Конспект открытого занятия на тему "Автоматизация звука Р в слогах, словах и в предложении"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Муниципальное автономное образовательное учреждение – детский сад №34 «Светлячок»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по теме: «Автоматизация звука Р в слогах, словах,
фразовой речи и в предложении.
Составитель:
учитель-логопед
МАДОУ – детский сад № 34 «Светлячок»
Ензак.А. А
г. Кызыл - 2019 г
Возраст детей: 5-6 лет.
Область: речевое развитие
Интеграция областей: Социально – коммуникативное, физическое, познавательное развитие.
Вид деятельности: игровая, коммуникативная.
Цель: Закрепить навыки четкого произношения звука [Р] в слогах, словах, фразовой речи.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- Закреплять умение характеризовать звук по акустико – артикуляционным признакам;
- Совершенствовать умение выполнять звуко - слоговой анализ слова;
- Закреплять умение чётко произносить звук [Р] в слогах, словах, фразовой речи и в предложении;
- Формировать умение детей образовывать прилагательные к существительным.
Коррекционно - развивающие:
- Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата;
- Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление;
- Развивать зрительное восприятие.
Коррекционно - воспитательные:
- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование: мультимедийное оборудование, настольные зеркала, картинки символы для артикуляционной гимнастики, салфетки, 3 мольберта, предметные картинки со звуком Р, дидактическое пособие домик, картинки с планетами, магнитные фишки для работы у доски.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Л: Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте, поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте!
1. Психогимнастика
Учитель – логопед: А сейчас встанем в кружок и пожелаем, друг другу доброго утра.
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро! ( Дети повторяют слова приветствия)
- Доброе утро (руки вытянуть вверх,
Солнцу и птицам! затем опустить вниз).
- Доброе утро! (Улыбнуться друг другу)
Приветливым лицам!
Учитель – логопед: Ребята, сегодня к нам детский сад пришло письмо. Хотите узнать, что там написано?
(ответы детей)
Логопед открывает письмо, и его читает.
Здравствуйте ребята! Я инопланетянин Робик. Злой волшебник заколдовал планеты. Он боится рычания и не умеет произносить звук [Р] и всё его колдовство от рычания просто исчезает. Я слышал, что вы уже научились произносить этот звук правильно, и поэтому прошу о помощи! Нужно выполнить все задания и тогда злое волшебство исчезнет. Помогите мне, пожалуйста.
Л: Ребята поможем инопланетянину Робику?
(Ответы детей)
2. Упражнение на развитие речевого дыхания.
Учитель – логопед: Давайте сначала научимся, как нужно правильно дышать.
Дыхательная гимнастика «Подышим»
Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим.
И.п. – сидя
1 – медленный вдох через нос
2 – плавный выдох через рот.
Л: Замечательно, сделали.
3. Упражнения на развитие артикуляционной моторики.
Чтобы правильно и красиво говорить необходимо, делать что? – Зарядку для язычка. Давайте вспомним наши упражнения для язычка.
Вспомнить упражнения нам помогут волшебные картинки.
Упражнение «Улыбка – Слоник»
Растянуть губы в улыбке, показав все зубы, затем вытянуть губы вперед. Выполнять переключения с одной позиции на другую.
Упражнение «Грибочек»
Улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу.
Упражнение «Чистим верхние зубки»
Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Упражнение «Гармошка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот.
Упражнение «Лошадка»
Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично.
III Основная часть:
- Актуализация имеющихся знаний.
Л: Ребята, как зовут нашего героя, который обратился к нам за помощью? Давайте, повторим его имя.
Дети повторяют за логопедом слово «Робик».
Учитель – логопед: С какого звука начинается имя Робик?
(ответы детей)
Л: Ребята давайте вспомним артикуляцию звука [Р]. Губы – полураскрыты, зубы – разомкнуты, широкий кончик языка поднят к верху и дрожит. Давайте вместе произнесем р – р – р !
- Правильно, а теперь давайте вспомним какой этот звук гласный или согласный? (звуковая схема) Ответы детей.
- А теперь определите, какой он звонкий или глухой? Как мы определяем? Мы ушками слушаем, а ручка нам помогает.
- А звук Р твердый или мягкий? (Ответы детей)
- А теперь ребята давайте споем рычащую песенку:
РА – РА – РА
РО – РО – РО
РУ – РУ – РУ
РЫ – РЫ – РЫ
Л: Хорошо спели.
2. Л: Ребята вы готовы отправиться в космическое путешествие?
(Ответы детей)
Л: Хорошо, если отгадаете загадку, то узнаете, на чем мы полетим.
Крыльев нет, но эта птица.
Полетит и прилунится. (Ракета)
Л: Правильно, мы с вами полетим на ракете.
И так все приготовились к полету. Заводим моторы! Р – р – р ! 1,2,3,4,5 полетели! (Музыкальное сопровождение)
Л: Вот мы и очутились в космическом пространстве. Очень странные здесь планеты. Давайте подлетим к первой планете, называется она «Планета звуков».
Нужно записать имя нашего инопланетянина РОБИК с помощью звуковых обозначений, а помогут нам это сделать вот эти цветные фишки.
«Звуко – слоговой анализ слова».
Л: Отлично, справились с этим заданием.
- Дидактическая игра «Разложи».
Л: Ой ребята! Смотрите, к какому интересному дому мы с вами прилетели.
В каждом доме 3 «этажа», а сверху (на чердаке»), находится графическая схема, показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова).
Давайте, назовем предметы, которые изображены на карточках, а затем расселим их в нужные квартиры.
Молодцы справились с первым заданием!
А теперь нам нужно лететь дальше. Все приготовились к полету! Заводим моторы! Р – р – р! 1,2,3,4,5 полетели! (Музыкальное сопровождение)
Л: Дидактическая игра «Собери сундучок».
Л: А вот и вторая планета ребята. Называется она планета слов.
Посмотрите ребята что это? (Ответы детей).
Правильно это сундук, нам нужно положить в него только те предметы, в названии которых есть звук Р. Инопланетянин Робик не смог справиться один с этим заданием.
Речевой материал: робот, ролики, ежик, рыба, рак, пирамида, лимон, вилка, ракетка.
Л: Какие вы молодцы справились со вторым заданием! А сейчас ребята нужно лететь дальше. Все приготовились к полету! Заводим моторы! Р – р – р! 1,2,3,4,5 полетели! (Музыкальное сопровождение)
- Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Л: И вот мы на последней заколдованной планете. Называется она планета предложений.
Посмотрите здесь разные картинки нам, нужно сказать, чем отличается вторая картинка от первой.
Речевой материал: забор некрашенный – забор покрашенный, зонт раскрыт – зонт закрыт, арбуз целый – арбуз разрезанный, чашка целая – чашка разбитая, стекло целое – стекло разбитое, пирамида собрана – пирамида разобрана.
Л: Смотрите ребята, какая здесь картина интересная висит.
Дидактическая игра «Что нарисовал художник неправильно»
Дети отвечаю полным предложением, и говорят, бывает ли такое. (сохраняя правильное произношение звука [р].
Словарь: Рыбак плывет на рыбе, на елке растут розы, рысь стреляет из рогатки помидором, рыба в аквариуме похожа на сову, рыбу ловит рыболов.
Л: Молодцы!
Итог занятия.
Ребята мы выполнили все задания, и чары злого волшебника исчезли. И теперь нам нужно возвращаться обратно в детский сад. Заводим моторы! Р – р – р! 1,2,3,4,5 полетели! (Музыкальное сопровождение)
Вам понравилось помогать Робику? Было сложно выполнять задания? А какие вам задания понравились?
Инопланетянин Робик благодарит вас за помощь и дарит вам на память медали.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_avtomatizatsiya_zvuka_r_uchitel_logoped_enzak._a_._a.docx | 35.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение – детский сад №34 «Светлячок»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по теме: «Автоматизация звука Р в слогах, словах,
фразовой речи и в предложении.
Составитель:
учитель-логопед
МАДОУ – детский сад № 34 «Светлячок»
Ензак.А. А
г. Кызыл - 2019 г
Возраст детей: 5-6 лет.
Область: речевое развитие
Интеграция областей: Социально – коммуникативное, физическое, познавательное развитие.
Вид деятельности: игровая, коммуникативная.
Цель: Закрепить навыки четкого произношения звука [Р] в слогах, словах, фразовой речи.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- Закреплять умение характеризовать звук по акустико – артикуляционным признакам;
- Совершенствовать умение выполнять звуко - слоговой анализ слова;
- Закреплять умение чётко произносить звук [Р] в слогах, словах, фразовой речи и в предложении;
- Формировать умение детей образовывать прилагательные к существительным.
Коррекционно - развивающие:
- Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата;
- Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление;
- Развивать зрительное восприятие.
Коррекционно - воспитательные:
- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование: мультимедийное оборудование, настольные зеркала, картинки символы для артикуляционной гимнастики, салфетки, 3 мольберта, предметные картинки со звуком Р, дидактическое пособие домик, картинки с планетами, магнитные фишки для работы у доски.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Л: Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте, поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте!
1. Психогимнастика
Учитель – логопед: А сейчас встанем в кружок и пожелаем, друг другу доброго утра.
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро! ( Дети повторяют слова приветствия)
- Доброе утро (руки вытянуть вверх,
Солнцу и птицам! затем опустить вниз).
- Доброе утро! (Улыбнуться друг другу)
Приветливым лицам!
Учитель – логопед: Ребята, сегодня к нам детский сад пришло письмо. Хотите узнать, что там написано?
(ответы детей)
Логопед открывает письмо, и его читает.
Здравствуйте ребята! Я инопланетянин Робик. Злой волшебник заколдовал планеты. Он боится рычания и не умеет произносить звук [Р] и всё его колдовство от рычания просто исчезает. Я слышал, что вы уже научились произносить этот звук правильно, и поэтому прошу о помощи! Нужно выполнить все задания и тогда злое волшебство исчезнет. Помогите мне, пожалуйста.
Л: Ребята поможем инопланетянину Робику?
(Ответы детей)
2. Упражнение на развитие речевого дыхания.
Учитель – логопед: Давайте сначала научимся, как нужно правильно дышать.
Дыхательная гимнастика «Подышим»
Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим.
И.п. – сидя
1 – медленный вдох через нос
2 – плавный выдох через рот.
Л: Замечательно, сделали.
3. Упражнения на развитие артикуляционной моторики.
Чтобы правильно и красиво говорить необходимо, делать что? – Зарядку для язычка. Давайте вспомним наши упражнения для язычка.
Вспомнить упражнения нам помогут волшебные картинки.
Упражнение «Улыбка – Слоник»
Растянуть губы в улыбке, показав все зубы, затем вытянуть губы вперед. Выполнять переключения с одной позиции на другую.
Упражнение «Грибочек»
Улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу.
Упражнение «Чистим верхние зубки»
Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Упражнение «Гармошка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот.
Упражнение «Лошадка»
Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично.
III Основная часть:
- Актуализация имеющихся знаний.
Л: Ребята, как зовут нашего героя, который обратился к нам за помощью? Давайте, повторим его имя.
Дети повторяют за логопедом слово «Робик».
Учитель – логопед: С какого звука начинается имя Робик?
(ответы детей)
Л: Ребята давайте вспомним артикуляцию звука [Р]. Губы – полураскрыты, зубы – разомкнуты, широкий кончик языка поднят к верху и дрожит. Давайте вместе произнесем р – р – р !
- Правильно, а теперь давайте вспомним какой этот звук гласный или согласный? (звуковая схема) Ответы детей.
- А теперь определите, какой он звонкий или глухой? Как мы определяем? Мы ушками слушаем, а ручка нам помогает.
- А звук Р твердый или мягкий? (Ответы детей)
- А теперь ребята давайте споем рычащую песенку:
РА – РА – РА
РО – РО – РО
РУ – РУ – РУ
РЫ – РЫ – РЫ
Л: Хорошо спели.
2. Л: Ребята вы готовы отправиться в космическое путешествие?
(Ответы детей)
Л: Хорошо, если отгадаете загадку, то узнаете, на чем мы полетим.
Крыльев нет, но эта птица.
Полетит и прилунится. (Ракета)
Л: Правильно, мы с вами полетим на ракете.
И так все приготовились к полету. Заводим моторы! Р – р – р ! 1,2,3,4,5 полетели! (Музыкальное сопровождение)
Л: Вот мы и очутились в космическом пространстве. Очень странные здесь планеты. Давайте подлетим к первой планете, называется она «Планета звуков».
Нужно записать имя нашего инопланетянина РОБИК с помощью звуковых обозначений, а помогут нам это сделать вот эти цветные фишки.
«Звуко – слоговой анализ слова».
Л: Отлично, справились с этим заданием.
- Дидактическая игра «Разложи».
Л: Ой ребята! Смотрите, к какому интересному дому мы с вами прилетели.
В каждом доме 3 «этажа», а сверху (на чердаке»), находится графическая схема, показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова).
Давайте, назовем предметы, которые изображены на карточках, а затем расселим их в нужные квартиры.
Молодцы справились с первым заданием!
А теперь нам нужно лететь дальше. Все приготовились к полету! Заводим моторы! Р – р – р! 1,2,3,4,5 полетели! (Музыкальное сопровождение)
Л: Дидактическая игра «Собери сундучок».
Л: А вот и вторая планета ребята. Называется она планета слов.
Посмотрите ребята что это? (Ответы детей).
Правильно это сундук, нам нужно положить в него только те предметы, в названии которых есть звук Р. Инопланетянин Робик не смог справиться один с этим заданием.
Речевой материал: робот, ролики, ежик, рыба, рак, пирамида, лимон, вилка, ракетка.
Л: Какие вы молодцы справились со вторым заданием! А сейчас ребята нужно лететь дальше. Все приготовились к полету! Заводим моторы! Р – р – р! 1,2,3,4,5 полетели! (Музыкальное сопровождение)
- Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Л: И вот мы на последней заколдованной планете. Называется она планета предложений.
Посмотрите здесь разные картинки нам, нужно сказать, чем отличается вторая картинка от первой.
Речевой материал: забор некрашенный – забор покрашенный, зонт раскрыт – зонт закрыт, арбуз целый – арбуз разрезанный, чашка целая – чашка разбитая, стекло целое – стекло разбитое, пирамида собрана – пирамида разобрана.
Л: Смотрите ребята, какая здесь картина интересная висит.
Дидактическая игра «Что нарисовал художник неправильно»
Дети отвечаю полным предложением, и говорят, бывает ли такое. (сохраняя правильное произношение звука [р].
Словарь: Рыбак плывет на рыбе, на елке растут розы, рысь стреляет из рогатки помидором, рыба в аквариуме похожа на сову, рыбу ловит рыболов.
Л: Молодцы!
Итог занятия.
Ребята мы выполнили все задания, и чары злого волшебника исчезли. И теперь нам нужно возвращаться обратно в детский сад. Заводим моторы! Р – р – р! 1,2,3,4,5 полетели! (Музыкальное сопровождение)
Вам понравилось помогать Робику? Было сложно выполнять задания? А какие вам задания понравились?
Инопланетянин Робик благодарит вас за помощь и дарит вам на память медали.
Самоанализ.
1 .Вашему вниманию было предложено подгрупповое занятие в подготовительной группе с детьми посещающих логопункт на тему: «Автоматизация звука Р в слогах, словах, фразовой речи и в предложении», тема выбрана в соответствии с программой, соответствует возрасту детей.
- При проведении занятия мною была поставлена цель – Закрепить навыки четкого произношения звука [Р] в слогах, словах, фразовой речи и в предложении.
А также были поставлены задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закреплять умение характеризовать звук по акустико – артикуляционным признакам;
- Совершенствовать умение выполнять звуко - слоговой анализ слова;
- Закреплять умение чётко произносить звук [Р] в слогах, словах, фразовой речи и в предложении;
- Формировать умение детей образовывать прилагательные к существительным.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата;
- Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление;
- Развивать зрительное восприятие.
Коррекционно - воспитательные:
- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
При подготовке к занятию мною была проведена следующая предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций, картинок, фотоматериалов по данной теме;
- Проведение дидактических игр «Собери сундучок» «Скажи наоборот» «Разложи» «Что нарисовал художник неправильно».
Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно началось, с организационного момента, где активизировалось внимание детей. Установление положительного эмоционального фона. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и были активными помощниками.
Это позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
3. Речевой материал для занятия был подобран с учетом возрастных и речевых особенностей детей.
На занятии использовались следующие методы:
Словесные методы
- «Собери сундучок»
- «Скажи наоборот»
- «Разложи»
- «Что нарисовал художник неправильно».
Словесные приемы сопровождали все занятие. Я использовала: вопросы (наводящие, констатирующие).
- Уточнения;
- разъяснения;
- словесные инструкции; ( к играм)
Словесные приемы были использованы и в заключительной части занятия.
Практические методы: выполнение артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики.
4.Я считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Дети были активны. Поставленные цели и задачи были решены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия Тема: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах и предложениях».
Конспект индивидуального занятияТема: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах и предложениях».Цели:1. Упражнять в правильном произнесении звука «Р» в слогах, словах и предложениях.2...
Конспект фронтального занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях, скороговорках на тему «Как звук [р] нам в садик попал?» ОНР (ІІІ) минимальные проявления дизартрии подготовительная группа
Конспект занятий по автоматизации звука [Р] в словах, предложениях....
Конспект интегрированного занятия по теме: «Звук [С] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в рассказе «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом.»
Конспект интегрированного занятия по теме: «Звук [С] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в рассказе «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом.»(итоговое занятие)(фрон...
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука -ш- в слогах, словах и предложениях.
Индивидуальное занятия по автоматизации звука -ш- в слогах, словах и предложениях...
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях в подготовительной группе
Конспект занятия по автоматизации звука "Р" с использованием презентации и интерактивной доски...
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [С] в слогах, словах и предложениях «Путешествие в царство вечной мерзлоты»
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [С] в слогах, словах и предложениях «Путешествие в царство вечной мерзлоты».Составила: Бишаева Оксана Сергеевна – учитель-лого...
Конспект онлайн занятия по автоматизации звука Ш в слогах, словах, предложениях.
Конспект онлайн занятия по автоматизации звука Ш в слогах, словах, предложениях....