Конспект открытого занятия на тему "Автоматизация звука Р в слогах, словах и в предложении"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Муниципальное автономное образовательное учреждение – детский сад №34 «Светлячок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по теме: «Автоматизация звука Р в слогах, словах,

фразовой речи и в предложении.

 

 

 

 

 

 

                                                             Составитель:

учитель-логопед                     

                                                                        МАДОУ – детский сад № 34 «Светлячок»                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                    Ензак.А. А

 

 

 

 

 

 

г. Кызыл - 2019 г

Возраст детей: 5-6 лет.

Область: речевое развитие

Интеграция областей: Социально – коммуникативное, физическое, познавательное развитие.

Вид деятельности: игровая, коммуникативная.

Цель:  Закрепить навыки четкого произношения звука [Р] в слогах, словах, фразовой речи.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

  • Закреплять  умение характеризовать звук по акустико – артикуляционным признакам;
  • Совершенствовать умение выполнять звуко - слоговой анализ слова;
  • Закреплять умение чётко произносить звук  [Р] в слогах, словах, фразовой речи и в предложении;
  • Формировать умение детей образовывать прилагательные к существительным.

Коррекционно - развивающие:

  • Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата;
  • Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление;
  • Развивать зрительное восприятие.

Коррекционно - воспитательные:

  • Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование:  мультимедийное оборудование, настольные зеркала, картинки символы для артикуляционной гимнастики, салфетки, 3 мольберта, предметные картинки со звуком Р, дидактическое пособие домик, картинки с планетами, магнитные фишки для работы у доски.

 

 

 

 

Ход занятия

  I. Организационный момент.

Л: Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте, поздороваемся с ними.

     Дети: Здравствуйте!

1. Психогимнастика

Учитель – логопед: А сейчас  встанем в кружок и пожелаем, друг другу доброго утра.

Придумано кем – то                    

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!                    ( Дети повторяют слова приветствия)

- Доброе утро                       (руки вытянуть вверх,

   Солнцу и птицам!                  затем опустить вниз).

- Доброе утро!                     (Улыбнуться друг другу)

Приветливым лицам!

Учитель – логопед:  Ребята, сегодня к нам детский сад пришло письмо. Хотите  узнать, что там написано?

(ответы детей)

Логопед  открывает письмо, и  его читает.

Здравствуйте ребята! Я инопланетянин Робик. Злой волшебник заколдовал планеты. Он боится рычания и не умеет произносить звук [Р] и всё его колдовство от рычания просто исчезает. Я слышал, что вы уже научились произносить этот звук правильно, и поэтому прошу о помощи! Нужно  выполнить все задания и тогда злое волшебство исчезнет. Помогите мне, пожалуйста.

Л: Ребята поможем инопланетянину Робику?

(Ответы детей)

2. Упражнение на развитие речевого дыхания.

Учитель – логопед: Давайте сначала научимся, как нужно правильно дышать.

 

Дыхательная  гимнастика «Подышим»

Тихо-тихо мы подышим,

Сердце мы свое услышим.

И.п. – сидя

1 – медленный вдох через нос

2 – плавный  выдох через рот.

Л: Замечательно, сделали.

3. Упражнения на развитие артикуляционной моторики.

Чтобы правильно и красиво говорить необходимо, делать что? – Зарядку для язычка. Давайте  вспомним наши упражнения для язычка.

Вспомнить упражнения нам помогут волшебные картинки.

Упражнение «Улыбка  –  Слоник» 

Растянуть губы в улыбке, показав все зубы, затем  вытянуть губы вперед. Выполнять переключения с одной позиции на другую.

Упражнение «Грибочек»

Улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу.

Упражнение «Чистим верхние зубки» 

Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Упражнение «Гармошка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот.

Упражнение «Лошадка» 

Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. 

III Основная часть:

  1. Актуализация имеющихся знаний.

Л: Ребята, как зовут нашего героя, который обратился к нам за помощью?  Давайте, повторим его имя.

Дети повторяют за логопедом слово «Робик».

Учитель – логопед: С какого звука начинается имя Робик?

(ответы детей)

Л:  Ребята давайте вспомним артикуляцию звука [Р]. Губы – полураскрыты, зубы – разомкнуты, широкий кончик языка поднят к верху и дрожит. Давайте вместе произнесем  р – р – р !

 - Правильно, а теперь давайте вспомним какой этот звук гласный или согласный? (звуковая схема) Ответы детей.

-  А теперь определите, какой он звонкий или глухой? Как мы определяем? Мы ушками слушаем, а ручка нам помогает.

-  А звук Р твердый или мягкий? (Ответы детей)

 - А теперь ребята давайте споем рычащую песенку:

РА – РА – РА

РО – РО – РО

РУ – РУ – РУ

РЫ – РЫ – РЫ

Л: Хорошо спели.

2. Л: Ребята вы готовы отправиться в космическое путешествие?

(Ответы детей)

Л: Хорошо, если отгадаете загадку, то узнаете, на чем мы полетим.

Крыльев нет, но эта птица.

Полетит и прилунится.  (Ракета)

Л: Правильно, мы с вами полетим на ракете.  

И так все приготовились к полету. Заводим моторы! Р – р – р ! 1,2,3,4,5 полетели! (Музыкальное сопровождение)

Л: Вот мы и очутились в космическом пространстве. Очень странные здесь планеты. Давайте подлетим к первой планете, называется она  «Планета звуков».

Нужно записать  имя нашего инопланетянина  РОБИК  с помощью звуковых обозначений, а помогут нам это сделать вот эти цветные фишки.

 «Звуко – слоговой  анализ  слова».

Л: Отлично, справились с этим заданием.      

  1. Дидактическая игра «Разложи».

Л: Ой ребята! Смотрите, к какому интересному дому мы с вами прилетели.

В каждом доме 3 «этажа», а сверху (на чердаке»), находится графическая схема, показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова). 

Давайте, назовем предметы, которые изображены на карточках, а затем расселим их в нужные квартиры.

Молодцы справились с первым заданием!

А теперь нам нужно лететь дальше.  Все приготовились к полету! Заводим моторы! Р – р – р! 1,2,3,4,5 полетели! (Музыкальное сопровождение)

Л: Дидактическая игра «Собери сундучок».

Л: А вот и вторая планета ребята.  Называется она планета слов.

Посмотрите ребята что это? (Ответы детей).

Правильно это сундук, нам нужно положить в него только те предметы, в названии которых есть звук Р. Инопланетянин Робик не смог справиться один с этим заданием.

Речевой материал: робот, ролики, ежик, рыба, рак, пирамида, лимон, вилка, ракетка.

Л: Какие вы молодцы справились со вторым заданием! А сейчас ребята нужно лететь дальше.  Все приготовились к полету! Заводим моторы! Р – р – р! 1,2,3,4,5 полетели! (Музыкальное сопровождение)

  1. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Л: И вот мы на последней заколдованной планете.  Называется она планета предложений.

Посмотрите здесь разные картинки нам, нужно сказать, чем отличается  вторая  картинка от первой.

Речевой материал: забор некрашенный – забор покрашенный, зонт раскрыт – зонт закрыт, арбуз целый – арбуз разрезанный, чашка целая – чашка разбитая, стекло целое – стекло разбитое, пирамида собрана – пирамида разобрана.

Л: Смотрите ребята,  какая здесь  картина интересная висит.

Дидактическая игра  «Что нарисовал художник неправильно»
Дети отвечаю полным предложением, и говорят, бывает ли такое. (сохраняя правильное произношение звука [р].
Словарь: Рыбак плывет на рыбе, на елке растут розы, рысь стреляет из рогатки помидором, рыба в аквариуме похожа на сову, рыбу ловит рыболов.

Л: Молодцы!

Итог занятия.

Ребята мы выполнили все задания, и чары злого волшебника исчезли. И теперь нам нужно возвращаться обратно в детский сад. Заводим моторы! Р – р – р! 1,2,3,4,5  полетели! (Музыкальное сопровождение)

Вам  понравилось помогать Робику? Было сложно выполнять задания? А какие вам задания понравились?

Инопланетянин Робик благодарит вас за помощь и дарит вам на память медали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение – детский сад №34 «Светлячок»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по теме: «Автоматизация звука Р в слогах, словах,

фразовой речи и в предложении.

                                                             Составитель:

учитель-логопед                      

                                                                        МАДОУ – детский сад № 34 «Светлячок»                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                    Ензак.А. А

г. Кызыл - 2019 г

Возраст детей: 5-6 лет.

Область: речевое развитие

Интеграция областей: Социально – коммуникативное, физическое, познавательное развитие.

Вид деятельности: игровая, коммуникативная.

Цель:  Закрепить навыки четкого произношения звука [Р] в слогах, словах, фразовой речи.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

  • Закреплять  умение характеризовать звук по акустико – артикуляционным признакам;
  • Совершенствовать умение выполнять звуко - слоговой анализ слова;
  • Закреплять умение чётко произносить звук  [Р] в слогах, словах, фразовой речи и в предложении;
  • Формировать умение детей образовывать прилагательные к существительным.

Коррекционно - развивающие:

  • Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата;
  • Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление;
  • Развивать зрительное восприятие.

Коррекционно - воспитательные:

  • Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование:  мультимедийное оборудование, настольные зеркала, картинки символы для артикуляционной гимнастики, салфетки, 3 мольберта, предметные картинки со звуком Р, дидактическое пособие домик, картинки с планетами, магнитные фишки для работы у доски.

Ход занятия

  I. Организационный момент.

Л: Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте, поздороваемся с ними.

     Дети: Здравствуйте!

1. Психогимнастика

Учитель – логопед: А сейчас  встанем в кружок и пожелаем, друг другу доброго утра.

Придумано кем – то                    

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!                    ( Дети повторяют слова приветствия)

- Доброе утро                       (руки вытянуть вверх,

   Солнцу и птицам!                  затем опустить вниз).

- Доброе утро!                     (Улыбнуться друг другу)

Приветливым лицам!

Учитель – логопед:  Ребята, сегодня к нам детский сад пришло письмо. Хотите  узнать, что там написано?

(ответы детей)

Логопед  открывает письмо, и  его читает.

Здравствуйте ребята! Я инопланетянин Робик. Злой волшебник заколдовал планеты. Он боится рычания и не умеет произносить звук [Р] и всё его колдовство от рычания просто исчезает. Я слышал, что вы уже научились произносить этот звук правильно, и поэтому прошу о помощи! Нужно  выполнить все задания и тогда злое волшебство исчезнет. Помогите мне, пожалуйста.

Л: Ребята поможем инопланетянину Робику?

(Ответы детей)

2. Упражнение на развитие речевого дыхания.

Учитель – логопед: Давайте сначала научимся, как нужно правильно дышать.

Дыхательная  гимнастика «Подышим»

Тихо-тихо мы подышим,

Сердце мы свое услышим.

И.п. – сидя

1 – медленный вдох через нос

2 – плавный  выдох через рот.

Л: Замечательно, сделали.

3. Упражнения на развитие артикуляционной моторики.

Чтобы правильно и красиво говорить необходимо, делать что? – Зарядку для язычка. Давайте  вспомним наши упражнения для язычка.

Вспомнить упражнения нам помогут волшебные картинки.

Упражнение «Улыбка  –  Слоник» 

Растянуть губы в улыбке, показав все зубы, затем  вытянуть губы вперед. Выполнять переключения с одной позиции на другую.

Упражнение «Грибочек»

Улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу.

Упражнение «Чистим верхние зубки» 

Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Упражнение «Гармошка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот.

Упражнение «Лошадка» 

Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. 

III Основная часть:

  1. Актуализация имеющихся знаний.

Л: Ребята, как зовут нашего героя, который обратился к нам за помощью?  Давайте, повторим его имя.

Дети повторяют за логопедом слово «Робик».

Учитель – логопед: С какого звука начинается имя Робик?

(ответы детей)

Л:  Ребята давайте вспомним артикуляцию звука [Р]. Губы – полураскрыты, зубы – разомкнуты, широкий кончик языка поднят к верху и дрожит. Давайте вместе произнесем  р – р – р !

 - Правильно, а теперь давайте вспомним какой этот звук гласный или согласный? (звуковая схема) Ответы детей.

-  А теперь определите, какой он звонкий или глухой? Как мы определяем? Мы ушками слушаем, а ручка нам помогает.

-  А звук Р твердый или мягкий? (Ответы детей)

 - А теперь ребята давайте споем рычащую песенку:

РА – РА – РА

РО – РО – РО

РУ – РУ – РУ

РЫ – РЫ – РЫ

Л: Хорошо спели.

2. Л: Ребята вы готовы отправиться в космическое путешествие?

(Ответы детей)

Л: Хорошо, если отгадаете загадку, то узнаете, на чем мы полетим.

Крыльев нет, но эта птица.

Полетит и прилунится.  (Ракета)

Л: Правильно, мы с вами полетим на ракете.  

И так все приготовились к полету. Заводим моторы! Р – р – р ! 1,2,3,4,5 полетели! (Музыкальное сопровождение)

Л: Вот мы и очутились в космическом пространстве. Очень странные здесь планеты. Давайте подлетим к первой планете, называется она  «Планета звуков».

Нужно записать  имя нашего инопланетянина  РОБИК  с помощью звуковых обозначений, а помогут нам это сделать вот эти цветные фишки.

 «Звуко – слоговой  анализ  слова».

Л: Отлично, справились с этим заданием.        

  1. Дидактическая игра «Разложи».

Л: Ой ребята! Смотрите, к какому интересному дому мы с вами прилетели.

В каждом доме 3 «этажа», а сверху (на чердаке»), находится графическая схема, показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова). 

Давайте, назовем предметы, которые изображены на карточках, а затем расселим их в нужные квартиры.

Молодцы справились с первым заданием!

А теперь нам нужно лететь дальше.  Все приготовились к полету! Заводим моторы! Р – р – р! 1,2,3,4,5 полетели! (Музыкальное сопровождение)

Л: Дидактическая игра «Собери сундучок». 

Л: А вот и вторая планета ребята.  Называется она планета слов.

Посмотрите ребята что это? (Ответы детей).

Правильно это сундук, нам нужно положить в него только те предметы, в названии которых есть звук Р. Инопланетянин Робик не смог справиться один с этим заданием.

Речевой материал: робот, ролики, ежик, рыба, рак, пирамида, лимон, вилка, ракетка.

Л: Какие вы молодцы справились со вторым заданием! А сейчас ребята нужно лететь дальше.  Все приготовились к полету! Заводим моторы! Р – р – р! 1,2,3,4,5 полетели! (Музыкальное сопровождение)

  1. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Л: И вот мы на последней заколдованной планете.  Называется она планета предложений.

Посмотрите здесь разные картинки нам, нужно сказать, чем отличается  вторая  картинка от первой.

Речевой материал: забор некрашенный – забор покрашенный, зонт раскрыт – зонт закрыт, арбуз целый – арбуз разрезанный, чашка целая – чашка разбитая, стекло целое – стекло разбитое, пирамида собрана – пирамида разобрана.

Л: Смотрите ребята,  какая здесь  картина интересная висит.

Дидактическая игра  «Что нарисовал художник неправильно»
Дети отвечаю полным предложением, и говорят, бывает ли такое. (сохраняя правильное произношение звука [р].
Словарь: Рыбак плывет на рыбе, на елке растут розы, рысь стреляет из рогатки помидором, рыба в аквариуме похожа на сову, рыбу ловит рыболов.

Л: Молодцы!

Итог занятия. 

Ребята мы выполнили все задания, и чары злого волшебника исчезли. И теперь нам нужно возвращаться обратно в детский сад. Заводим моторы! Р – р – р! 1,2,3,4,5  полетели! (Музыкальное сопровождение)

Вам  понравилось помогать Робику? Было сложно выполнять задания? А какие вам задания понравились?

Инопланетянин Робик благодарит вас за помощь и дарит вам на память медали.

Самоанализ.

1 .Вашему вниманию было предложено подгрупповое занятие в подготовительной группе с детьми посещающих логопункт на тему: «Автоматизация звука Р в слогах, словах, фразовой речи и в предложении», тема выбрана в соответствии с программой, соответствует возрасту детей.

  1. При проведении занятия мною была поставлена цель – Закрепить навыки четкого произношения звука [Р] в слогах, словах, фразовой речи и в предложении.

А также были поставлены задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Закреплять  умение характеризовать звук по акустико – артикуляционным признакам;
  • Совершенствовать умение выполнять звуко - слоговой анализ слова;
  • Закреплять умение чётко произносить звук  [Р] в слогах, словах, фразовой речи и в предложении;
  • Формировать умение детей образовывать прилагательные к существительным.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата;
  • Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление;
  • Развивать зрительное восприятие.

Коррекционно - воспитательные:

  • Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

При подготовке к занятию мною была проведена следующая предварительная работа:

- Рассматривание иллюстраций, картинок, фотоматериалов по данной теме;

- Проведение дидактических игр «Собери сундучок» «Скажи наоборот» «Разложи» «Что нарисовал художник неправильно».

Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно началось, с организационного момента, где активизировалось внимание детей. Установление положительного эмоционального фона. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и были активными помощниками.

Это позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.

3. Речевой материал для занятия был подобран с учетом возрастных и речевых особенностей детей.

   На занятии использовались следующие методы:

Словесные методы

  • «Собери сундучок»
  •  «Скажи наоборот»
  • «Разложи»
  • «Что нарисовал художник неправильно».

Словесные приемы сопровождали все занятие. Я использовала: вопросы (наводящие, констатирующие).

- Уточнения;

- разъяснения;

- словесные инструкции; ( к играм)

Словесные приемы были использованы и в заключительной части занятия.

Практические методы: выполнение артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики.

4.Я считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

Дети были активны. Поставленные цели и задачи были решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия Тема: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах и предложениях».

Конспект индивидуального занятияТема: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах и предложениях».Цели:1. Упражнять в правильном произнесении звука «Р» в слогах, словах и предложениях.2...

Конспект интегрированного занятия по теме: «Звук [С] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в рассказе «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом.»

Конспект интегрированного занятия по теме: «Звук [С] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в рассказе «Общая горка», состав­ленного по картине с проблемным сюжетом.»(итоговое занятие)(фрон...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука -ш- в слогах, словах и предложениях.

Индивидуальное занятия по автоматизации звука -ш- в слогах, словах и предложениях...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях в подготовительной группе

Конспект занятия по автоматизации звука "Р" с использованием презентации и интерактивной доски...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [С] в слогах, словах и предложениях «Путешествие в царство вечной мерзлоты»

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [С] в слогах, словах и предложениях «Путешествие в царство вечной мерзлоты».Составила: Бишаева Оксана Сергеевна – учитель-лого...

Конспект онлайн занятия по автоматизации звука Ш в слогах, словах, предложениях.

Конспект онлайн занятия по автоматизации звука Ш в слогах, словах, предложениях....