровождали все занятие. Я использовала: вопросы (наводящие, констатирующие).

    - Уточнения;

    - разъяснения;

    - словесные инструкции; ( к играм)

    Словесные приемы были использованы и в заключительной части занятия.

    Практические методы: выполнение артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики.

    4.Я считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

    Дети были активны. Поставленные цели и задачи были решены.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект индивидуального занятия Тема: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах и предложениях».

    Конспект индивидуального занятияТема: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах и предложениях».Цели:1. Упражнять в правильном произнесении звука «Р» в слогах, словах и предложениях.2...

    Конспект интегрированного занятия по теме: «Звук [С] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в рассказе «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом.»

    Конспект интегрированного занятия по теме: «Звук [С] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в рассказе «Общая горка», состав­ленного по картине с проблемным сюжетом.»(итоговое занятие)(фрон...

    Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука -ш- в слогах, словах и предложениях.

    Индивидуальное занятия по автоматизации звука -ш- в слогах, словах и предложениях...

    Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях в подготовительной группе

    Конспект занятия по автоматизации звука "Р" с использованием презентации и интерактивной доски...

    План-конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах.

    План-конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах....