Использование аудиозаписи песенного материала на занятиях по развитию речи у дошкольников с речевыми нарушениями.
статья по логопедии

Галимова (Захарова) Марина Сергеевна

Использование аудиозаписи песенного материала на занятиях по развитию речи у дошкольников с речевыми нарушениями (статья опубликована в научно-методическом журнале "Детский сад от А до Я" №6, 2012г.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование аудиозаписи песенного материала на занятиях по развитию речи у дошкольников с речевыми нарушениями.

Захарова Марина Сергеевна,

учитель-логопед (первая квалификационная категория)

МАДОУ д/с комбинированного вида «Детство» г. Котельники

Московской области.

Аннотация:

Общеизвестно, что дошкольники с речевой патологией испытывают большие трудности в формировании и развитии связной речи. В качестве стимуляции речевой активности детей автор статьи предлагает использовать аудиозаписи песенного материала на занятиях как средство развития речи у дошкольников с речевыми нарушениями. В статье представлена реализуемая система работы над содержанием аудиозаписей песенного материала в сотрудничестве со специалистами МАДОУ д/с комбинированного вида «Детство» г. Котельники Московской области. Данная система работы позволяет повышать у дошкольников мотивацию к речевой деятельности, улучшать восприятие стихотворного текста, обогащать словарь, развивать грамматический строй и связную речь.

Ключевые слова: аудиозаписи песенного материала; слушание и обсуждение содержания песни; умение пересказывать и понимать смысл текста песни; мотивация к речевой деятельности; оформление связных высказываний; развитие словаря, грамматического строя, связной речи, речевой активности.

Дошкольники с речевой патологией испытывают большие трудности в формировании связной речи, у них также снижена речевая активность, что влечет за собой низкую коммуникативную направленность их речи.

Формирование грамматического строя речи, расширение словаря и обучение рассказыванию и пересказу занимают важное место в общей системе коррекционной работы и проводятся в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Учитывая низкую активность дошкольников с речевой патологией, их утомляемость, недостаточную переключаемость, логопед при построении занятий подбирает соответствующий речевой материал, создает ситуации, стимулирующие потребность дошкольника в речевых высказываниях.

Работая над проблемой развития речи у дошкольников с речевыми нарушениями, мы наблюдали за детьми при слушании и исполнении песен на музыкальных занятиях, в групповой комнате, проводили беседы с музыкальными руководителями, воспитателями. Отметили, что детям нравится процесс пения, музыка привлекает их внимание, но при исполнении дети часто допускают грамматические ошибки в текстах песен, в недостаточной степени понимают значение некоторых слов, содержание песен. Проанализировав данные наблюдения, пришли к выводу, что песенный материал в качестве речевого целесообразно использовать в системе занятий по развитию речи.

О влиянии музыки на душевное и физическое состояние человека было известно еще в античности. Ученые Древней Греции, такие как Пифагор, Аристотель, Платон и др., обращали внимание современников на целительные возможности музыки, которая, по их мнению, устанавливала пропорциональный порядок в человеческом теле.

Исследование механизма воздействия музыки на человека, проведенные учеными В.М. Бехтеревым, И.М. Догелем, И.Р. Тархановой и др., показали, что положительные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга. Звучание приятных мелодий способствует возникновению положительного эмоционального возбуждения, что в свою очередь усиливает внимание и тонизирует ЦНС. Именно такое состояние позволяет ребенку лучше сосредоточиться в работе над текстом, запомнить его и воспроизвести, что в дальнейшем облегчает работу над его содержанием.

Нами была изучена и проанализирована методическая и практическая литература следующих авторов: Фурминой Л.С., Зацепиной М.Б., Картушиной М.Ю., Железновых С.С. и Е.С. и др.

В результате, была подобрана серия аудиозаписей песен по разделам лексических тем для старшей группы. 

Предлагаемая серия аудиозаписей песен рекомендуется для занятий по развитию речи (закрепление грамматических категорий, расширение лексического запаса, формирование фонематического слуха, развитие навыков оформления связного высказывания и пересказа) с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Нами было составлено перспективное годовое планирование работы над содержанием аудиозаписей песенного материала в сотрудничестве с музыкальным руководителем, воспитателем и родителями (см. таблица 1).

Таблица 1

Перспективное годовое планирование работы над содержанием аудиозаписей песенного материала в сотрудничестве с музыкальным руководителем, воспитателем и родителями.

   

п/п

Лексичес-кие темы

Песенный материал

Цели и содержание работы

Учитель-логопед

Музыкальный руководитель

Воспитателя

Родителей

1

Признаки осени. Деревья осенью.

«Разноцветная осень» (муз и сл. Т.Морозовой).

Цель: развивать умение воспринимать текст песни, оформлять связные высказывания по содержанию текста песни.

Содержание: слушание и обсуждение содержания песни.

Цель: закреплять у детей знакомые танцевальные движения.

Содержание: упражнения по музыкально-ритмической деятельности.

Цель: закреплять умение оформлять связные высказывания по содержанию текста песни.

Содержание: слушание песни в свободной форме, беседа.

Цель: закреплять признаки осени на материале песни.

Содержание: слушание и пение песни дома в свободной форме, рисование по теме.

2

Продукты питания.

«Антошка» (муз. В.Шаинского, сл. Ю.Энтина).

Цель: развивать умение пересказывать и понимать смысл текста песни.

Содержание: 

слушание и обсуждение содержания песни.

Цель: закреплять у детей танцевальные движения согласно тексту песни.

Содержание: упражнения по музыкально-ритмической деятельности.

Цель: закреплять умение пересказывать и понимать смысл текста песни.

Содержание: слушание и пение песни в свободной форме.

Цель: закрепить понимание смысла текста песни.

Содержание: слушание и пение песни дома в свободной форме.

3

Домашние животные и их детеныши.

«Пони» (муз. и сл. Т.Морозовой).

Цель: развивать умение отвечать распространенными предложениями,

Содержание: слушание и обсуждение содержания песни.

Цель: закреплять у детей знакомые танцевальные движения.

Содержание: упражнения по музыкально- ритмической деятельности: закрепление танцевального движения- подскоки.

Цель: закреплять умение отвечать распространенными предложениями.

Содержание: слушание и пение песни в свободной форме.

Цель: закреплять умение воспроизводить стихотворный текст песни.

Содержание: слушание и пение песни дома в свободной форме.

4

Дикие животные и их детеныши.

«Белочка» (муз. В.Шаинского, сл. М. Пляцковского).

Цель: развивать умение составлять описательный рассказ с опорой на текст песни.

Содержание: слушание и обсуждение содержания песни.

Цель: закреплять у детей знакомые танцевальные движения.

Содержание: упражнения по музыкально- ритмической деятельности.

Цель: закреплять умение составлять описательный рассказ с опорой на текст песни.

Содержание: слушание и пение песни в свободной форме, рисование по теме «Сказочная белочка».

Цель: закреплять умение воспроизводить описательный рассказ с опорой на текст песни.

Содержание: слушание и пение песни дома в свободной форме, рисование по теме.

5

Зимующие птицы.

«Воробышек» (муз. и сл. Т.Морозовой).

Цель: развивать умение составлять описательный рассказ с опорой на текст песни.

Содержание: слушание и обсуждение содержания песни.

Цель: закреплять у детей знакомые танцевальные движения.

Содержание: упражнения по музыкально- ритмической деятельности.

Цель: закреплять умение составлять описательный рассказ с опорой на текст песни.

Содержание: слушание и пение песни в свободной форме.

Цель: закреплять умение воспроизводить описательный рассказ с опорой на текст песни.

Содержание: слушание и пение песни дома в свободной форме; продуктивная деятельность- изготовление кормушки.

6

Зима. Зимние забавы.

«Кабы не было зимы» (муз. Е.Крылатова, сл. Э.Успенского).

Цель: актуализировать и обогащать словарь по теме, развивать умение отвечать распространенными предложениями.

.Содержание: слушание и обсуждение содержания песни.

Цель: развивать координацию движений, музыкальный слух, выразительное исполнение танцевальных движений.

Содержание: танец под указанную песню.

Цель: закреплять умение оформлять связные высказывания по содержанию текста песни.

Содержание: слушание песни в свободной форме, рисование по теме.

Цель: закреплять признаки зимы на материале песни.

Содержание: слушание и пение песни дома в свободной форме.

7

День защитника Отечества.

«Ты не бойся, мама» (муз. М. Протасова, сл. Е. Шкловского).

Цель: развивать умение оформлять связные высказывания по содержанию текста песни.

Содержание: слушание и обсуждение содержания песни.

Цель: развивать певческие навыки, закреплять движения согласно тексту песни.

Содержание: совместное пение и танец.

Цель: закреплять умение оформлять связные высказывания по содержанию текста песни.

Содержание: слушание песни в свободной форме, беседа.

Цель: закрепить понимание смысла текста песни.

Содержание: слушание и пение песни дома в свободной форме; продуктивная деятельность –изготовление элементов военной формы.

8

Семья.

«Песенка про папу» (муз. В. Шаинского, сл. М. Танича).

Цель: развивать умение воспринимать текст песни, оформлять связные высказывания по содержанию текста песни.

Содержание: слушание и обсуждение содержания песни.

Цель: развивать певческие навыки.

Содержание: пение.

Цель: закреплять умение оформлять связные высказывания по содержанию текста песни.

Содержание: слушание и пение песни в свободной форме, беседа; рисование по теме.

Цель: закреплять умение воспроизводить стихотворный текст песни.

Содержание: слушание и пение песни дома в свободной форме.

9

Мамин праздник.

«Мама - первое слово» (муз. Буржоа Жерар, сл. Ю.Энтина).

Цель: актуализировать и обогащать словарь по теме, развивать умение пересказывать и понимать смысл текста песни.

Содержание: слушание и обсуждение содержания песни.

Цель: закреплять у детей знакомые танцевальные движения.

Содержание: использование упражнений по музыкально-ритмической деятельности во время проведения досуга по теме.

Цель: закреплять умение пересказывать и понимать смысл текста песни.

Содержание: слушание песни в свободной форме.

Цель: закрепить понимание смысла текста песни.

Содержание: слушание и пение песни дома в свободной форме.

10

Весна. Признаки весны.

«Весна-красна» (муз и сл. Т.Морозовой).

Цель:актуализировать и обогащать словарь по теме, развивать умение оформлять связные высказывания с опорой на содержание текста песни.

Содержание: слушание и обсуждение содержания песни.

Цель: закреплять у детей знакомые танцевальные движения.

Содержание: упражнения по музыкально-ритмической деятельности.

Цель: закреплять умение оформлять связные высказывания по содержанию текста песни.

Содержание: слушание и пение песни в свободной форме, беседа.

Цель: закреплять признаки весны с опорой на текст песни.

Содержание: слушание и пение песни дома в свободной форме; продуктивная деятельность- аппликация по теме.

11

Наш город.

«Наш дом» (муз. В.Коняхиной, сл. В.Коняхиной и Е. Бебко).

Цель:актуализировать и обогащать словарь по теме, развивать умение оформлять связные высказывания с опорой на содержание текста песни.

Содержание: слушание и обсуждение содержания песни.

Цель: закреплять знакомые танцевальные движения.

Содержание: танец.

Цель: закреплять умение оформлять связные высказывания по содержанию текста песни.

Содержание: слушание и пение песни в свободной форме, беседа, рисование по теме.

Цель: закреплять умение составлять рассказ о родном городе с опорой на текст песни.

Содержание: слушание и пение песни дома в свободной форме.

12

Рыбы.

«Любитель-рыболов» (муз. М.Старокадом-ского, сл. А. Барто).

Цель: развивать умение пересказывать текст песни.

Содержание: слушание и обсуждение содержания песни.

Цель: развивать певческие навыки.

Содержание: пение.

Цель: закреплять умение пересказывать текст песни.

Содержание: слушание и пение песни в свободной форме.

Цель: закреплять умение воспроизводить стихотворный текст песни.

Содержание: слушание и пение песни дома в свободной форме; продуктивная деятельность- лепка по теме.

13

День Победы.

«Пусть всегда будет Солнце» (муз. А.Островского, сл. Л.Ошанина).

Цель: развивать умение анализировать текст, оформлять связные высказывания по содержанию текста песни.

Содержание: слушание и обсуждение содержания песни.

Цель: развивать певческие навыки.

Содержание: пение.

Цель: закреплять умение оформлять связные высказывания по содержанию текста песни.

Содержание: слушание и пение песни в свободной форме, беседа; рисование по теме «Праздничный салют».

Цель: закрепить понимание смысла текста песни.

Содержание: слушание и пение песни дома в свободной форме.

14

Насекомые.

«В траве сидел кузнечик» (муз. В.Шаинского, сл. Н.Носова).

Цель: развивать умение пересказывать текст песни.

Содержание: слушание и обсуждение содержания песни.

Цель: закреплять у детей знакомые танцевальные движения.

Содержание: упражнения по музыкально-ритмической деятельности.

Цель: закреплять умение пересказывать текст песни.

Содержание: слушание и пение песни в свободной форме.

Цель: закреплять умение воспроизводить стихотворный текст песни.

Содержание: слушание и пение песни дома в свободной форме.

15

Признаки лета. Летние забавы.

«Лето-благодать» (муз. и сл. Т.Морозовой).

Цель:актуализировать и обогащать словарь по теме, развивать умение оформлять связные высказывания с опорой на содержание текста песни.

Содержание: слушание и обсуждение содержания песни.

Цель: закреплять у детей знакомые танцевальные движения.

Содержание: использование упражнений по музыкально-ритмической деятельности во время проведения досуга по теме «Здравствуй, лето!».

Цель: закреплять умение оформлять связные высказывания по содержанию текста песни.

Содержание: слушание и пение песни в свободной форме, беседа.

Цель: закреплять признаки лета с опорой на текст песни.

Содержание: слушание и пение песни дома в свободной форме.

Данный вид работы ежемесячно проводится по выбору выше перечисленных специалистов в соответствии с календарно-тематическим планированием их работы. Приведем пример планирования занятий, которые мы проводили один раз в месяц в течение учебного года (см. таблица 2).

Таблица 2

Ежемесячное планирование работы над содержанием аудиозаписей песенного материала.

   Месяц

Лексические темы

Песенный материал

Цели и содержание работы

Учитель-логопед

Музыкальный руководитель

Воспитателя

Родителей

О

к

т

я

б

р

ь

Признаки осени. Деревья осенью.

«Разноцветная осень» (муз и сл. Т.Морозовой).

Цель: развивать умение воспринимать текст песни, оформлять связные высказывания по содержанию текста песни.

Содержание: слушание и обсуждение содержания песни.

Цель: закреплять у детей знакомые танцевальные движения.

Содержание: упражнения по музыкально-ритмической деятельности.

Цель: закреплять умение оформлять связные высказывания по содержанию текста песни.

Содержание: слушание песни в свободной форме, беседа.

Цель: закреплять признаки осени на материале песни.

Содержание: слушание и пение песни дома в свободной форме, рисование по теме.

Н

о

я

б

р

ь

Продукты питания.

«Антошка» (муз. В.Шаинского, сл. Ю.Энтина).

Цель: развивать умение пересказывать и понимать смысл текста песни.

Содержание: 

слушание и обсуждение содержания песни.

Цель: закреплять у детей танцевальные движения согласно тексту песни.

Содержание: упражнения по музыкально-ритмической деятельности.

Цель: закреплять умение пересказывать и понимать смысл текста песни.

Содержание: слушание и пение песни в свободной форме.

Цель: закрепить понимание смысла текста песни.

Содержание: слушание и пение песни дома в свободной форме.

Д

е

к

а

б

р

ь

Дикие животные и их детеныши.

«Белочка» (муз. В.Шаинского, сл. М. Пляцковского).

Цель: развивать умение составлять описательный рассказ с опорой на текст песни.

Содержание: слушание и обсуждение содержания песни.

Цель: закреплять у детей знакомые танцевальные движения.

Содержание: упражнения по музыкально- ритмической деятельности.

Цель: закреплять умение составлять описательный рассказ с опорой на текст песни.

Содержание: слушание и пение песни в свободной форме, рисование по теме «Сказочная белочка».

Цель: закреплять умение воспроизводить описательный рассказ с опорой на текст песни.

Содержание: слушание и пение песни дома в свободной форме, рисование по теме.

Я

н

в

а

р

ь

Зима. Зимние забавы.

«Кабы не было зимы» (муз. Е.Крылатова, сл. Э.Успенского).

Цель: актуализировать и обогащать словарь по теме, развивать умение отвечать распространенными предложениями.

.Содержание: слушание и обсуждение содержания песни.

Цель: развивать координацию движений, музыкальный слух, выразительное исполнение танцевальных движений.

Содержание: танец под указанную песню.

Цель: закреплять умение оформлять связные высказывания по содержанию текста песни.

Содержание: слушание песни в свободной форме, рисование по теме.

Цель: закреплять признаки зимы на материале песни.

Содержание: слушание и пение песни дома в свободной форме.

Ф

е

в

р

а

л

ь

День защитника Отечества.

«Ты не бойся, мама» (муз. М. Протасова, сл. Е. Шкловского).

Цель: развивать умение оформлять связные высказывания по содержанию текста песни.

Содержание: слушание и обсуждение содержания песни.

Цель: развивать певческие навыки, закреплять движения согласно тексту песни.

Содержание: совместное пение и танец.

Цель: закреплять умение оформлять связные высказывания по содержанию текста песни.

Содержание: слушание песни в свободной форме, беседа.

Цель: закрепить понимание смысла текста песни.

Содержание: слушание и пение песни дома в свободной форме; продуктивная деятельность –изготовление элементов военной формы.

М

а

р

т

Мамин праздник.

«Мама - первое слово» (муз. Буржоа Жерар, сл. Ю.Энтина).

Цель: актуализировать и обогащать словарь по теме, развивать умение пересказывать и понимать смысл текста песни.

Содержание: слушание и обсуждение содержания песни.

Цель: закреплять у детей знакомые танцевальные движения.

Содержание: использование упражнений по музыкально-ритмической деятельности во время проведения досуга по теме.

Цель: закреплять умение пересказывать и понимать смысл текста песни.

Содержание: слушание песни в свободной форме.

Цель: закрепить понимание смысла текста песни.

Содержание: слушание и пение песни дома в свободной форме.

А

п

р

е

л

ь

Наш город.

 «Наш дом» (муз. В.Коняхиной, сл. В.Коняхиной и Е. Бебко).

Цель:актуализировать и обогащать словарь по теме, развивать умение оформлять связные высказывания с опорой на содержание текста песни.

Содержание: слушание и обсуждение содержания песни.

Цель: закреплять знакомые танцевальные движения.

Содержание: танец.

Цель: закреплять умение оформлять связные высказывания по содержанию текста песни.

Содержание: слушание и пение песни в свободной форме, беседа, рисование по теме.

Цель: закреплять умение составлять рассказ о родном городе с опорой на текст песни.

Содержание: слушание и пение песни дома в свободной форме.

М

а

й

День Победы.

«Пусть всегда будет Солнце» (муз. А.Островского, сл. Л.Ошанина).

Цель: развивать умение анализировать текст, оформлять связные высказывания по содержанию текста песни.

Содержание: слушание и обсуждение содержания песни.

Цель: развивать певческие навыки.

Содержание: пение.

Цель: закреплять умение оформлять связные высказывания по содержанию текста песни.

Содержание: слушание и пение песни в свободной форме, беседа; рисование по теме «Праздничный салют».

Цель: закрепить понимание смысла текста песни.

Содержание: слушание и пение песни дома в свободной форме.

И

ю

н

ь

Признаки лета. Летние забавы.

«Лето-благодать» (муз. и сл. Т.Морозова).

Цель:актуализировать и обогащать словарь по теме, развивать умение оформлять связные высказывания с опорой на содержание текста песни.

Содержание: слушание и обсуждение содержания песни.

Цель: закреплять у детей знакомые танцевальные движения.

Содержание: использование упражнений по музыкально-ритмической деятельности во время проведения досуга по теме «Здравствуй, лето!».

Цель: закреплять умение оформлять связные высказывания по содержанию текста песни.

Содержание: слушание и пение песни в свободной форме, беседа.

Цель: закреплять признаки лета с опорой на текст песни.

Содержание: слушание и пение песни дома в свободной форме.

Цель предлагаемых занятий - использовать аудиозаписи песенного материала на занятиях как средство развития речи у дошкольников с речевыми нарушениями.

Задачи данных занятий – создавать мотивацию у детей к речевой активности, развивать умение воспринимать стихотворный текст песен, актуализировать и обогащать словарь, развивать умение отвечать распространенными предложениями, развивать умение выстраивать грамматически правильные фразы, анализировать и пересказывать стихотворный текст.

Работа над содержанием текста песни представляет собой оформление связных высказываний при ответах на вопросы по содержанию текста песни; пересказ текста песни; анализ стихотворного текста с использованием в речи разнообразных средств выразительности, в том числе и языковых (метафор, сравнений, эпитетов, олицетворений); словарную работу, работу над грамматическими категориями.

Прослушивание и обсуждение содержания песни на занятии осуществляется частями (по куплетам). Проводится предварительное прослушивание песни детьми до занятия и после в свободной форме, а также беседы воспитателя по закреплению содержания песни, пение под аудиозапись, в т.ч. на музыкальных занятиях.

Нами систематично раз в месяц проводятся занятия по развитию речи у дошкольников, а также комплексные и интегрированные занятия, досуги с воспитателями и специалистами ДОУ, мастер-классы для родителей с использованием аудиозаписей песен, как средства развития речи у дошкольников с речевыми нарушениями.

Анализируя результаты проводимой работы, следует отметить, что аудиозаписи песенного материала являются нетрадиционным речевым материалом на логопедических занятиях по развитию речи и в других формах работы, их использование вызывает у детей интерес, и им нравится данный вид работы. Улучшается восприятие стихотворного текста песен, обогащается словарь, развивается грамматический строй речи. Повышается уровень их речевой активности и овладения связной речью.

Мы провели диагностическое обследование 14 детей с ОНР и ФФНР по уровню развития словаря, грамматического строя и связной речи в начале и в конце 2010-2011 уч.г. Результаты диагностики, в которых прослеживается положительная динамика в речевом развитии детей, представлены в диаграммах №1 и №2.

Диаграмма №1.

Результаты диагностического обследования уровня развития словаря, грамматического строя и связной речи детей в начале 2010-2011 уч.г.

Диаграмма №2.

Результаты диагностического обследования уровня развития словаря, грамматического строя и связной речи детей в конце 2010-2011 уч.г.

Предлагаем фрагменты из конспектов занятий по развитию речи на темы: «Мамин праздник» и «Продукты питания», включающих работу над содержанием текста аудиозаписи песни.

Фрагмент конспекта занятия по развитию речи на тему «Мамин праздник».

Цель: актуализировать и обогащать словарь по теме, развивать умение пересказывать и понимать смысл текста песни.

Работа над текстом аудиозаписи песни «Мама – первое слово» (муз. Буржоа Жерар, сл. Ю.Энтина).

Учитель-логопед: Ребята, приближается весенний праздник – Международный женский день или 8 Марта. Прежде всего, это праздник для наших любимых мам. О мамах пишут рассказы, стихи, песни. Мы с вами сейчас послушаем замечательную песню о маме и расскажем, о чем в ней поют ребята.

Дети слушают аудиозапись песни по одному куплету с припевом, затем отвечают на вопросы учителя-логопеда.

Вопросы учителя-логопеда к припеву:

1. Назовите главное и первое слово в жизни каждого человека? (Это слово мама.)

2. Почему мама –это первое слово в каждой судьбе, в жизни каждого человека? (Потому что это первое слово, которое говорит малыш, когда подрастает.)

3. Почему мама –это главное слово в жизни каждого человека? (Потому что благодаря маме мы появились на свет, она подарила нам жизнь. Мама –самый близкий, дорогой и любимый человек.)

Вопросы учителя-логопеда к первому куплету:

1. Как заботятся мамы о своих детях ночью? (Мамы не спят ночью, беспокоятся о своих дочках и сыночках, об их здоровье, от волнения могут всплакнуть, засыпают лишь под утро.)

2. Что мы можем видеть благодаря маме вокруг? (Благодаря маме мы можем видеть мир вокруг нас: солнце, землю, небо…)

Вопросы учителя-логопеда ко второму куплету:

Почему мама –это самый лучший и надежный друг? (Потому что, если случится несчастье, мама всегда будет рядом, поможет. Мама с нами и в горе и в радости.)

Вопросы учителя-логопеда к третьему куплету:

1. Всегда ли остаются дети рядом с мамами, когда взрослеют? (Нет.) Что значит выражение «как птица, ввысь улетишь»? (Значит, ты выберешь свою дорогу, свой путь в жизни, может быть, уедешь далеко от мамы…)

2. И даже, когда вы станете взрослыми, и у вас будет своя семья, кем вы останетесь для мамы? (Мы останемся для мамы милыми малышами, детьми.)

3. Ребята, скажите, как нужно относиться к маме? (Маму нужно любить, уважать, слушаться, помогать во всем, заботиться о ней…

Учитель-логопед: Я желаю вам, ребята, чтобы и вы, даже когда вырастите, не забывали своих мам, любили их, заботились, помогали и поддерживали во всем. И тогда ваши мамы будут самыми счастливыми!

Фрагмент конспекта занятия по развитию речи на тему «Продукты питания».

Цель: развивать умение пересказывать и понимать смысл текста песни.

До занятия дети прослушивают аудиозапись песни в свободной форме.

Инсценировка под аудиозапись песни «Антошка» (муз. В.Шаинского, сл. Ю.Энтина).

Логопед: Сейчас мы с вами исполним детскую песню об одном ленивом мальчике Антошке, а потом расскажем, о чем в ней поется.

Для исполнения роли Антошки выбирается один ребенок. Остальные дети поют общий текст под аудиозапись.

После инсценировки дети пересказывают текст песни с опорой на вопросы учителя-логопеда:

1. Куда сначала зовут ребята Антошку? (Ребята зовут Антошку идти копать картошку.) 

2. Что отвечает им Антошка? («Это мы не проходили, это нам не задавали».)

3. Что это значит: умеет ли Антошка копать картошку и хочет ли этому научиться? (Нет, Антошка не умеет копать картошку и не хочет этому учиться. Он ленится).

4. Что ребята просят еще сделать Антошку? (Сыграть им на гармошке.)

5. Что отвечает им Антошка? («Это мы не проходили, это нам не задавали».)

6. Что это значит: умеет ли Антошка играть на гармошке и хочет ли этому научиться? (Нет, Антошка не умеет играть на гармошке и не хочет этому учиться.)

7. Куда приглашают ребята Антошку? (Они говорят ему готовить к обеду ложку, приглашают его садиться за стол обедать.)

8. Что отвечает им Антошка? («Это, братцы, мне по силе! Откажусь теперь едва ли!»)

9. Что это значит? (Что с этим делом Антошка справится, съест обед быстро и легко.)

10. Можно ли назвать Антошку трудолюбивым, старательным? (Нет, он ленивый.)

11. Что значит русская народная поговорка «Кто не работает - тот не ест»? (Чтобы у человека было, что кушать, нужно трудиться, работать, суметь приготовить блюда; чтобы было не стыдно сидеть за столом.)

Учитель-логопед: Я вам желаю не быть похожими на Антошку, а быть трудолюбивыми, старательными, во всем настоящими помощниками взрослым.

Список используемой литературы:

  1. Битова А. Л., Липес Ю. В. Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимуляцию речи у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития // Организация педагогической среды для детей с эмоционально-волевыми нарушениями и нарушениями общения: Метод. Рекомендации. – М., 2000.
  2. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  3. Картушина М.Ю. Логоритмика для дошкольников // Воспитатель ДОУ. – 2009. - №3. - С.78-83.
  4. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной.- М.: Просвещение, 1982.
  5. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. –М., 2004.
  6. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб., 2001.      
  7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2006.                                                                                                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В данной статье описывается опыт систематического использования сюжетно-ролевой игры в коррекционной работе по формированию лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями. Данный...

Проектная деятельность как средство для развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников с речевыми нарушениями.

Требования ФГОС ДО нацеливают педагогов на формирование у дошкольников умения  владеть грамматическим строем языка, связной монологической и диалогической речью, правильно и грамотно выражать сво...

Мастер-класс по речевому развитию. «Развитие словотворчеством. Использование технологий друдлов, лимериков, логосказок, синквейнов при организации «забавных занятий» по развитию речи с дошкольниками».

Масстер -класс по речевому развитию "Развитие словотворчеством. Использование технологий друдлов, лимериков, логосказок, синквейнов при организации "забавных занятий" по развитию речи с...

«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Дидактический синквейн является результативным методом развития связной речи....